Дискобол из Кастельпорциано.

Паросский мрамор. Римская копия II в. с бронзового греческого оригинала Мирона сер. V в. до н. э.
Инв. № 56039.

Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.

Происхождение:
Из Кастель­пор­ци­а­но (древ­ний Пор­чи­лья­но), вил­ла Реа­ле; най­ден сре­ди руин вил­лы нача­ла импер­ско­го пери­о­да в 1906 г.

Описание:

Фраг­мен­тар­ный дис­ко­бол.

Из Кастель­пор­ци­а­но (древ­ний Пор­чи­лья­но), вил­ла Реа­ле; най­ден сре­ди руин вил­лы нача­ла импер­ско­го пери­о­да.

Ста­туя, без голо­вы, голе­ней, пра­вой руки и паль­цев левой кисти, состав­ле­на из 14 фраг­мен­тов. В несколь­ких местах вид­ны следы преж­ней рестав­ра­ции из гип­са (на левом бед­ре, опо­ре в виде ство­ла паль­мы и базе).

Парос­ский мра­мор.

Высота 148 см (с базой). Инв. № 56039.

Как и в слу­чае с Дис­ко­бо­лом Лан­че­лот­ти, эта ста­туя изо­бра­жа­ет куль­ми­на­ци­он­ный момент дей­ст­вия, перед самым брос­ком. Атлет, тело кото­ро­го устрем­ле­но впе­ред в мощ­ном пово­ро­те, пере­но­сит свой вес на пра­вую ногу. Из недо­стаю­щих частей — пра­вая рука с дис­ком была отведе­на назад, а левая опи­сы­ва­ла широ­кую дугу, каса­ясь пра­во­го коле­на. Неко­то­рые отли­чия от Дис­ко­бо­ла Лан­че­лот­ти поз­во­ля­ют гово­рить о вари­ан­те, а не точ­ной реп­ли­ке ори­ги­на­ла, кото­рый тра­ди­ци­он­но при­пи­сы­ва­ет­ся Миро­ну. Левое пле­чо бли­же к зем­ле, а торс более силь­но зак­ру­чен к зри­те­лю — дета­ли, кото­рые при­да­ют ему бо́льшую трех­мер­ность по срав­не­нию с Дис­ко­бо­лом Лан­че­лот­ти и кото­рые Фукс объ­яс­ня­ет как изме­не­ния, вне­сен­ные уже после Миро­на и повто­рен­ные в эпо­ху Авгу­ста, когда ста­туя была выре­за­на. Пред­ло­жен­ная дата сог­ла­су­ет­ся с фак­том обна­ру­же­ния ста­туи на вил­ле, пост­ро­ен­ной как раз в этот пери­од и рекон­стру­и­ро­ван­ной ок. 140 г. С дру­гой сто­ро­ны, Д. Кан­ди­лио, при­дер­жи­ваю­ща­я­ся преды­ду­щих изыс­ка­ний, дати­ру­ет ее адри­а­нов­ским вре­ме­нем. В тер­мах Ведия в Эфе­се, пост­ро­ен­ных в середине II в., была слу­чай­но най­де­на копия ста­туи Дис­ко­бо­ла, кото­рая явля­лась частью боль­шой скульп­тур­ной груп­пы — аллю­зии на импе­ра­тор­ский культ. Это откры­тие побуди­ло Ман­дер­шай­да выска­зать наво­дя­щую на раз­мыш­ле­ния мно­го­обе­щаю­щую гипо­те­зу, что раз­ме­ще­ние ста­туй внут­ри рим­ских терм (обыч­но в пале­страх) было частью эллин­ско­го вос­пи­та­ния (paideia) в зда­нии, кото­рое для рим­лян пред­став­ля­ло собой иде­аль­ное про­дол­же­ние гре­че­ско­го гим­на­сия.

Бру­нел­ла Джер­ми­ни (Brunella Germini)

Литература:
W. Fuchs, Die Skulptur der Griechen, München, 1969, p. 176 ff., no. 2269;
Museo Nazionale Romano, Le sculture, A. Giuliano ed., I, 1 (Roma, 1979), p. 180, no. 117 (D. Candilio);
H. Manderscheid, Die Sculpturenausstattung der kaiserzeitlichen Thermenanlagen, Berlin, 1981, p. 43 ff.

Источники:
(сс) 2006 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 2005 г. Текст описания: Museo Nazionale Romano. Palazzo Massimo alle Terme. English Edition. Edited by Adriano La Regina. Electa, 2005 (First Edition 1998), p. 132.
© 2013 г. Перевод с англ.: С. И. Сосновский.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: паросский мрамор дискобол метающий диск мрамор римская копия с бронзового оригинала Мирона статуя дискобола эфеб атлет юноша спорт спортсмен диск дискобол дискофор метание диска Мирон дискобол из Кастельпорциано Порчильяно Castelporziano Porcigliano villa Reale вилла Реале Инв № 56039
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА