Портрет Марка Порция Катона Утического?

Мрамор. Сер. I в. до н. э.
Инв. № 1944.

Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.

Описание:
3. Илл. VI—VII

Рим­ля­нин. Мра­мор­ная голо­ва. Инв. № 1944. При­об­ре­те­на в 1902 г. у рим­ско­го тор­гов­ца пред­ме­та­ми искус­ства при посред­ни­че­стве Арнд­та.

Высота 32 см. Белый мра­мор. Нос и края ушей обло­ма­ны. Кро­ме того, име­ет­ся скол в ниж­ней части шеи и несколь­ко мел­ких повреж­де­ний поверх­но­сти, осо­бен­но на воло­сах и на лбу. Шея под­готов­ле­на для встав­ки в ста­тую.

Име­ет­ся пре­крас­ный порт­рет это­го же чело­ве­ка в Уффи­ци и несколь­ко отлич­ный от него — в Неа­по­ле (Hekler, Bildniskunst 146). с.43 В эпо­ху Воз­рож­де­ния фло­рен­тий­ский бюст назы­ва­ли име­нем Цице­ро­на, что объ­яс­ня­ет суще­ст­во­ва­ние несколь­ких совре­мен­ных ими­та­ций (Festschrift Wölfflin 1924, p. 148. Münch. Jahrb. N. F. 12, 1937—1938, p. 180. Vessberg, Studien p. 236). Судя по осо­бен­но­стям изготов­ле­ния, все эти антич­ные голо­вы отно­сят­ся к пери­о­ду Ран­ней Импе­рии. Хотя обна­ру­жи­лось, что обо­зна­че­ние «Цице­рон» не выдер­жи­ва­ет кри­ти­ки, оно всё же содер­жит точ­ную оцен­ку дати­ров­ки типа ори­ги­наль­но­го порт­ре­та. Одна­ко с худо­же­ст­вен­ной точ­ки зре­ния это изо­бра­же­ние бли­же к порт­ре­там Цеза­ря, чем к порт­ре­там Цице­ро­на, — а осо­бен­но к недав­но най­ден­но­му порт­ре­ту Като­на (Acta Arch. 18, 1947, p. 118 sqq. pl. 1—2. Mon. Piot 43, 1949, p. 71 sqq., pl. 8. Festschrift Schweitzer 1954 p. 334 sqq). Кро­ме того, как уже отме­чал Арндт, име­ет­ся доволь­но силь­ное сход­ство с так назы­вае­мым «Кор­бу­ло­ном», иден­ти­фи­ка­цию и дати­ров­ку кото­ро­го пере­смот­рел Эд. Шмидт (103. Berl. Wpr. p. 15 sqq. См. выше, p. 13).

Этот порт­рет, види­мо, отно­сит­ся к чис­лу послед­них «рес­пуб­ли­кан­ских», но не пре­до­став­ля­ет нам ни одно­го отправ­но­го пунк­та, кото­рый поз­во­лил бы дать ему имя. Чисто пред­по­ло­жи­тель­но, посколь­ку чело­ве­ка, уве­ко­ве­чен­но­го здесь, свя­зы­ва­ли с Цице­ро­ном, мож­но обра­тить вни­ма­ние на тот факт, что, судя по вре­ме­ни изготов­ле­ния и типу, это вполне может быть порт­рет его зна­ме­ни­то­го кор­ре­спон­ден­та Атти­ка. Есть весо­мые осно­ва­ния наде­ять­ся на обна­ру­же­ние его порт­ре­тов, изготов­лен­ных в эпо­ху Ран­ней Импе­рии: через свою дочь он стал пра­дедом Дру­за, сына Тибе­рия. Суще­ст­ву­ет вели­ко­леп­ный порт­рет Вип­са­нии, мате­ри Дру­за, из Боль­шой Леп­ты (Africa Italiana 8, 1940—1941, p. 67 sq.).

Cat. 571. Billedtavler XXXXV. Rev. Arch. 1932, II, p. 47. Vessberg, Studien p. 235, pl. 81, 1—2. Acta Arch. 12, 1941, p. 38; 13, 1942, p. 196. Schweitzer, Bildniskunst p. 39. Buschor, Hell. Bildn. p. 53, 54, 61; fig. 56. Gnomon 22, 1950, p. 325. Nederlands Kunsthist. Jaarboek 5, 1954, p. 176. Arte Antica e Moderna, Bologna, 6, 1959, p. 138. Boll. d ’Arte 1961 p. 10.


Источники:
(сс) 2008 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст заголовка: музейная подпись к скульптуре, 2008 г.
© 1973 г. Текст описания: V. Poulsen. Les portraits romains. Vol. I. République et dynastie Julienne.
Copenhague, Ny Carlsberg Glyptotek, 1973, с. 42—43, кат. № 3.
© 2013 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.

комм.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: мрамор мужской портрет портретная голова Марк Порций Катон Утический Младший Marcus Porcius Cato Uticensis Цицерон из Уффици псевдо-Цицерон так называемый Цицерон Инв № 1944
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА