Цоколь статуи с рельефным изображением тренировки гладиаторов
Мрамор.
Патры. Конец I — начало II в. н. э.
Инв. № 1915.Патры, Новый археологический музей. Фото: И. А. Шурыгин

Цоколь статуи с рельефным изображением тренировки гладиаторов.

Мрамор.
Патры. Конец I — начало II в. н. э.
Инв. № 1915.

Патры, Новый археологический музей.

Происхождение:
Пред­по­ло­жи­тель­но, рельеф осно­ва­ния мону­мен­та спон­со­ру гла­ди­а­тор­ских состя­за­ний.

Описание:
На мра­мор­ной пли­те рельеф­но­го фри­за изо­бра­же­на тре­ни­ров­ка трех пар гла­ди­а­то­ров. Сле­ва — два тяже­ло­во­ору­жен­ных гла­ди­а­то­ра, в цен­тре — пара гла­ди­а­то­ров-фра­кий­цев, спра­ва — пара гла­ди­а­то­ров, один из кото­рых дер­жит сеть (retiarius), а вто­рой, пред­по­ло­жи­тель­но, мир­мил­лон (mirmillo), име­ет тяже­лое воору­же­ние.

Пары гла­ди­а­то­ров (Gladiatorum Paria).

Мра­мор­ная пли­та с рельеф­ным фри­зом, облом­лен­ная спра­ва и сле­ва сни­зу. Инв. № 1915, раз­ме­ры 0,69 × 0,325 × 4—6,5 см. Най­де­на при рас­коп­ках на углу улиц Димит­ри­оса Гуна­ри­са и Иоан­на Вла­ху в 1980 году, повтор­но исполь­зо­ва­лась в антич­ной построй­ке (рис. 32).

Рис. 33. Вер­ти­каль­ный раз­рез релье­фа с гла­ди­а­тор­ски­ми пара­ми.

с. 389 Пли­та увен­чи­ва­ет­ся эхи­ном[1], верх­няя сто­ро­на кото­ро­го несёт ана­ти­рон[2]; фигу­ры рас­по­ло­же­ны на одной план­ке (regula), «каб­лу­чок» (cyma reversa), отме­чаю­щий пере­ход к ниж­не­му пояс­ку (высотой 4 см), почти нетро­нут спра­ва, со следа­ми рез­ца и ана­ти­ро­на, одна­ко сле­ва был отде­лён фраг­мент «каб­луч­ка» дли­ной 35 см, веро­ят­но, в позд­ней­шую эпо­ху. Поверх­ность лево­го сты­ка гру­бо обра­бота­на. На верх­ней сто­роне, глад­кой, выем­ка 90 × 1,5 см у лево­го края слу­жи­ла, веро­ят­но, для при­креп­ле­ния дру­гой пли­ты, ещё одна выем­ка, мень­ше­го раз­ме­ра, в 40 см от это­го края, была отвер­сти­ем для гвоздя (следы окра­ши­ва­ния вслед­ст­вие кор­ро­зии метал­ла) для закреп­ле­ния на вер­ти­каль­ной поверх­но­сти. С этой же целью в эхине про­свер­ле­но неболь­шое отвер­стие (1 см) на рас­сто­я­нии 6 см от облом­лен­но­го пра­во­го края. Воз­мож­на и дру­гая иден­ти­фи­ка­ция, по следам метал­ла на осно­ва­нии фри­за, одна­ко он не пере­се­ка­ет пли­ту от края до края. Плос­кость релье­фа рас­по­ло­же­на под углом к зад­ней поверх­но­сти так, что тол­щи­на сте­лы умень­ша­ет­ся от осно­ва­ния (6,5 см) к вер­шине (4 см) (рис. 33).

Три пары гла­ди­а­то­ров пред­став­ле­ны в про­цес­се сра­же­ния. С пра­во­го края отсут­ст­ву­ет часть гла­ди­а­то­ра. Руки и щиты левой пары, кин­жал край­не­го лево­го гла­ди­а­то­ра, пра­вая рука рети­а­рия и шле­мы повреж­де­ны.

Левая пара состо­ит из двух схо­жих тяже­ло­во­ору­жён­ных гла­ди­а­то­ров. Они дер­жат оваль­ные и изо­гну­тые боль­шие щиты, носят набед­рен­ные повяз­ки (subligaculum), с. 390 пере­по­я­сан­ные толь­ко одной поло­сой, шле­мы с низ­ким греб­нем, при­под­ня­ты­ми и загну­ты­ми поля­ми, зак­ры­ваю­щие лицо и име­ю­щие щели для глаз. У гла­ди­а­то­ра спра­ва на левой ноге наде­та низ­кая гет­ра, у дру­го­го, по-види­мо­му, ноги босые; пра­вая рука, дер­жа­щая направ­лен­ный вверх кин­жал, при­кры­та доспе­хом (manica).

Сред­няя пара состо­ит из двух сим­мет­рич­но рас­по­ло­жен­ных фра­кий­цев. Одеж­да и воору­же­ние фра­кий­цев, несмот­ря на неболь­шие вари­а­ции, отно­сят­ся к чис­лу наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ных: они носят высо­кие поно­жи (ocrea), зак­ры­ваю­щие коле­ни, дер­жат неболь­шие кри­вые кин­жа­лы (sica) и отно­си­тель­но неболь­шие квад­рат­ные щиты142. Шле­мы име­ют низ­кий гре­бень в фор­ме сер­па, без перьев или изо­бра­же­ния гри­фо­на, что обыч­но для дру­гих изо­бра­же­ний фра­кий­цев; шле­мы зак­ры­ва­ют лицо и име­ют щели для глаз. Набед­рен­ная повяз­ка удер­жи­ва­ет­ся поя­сом. Дер­жа­щая кин­жал рука до пле­ча при­кры­та доспе­хом (manica). Из сооб­ра­же­ний ли про­яв­лен­ной в изо­бра­же­нии сим­мет­рии тот гла­ди­а­тор, что спра­ва, пока­зан лев­шой, или он дей­ст­ви­тель­но лев­ша?

Пра­вая пара обра­зо­ва­на рети­а­ри­ем и тяже­ло­во­ору­жён­ным гла­ди­а­то­ром. Пер­вый из них с босы­ми нога­ми и ничем не при­кры­тый, кро­ме набед­рен­ной повяз­ки (subligaculum) с поя­сом из двух полос, и доспе­ха (galerus), зак­ры­ваю­ще­го левые пле­чо и руку. В левой руке он дер­жит тре­зу­бец и кин­жал, в пра­вой — сеть с высе­чен­ны­ми попе­ре­ч­ны­ми ячей­ка­ми. От его про­тив­ни­ка сох­ра­ни­лись левая нога без доспе­ха, часть руки с длин­ным полу­ци­лин­дри­че­ским щитом, с корот­ки­ми гори­зон­таль­ны­ми сто­ро­на­ми и длин­ной сто­ро­ной, изо­гну­той впра­во. На голо­ве шлем. Рети­а­рий пора­жа­ет его тре­зуб­цем и, по-види­мо­му, гото­вит­ся набро­сить сеть, кото­рую пока ещё дер­жит свёр­ну­той. Про­тив­ник защи­ща­ет­ся щитом, зак­ры­ваю­щим не толь­ко тело, но и лицо.

Не так уж лег­ко при­сво­ить пред­став­лен­ным типам упо­ми­на­е­мые над­пи­ся­ми наи­ме­но­ва­ния кате­го­рий гла­ди­а­то­ров. В насто­я­щее вре­мя при­зна­но, что неко­то­рые тер­ми­ны, такие как secutor, provocator, pulsator, scissor, озна­ча­ют так­ти­ки боя, а не сна­ря­же­ние. Ино­гда так мог­ли назы­вать­ся и гла­ди­а­то­ры с раз­ным воору­же­ни­ем143. Посколь­ку тер­мин θρᾷξ (thrax или thraex) отно­сит­ся имен­но к воору­же­нию, то есте­ствен­но, что его иден­ти­фи­ка­ция на памят­ни­ках не пред­став­ля­ет труд­но­сти144. Фра­кий­цы явля­ют­ся одним из видов тяже­ло­во­ору­жён­ных бой­цов, как и сам­ни­ты, кото­рые так­же хоро­шо раз­ли­ча­ют­ся сре­ди про­чих, но не встре­ча­ют­ся в импе­ра­тор­ский пери­од145. Несмот­ря на все уси­лия, мир­мил­ло­ны (μυρμιλλόνες) ещё не были надёж­но отож­дест­вле­ны с опре­де­лён­ным ико­но­гра­фи­че­ским типом146. Пер­вая пара на фри­зе — тяже­ло­во­ору­жён­ные. Оваль­ный щит встре­ча­ет­ся не так часто, как пря­мо­уголь­ный. Если это не слу­чай­ность, то сле­ду­ет отме­тить, что левый гла­ди­а­тор изо­бра­жён боси­ком, как обыч­но пред­став­ле­ны лег­ко­во­ору­жён­ные, то есть, рети­а­рии.

Как обыч­но, рети­а­рий сра­жа­ет­ся с тяже­ло­во­ору­жён­ным сопер­ни­ком, часто назы­вае­мым secutor или murmillo147. Он ата­ку­ет сво­его про­тив­ни­ка тре­зуб­цем в лицо, с. 391 и тот защи­ща­ет­ся щитом. Сеть ещё не бро­ше­на. Это изо­бра­же­ние явля­ет­ся уни­каль­ным. Я думаю, что здесь пред­став­лен момент боя, кото­рый как раз сме­ня­ет тот, что нам пока­зы­ва­ет све­тиль­ник из кол­лек­ции Воль­ма­на (Wollmann)[3], где рети­а­рий дер­жит тре­зу­бец левой рукой, а сеть — пра­вой148. Момен­таль­ные сним­ки боёв, пред­став­лен­ные све­тиль­ни­ка­ми, оче­вид­но, не в состо­я­нии опи­сать все фазы, кото­рые вос­ста­нав­ли­ва­ет Воль­ман149. Таким обра­зом, необя­за­тель­но сог­ла­шать­ся с ним в том, что тре­зу­бец исполь­зо­вал­ся толь­ко после неудач­но­го набра­сы­ва­ния сети. Тре­зу­бец мог дать рети­а­рию воз­мож­ность уто­мить сво­его про­тив­ни­ка, преж­де чем попы­тать­ся опу­тать его сетью. Защи­щая гла­за, тот дол­жен был выста­вить щит перед лицом, и это был самый бла­го­при­ят­ный момент для набра­сы­ва­ния сети. Тре­зу­бец уже может быть опу­щен имен­но в этот момент, как это пред­став­ле­но на кув­шине с клей­мом из Рейн­ца­бер­на[4] в музее Шпей­е­ра150, даю­щем уни­каль­ное изо­бра­же­ние набра­сы­ва­ния сети. Тре­зу­бец пред­став­лен в том же поло­же­нии на све­тиль­ни­ке из Патр, дати­ру­ю­щем­ся кон­цом I или нача­лом II века н. э. Наряду с нашим релье­фом, это — одно из ред­ких изо­бра­же­ний рети­а­рия с сетью (рис. 34)151. Рети­а­рий дер­жит тре­зу­бец нако­неч­ни­ком вниз и кин­жал одной рукой, как и рети­а­рий на релье­фе. Рука при­кры­та доспе­хом (manica), кисть кажет­ся обна­жён­ной152. Скла­ды­ва­ет­ся впе­чат­ле­ние, что кин­жал фик­си­ру­ет­ся и удер­жи­ва­ет­ся на запястье каким-то сред­ст­вом (коль­цом?)153. Рети­а­рий оття­ги­ва­ет руку назад и, кажет­ся, готов в любой момент бро­сить сеть, защи­ща­ясь сво­им кин­жа­лом. В тех слу­ча­ях, когда сеть не изо­бра­же­на, как это часто быва­ет, счи­та­ет­ся, что рети­а­рий лишил­ся её после неудач­но­го при­ме­не­ния.

Длин­ный изо­гну­тый щит с обе­и­ми закруг­лён­ны­ми сто­ро­на­ми счи­тал­ся воору­же­ни­ем пре­иму­ще­ст­вен­но murmillo. На неко­то­рых изо­бра­же­ни­ях у про­тив­ни­ка рети­а­рия име­ет­ся щит это­го типа, напри­мер, на меда­льоне моза­и­ки из Нен­ни­га154 или на вазе из Шпей­е­ра. В дру­гом месте это изо­гну­тый пря­мо­уголь­ный щит155. Имен­но щит тако­го типа дер­жит гла­ди­а­тор на сте­ле из Визан­тия с над­пи­сью о мир­мил­лоне156: у него шлем с широ­ки­ми поля­ми, высо­кие поно­жи на обе­их ногах и неболь­шой кри­вой кин­жал. Посколь­ку, соглас­но над­пи­сям, мир­мил­ло­ны сра­жа­ют­ся с рети­а­ри­я­ми, а их имя свя­за­но с рыбой (μύρμα, μορμύρος, μορμύλος), рети­а­рий ата­ку­ет с с. 392 сетью; вполне воз­мож­но сопо­ста­вить выше­упо­мя­ну­тый тип тяже­ло­во­ору­жён­но­го гла­ди­а­то­ра с типом мир­мил­ло­на. Вопрос, одна­ко, оста­ёт­ся откры­тым (см. прим. 146).

В Ита­лии и Малой Азии суще­ст­ву­ет боль­шое коли­че­ство релье­фов, изо­бра­жаю­щих две или несколь­ко пар гла­ди­а­то­ров; они явля­ют­ся частью над­гроб­ных памят­ни­ков или напо­ми­на­ют об играх, в честь кото­рых были уста­нов­ле­ны их уст­ро­и­те­ля­ми (editores muneris) или ины­ми лица­ми157. Рельеф из Патр нахо­дит­ся в осо­бен­ном сход­стве с релье­фа­ми Лузия Сто­ра­к­са (Lusius Storax), как в отно­ше­нии фигур и их свя­зи с пли­той, кото­рую они укра­ша­ют, так и сти­ля элли­ни­сти­че­ской тра­ди­ции, кото­рый ска­зы­ва­ет­ся на изо­бра­же­ни­ях гла­ди­а­то­ров в нача­ле импе­ра­тор­ской эпо­хи158. Лузий Сто­ракс был чле­ном кол­ле­гии шесте­рых (sevir) в Теа­те Мар­ру­ци­нов (Teate Marrucinorum) и релье­фы на его над­гроб­ном памят­ни­ке дати­ру­ют­ся при­мер­но середи­ной I века н. э. Отсут­ст­вие защи­щаю­щей лицо решёт­ки на шле­ме из Патр и сла­бо раз­ви­тые поля поз­во­ля­ют дати­ро­вать рельеф кон­цом I или нача­лом II века н. э.159

Этот рельеф был най­ден повтор­но исполь­зо­ван­ным в месте, где были обна­ру­же­ны остат­ки памят­ни­ков раз­лич­ных пери­о­дов Импе­рии и часть вымо­щен­ной ули­цы, направ­лен­ной с запа­да на восток160, кото­рая долж­на была вести в Пси­ла­ло­нию[5]. Рядом с тем местом, где был най­ден рельеф, в южной части ули­цы, в ходе рас­ко­пок участ­ков у д. 55 по ул. Кана­ри­са (Kanari, Κανάρη) / д. 3 по ул. И. Вла­ху (Ioan. Vlachou, Ιωάννου Βλάχου)161 и квар­та­ла Гуна­ри­са / Ипси­лан­ти / Кана­ри­са / И. Вла­ху (Gounari / Hypsilandou / Kanari / I. Vlachou, Γούναρη / Υψηλάντου / Κανάρη / Ι. Βλάχου)[6] (поле Кри­ти­кос (Kritikos))162 откры­то боль­шое зда­ние с тре­мя абсида­ми с пор­ти­ка­ми, быв­шее, ско­рее все­го, ним­фе­ем. Это зда­ние нахо­ди­лось на пере­се­че­нии двух древ­них улиц, той, о кото­рой мы толь­ко что гово­ри­ли, где был обна­ру­жен рельеф, и дру­гой, направ­лен­ной с севе­ра на юг, откры­той на поле Кри­ти­кос; ещё одна часть этой ули­цы была обна­ру­же­на поз­же на углу улиц И. Вла­ху и Миа­у­ли­са (Miaouli, Μιαούλη)163. Рас­коп­ки мест­но­сти, где был най­ден наш рельеф, дали мно­го­чис­лен­ные мра­мор­ные фраг­мен­ты, неко­то­рые из кото­рых могут быть вос­со­еди­не­ны и при­над­ле­жать памят­ни­ку, дав­ше­му рельеф с гла­ди­а­то­ра­ми, без кото­ро­го это воз­мож­но про­ве­рить. Если толь­ко мож­но иск­лю­чить, что фриз имел погре­баль­ный харак­тер и поэто­му пли­та была пере­ве­зе­на с клад­би­ща на то место, где была най­де­на, то более логич­но отне­сти её к памят­ни­ку дру­го­го типа, ὑπόμνημα φιλοτιμίας (почёт­ный памят­ник) хоре­га, или к обще­ст­вен­но­му зда­нию, как ним­фей, о кото­ром мы гово­ри­ли. По слу­чаю тор­же­ст­вен­но­го откры­тия зда­ния, бла­го­да­ря щед­ро­сти бога­тых бла­готво­ри­те­лей или импе­ра­то­ров, дей­ст­ви­тель­но суще­ст­во­ва­ло с. 393 обык­но­ве­ние давать пред­став­ле­ния (spectacula) и уве­ко­ве­чи­вать это собы­тие на самом памят­ни­ке: такое пред­по­ло­же­ние было сде­ла­но отно­си­тель­но релье­фа на Маг­не­зий­ских воротах в Эфе­се164. Два архео­ло­ги­че­ских фак­та, кажет­ся, ука­зы­ва­ют в этом направ­ле­нии: a) в ходе рас­ко­пок на поле Кри­ти­кос был упо­мя­нут «цоколь с несколь­ких сто­рон»; b) немно­го восточ­нее того места, где был най­ден рельеф, на углу улиц Афа­на­сия Диа­ко­са (Athan. Diakou, Αθαν. Διάκου) и Карат­за (Karatza, Καρατζά) (Пси­ла­ло­ния) был обна­ру­жен сту­пен­ча­тый поди­ум с цоко­лем ста­туи (?) на мощё­ной пло­ща­ди165. Эти эле­мен­ты дока­зы­ва­ют, что рай­он имел обще­ст­вен­ный харак­тер и там мог быть воз­двиг­нут памят­ник, достой­ный уст­ро­и­те­ля игр (munerarius). Этот памят­ник, пред­ше­ст­ву­ю­щий стро­и­тель­ству амфи­те­ат­ра, озна­ча­ет, что вна­ча­ле гла­ди­а­тор­ские бои про­ис­хо­ди­ли во вре­мен­ном поме­ще­нии, воз­мож­но, на том самом месте, где поз­же было пост­ро­е­но то боль­шое зда­ние, о кото­ром мы гово­ри­ли выше.

ПРИМЕЧАНИЯ

142Они могут так­же быть круг­лы­ми, напри­мер, Hoenle-Henze, рис. 2.

143Hellenica VII, с. 138 sqq.; J. Colin, Mnemosyne IV-7 (1954), с. 44 sqq., 53, 56; Hoenle-Henze, с. 218. U. Mandel, Kleinasiatische Reliefkeramik der mittleren Kaiserzeit (1988), с. 195 sqq.

144Gladiateurs, с. 67; Hoenle-Henze, с. 22, 218.

145Hoenle-Henze, с. 24, 218.

146См., из недав­не­го, Mandel, op. cit., с. 196 и, ранее, G. Lafaye, DA, s. v. «gladiator» (и ниже).

147Про­тив­ни­ки рети­а­рия мог­ли иметь и дру­гие наз­ва­ния, ср. Hoenle-Henze, с. 218.

148H. Wollmann, RM 32 (1917), с. 150, рис. 3.

149Op. cit., с. 197 sqq. Финаль­ные ста­дии сра­же­ния рети­а­рия с тяже­ло­во­ору­жён­ны­ми про­тив­ни­ка­ми пред­став­ле­ны на релье­фе из Рима, BullCom (1895), с. 253 sqq.; Hoenle-Henze, рис. 50.

150Hoenle-Henze, рис. 29.

151Инв. № 5192. Най­де­но в гон­чар­ной печи во вре­мя рас­ко­пок у № 85—87 по Патрей­ской ули­це (Patréos, Πατρέως). Частич­но сох­ра­нив­ший­ся рети­а­рий на релье­фе из Ами­тер­на в Кье­ти так­же дер­жит сеть перед тем, как её бро­сить. Этот рельеф явля­ет­ся пер­вым изо­бра­же­ни­ем тако­го типа в прав­ле­ние Клав­дия (Hoenle-Henze, рис. 28). На релье­фе из Дио­ни­со­по­ля в Софии так­же име­ет­ся сеть, E. Kalinka, Antike Denkmäler in Bulgarien (1906), с. 242, № 300.

152Неред­ко она так­же при­кры­та доспе­хом (manica) с высту­пом на запястье или пер­чат­кой, защи­щаю­щей кисть. См., напри­мер, релье­фы памят­ни­ка Л. Сто­ра­к­са в Кье­ти (Hoenle-Henze, с. 17, рис. 23—25), ста­ту­эт­ку в Нацио­наль­ной биб­лио­те­ке в Пари­же, ibid., рис. 87, и дру­гие при­ме­ры, Hellenica V, с. 98 прим. 5 с биб­лио­гра­фи­ей по теме.

153См. так­же моза­и­ку из Нен­ни­га, Hoenle-Henze, рис. 15. Воз­мож­но, на самом деле так и было, посколь­ку труд­но удер­жать в одной руке тре­зу­бец и кин­жал.

154K. Parlaska, Die römischen Mosaiken in Deutschland (1959), табл. 37; Hoenle-Henze, рис. 15.

155Gladiateurs, № 227 табл. XVII, № 228 табл. XVIII; Meier, AM 15 (1890), с. 162. См. так­же Lafaye, DA 112, стлб. 1588, рис. 3585—3586.

156Pfuhl-Moebius, II, № 1238, табл. 185.

157См. релье­фы памят­ни­ка Лузия Сто­ра­к­са в музее Кье­ти (B. Andrae, Römische Kunst [1973], с. 62, табл. 194; Hoenle-Henze, с. 47, рис. 23—25; E. Chislanzoni, MonAnt 19 [1908], с. 542 табл. III); релье­фы на моги­ле Авла Умб­ри­ция Скав­ра (Aulus Umbricius Scaurus) в Пом­пе­ях, ныне утра­чен­ные, но извест­ные по рисун­кам Ф. Мазуа (E. Mazois) (Hoenle-Henze, с. 43, рис. 20—21); релье­фы из Вен­аф­ра (ibid., рис. 27), Ами­тер­на (ibid., рис. 28; Andrae, рис. 192), Пом­пей — пред­став­ля­ют шест­вие гла­ди­а­то­ров и бес­ти­а­ри­ев на трёх уров­нях (Hoenle-Henze, рис. 22; Chislanzoni, op. cit., табл. 4); релье­фы Маг­не­зий­ских ворот в Эфе­се (Gladiateurs, № 218, табл. XVI), из Иера­по­ля (ibid., №№ 122—123; Altertümer von Hierapolis [1898], с. 63, рис. 10—11), из Саитт в Лидии (Gladiateurs, № 135; Hellenica VIII, с. 65 табл. XII, 3, XIII, 1, 2), из Тра­я­ны Авгу­сты (Gladiateurs, № 32) — два послед­них пред­став­ля­ют раз­лич­ные фазы одно­го боя, — из Киби­ры во Фри­гии (Gladiateurs, № 114; Hellenica VIII, №№ 333—334, табл. XVI—XX), из Смир­ны (Gladiateurs, № 228 табл. XVIII, № 231 табл. XVII, №№ 229—230 табл. XXVI) и из Эфе­са (Hellenica VIII, с. 68—69 № 338).

158R. Bianchi Bandinelli, Rome, Le Centre du Pouvoir (1969), с. 60. См. так­же релье­фы ворот в Эфе­се, ср. прим. 157.

159См. G. Ville, Mosaïque gréco-romaine I, с. 161.

160На ул. И. Вла­ху и Гуна­ри­са, д. 1 ArchDelt 35 (1980) B 1, с. 182.

161ArchDelt 36 (1981) B 1, с. 162, в печа­ти.

162Ph. M. Petsas, ArchDelt 26 (1971), B 1, с. 172—173 план 14, 17.

163I. A. Papapostolou, ArchDelt 33 (1978) B 1, с. 87.

164Gladiateurs, с. 53.

165Ph. M. Petsas, ArchDelt l. c., с. 166—171, план 12, 13.

I. A. Papapostolou

ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИКА:

[1]Часть капи­те­ли, рас­по­ло­жен­ная под аба­кой и явля­ю­ща­я­ся пере­хо­дом от ство­ла колон­ны к аба­ке.

[2]Греч. ἀναθυρόω — «двер­ная рама», спо­соб обра­бот­ки камен­ных поверх­но­стей в антич­ной архи­тек­ту­ре для их соеди­не­ния без рас­т­во­ра.

[3]В Риме.

[4]В рим­ское вре­мя — Tabernae, важ­ный центр кера­ми­че­ско­го про­из­вод­ства, в том чис­ле посуды Terra Sigillata.

[5]Рай­он в цен­траль­ной части горо­да Пат­ры.

[6]https://google.ru/maps/@38.2423668,21.7342754,20z


Источники:
© 2014 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Данные: музейная аннотация.
© 1989 г. Описание: I. A. Papapostolou. Monuments de gladiateurs à Patras. Pp. 388-393. // Bulletin de correspondance hellénique. 1989, Vol. 113, № 113-1, pp. 351-401.
© 2014 г. Перевод с франц. В. Г. Изосина.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura греческая греческие рельеф мрамор туника tunica поножи кнемиды knemis knemides ocrea ocreae балтей пояс balteus гладиатор гладиатора гладиаторы гладиаторский шлем сика кривой фракийский дакийский кинжал меч sica supina цоколь ретиарий ретиария retiarius мирмиллон мурмиллон мирмиллона мурмиллона murmillo myrmillo mirmillo гладиаторская сеть маника наруч manica трезубец tridens fuscina наплечный щит щиток доспех galerus spongia набедренная повязка subligaculum прямоугольный бой гладиаторов гетры обмотки fasciae crurales статуи инв № 1915