Погребальная урна вольноотпущенников Скантия Олимпа и Скантии Агелы.

Рисунок Д.-А. Дозио. Ок. 1560 г.
Инв. № N. A. 1159, fol. 8r.

Флоренция, Центральная Национальная библиотека.

Описание:
Самым ран­ним сох­ра­нив­шим­ся изо­бра­же­ни­ем мас­сив­ной мра­мор­ной урны, содер­жав­шей прах пары воль­ноот­пу­щен­ни­ков Скан­ти­ев, мож­но счи­тать зари­сов­ку, сде­лан­ную ок. 1560 г. рим­ским архи­тек­то­ром и скуль­п­то­ром Джо­ван­ни Анто­нио Дозио (1533—1611 гг.), кото­рая хра­нит­ся в Цен­траль­ной Нацио­наль­ной биб­лио­те­ке Фло­рен­ции (inv. N. A. 1159, fol. 8r). В те годы Дозио зара­ба­ты­вал на жизнь рестав­ра­ци­ей антич­ной скульп­ту­ры, и его рисун­ки зафик­си­ро­ва­ли пер­во­на­чаль­ный вид мно­гих памят­ни­ков рим­ской антич­но­сти.

На листе пред­став­ле­ны фрон­таль­ное изо­бра­же­ние урны и фигу­ры с боко­вых релье­фов. Орна­мент окан­то­вок и листе­лей не вос­про­из­веден; над­пись чита­ет­ся чет­ко, хотя содер­жит неточ­но­сти. Рису­нок релье­фа ниж­не­го реги­ст­ра (Пан, Силен и Сатир) поз­во­ля­ет соста­вить пол­ное пред­став­ле­ние о ком­по­зи­ции, одна­ко мел­ких дета­лей он не вос­про­из­во­дит. На полях листа рядом с урной мож­но видеть цен­траль­ные фигу­ры релье­фов боко­вых сто­рон урны — вак­ха­нок, играю­щих на музы­каль­ных инстру­мен­тах. Обра­ща­ет на себя вни­ма­ние, что пол­но­стью утра­чен­ная цен­траль­ная фигу­ра релье­фа тыль­ной сто­ро­ны урны на рисун­ке Дозио не пред­став­ле­на; нет ее и в пер­вом опи­са­нии урны, состав­лен­ном Мар­ти­ном Сме­ци­ем в 1545—1552 гг. и опуб­ли­ко­ван­ном в 1588 г. Види­мо, в середине XVI в. эта фигу­ра уже отсут­ст­во­ва­ла; позд­нее рестав­ра­тор запол­нил лаку­ну встав­кой из дру­го­го сор­та мра­мо­ра с высо­ким релье­фом, сти­ли­сти­че­ски не соот­вет­ст­ву­ю­щим ори­ги­наль­но­му деко­ру.

Пожа­луй, основ­ное зна­че­ние рисун­ка Дозио зак­лю­ча­ет­ся в том, что он содер­жит доста­точ­но подроб­ное изо­бра­же­ние крыш­ки, зак­ры­вав­шей урну. На ней ясно раз­ли­чи­мы две кры­ла­тые Вик­то­рии, дер­жа­щие венок, и орлы по кра­ям фрон­то­на. Впо­след­ст­вии крыш­ка была утра­че­на, и в насто­я­щее вре­мя урну пок­ры­ва­ет мас­сив­ная мра­мор­ная пли­та пря­мо­уголь­ной фор­мы.

Веро­ят­но, урна лиши­лась крыш­ки при пере­ме­ще­ни­ях в Риме или при пере­воз­ке в Рос­сию, и сведе­ний о ней не сох­ра­ни­лось. Пока­за­тель­но, что Г. Кизе­риц­кий в ката­ло­ге антич­ной скульп­ту­ры Эрми­та­жа (1901 г.), види­мо, не зная об ори­ги­наль­ной крыш­ке, тщет­но пытал­ся опре­де­лить на урне поло­же­ние Вик­то­рий, опи­сан­ных Сме­ци­ем. Един­ст­вен­ное вакант­ное место — упо­мя­ну­тая выше лаку­на — име­лось на тыль­ной пане­ли, одна­ко иссле­до­ва­тель счел его недо­ста­точ­ным для двух фигур и объ­яс­нил недо­ра­зу­ме­ние ошиб­кой эпи­гра­фи­ста: «Сме­тий, извест­ный уче­ный XVI века, вме­сто Сати­ра на этой сто­роне ящи­ка упо­ми­на­ет о двух Вик­то­ри­ях, дер­жа­щих венок; но, несмот­ря на обыч­ную точ­ность Сме­тия, он здесь оче­вид­но оши­ба­ет­ся…». Рису­нок Дозио, неиз­вест­ный Г. Кизе­риц­ко­му, дает ключ к этой загад­ке.

Ниже мы при­во­дим пер­вое опи­са­ние урны воль­ноот­пу­щен­ни­ков Скан­ти­ев, состав­лен­ное фла­манд­ским эруди­том Мар­ти­ном Сме­ци­ем (ок. 1525 — ок. 1578 гг.). Маар­тен де Смет (Maarten de Smet) при­был в Рим из Фланд­рии в 1545 г. При­об­ре­тя репу­та­цию уче­но­го эпи­гра­фи­ста, под лати­ни­зи­ро­ван­ным име­нем Martinus Smetius он посту­пил на служ­бу сек­ре­та­рем к страст­но­му кол­лек­ци­о­не­ру антич­но­сти кар­ди­на­лу Родоль­фо Пио да Кар­пи. Нахо­дясь на служ­бе у кар­ди­на­ла, Сме­ций ско­пи­ро­вал огром­ное коли­че­ство антич­ных над­пи­сей, снаб­див неко­то­рые из них (в том чис­ле, урну Скан­ти­ев), крат­ки­ми, но позна­ва­тель­ны­ми опи­са­ни­я­ми. В 1552 г. он поки­нул Рим и уехал на роди­ну, взяв с собой кол­лек­цию меда­лей и ману­скрипт Inscriptionum antiquarum quae passim per Europam liber, содер­жав­ший несколь­ко тысяч над­пи­сей. Во вре­мя вой­ны он бежал из Фланд­рии во Фран­цию. В пути ману­скрипт и кол­лек­ция меда­лей были кон­фис­ко­ва­ны англи­ча­на­ми, а сам Сме­ций вско­ре умер. В Англии ману­скрипт пере­хо­дил из рук в руки, пока не попал к гол­ланд­ско­му послу Иану Дон­зе, кото­рый опуб­ли­ко­вал его в Лей­дене в 1588 г.


Smetius, Martinus: Inscriptionum antiquarum quae passim per Europam liber. 1588. fol. 123v, no. 08.

Погре­баль­ный алтарь, внут­ри фрон­то­на кото­ро­го две кры­ла­тые Вик­то­рии дер­жат венок. На пере­д­них углах орлы, на зад­них шиш­ки пиний.

В садах Меди­чи на Вати­кан­ском хол­ме.

P. SCANTIVS. P. L. OLYMPVS FECIT. SIBI. V. A. IXX SINE CRIMINAE VITAE. ET. SCANTIAE. AGELE. CONLIB. ET. OPTIMAE DE SE BENE. MERITAE

Сни­зу Силен с тир­сом в пра­вой руке и каким-то дру­гим пред­ме­том в левой едет на осле, перед кото­рым шест­ву­ет Пан в рысьей шку­ре с кну­том в пра­вой руке, кото­рый пого­ня­ет осла, таща его за собой. За ослом сле­ду­ет Сатир, кото­рый под­нес пра­вую руку к лицу, а в левой дер­жит изо­гну­тую пал­ку или флей­ту. На пра­вой сто­роне алта­ря Вак­хан­ка игра­ет на двой­ной флей­те. На левой сто­роне Вак­хан­ка бьет в тим­пан.

Smetius, Martinus: Inscriptionum antiquarum quae passim per Europam liber. Accessit auctarium a Iusto Lipsio, Lugduni Batavorum: Ex officina Plantiniana 1588. fol. 123v, no. 08.

При­ме­ча­ние: Сме­ций невер­но ука­зы­ва­ет воз­раст воль­ноот­пу­щен­ни­ка: IXX вме­сто LXX. Види­мо, урна и над­пись были зака­за­ны Пуб­ли­ем при жиз­ни, посколь­ку его воз­раст (LXX) высе­чен иным шриф­том на спе­ци­аль­но остав­лен­ном для это­го про­бе­ле в над­пи­си. Лите­ра L с корот­ким ниж­ним гори­зон­таль­ным эле­мен­том вполне мог­ла быть пере­пу­та­на с I. Воз­мож­но, до рестав­ра­ции урны циф­ры, ука­зы­ваю­щие воз­раст покой­но­го, были вид­ны неот­чет­ли­во, посколь­ку на рисун­ке Дозио так­же оши­боч­но при­веден воз­раст IXX.


Литература:
Smetius, Martinus: Inscriptionum antiquarum quae passim per Europam liber. Accessit auctarium a Iusto Lipsio, Lugduni Batavorum: Ex officina Plantiniana 1588. fol. 123v, no. 08.

Источники:
© 2014 г. Перевод с лат., описание и примечание: И. А. Шурыгин.

комм.

комм.

комм.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: мрамор рельеф надгробный надмогильный памятник мраморная урна для праха пеплохранилище погребальная урна рельеф рельефы Скантий Олимп Скантия Агела рисунок зарисовка эскиз Дозио Dosio Мартин Сметий Смеций Smetius Smet Smezio Инв № inv N A 1159 fol 8r
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА