Восточная часть некрополя у Нуцерийских ворот (южная сторона виа делле Томбе)
54—79 гг. до н. э. Помпеи. Фото: С. И. Сосновский

Восточная часть некрополя у Нуцерийских ворот (южная сторона виа делле Томбе).

54—79 гг. до н. э.

Помпеи.

Происхождение:
Рас­коп­ки 1954—1956 гг.

Описание:
[Нуме­ра­ция гроб­ниц от Нуце­рий­ских ворот, на фото — спра­ва нале­во:]

[5. Гроб­ни­ца с дву­мя сту­пе­ня­ми на вхо­де не под­да­ет­ся иден­ти­фи­ка­ции.]

[7. Гроб­ни­ца-гипо­гей, рас­по­ло­жен­ная за сте­ной, не под­да­ет­ся иден­ти­фи­ка­ции. Пер­во­на­чаль­но фасад был покрыт белым гип­сом. В огра­де оста­лись высту­паю­щие камен­ные вход­ные сту­пе­ни.]

9, 11. Две оди­на­ко­вые гроб­ни­цы с тре­уголь­ным тим­па­ном на про­стом фаса­де и огра­дой сза­ди. Одна из гроб­ниц при­над­ле­жит Авлу Вею Атти­ку (Aulus Veius Atticus), авгу­ста­лу, как сле­ду­ет из над­пи­си по цен­тру фрон­то­на. Он дол­жен был зани­мать эту долж­ность в 56—57 гг. н. э. На ошту­ка­ту­рен­ных сте­нах дру­гой гроб­ни­цы несколь­ко посвя­ти­тель­ных над­пи­сей: C. Munatius Faustus augustal(is) et pagan(us) d(ecreto) d(ecurionum) sibi et Naevoleiae Tyche coniugi («Гай Муна­ций Фавст, авгу­стал и магистр пага, по поста­нов­ле­нию деку­ри­о­нов, себе и жене Нэво­лее Тихе»). Муна­цию Фав­сту был пре­до­став­ле­но так­же почет­ное место в теат­ре (bisellium) — почесть, пре­до­став­ляв­ша­я­ся деку­ри­о­на­ми людям, имев­шим перед горо­дом опре­де­лен­ные заслу­ги. Кажет­ся стран­ным, но он и его жена обла­да­ли дру­гой, более рос­кош­ной, гроб­ни­цей у Гер­ку­лан­ских ворот — кенота­фом в виде бога­то укра­шен­но­го алта­ря. Тем не менее, они были погре­бе­ны здесь, у Нуце­рий­ских ворот, посколь­ку в огра­де была най­де­на погре­баль­ная циппа с име­нем Муна­ция Фав­ста. Авгу­ста­лы, по боль­шей части бога­тые воль­ноот­пу­щен­ни­ки, кото­рые с этим импер­ским назна­че­ни­ем ста­но­ви­лись частью про­ме­жу­точ­но­го клас­са меж­ду сос­ло­ви­ем деку­ри­о­нов (ordo decurionum) и плеб­сом, часто погре­ба­лись за государ­ст­вен­ный счет, как в дан­ном слу­чае с Муна­ци­ем Фав­стом. Обе гроб­ни­цы отно­сят­ся к кон­цу прав­ле­ния Неро­на.

[13. На реа­ли­стич­ном деко­ре были изо­бра­же­ны меч, круг­лый щит и воен­ный зна­чок. Соглас­но Де Каро, это ука­зы­ва­ло на то, что гроб­ни­ца при­над­ле­жа­ла воен­но­му чело­ве­ку. В насто­я­щее вре­мя декор прак­ти­че­ски пол­но­стью утра­чен. См. фото 1959 года.]

15. Гроб­ни­ца с цен­траль­ным вхо­дом с фаса­да, с кося­ка­ми из тра­вер­ти­на, и дву­мя боко­вы­ми ниша­ми с полу­ко­лон­на­ми. Ниши рас­по­ло­же­ны на высо­ком цоко­ле. Над­пись над архит­ра­вом гла­сит, что гроб­ни­ца при­над­ле­жит Луцию Бар­бидию Ком­му­ну (Lucius Barbidius Communis), воль­ноот­пу­щен­ни­ку Луция, маги­ст­ру Авгу­сто­ва Счаст­ли­во­го при­го­род­но­го пага и его жене Пифии Руфил­ле, воль­ноот­пу­щен­ни­це Пуб­лия. Гроб­ни­ца пост­ро­е­на на сред­ства Вита­ла и Яну­а­рия, воль­ноот­пу­щен­ни­ков Луция Бар­бидия. Построй­ка из кир­пи­ча с обиль­ным исполь­зо­ва­ни­ем маль­ты (стро­и­тель­ный рас­т­вор). Дати­ру­ет­ся вре­ме­нем кон­ца прав­ле­ния Неро­на или прав­ле­ни­ем Фла­ви­ев.

17. Четы­рех­уголь­ная гроб­ни­ца из кир­пи­ча с коринф­ски­ми колон­на­ми по углам. Цен­траль­ный вход с кося­ка­ми из мра­мо­ра, зак­лю­чен­ный в арку. Поверх архит­ра­ва кар­низ из кир­пи­ча, под­дер­жи­ва­е­мый неболь­ши­ми кон­со­ля­ми. Навер­ху гроб­ни­цы круг­лый цилиндр в тех­ни­ке opus reticulatum. Гроб­ни­ца при­над­ле­жит Гаю Куспию Киру, воль­ноот­пу­щен­ни­ку Гая, маги­ст­ру Авгу­сто­ва Счаст­ли­во­го при­го­род­но­го пага, его жене Везуе Юкун­де и Гаю Куспию Саль­вию, воль­ноот­пу­щен­ни­ку Гая, так­же маги­ст­ру Авгу­сто­ва Счаст­ли­во­го при­го­род­но­го пага. Двое муж­чин были, воз­мож­но, воль­ноот­пу­щен­ни­ка­ми Куспи­ев Панс (Cuspii Pansae), одной из самых бога­тых и вли­я­тель­ных пом­пей­ских семей в эпо­ху Неро­на и Фла­ви­ев. Гроб­ни­ца была воз­веде­на в это вре­мя.

19. Гроб­ни­ца с ошту­ка­ту­рен­ным и рас­кра­шен­ным фаса­дом. Она разде­ле­на на зоны с помо­щью четы­рех полу­ко­лонн с коринф­ски­ми капи­те­ля­ми, укра­шен­ны­ми яйца­ми и дро­ти­ка­ми. Цен­траль­ная часть содер­жит тим­пан. Боко­вые пред­став­ля­ют собой глу­хие арки с вида­ми сада. На архит­ра­ве изо­бра­же­ны зави­тые укра­ше­ния. Поверх архит­ра­ва дру­гая поло­са с тре­уголь­ны­ми тим­па­на­ми из гип­са по бокам. Эпо­ха Фла­ви­ев. [См. фото 1959 года.]


Источники:
(сс) 2006 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
© 2002 г. Описание: La Rocca E., de Vos M., de Vos A. Pompei. Mondadori, Milano, 2002, с. 270—272.
Описание гробниц № 5, 7, 13 и доп. фото: http://www.pompeiiinpictures.com/.
© 2015 г. Перевод с итал.: С. И. Сосновский.

комм.

комм.

комм.
Ключевые слова: Помпеи некрополь у Нуцерийских ворот Porta Nuceria Nocera гробница вольноотпущенники вольноотпущенник вольноотпущенница libertus liberta августал augustalis магистр пага magister pagi paganus Авл Вей Аттик Aulus Veius Atticus Гай Мунаций Фавст Фауст Caius Munatius Faustus Нэволея Неволея Тихе Naevoleia Tyche Луций Барбидий Коммун Lucius Barbidius Communis Пития Пифия Руфилла Pithia Rufilla Гай Куспий Кир Caius Cuspius Cyrus Гай Куспий Сальвий Caius Cuspius Salvius Везуя Юкунда Vesuia Iucunda арка кирпич кирпичная кладка 5 ES5 5ES 7 ES7 7ES 9 ES9 9ES 11 ES11 11ES 13 ES13 13ES 15 ES15 15ES 17 ES17 17ES 19 ES19 19ES