Дискобол из Кастельпорциано
Паросский мрамор.
Римская копия II в. с бронзового греческого оригинала Мирона сер. V в. до н. э.
Инв. № 56039.Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах. Фото: С. И. Сосновский

Дискобол из Кастельпорциано.

Паросский мрамор.
Римская копия II в. с бронзового греческого оригинала Мирона сер. V в. до н. э.
Инв. № 56039.

Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.

Происхождение:
Из Кастель­пор­ци­а­но (древ­ний Пор­чи­лья­но), вил­ла Реа­ле; най­ден сре­ди руин вил­лы нача­ла импер­ско­го пери­о­да в 1906 г.

Описание:

Фраг­мен­тар­ный дис­ко­бол.

Из Кастель­пор­ци­а­но (древ­ний Пор­чи­лья­но), вил­ла Реа­ле; най­ден сре­ди руин вил­лы нача­ла импер­ско­го пери­о­да.

Ста­туя, без голо­вы, голе­ней, пра­вой руки и паль­цев левой кисти, состав­ле­на из 14 фраг­мен­тов. В несколь­ких местах вид­ны следы преж­ней рестав­ра­ции из гип­са (на левом бед­ре, опо­ре в виде ство­ла паль­мы и базе).

Парос­ский мра­мор.

Высота 148 см (с базой). Инв. № 56039.

Как и в слу­чае с Дис­ко­бо­лом Лан­че­лот­ти, эта ста­туя изо­бра­жа­ет куль­ми­на­ци­он­ный момент дей­ст­вия, перед самым брос­ком. Атлет, тело кото­ро­го устрем­ле­но впе­ред в мощ­ном пово­ро­те, пере­но­сит свой вес на пра­вую ногу. Из недо­стаю­щих частей — пра­вая рука с дис­ком была отведе­на назад, а левая опи­сы­ва­ла широ­кую дугу, каса­ясь пра­во­го коле­на. Неко­то­рые отли­чия от Дис­ко­бо­ла Лан­че­лот­ти поз­во­ля­ют гово­рить о вари­ан­те, а не точ­ной реп­ли­ке ори­ги­на­ла, кото­рый тра­ди­ци­он­но при­пи­сы­ва­ет­ся Миро­ну. Левое пле­чо бли­же к зем­ле, а торс более силь­но зак­ру­чен к зри­те­лю — дета­ли, кото­рые при­да­ют ему бо́льшую трех­мер­ность по срав­не­нию с Дис­ко­бо­лом Лан­че­лот­ти и кото­рые Фукс объ­яс­ня­ет как изме­не­ния, вне­сен­ные уже после Миро­на и повто­рен­ные в эпо­ху Авгу­ста, когда ста­туя была выре­за­на. Пред­ло­жен­ная дата сог­ла­су­ет­ся с фак­том обна­ру­же­ния ста­туи на вил­ле, пост­ро­ен­ной как раз в этот пери­од и рекон­струи­ро­ван­ной ок. 140 г. С дру­гой сто­ро­ны, Д. Кан­ди­лио, при­дер­жи­ваю­ща­я­ся преды­ду­щих изыс­ка­ний, дати­ру­ет ее адри­а­нов­ским вре­ме­нем. В тер­мах Ведия в Эфе­се, пост­ро­ен­ных в середине II в., была слу­чай­но най­де­на копия ста­туи Дис­ко­бо­ла, кото­рая явля­лась частью боль­шой скульп­тур­ной груп­пы — аллю­зии на импе­ра­тор­ский культ. Это откры­тие побуди­ло Ман­дер­шай­да выска­зать наво­дя­щую на раз­мыш­ле­ния мно­го­обе­щаю­щую гипо­те­зу, что раз­ме­ще­ние ста­туй внут­ри рим­ских терм (обыч­но в пале­страх) было частью эллин­ско­го вос­пи­та­ния (paideia) в зда­нии, кото­рое для рим­лян пред­став­ля­ло собой иде­аль­ное про­дол­же­ние гре­че­ско­го гим­на­сия.

Бру­нел­ла Джер­ми­ни (Brunella Germini)

Литература:
W. Fuchs, Die Skulptur der Griechen, München, 1969, p. 176 ff., no. 2269;
Museo Nazionale Romano, Le sculture, A. Giuliano ed., I, 1 (Roma, 1979), p. 180, no. 117 (D. Candilio);
H. Manderscheid, Die Sculpturenausstattung der kaiserzeitlichen Thermenanlagen, Berlin, 1981, p. 43 ff.

Источники:
(сс) 2006 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 2005 г. Описание: Museo Nazionale Romano. Palazzo Massimo alle Terme. English Edition. Edited by Adriano La Regina. Electa, 2005 (First Edition 1998), p. 132.
© 2013 г. Перевод с англ.: С. И. Сосновский.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura греческая греческие статуя statua statuae римский римская римские копия статуи паросский мрамор дискобол дискобола discobolus discobolos метающий диск эфеб атлет юноша спорт спортсмен дискофор метание диска мирон из кастельпорциано порчильяно castelporziano porcigliano villa reale вилла реале инв № 56039