Портрет Тиберия. Тип «Копенгаген 624».
Белый мелкозернистый мрамор. 14—19 гг. н. э.
Общая высота 45 см, высота головы 25 см.
Инв. № 30. 009.Тулуза, Музей Сен-Реймон.

Портрет Тиберия. Тип «Копенгаген 624».

Белый мелкозернистый мрамор. 14—19 гг. н. э.
Общая высота 45 см, высота головы 25 см.
Инв. № 30. 009.

Тулуза, Музей Сен-Реймон.

Происхождение:
Най­ден в 1844 г. в Безье, ул. П. П. Рике, дом Гас­ка.

Описание:

124. Порт­рет Тибе­рия.

Тип Копен­га­ген 624: 14—19 гг. н. э.
Рис. 98.

Тулу­за, музей Сен-Рей­мон, инв. № 30. 009.
Голо­ва.
Белый мра­мор с очень малень­ки­ми кри­стал­ла­ми.
Обна­ру­же­на в 1844 г. в Безье, на ули­це П. П. Рике, дом Гас­ка.

Раз­ме­ры: общая высота 45 см, высота голо­вы 25 см.

Vidi.

Биб­лио­гра­фия: Espérandieu, I, 528—2 (Тибе­рий); L. Curtius, 1935b, p. 270 (не Тибе­рий); F. P. Johnson, 1941, p. 609 (Тибе­рий); V. Poulsen, n° 2 p. 8—9, fig. 5 (Тибе­рий); L. Polacco, 1955, p. 128—129, pl. 221—222 (Тибе­рий); W. H. Gross, 1962, p. 110 (Тибе­рий); M. Clavel, 1970, p. 469, 485, fig. 485—486 (Тибе­рий); Z. Kiss, 1975, p. 82, fig. 244—245 (Тибе­рий); K. Fittschen, 1977, p. 50 n. 8 (Тибе­рий); F. Salviat — D. Terrer, 1980a, p. 28, fig. (Тибе­рий); A. K. Massner, 1982, p. 58 n. 298, 79 n. 415 (Тибе­рий); K. Fittschen — P. Zanker, 1985, n° 8 p. 14 (Тибе­рий); H. Hänlein-Schäfer, 1985, p. 243 (Тибе­рий); U. Hausmann, 1985, n° 8 p. 212 (Тибе­рий); D. Kreikenbom, 1992, p. 186 (Тибе­рий); J.-Ch. Balty — D. Cazes, 1995, n° 5 p. 72—76, fig. 14, 21, 64, 66, 68 (Тибе­рий); J.-Ch. Balty // RR, n° 140 p. 197, fig. (Тибе­рий); F. Hurlet, 1997, p. 462, fig. 39 (Тибе­рий); Ch. Br. Rose, 1997, p. 126, fig. 160 (Тибе­рий); D. Cazes, 1999, p. 51—52 (Тибе­рий); D. Boschung, 2002, n° 13. 4 p. 58, pl. 422—424 (Тибе­рий, тип Копен­га­ген 624).

с. 349 Сохран­ность: Порт­рет почти не повреж­дён, выщерб­лен толь­ко кон­чик носа. Поверх­ность кожи, очень туск­лая, несо­мнен­но, пост­ра­да­ла от слиш­ком интен­сив­ной чист­ки.

Опи­са­ние: Голо­ва име­ет соеди­ни­тель­ную встав­ку с выре­зом в фор­ме обра­щён­но­го вниз тре­уголь­ни­ка; она повёр­ну­та впра­во. Обособ­ле­ние отдель­ных прядей чёл­ки под­чёрк­ну­то тем, что интер­ва­лы меж­ду ними повтор­но обра­бота­ны рез­цом, что при­да­ёт каж­дой пряди косую фор­му. Если воло­сы на лбу и вис­ках выпол­не­ны чрез­вы­чай­но тща­тель­но, то с затыл­ком дело обсто­ит ина­че — там воло­сы лишь очень гру­бо наме­че­ны. Уши тоже изо­бра­же­ны доволь­но схе­ма­тич­но.

Ком­мен­та­рий: Рез­кие и очень инди­виду­а­ли­зи­ро­ван­ные чер­ты это­го порт­ре­та — креп­кий нос с гор­бин­кой, выдаю­щий­ся под­бо­ро­док, очень объ­ём­ный череп­ной свод — поз­во­ля­ют без труда иден­ти­фи­ци­ро­вать Тибе­рия; к тому же, за иск­лю­че­ни­ем Л. Кур­ци­у­са, иссле­до­ва­те­ли нико­гда не оспа­ри­ва­ли дан­ную атри­бу­цию. В отли­чие от боль­шин­ства дру­гих порт­ре­тов это­го импе­ра­то­ра, обна­ру­жен­ных в Гал­лии (все­го их десять), типо­ло­ги­за­ция и, сле­до­ва­тель­но, дати­ров­ка кото­рых чрез­вы­чай­но про­бле­ма­тич­ны, этот бюст не пред­став­ля­ет труд­но­стей: он изо­бра­жа­ет Тибе­рия в соот­вет­ст­вии с типом, про­вод­ни­ком (Leitstück) для кото­ро­го высту­па­ет вели­ко­леп­ная голо­ва из Копен­га­ген­ско­го музея365 и кото­рый поэто­му назван «тип Копен­га­ген 624». Для него харак­тер­на груп­па из шести прядей, изо­гну­тых вле­во; пра­вее нахо­дит­ся три малень­ких локо­на, обра­зу­ю­щих с ней «вил­ку», а левее — сомкну­тая «клеш­ня», рас­по­ло­жен­ная в углу лба. Голо­ва из Безье, в силу сво­ей пре­крас­ной сохран­но­сти и край­ней точ­но­сти, с кото­рой скуль­п­тор про­ра­ботал дета­ли чёл­ки, несо­мнен­но пред­став­ля­ет собой один из экзем­пля­ров, наи­бо­лее вер­но пере­даю­щих прото­тип (Urbild).

Сего­дня обще­при­знан­но, что тип «Копен­га­ген 624», к насто­я­ще­му момен­ту пред­став­лен­ный при­мер­но два­дца­тью реп­ли­ка­ми366, явля­ет­ся третьим в ико­но­гра­фии прин­цеп­са: он сле­ду­ет за типом «Базель» и типом, кото­рый назы­ва­ет­ся «Усы­нов­ле­ние», наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ным в 4 г. н. э., и с. 350 есть все осно­ва­ния пола­гать, что имен­но при­ход к вла­сти Тибе­рия послу­жил при­чи­ной созда­ния ново­го офи­ци­аль­но­го порт­ре­та. Этот совер­шен­но реа­ли­стич­ный образ, в кото­ром одно­вре­мен­но отверг­ну­ты и клас­си­ци­сти­че­ские и иде­а­ли­сти­че­ские чер­ты порт­ре­тов Авгу­ста, и юный облик типа «Усы­нов­ле­ние», оста­вал­ся в силе на про­тя­же­нии вось­ми лет, меж­ду 14 г. н. э. и момен­том, когда, через несколь­ко лет после смер­ти Гер­ма­ни­ка, в 22—23 гг. н. э. Друз Млад­ший полу­чил три­бун­скую власть, что обо­зна­чи­ло его как един­ст­вен­но­го наслед­ни­ка тро­на; это важ­ное собы­тие поро­ди­ло новый порт­рет импе­ра­то­ра (тип III у У. Хау­сма­на, или тип «Бер­лин — Неа­поль — Соррен­то»), кото­рый луч­ше все­го пред­став­лен экзем­пля­ра­ми из Ави­ньо­на (кат. № 117), Нима (кат. № 198) и Шира­га­на (кат. № 211).

Одна­ко нали­чие в Безье, наряду с импе­ра­то­ром, порт­ре­та Гер­ма­ни­ка и, глав­ное, самого Дру­за Млад­ше­го, изо­бра­жён­но­го в соот­вет­ст­вии с типом, кото­рый непо­сред­ст­вен­но пред­ше­ст­во­вал типу, создан­но­му как раз после смер­ти его при­ём­но­го бра­та (тип «Лувр 1240»)367, поз­во­ля­ет немно­го сузить дати­ров­ку порт­ре­та Тибе­рия: он был изготов­лен меж­ду 14 и 19 гг. н. э., до смер­ти Гер­ма­ни­ка, в пери­од, когда груп­пы ста­туй свиде­тель­ст­ву­ют о том, что власть отныне пере­шла к Клав­ди­ям; груп­па из трёх порт­ре­тов, най­ден­ная в Безье, как и над­пи­си на арке Сен­та (кат. № 26—28), вели­ко­леп­но отра­жа­ет дина­сти­че­скую идео­ло­гию пер­вых лет прав­ле­ния Тибе­рия; поэто­му состав­ля­ет рез­кий кон­траст с груп­пой пред­ше­ст­ву­ю­ще­го пери­о­да, кото­рая отда­ва­ла дань роду Юли­ев и потом­ству Юлии и Агрип­пы.

ПРИМЕЧАНИЯ:

365Копен­га­ген, Новая Карлс­берг­ская глип­то­те­ка, инв. № 1750 = F. Poulsen, 1951, n° 624; F. Johansen, 1995, 1, n° 47 p. 118—119, fig.

366Ж.-Ш. Бал­ти (J.-Ch. Balty, 1995, p. 73) пере­чис­ля­ет 18 порт­ре­тов вме­сто 25, упо­мя­ну­тых Д. Бошун­гом (D. Boschung, 1993b, p. 58).

367J.-Ch. Balty, 1998, p. 15—16, fig. 12 p. 16.

Источники:
© 2006 г. Фото, текст: Rosso E. L’Image de l’empereur en Gaule Romaine. Portraits et inscriptions. Éditions du Comité des travaux historiques et scientifiques, Paris, 2006. С. 348—350, кат. № 124, илл. 98.
© 2014 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura рим имперский портрет римский император тиберий i тиберия imperator tiberius юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii портрет портреты римский портрет белый мелкозернистый мрамор мужской портрет бюст голова римский император тиберий i тип копенгаген 624 инв № 30. 009