Портрет Германика. Тип «Безье».
Белый мрамор (каррарский). 14—19 гг. н. э.
Общая высота 41,2 см, высота головы 24,5 см.
Инв. № 30. 010.
Тулуза, Музей Сен-Реймон.

Портрет Германика. Тип «Безье».

Белый мрамор (каррарский). 14—19 гг. н. э.
Общая высота 41,2 см, высота головы 24,5 см.
Инв. № 30. 010.

Тулуза, Музей Сен-Реймон.

Происхождение:
Най­ден в 1844 г. в Безье, ул. П. П. Рике, дом Гас­ка.

Описание:

125. Порт­рет Гер­ма­ни­ка

Тип Безье: 14—19 гг. н. э.
Рис. 99.

Тулу­за, музей Сен-Рей­мон, инв. № 30. 010.
Голо­ва.
Белый мра­мор очень высо­ко­го каче­ства, несо­мнен­но, каррар­ский.
Обна­ру­же­на в 1844 г. в Безье, на ули­це П. П. Рике, дом Гас­ка.

Раз­ме­ры: общая высота 41,2 см, высота голо­вы 24,5 см.

Vidi.

Биб­лио­гра­фия: Espérandieu, I, 528—8 (Друз Млад­ший); L. Curtius, 1935b, p. 269 pl. 34—35 (Друз Стар­ший); V. Poulsen, 1946, n° 8 p. 12 (Друз Стар­ший); W.-H. Gross, 1962, p. 110 (неиз­вест­ный); M. Clavel, 1970, p. 470—471, 487 fig. 55; Z. Kiss, 1975, p. 105 n. 3, 113, 121, fig. 444—445 (Гер­ма­ник); H. Jucker, 1977, p. 223 (Гер­ма­ник); K. Fittschen, 1977, p. 44 n. 17p (Гер­ма­ник); F. Salviat — D. Terrer, 1980b, p. 66—69 (Гер­ма­ник); H. Hänlein-Schäfer, 1985, p. 243 (Гер­ма­ник); K. Fittschen, 1987, p. 209 pl. IV-17 (Гер­ма­ник); A. K. Massner, 1982, p. 89 n. 473 n° 2 (Гер­ма­ник); J.-Ch. Balty — D. Cazes, 1995, n° 6 p. 79—85, fig. 16, 22, 70, 71, 74, 75, 76 (Гер­ма­ник); J.-Ch. Balty // RR, n° 141 p. 198, fig. (Гер­ма­ник); F. Hurlet, 1997, p. 462, fig. 40—41 (Гер­ма­ник); Ch. Br. Rose, 1997, p. 126, fig. 163 (Гер­ма­ник); D. Cazes, 1999, p. 51—52 (Гер­ма­ник); D. Boschung, 2002, n° 13—15 p. 59, pl. 431—433 (Гер­ма­ник, тип Безье).

Сохран­ность: Край лево­го уха ско­лот; малень­кий обло­мок отско­чил от кон­чи­ка носа; несколь­ко цара­пин на левой щеке и шее; край соеди­ни­тель­ной встав­ки выщерб­лен сза­ди в левой части.

с. 351 Опи­са­ние: Голо­ва повёр­ну­та впра­во; раз­рез соеди­ни­тель­ной встав­ки намно­го шире в пра­вой части — это может озна­чать, что ста­туя, к кото­рой она при­над­ле­жа­ла, была в воен­ных доспе­хах368. Нос креп­кий и выгну­тый, тон­кие губы при­да­ют порт­ре­ту суро­вое выра­же­ние. Малень­кие гла­за, высо­ко рас­по­ло­жен­ные под над­бров­ны­ми дуга­ми, очер­че­ны очень чёт­ко и рез­ко: чрез­вы­чай­но точ­ная линия выпол­не­на рез­цом вокруг ниж­не­го края. Воло­сы выре­за­ны с такой же скру­пу­лёз­ной точ­но­стью; каж­дая прядь изо­бра­же­на в мель­чай­ших дета­лях, но все вме­сте сох­ра­ня­ют насто­я­щую мяг­кость. Напро­тив, зад­няя часть голо­вы, явно неза­кон­чен­ная, выпол­не­на в весь­ма уди­ви­тель­ном сти­ле: пряди, у кото­рых доволь­но глу­бо­ки­ми желоб­ка­ми набро­са­ны лишь кон­ту­ры, рас­по­ло­же­ны вокруг макуш­ки напо­до­бие «мор­ской звезды»; в про­филь вид­но, что для моде­ли­ро­ва­ния объ­ё­ма волос была сох­ра­не­на допол­ни­тель­ная, гру­бо очер­чен­ная тол­щи­на мра­мор­ной мас­сы.

Ком­мен­та­рий: И сно­ва имен­но иссле­до­ва­ние групп ста­туй и их соста­ва поз­во­ля­ет уве­рен­но иден­ти­фи­ци­ро­вать чело­ве­ка, внеш­ность кото­ро­го пере­да­ёт этот порт­рет: дей­ст­ви­тель­но, этот моло­дой чело­век неод­но­крат­но встре­ча­ет­ся рядом с Дру­зом Млад­шим — как, впро­чем, и в Безье; явно утон­чён­ное сход­ство двух прин­цев, их оди­на­ко­вый воз­раст тоже побуди­ли почти всех иссле­до­ва­те­лей при­знать в изо­бра­жён­ном Гер­ма­ни­ка, при­ём­но­го сына Тибе­рия.

Прото­тип (Urbild) вос­про­из­ведён­но­го здесь типа изве­стен более чем по два­дца­ти пяти реп­ли­кам; несо­мнен­но, этот порт­рет моло­до­го чело­ве­ка рас­про­стра­нял­ся наи­бо­лее широ­ко; деталь­ная про­ра­бот­ка прядей на голо­ве из Тулу­зы дела­ет её глав­ной в этой серии; чёл­ка, состо­я­щая из гиб­ких и подвиж­ных прядей, не отли­ча­ет­ся ника­ким осо­бо замет­ным моти­вом: толь­ко две малень­кие «клеш­ни», очень плот­но сомкну­тые, по углам лба, а так­же груп­па из четы­рёх прядей, зачё­сан­ных впра­во, поз­во­ля­ют сра­зу увидеть, что такое рас­по­ло­же­ние прядей вос­хо­дит к порт­ре­там Тибе­рия того типа, кото­рый был создан после его при­хо­да к вла­сти (см. кат. № 124), хотя направ­ле­ние прядей цен­траль­ной с. 352 груп­пы изме­не­но; такое сход­ство — вовсе не пустяк; оно мно­го гово­рит о том, какое место зани­ма­ли сыно­вья импе­ра­то­ра, когда послед­ний взо­шёл на трон.

Дей­ст­ви­тель­но, в это самое вре­мя Гер­ма­ник и Друз Млад­ший ока­за­лись наслед­ни­ка­ми пер­вой оче­реди, и их одно­вре­мен­ное при­сут­ст­вие в груп­пах из Мен­та­ны, Меди­ны Сидо­нии, а так­же Цеп­ту­рип, рас­кры­ва­ет ори­ен­та­цию тогдаш­ней дина­сти­че­ской поли­ти­ки: в них вос­про­из­во­дит­ся «пара иде­аль­ных наслед­ни­ков», подоб­ная той, кото­рую с деся­ток лет назад состав­ля­ли Гай и Луций Цеза­ри. Август усы­но­вил этих бра­тьев, раз­ни­ца в воз­расте меж­ду кото­ры­ми была мини­маль­ной; так­же он пред­пи­сал Тибе­рию усы­но­вить Гер­ма­ни­ка. Сле­до­ва­тель­но, вре­мя созда­ния типа Безье не вызы­ва­ет сомне­ний: оно сов­па­да­ет со вре­ме­нем созда­ния II типа Тибе­рия и соот­вет­ст­ву­ет 14 г. н. э.

Смерть Гер­ма­ни­ка в 19 г. н. э. сно­ва раз­ру­ши­ла эту сим­мет­рию двух «бра­тьев», кото­рая была пло­дом насто­я­ще­го поли­ти­че­ско­го стро­и­тель­ства, посколь­ку не толь­ко их долж­ност­ные, но и воен­ные карье­ры были парал­лель­ны. Они оба полу­чи­ли про­кон­суль­ский импе­рий на несколь­ко лет: Гер­ма­ник отпразд­но­вал три­умф в 17 г. за Гер­ма­нию369, а на сле­дую­щий год сенат пре­до­ста­вил Дру­зу почесть ова­ции за победы в Илли­рии370.

Груп­па из Безье, в состав кото­рой вхо­дят два прин­ца в воен­ной одеж­де рядом с импе­ра­то­ром через неко­то­рое вре­мя после его при­хо­да к вла­сти, отра­жа­ет идео­ло­ги­че­ский кли­мат этих пер­вых лет прав­ле­ния Тибе­рия.

ПРИМЕЧАНИЯ:

368J.-Ch. Balty — D. Cazes, 1995, p. 83.

369F. Hurlet, 1997, p. 568.

370Ibid., p. 571.

Источники:
© 2006 г. Фото, текст: Rosso E. L’Image de l’empereur en Gaule Romaine. Portraits et inscriptions. Éditions du Comité des travaux historiques et scientifiques, Paris, 2006. С. 350—352, кат. № 125, илл. 99.
© 2014 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.
Ключевые слова: скульптура γλυπτική sculptura рим ρώμη имперский портрет αυτοκρατορικό πορτρέτο юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев ιουλιο-κλαυδιανή δυναστεία iulio-claudia германик цезарь g145 γερμανικός germanicus caesar απεικόνιση римский белый каррарский мрамор мужской портрет голова германик цезарь g145 germanicus caesar юлии-клавдии тип безье инв № 30 010