Портрет Марка Порция Катона Утического?
Мрамор. Сер. I в. до н. э.Инв. № 1944.Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека. Фото: С. И. Сосновский

Портрет Марка Порция Катона Утического?

Мрамор. Сер. I в. до н. э.
Инв. № 1944.

Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.

Описание:
3. Илл. VI—VII

Рим­ля­нин. Мра­мор­ная голо­ва. Инв. № 1944. При­об­ре­те­на в 1902 г. у рим­ско­го тор­гов­ца пред­ме­та­ми искус­ства при посред­ни­че­стве Арнд­та.

Высота 32 см. Белый мра­мор. Нос и края ушей обло­ма­ны. Кро­ме того, име­ет­ся скол в ниж­ней части шеи и несколь­ко мел­ких повреж­де­ний поверх­но­сти, осо­бен­но на воло­сах и на лбу. Шея под­готов­ле­на для встав­ки в ста­тую.

Име­ет­ся пре­крас­ный порт­рет это­го же чело­ве­ка в Уффи­ци и несколь­ко отлич­ный от него — в Неа­по­ле (Hekler, Bildniskunst 146). с. 43 В эпо­ху Воз­рож­де­ния фло­рен­тий­ский бюст назы­ва­ли име­нем Цице­ро­на, что объ­яс­ня­ет суще­ст­во­ва­ние несколь­ких совре­мен­ных ими­та­ций (Festschrift Wölfflin 1924, p. 148. Münch. Jahrb. N. F. 12, 1937—1938, p. 180. Vessberg, Studien p. 236). Судя по осо­бен­но­стям изготов­ле­ния, все эти антич­ные голо­вы отно­сят­ся к пери­о­ду Ран­ней Импе­рии. Хотя обна­ру­жи­лось, что обо­зна­че­ние «Цице­рон» не выдер­жи­ва­ет кри­ти­ки, оно всё же содер­жит точ­ную оцен­ку дати­ров­ки типа ори­ги­наль­но­го порт­ре­та. Одна­ко с худо­же­ст­вен­ной точ­ки зре­ния это изо­бра­же­ние бли­же к порт­ре­там Цеза­ря, чем к порт­ре­там Цице­ро­на, — а осо­бен­но к недав­но най­ден­но­му порт­ре­ту Като­на (Acta Arch. 18, 1947, p. 118 sqq. pl. 1—2. Mon. Piot 43, 1949, p. 71 sqq., pl. 8. Festschrift Schweitzer 1954 p. 334 sqq). Кро­ме того, как уже отме­чал Арндт, име­ет­ся доволь­но силь­ное сход­ство с так назы­вае­мым «Кор­бу­ло­ном», иден­ти­фи­ка­цию и дати­ров­ку кото­ро­го пере­смот­рел Эд. Шмидт (103. Berl. Wpr. p. 15 sqq. См. выше, p. 13).

Этот порт­рет, види­мо, отно­сит­ся к чис­лу послед­них «рес­пуб­ли­кан­ских», но не пре­до­став­ля­ет нам ни одно­го отправ­но­го пунк­та, кото­рый поз­во­лил бы дать ему имя. Чисто пред­по­ло­жи­тель­но, посколь­ку чело­ве­ка, уве­ко­ве­чен­но­го здесь, свя­зы­ва­ли с Цице­ро­ном, мож­но обра­тить вни­ма­ние на тот факт, что, судя по вре­ме­ни изготов­ле­ния и типу, это вполне может быть порт­рет его зна­ме­ни­то­го кор­ре­спон­ден­та Атти­ка. Есть весо­мые осно­ва­ния наде­ять­ся на обна­ру­же­ние его порт­ре­тов, изготов­лен­ных в эпо­ху Ран­ней Импе­рии: через свою дочь он стал пра­дедом Дру­за, сына Тибе­рия. Суще­ст­ву­ет вели­ко­леп­ный порт­рет Вип­са­нии, мате­ри Дру­за, из Боль­шой Леп­ты (Africa Italiana 8, 1940—1941, p. 67 sq.).

Cat. 571. Billedtavler XXXXV. Rev. Arch. 1932, II, p. 47. Vessberg, Studien p. 235, pl. 81, 1—2. Acta Arch. 12, 1941, p. 38; 13, 1942, p. 196. Schweitzer, Bildniskunst p. 39. Buschor, Hell. Bildn. p. 53, 54, 61; fig. 56. Gnomon 22, 1950, p. 325. Nederlands Kunsthist. Jaarboek 5, 1954, p. 176. Arte Antica e Moderna, Bologna, 6, 1959, p. 138. Boll. d ’Arte 1961 p. 10.


Источники:
(сс) 2008 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст заголовка: музейная подпись к скульптуре, 2008 г.
© 1973 г. Описание: V. Poulsen. Les portraits romains. Vol. I. République et dynastie Julienne.
Copenhague, Ny Carlsberg Glyptotek, 1973, с. 42—43, кат. № 3.
© 2013 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.

комм.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские неизвестный неизвестная неизвестного римлянин марк порций катон утический marcus porcius cato uticensis minor портрет портреты портретный портретная римский мрамор мужской портрет портретная голова марк порций катон утический младший marcus porcius cato uticensis цицерон из уффици псевдо-цицерон так называемый цицерон инв № 1944