Ваза Сосибия.

Пентелийский мрамор.
Нео-аттическая работа ок. 50 г. до н. э.
Высота античной части 65 см; вместе с совр. основанием 78 см.
Инв. № MR 987 / Ma 442.

Париж, Лувр.

Описание:
КРАТЕР С ВОЛЮТООБРАЗНЫМИ РУЧКАМИ

Над­пись: СОСИБИЙ АФИНЯНИН.
Ок. 50 г. до н. э.
Ита­лия (?)
Атти­ка (терри­то­рия Афин).
Пен­те­лий­ский (атти­че­ский) мра­мор, низ­кий рельеф, резь­ба.
Высота антич­ной части 65 см, общая высота с совре­мен­ной нож­кой 78 см.
Из быв­шей кол­лек­ции фран­цуз­ских коро­лей. Кон­фис­ко­ва­на после Рево­лю­ции и переда­на в Лувр в 1797 г.

Ваза Соси­бия.
Инв. № MR 987 / Ma 442.

Эта ваза, в про­шлом при­над­ле­жав­шая Людо­ви­ку XIV, слу­жит отра­же­ни­ем тяги рим­лян к рос­кош­но­му укра­ше­нию сво­их вилл и садов. Афин­ский скуль­п­тор Соси­бий, чье имя выре­за­но на перед­ней сто­роне вазы, без сомне­ния, являл­ся одним из гре­че­ских скуль­п­то­ров, трудив­ших­ся в Риме в кон­це рес­пуб­ли­кан­ско­го пери­о­да. Работая в «нео-атти­че­ском» сти­ле, он исполь­зо­вал деко­ра­тив­ный репер­ту­ар афин­ских мастер­ских и чер­пал вдох­но­ве­ние в антич­ных моде­лях. На релье­фе вазы Апол­лон, Арте­ми­да и Гер­мес воз­глав­ля­ют про­цес­сию вак­хи­че­ских тан­цов­щи­ков.

Фор­ма и декор вазы Соси­бия

Дан­ный кра­тер с волю­то­об­раз­ны­ми руч­ка­ми явля­ет­ся мра­мор­ным вопло­ще­ни­ем извест­но­го типа метал­ли­че­ских сосудов, про­из­во­див­ших­ся с кон­ца пято­го века до н. э., таких как кра­тер Дер­ве­ни (музей Сало­ник, ок. 320 г. до н. э.). Побе­ги плю­ща на гор­ло­вине и орна­мент из ряда оваль­ных выпук­ло­стей на верх­ней части туло­ва обна­ру­жи­ва­ют боль­шое сход­ство с гре­че­ски­ми образ­ца­ми. Руч­ки в местах соеди­не­ния с вазой име­ют фор­му лебеди­ных шей. Рельеф­ный декор туло­ва несет изо­бра­же­ние вак­хи­че­ско­го шест­вия, воз­глав­ля­е­мо­го Арте­ми­дой и Гер­ме­сом, сто­я­щи­ми по сто­ро­нам алта­ря с горя­щей жаров­ней. Боги­ня пред­став­ле­на в обра­зе охот­ни­цы: с кол­ча­ном за спи­ной и луком в левой руке, она дер­жит за ногу оле­ня. Гер­мес изо­бра­жен с каду­це­ем в руке и в хла­миде, корот­ком оде­я­нии пут­ни­ка. Мена­ды, жен­щи­ны-поклон­ни­цы Дио­ни­са, тан­цу­ют под зву­ки музы­каль­ных инстру­мен­тов вме­сте с сати­ром, воору­жен­ным вои­ном и Апол­ло­ном, играю­щим на кифа­ре.

Нео-атти­че­ский стиль

На гре­че­ском алта­ре име­ет­ся под­пись «Соси­бий Афи­ня­нин». Не вызы­ва­ет сомне­ния, что скуль­п­тор, извест­ный толь­ко по дан­но­му про­из­веде­нию, работал в Риме в кон­це Рес­пуб­ли­ки. Обра­тив­шись к деко­ра­тив­но­му репер­ту­а­ру гре­че­ских мастер­ских, на релье­фе он поме­стил моде­ли, отно­ся­щи­е­ся к раз­ным пери­о­дам. Кра­тер, изготов­лен­ный ок. 50 г. до н. э., явля­ет­ся одним из ред­ких при­ме­ров под­пи­сан­ной авто­ром работы, выпол­нен­ной в нео-атти­че­ском сти­ле, столь высо­ко цени­мом и люби­мом рим­ля­на­ми, осо­бен­но когда он исполь­зо­вал­ся в деко­ра­тив­ной скульп­ту­ре, укра­шав­шей рос­кош­ные вил­лы и сады. Тако­вым, веро­ят­но, было пред­на­зна­че­ние и дан­ной вазы, кото­рая мог­ла слу­жить фон­та­ном или урной, на что ука­зы­ва­ет про­свер­лен­ное отвер­стие на боко­вой поверх­но­сти, ныне частич­но зак­ры­тое. Эклек­тич­ность под­бор­ки и арха­ич­ный стиль изо­бра­же­ния пер­со­на­жей под­твер­жда­ют, что в сво­их вку­сах рим­ляне тяго­те­ли как к ста­ро­му, так и к ново­му гре­че­ско­му искус­ству. Арха­и­че­ские одеж­ды Арте­ми­ды и Гер­ме­са ими­ти­ру­ют искус­ство VI века до н. э., тогда как мена­ды явно испол­не­ны под вли­я­ни­ем клас­си­че­ской скульп­ту­ры кон­ца V века, напри­мер, про­из­веде­ний Кал­ли­ма­ха (авто­ра Вене­ры Пра­ро­ди­тель­ни­цы, копию кото­рой мож­но видеть в Лув­ре). Их позы гра­ци­оз­ны, а лег­кие, про­све­чи­ваю­щие дра­пи­ров­ки под­чер­ки­ва­ют жен­ские фор­мы. Изо­бра­жая лицо Апол­ло­на и выби­рая фор­му сосуда, Соси­бий при­дер­жи­вал­ся клас­си­че­ской гре­че­ской тра­ди­ции, о чем свиде­тель­ст­ву­ет их выра­жен­ное сход­ство с про­из­веде­ни­я­ми IV века до н. э.

Astier Marie-Bénédicte

Литература:
1. M. Hamiaux, Les sculptures grecques, II, Paris, Editions de la Réunion des musées nationaux, 1998, pp. 197—199, n. 216.
2. D. Grassinger, Römische Marmorkratere, Monumenta Artis Romanae, XVIII, Mayence-sur-Main, 1991, pp. 183—185, n. 25 et passim, fig. 7, 24, 25 and pl. 16—21.
3. M.-A. Zagdoun, La sculpture archaïsante dans l’art hellénistique et dans l’art romain du Haut-Empire, Bibliothèque des Ecoles Françaises d’Athènes et de Rome, 1989, p. 246, n. 331, pl. 23, fig. 89.

Источники:
© 2014 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Описание: сайт Лувра (пер. с англ. И. А. Шурыгин.)
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: пентелийский мрамор ваза кратер Сосибия Sosibios Sosibius скульптор Сосибий Аполлон Гермес Артемида менада менады сатир пляшущий танцующий воин пиррический танцор танцовщик курет нео-аттическое неоаттическое искусство нео-аттический неоаттический репертуар дионисийское вакхическое шествие тиаз фиаз дионисийская процессия жертвоприношение горящий алтарь плющ лебедь пальметта розетка волюта Инв № MR 987 Ma 442
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА