Спящая Ариадна.

Фригийский мрамор. Римская копия оригинала пергамской школы нач. II в. до н. э.
Инв. № 548.

Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея статуй, 11.

Происхождение:
Неиз­вест­но. При­об­ре­те­на папой Юли­ем II в 1512 г.

Описание:
АРИАДНА

Ста­туя спя­щей Ари­ад­ны была при­об­ре­те­на папой Юли­ем II в 1512 г. и уста­нов­ле­на во Дво­ре ста­туй (Cortile delle Statue), где она слу­жи­ла укра­ше­ни­ем фон­та­на). После несколь­ких пере­ме­ще­ний, в 1779 г. ее нако­нец поме­сти­ли на ее нынеш­нее посто­ян­ное место. Ее ниша, кото­рую худож­ник Кри­сто­фо­ро Унтер­пер­джер рас­пи­сал еги­пет­ски­ми моти­ва­ми, впо­след­ст­вии пок­ра­си­ли крас­ной крас­кой. В свя­зи с тем, что брас­лет у ста­туи име­ет фор­му змеи, пона­ча­лу она счи­та­лась изо­бра­же­ни­ем Клео­пат­ры, погиб­шей от зме­и­но­го уку­са. Одна­ко в кон­це 1700-х годов Эннио Кви­ри­но Вис­кон­ти решил, что это ста­туя Ари­ад­ны.

Ари­ад­на была доче­рью крит­ско­го царя Мино­са. После того как она помог­ла Тесею прой­ти через Лаби­ринт и убить Мино­тав­ра, небла­го­дар­ный герой поки­нул ее, спя­щую, на ост­ро­ве Нак­сос, где ее про­будил ото сна Дио­нис и взял в жены.

Скульп­ту­ра явля­ет­ся копи­ей ори­ги­на­ла пер­гам­ской шко­лы II в. до н. э., с кото­ро­го во вре­ме­на Рим­ской импе­рии было сде­ла­но несколь­ко реплик.

СТАТУЯ АРИАДНЫ

Ста­туя Ари­ад­ны, кото­рая с кон­ца XVIII в. нахо­дит­ся в Гале­рее ста­туй Музея Пия-Кли­мен­та, была при­об­ре­те­на папой Юли­ем II в 1512 г. Дол­гое вре­мя счи­та­лось, что это ста­туя Клео­пат­ры с брас­ле­том в фор­ме змеи. Она нахо­ди­лась в Бель­веде­ре, в одной из ниш Дво­ра ста­туй (Cortile delle Statue); на одном из рисун­ков Фран­цис­ка де Оллан­де она при­сут­ст­ву­ет как часть деко­ра фон­та­на (1538—1539). При­бли­зи­тель­но в середине XVI в. ее пере­ме­сти­ли на сосед­нюю терри­то­рию, кото­рая ста­ла назы­вать­ся Ком­на­той Клео­пат­ры, где она так­же слу­жи­ла частью убран­ства фон­та­на и раз­ме­ща­лась на искус­ст­вен­ной ска­ле над чашей. В то вре­мя Велас­кес снял с нее копию-отлив­ку, кото­рую мож­но видеть в Королев­ской ака­де­мии Сан-Фер­нан­до в Мад­риде. Эта отлив­ка иск­лю­чи­тель­но важ­на, посколь­ку пред­став­ля­ет фигу­ру в более пра­виль­ном лежа­щем поло­же­нии, чем после рестав­ра­ции, выпол­нен­ной Гас­па­ре Сибил­ла (1772 г.), кото­рый при­дал Ари­адне позу, кото­рую мы видим сего­дня, слиш­ком высо­ко при­под­ня­тую, неесте­ствен­ную для спя­ще­го чело­ве­ка.

Про­ис­хож­де­ние скульп­ту­ры оста­ет­ся неиз­вест­ным. При­ня­то счи­тать, что это копия гре­че­ско­го ори­ги­на­ла, близ­ко­го к про­из­веде­ни­ям пер­гам­ской шко­лы нача­ла II до н. э. Исход­ная ико­но­гра­фия груп­пы извест­на по фрес­кам, моза­и­кам и релье­фам Рим­ско­го пери­о­да: Дио­нис, буду­щий супруг Ари­ад­ны, поки­ну­той Тесе­ем на бере­гу ост­ро­ва Нак­сос, при­бли­жа­ет­ся к ней со сво­ей сви­той.


Источники:
© 2013 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2013 г. Описание: музейные информационные материалы. Пер. с итал.: И. А. Шурыгин.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: фригийский мрамор статуя скульптура спящая Ариадна на острове Наксос наплечный браслет на плечо Инв № 548 GS 11
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА