Фрагмент рельефа аттического саркофага со сценой морской битвы
Мрамор. Нач. III в. н. э.
Инв. № 154.
Венеция, Национальный археологический музей. Фото: И. А. Шурыгин

Фрагмент рельефа аттического саркофага со сценой морской битвы.

Мрамор. Нач. III в. н. э.
Инв. № 154.

Венеция, Национальный археологический музей.

Происхождение:
Из Рима. Посту­пил из собра­ния Джо­ван­ни Гри­ма­ни в 1587 г.

Описание:
III. 22. Фраг­мент сар­ко­фа­га с изо­бра­же­ни­ем бит­вы у кораб­лей.

Инв. № 154.
Мра­мор.
86 × 80 × 13 см.
Нача­ло III в. н. э.
Место обна­ру­же­ния: Рим.
Из собра­ния Джо­ван­ни Гри­ма­ни.

Дан­ный фраг­мент пря­мо­уголь­ной фор­мы явля­ет­ся частью одной из пане­лей сар­ко­фа­га. В те вре­ме­на, когда кол­лек­ция Гри­ма­ни нахо­ди­лась в семей­ном двор­це близ церк­ви Сан­та Мария Фор­мо­за, рельеф укра­шал про­стран­ство над ворота­ми, одна­ко, судя по Кодек­су Эску­ри­а­ла (Codex Escurialensis), в кото­ром содер­жит­ся рису­нок это­го релье­фа, в XV в. он нахо­дил­ся в рай­оне Тра­сте­ве­ре. Голо­ва вои­на, бро­саю­ще­го камень с кораб­ля, явля­ет­ся резуль­та­том совре­мен­ной рестав­ра­ции; его шлем отли­ча­ет­ся от шле­ма его това­ри­ща со щитом, и это раз­ли­чие может быть объ­яс­не­но тем, что рестав­ра­то­ром в каче­стве образ­ца был исполь­зо­ва­ны релье­фы дру­гих сар­ко­фа­гов, на кото­рых подоб­ные вои­ны изо­бра­жа­лись в шле­мах такой фор­мы.

Сце­на, сюже­том для кото­рой, воз­мож­но, послу­жил эпи­зод из «Или­а­ды», изо­бра­жа­ет некую бит­ву вбли­зи кораб­лей; про­стран­ство релье­фа запол­не­но обра­щен­ны­ми впра­во носо­вы­ми частя­ми двух кораб­лей, бога­то укра­шен­ны­ми фигу­ра­ми божеств и мор­ских живот­ных и увен­чан­ны­ми сул­та­на­ми, частич­но захо­дя­щи­ми на верх­нюю листель. На бор­тах кораб­лей сто­ят несколь­ко вои­нов, дру­гие, пав­шие в бою, лежат на зем­ле, а один воин изо­бра­жен в момент, когда он пыта­ет­ся забрать­ся на левый корабль. Вои­ны на пра­вом кораб­ле ведут бой: один защи­ща­ет­ся щитом, тогда как дру­гой бро­са­ет камень во вра­гов. У пра­во­го края релье­фа виден сул­тан третье­го кораб­ля, что свиде­тель­ст­ву­ет о том, что фриз имел про­дол­же­ние впра­во, где был изо­бра­жен еще один корабль.

Вене­ци­ан­ский рельеф отно­сит­ся к серии гре­че­ских атти­че­ских сар­ко­фа­гов с оди­на­ко­вым сюже­том, от кото­рой сох­ра­ни­лось несколь­ко экзем­пля­ров, раз­ли­чаю­щих­ся меж­ду собой ком­по­нов­кой групп вои­нов. Фраг­мент Гри­ма­ни отли­ча­ет­ся тем, что кораб­ли на нем обра­зу­ют зуб­ча­тую линию, а так­же глу­би­ной релье­фа, что поз­во­ля­ет дати­ро­вать его нача­лом III в. н. э.

Aglaia Bollato

Источники:
© 2013 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Данные: музейная аннотация.
© 2004 г. Описание: Favaretto I., De Paoli M., Dossi M. C. Museo Archeologico Nazionale di Venezia. Electa, Milano, 2004, p. 96, cat. III. 22. (пер. с итал. И. А. Шурыгин).
Ключевые слова: мрамор аттический саркофаг рельеф морская битва морское сражение батальная сцена корабль корабли воин воины похищение Европы Инв № 154