Спящая Ариадна
Фригийский мрамор. Римская копия оригинала пергамской школы нач. II в. до н. э.
Инв. № 548.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея статуй, 11. Фото: И. А. Шурыгин

Спящая Ариадна.

Фригийский мрамор. Римская копия оригинала пергамской школы нач. II в. до н. э.
Инв. № 548.

Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея статуй, 11.

Происхождение:
Неиз­вест­но. При­об­ре­те­на папой Юли­ем II в 1512 г.

Описание:
АРИАДНА

Ста­туя спя­щей Ари­ад­ны была при­об­ре­те­на папой Юли­ем II в 1512 г. и уста­нов­ле­на во Дво­ре ста­туй (Cortile delle Statue), где она слу­жи­ла укра­ше­ни­ем фон­та­на). После несколь­ких пере­ме­ще­ний, в 1779 г. ее нако­нец поме­сти­ли на ее нынеш­нее посто­ян­ное место. Ее ниша, кото­рую худож­ник Кри­сто­фо­ро Унтер­пер­джер рас­пи­сал еги­пет­ски­ми моти­ва­ми, впо­след­ст­вии пок­ра­си­ли крас­ной крас­кой. В свя­зи с тем, что брас­лет у ста­туи име­ет фор­му змеи, пона­ча­лу она счи­та­лась изо­бра­же­ни­ем Клео­пат­ры, погиб­шей от зме­и­но­го уку­са. Одна­ко в кон­це 1700-х годов Эннио Кви­ри­но Вис­кон­ти решил, что это ста­туя Ари­ад­ны.

Ари­ад­на была доче­рью крит­ско­го царя Мино­са. После того как она помог­ла Тесею прой­ти через Лаби­ринт и убить Мино­тав­ра, небла­го­дар­ный герой поки­нул ее, спя­щую, на ост­ро­ве Нак­сос, где ее про­будил ото сна Дио­нис и взял в жены.

Скульп­ту­ра явля­ет­ся копи­ей ори­ги­на­ла пер­гам­ской шко­лы II в. до н. э., с кото­ро­го во вре­ме­на Рим­ской импе­рии было сде­ла­но несколь­ко реплик.

СТАТУЯ АРИАДНЫ

Ста­туя Ари­ад­ны, кото­рая с кон­ца XVIII в. нахо­дит­ся в Гале­рее ста­туй Музея Пия-Кли­мен­та, была при­об­ре­те­на папой Юли­ем II в 1512 г. Дол­гое вре­мя счи­та­лось, что это ста­туя Клео­пат­ры с брас­ле­том в фор­ме змеи. Она нахо­ди­лась в Бель­веде­ре, в одной из ниш Дво­ра ста­туй (Cortile delle Statue); на одном из рисун­ков Фран­цис­ка де Оллан­де она при­сут­ст­ву­ет как часть деко­ра фон­та­на (1538—1539). При­бли­зи­тель­но в середине XVI в. ее пере­ме­сти­ли на сосед­нюю терри­то­рию, кото­рая ста­ла назы­вать­ся Ком­на­той Клео­пат­ры, где она так­же слу­жи­ла частью убран­ства фон­та­на и раз­ме­ща­лась на искус­ст­вен­ной ска­ле над чашей. В то вре­мя Велас­кес снял с нее копию-отлив­ку, кото­рую мож­но видеть в Королев­ской ака­де­мии Сан-Фер­нан­до в Мад­риде. Эта отлив­ка иск­лю­чи­тель­но важ­на, посколь­ку пред­став­ля­ет фигу­ру в более пра­виль­ном лежа­щем поло­же­нии, чем после рестав­ра­ции, выпол­нен­ной Гас­па­ре Сибил­ла (1772 г.), кото­рый при­дал Ари­адне позу, кото­рую мы видим сего­дня, слиш­ком высо­ко при­под­ня­тую, неесте­ствен­ную для спя­ще­го чело­ве­ка.

Про­ис­хож­де­ние скульп­ту­ры оста­ет­ся неиз­вест­ным. При­ня­то счи­тать, что это копия гре­че­ско­го ори­ги­на­ла, близ­ко­го к про­из­веде­ни­ям пер­гам­ской шко­лы нача­ла II до н. э. Исход­ная ико­но­гра­фия груп­пы извест­на по фрес­кам, моза­и­кам и релье­фам Рим­ско­го пери­о­да: Дио­нис, буду­щий супруг Ари­ад­ны, поки­ну­той Тесе­ем на бере­гу ост­ро­ва Нак­сос, при­бли­жа­ет­ся к ней со сво­ей сви­той.


Источники:
© 2013 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2013 г. Описание: музейные информационные материалы. Пер. с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура γλυπτική sculptura рим ρώμη римская копия ρωμαϊκό αντίγραφο мифология μυθολογία греческая мифология ελληνική μυθολογία mythologia graeca фригийский мрамор статуя скульптура спящая ариадна на острове наксос наплечный браслет на плечо инв № 548 gs 11