Колоссальный портрет Агриппины Младшей. Тип «Анкона».
Белый мрамор. Ок. 51 г. н. э.
Высота 45 см, длина 50 см.
Сен-Бернар-де-Коменж, Музей Коменжа.

Колоссальный портрет Агриппины Младшей. Тип «Анкона».

Белый мрамор. Ок. 51 г. н. э.
Высота 45 см, длина 50 см.

Сен-Бернар-де-Коменж, Музей Коменжа.

Происхождение:
Най­де­на в 1930 г. в Сен-Бер­нар-де-Коменж, при рас­коп­ках фору­ма.

Описание:

6. Порт­рет Агрип­пи­ны Млад­шей

Тип «Анко­на»: ок. 51 г. н. э.
Рис. 6a.

Сен-Бер­нар-де Коменж, музей Комен­жа.
Колос­саль­ная голо­са.
Белый мра­мор.

Най­де­на в Сен-Бер­нар-де-Коменж, при рас­коп­ках фору­ма.

Раз­ме­ры: высота 45 см, дли­на 50 см.

Рестав­ра­ции: скле­и­ва­ние несколь­ких фраг­мен­тов.

Биб­лио­гра­фия: B. Sapène, 1931, p. 34; P. Goessler, Bull. Mus. Imp., 3, 1932, p. 108 fig. 4; Espérandieu, XI, 7661; F. Poulsen, 1951, p. 443 (Агрип­пи­на Млад­шая); M. Bossert — D. Kaspar, 1974, p. 25 n. 58 (Агрип­пи­на Млад­шая?); K. Fittschen — P. Zanker, 1983, p. 6—7 n. 4 (Агрип­пи­на Млад­шая, вари­ант типа III); N. Dumont, 1987, p. 45—46 n° 19, pl. 19, 1—2; она же, 1989, p. 388—389, p. 386 fig. 4 (Агрип­пи­на Млад­шая); D. Kreikenbom, 1992, p. 92, 97, n° III 72 p. 204 (про­вин­ци­аль­ный вари­ант типа «Анко­на»); D. Boschung, 2002, n° 63. 1 p. 138 (Агрип­пи­на Млад­шая, тип «Анко­на»).

Сохран­ность: Голо­ва, отко­лотая у осно­ва­ния шеи, очень силь­но повреж­де­на; в её нынеш­нем состо­я­нии она состав­ле­на из раз­роз­нен­ных фраг­мен­тов, обна­ру­жен­ных на фору­ме. Нос отбит, так же, как и верх­няя губа, сле­ва отсут­ст­ву­ет зна­чи­тель­ная часть голо­вы: скол захва­ты­ва­ет внеш­нюю часть гла­за и боль­шин­ство прядей с этой сто­ро­ны. В раз­ных местах отско­чи­ли кусоч­ки мра­мо­ра.

Опи­са­ние: Эта голо­ва при­над­ле­жа­ла ста­туе при­мер­но в два раза боль­ше чело­ве­че­ско­го роста — она, несо­мнен­но, была высотой ок. 3,5 м. При­чёс­ка отно­сит­ся к эпо­хе Кали­гу­лы и Клав­дия: лицо широ­кое и пол­ное, с круг­лым и очень высту­паю­щим под­бо­род­ком, обрам­ле­но четырь­мя ряда­ми круг­лых локо­нов, на шее, с каж­дой сто­ро­ны воз­ле ушей, воло­сы скру­че­ны в два жгу­та. Заты­лок, нао­бо­рот, глад­кий, а на макуш­ке име­ет­ся выем­ка; отсюда Н. Дюмон дела­ет вывод, что ста­туя, види­мо, была «коро­но­ва­на и при­сло­не­на к стене»7; точ­но так же мож­но усмот­реть здесь порт­рет с пок­ры­той голо­вой (uelato capite), обра­бот­ка зад­ней части кото­ро­го не име­ла смыс­ла8.

Замет­но, что на этом порт­ре­те явно под­чёрк­нут взгляд — гла­за, впро­чем, немно­го асим­мет­рич­ные, осо­бен­но широ­ки и вели­ки, и эту осо­бен­ность, несо­мнен­но, сле­ду­ет объ­яс­нять колос­саль­ным раз­ме­ром скульп­ту­ры, а не её пред­по­ло­жи­тель­но про­вин­ци­аль­ным про­ис­хож­де­ни­ем, — так же, как и неко­то­рую схе­ма­ти­за­цию объ­ё­мов: лицо плос­кое и глад­кое, пряди волос выпол­не­ны в гра­фи­че­ском и деко­ра­тив­ном сти­ле; в целом, это очень выра­зи­тель­ный порт­рет. Нако­нец, сле­ду­ет отме­тить, что в ушах про­де­ла­ны отвер­стия и, сле­до­ва­тель­но, в них долж­ны были встав­лять­ся укра­ше­ния, воз­мож­но, из дра­го­цен­но­го метал­ла; на Запа­де этот при­ём встре­ча­ет­ся срав­ни­тель­но ред­ко9.

Ком­мен­та­рий: Колос­саль­ный раз­мер ста­туи, место и кон­текст её обна­ру­же­ния — на фору­ме, неда­ле­ко от тро­фея Авгу­ста, одно­вре­мен­но с колос­саль­ной ста­ту­ей муж­чи­ны (кат. № 7), — инди­виду­а­ли­зи­ро­ван­ные чер­ты лица сра­зу ука­зы­ва­ют на то, что это изо­бра­же­ние пред­ста­ви­тель­ни­цы импе­ра­тор­ско­го дома. При­чёс­ка, состо­я­щая из несколь­ких рядов завит­ков, встре­ча­ет­ся в ико­но­гра­фии мно­гих прин­цесс из рода Юли­ев-Клав­ди­ев, осо­бен­но Агрип­пи­ны Стар­шей, жены Гер­ма­ни­ка, и её доче­ри Агрип­пи­ны Млад­шей, сест­ры Кали­гу­лы и жены Клав­дия.

В. Сапен пред­ло­жил счи­тать, что это порт­рет пер­вой10 из двух прин­цесс; одна­ко реп­ли­ки капи­то­лий­ско­го типа, кото­рый её изо­бра­жа­ет, име­ют гораздо более мяг­кие и рас­трё­пан­ные, раз­ве­ваю­щи­е­ся куд­ри, чем мы видим на этом порт­ре­те. Напро­тив, осо­бен­но­сти при­чёс­ки это­го послед­не­го соот­вет­ст­ву­ют одно­му из офи­ци­аль­ных типов, изо­бра­жаю­щих мать Неро­на, ико­но­гра­фию кото­рой попы­та­лись раз­ра­ботать В. Трилль­мих11 и вслед за ним П. Цан­кер12. с. 198 Она вклю­ча­ет четы­ре серии порт­ре­тов13, дати­ров­ка и хро­но­ло­ги­че­ская после­до­ва­тель­ность кото­рых пло­хо засвиде­тель­ст­во­ва­ны; тип, для кото­ро­го харак­тер­ны четы­ре ряда круп­ных завит­ков, — это тип III, назы­вае­мый так­же типом «Анко­на», по месту наход­ки глав­но­го экзем­пля­ра серии; он отли­ча­ет­ся от типа II, или типа «Милан», отсут­ст­ви­ем малень­ких завит­ков надо лбом. По мне­нию П. Цан­ке­ра, типы III и IV были созда­ны позд­нее и дати­ру­ют­ся прав­ле­ни­ем Клав­дия, после женить­бы импе­ра­то­ра на Агрип­пине; порт­ре­ты на моне­тах, а так­же Gemma Claudia, камея кон­ца прав­ле­ния Клав­дия, види­мо, ука­зы­ва­ют на их созда­ние око­ло 51 г. н. э.14

Хотя порт­рет из Сен-Бер­нар-де-Комен­жа повто­ря­ет боль­шин­ство осо­бен­но­стей при­чёс­ки и физио­но­ми­че­ских харак­те­ри­стик типа III, он име­ет и неко­то­рые осо­бен­но­сти: как отме­ча­ет и П. Цан­кер, лоб выше, а лицо шире и круг­лее; кро­ме того, здесь отсут­ст­ву­ют пряди око­ло ушей в фор­ме локо­нов, пред­став­лен­ные на боль­шин­стве реплик, и это застав­ля­ет иссле­до­ва­те­лей видеть здесь про­вин­ци­аль­ный вари­ант15 типа Анко­на16. Одна­ко отсут­ст­вие длин­ных прядей, спа­даю­щих на пле­чи, как мне кажет­ся, может быть обос­но­ва­но, если прин­цес­са была изо­бра­же­на с пок­ры­той голо­вой (velato capite). Что каса­ет­ся физио­но­ми­че­ских осо­бен­но­стей, то они рав­ным обра­зом могут объ­яс­нять­ся, как мы виде­ли, акцен­том на опре­де­лён­ных дета­лях, обу­слов­лен­ным фор­ма­том; в дока­за­тель­ство мож­но при­ве­сти колос­саль­ный порт­рет17 Агрип­пи­ны Млад­шей, най­ден­ный в ходе рас­ко­пок рын­ков Тра­я­на18, кото­рый в целом кажет­ся мне не слиш­ком уда­лён­ным от порт­ре­та из Сен-Бер­на­ра, несмот­ря на своё несо­мнен­но «город­ское» (stadtrömisch) про­ис­хож­де­ние и, воз­мож­но, иную дати­ров­ку, если сле­до­вать мне­нию П. Цан­ке­ра, кото­рый счи­та­ет её про­из­веде­ни­ем эпо­хи Тра­я­на19. Одна­ко мы нахо­дим здесь то же самое плос­кое и широ­кое лицо, те же под­чёрк­ну­тые гла­за, то же «рез­кое» испол­не­ние век20 и укра­ше­ние волос. Таким обра­зом, опре­де­лён­ный тип изо­бра­же­ния объ­ё­ма, види­мо, опре­де­ля­ет­ся фор­ма­том, поми­мо прак­ти­ки, харак­тер­ной для той или иной мастер­ской, или сти­ля эпо­хи.

На осно­ва­нии кон­тек­ста наход­ки и неза­вер­шён­но­сти зад­ней части голо­вы Н. Дюмон дела­ет вывод, что ста­туя долж­на была «слу­жить кари­а­ти­дой при вхо­де в южный пор­тик с. 199 фору­ма в Сен-Бер­тране»21: одна­ко, поми­мо того, что неиз­вест­но ни одно­го импе­ра­тор­ско­го порт­ре­та, кото­рый выпол­нял бы такую функ­цию опо­ры — сим­во­лизм кари­а­ти­ды, обра­за под­чи­не­ния (imago seruitutis), конеч­но, не соот­вет­ст­ву­ет импе­ра­тор­ско­му изо­бра­же­нию, — на макуш­ке нет ниче­го, напо­ми­наю­ще­го кор­зи­ну (calathos); поэто­му дан­ная гипо­те­за пред­став­ля­ет­ся излиш­ней, в той мере, в какой при­сут­ст­вие дина­сти­че­ских групп при вхо­де на фору­мы и на самих фору­мах явля­ет­ся вполне обыч­ным: ста­туи тогда раз­ме­ща­ли у глав­ных стен пор­ти­ков или уста­нав­ли­ва­ли на почёт­ных базах. Что каса­ет­ся Д. Край­кен­бо­ма, то он пред­по­ло­жи­тель­но свя­зы­ва­ет порт­рет Агрип­пи­ны и муж­скую ста­тую, обна­ру­жен­ную в этом же месте (кат. № 8), с авгу­стов­ским тро­фе­ем из Сен-Бер­тра­на и счи­та­ет, что эта груп­па эпо­хи Клав­дия на самом деле была укра­ше­ни­ем это­го памят­ни­ка22: это пред­став­ля­ет­ся мало­ве­ро­ят­ным про­сто на осно­ва­нии дати­ров­ки23, а так­же и ввиду фор­ма­та и мане­ры испол­не­ния; нет ниче­го уди­ви­тель­но­го в том, что на город­ском фору­ме име­лась при­ви­ле­ги­ро­ван­ная зона, где возда­ва­лись раз­лич­ные поче­сти режи­му и импе­ра­тор­ской семье, но к насто­я­ще­му вре­ме­ни нет ника­ких аргу­мен­тов, поз­во­ля­ю­щих сде­лать вывод о еди­ном ансам­бле.

ПРИМЕЧАНИЯ:

7N. Dumont, 1989, p. 388.

8Голо­ва Анто­нии Млад­шей из груп­пы Безье (кат. 128) тоже глад­кая сза­ди, и Ж.-Ш. Бал­ти выдви­нул гипо­те­зу о том, что на ней было пок­ры­ва­ло; здесь, по всей веро­ят­но­сти, мы видим такой же под­ход.

9Ста­туя Анто­нии из Нима (кат. № 199) тоже име­ет в ушах серь­ги.

10B. Sapène, 1957, p. 17, 76.

11W. Trillmich, 1974, p. 184—202, pl. 35—46.

12K. Fittschen — P. Zanker, 1983, n° 5 p. 6—7.

13Д. Бошунг при­ни­ма­ет это деле­ние на четы­ре типа и исправ­ля­ет их наз­ва­ния: D. Boschung, 1993b, 73—74.

14Ibid., p. 74.

15Осо­бен­но Н. Дюмон и Д. Край­кен­бом.

16K. Fittschen — P. Zanker, 1983, p. 7 n. 4, реп­ли­ка 1.

17Высота — 57 см.

18Рим, Рын­ки Тра­я­на, запас­ной фонд, без инвен­тар­но­го номе­ра.

19K. Fittschen — P. Zanker, 1983, n° 5 p. 6, pl. 6.

20Соглас­но Д. Край­кен­бо­му (D. Kreikenbom, loc. cit.), оно напо­ми­на­ет «стиль» эпо­хи Тибе­рия, что ещё раз дока­зы­ва­ет, как труд­но раз­гра­ни­чить тех­ни­че­ские осо­бен­но­сти и стиль в соб­ст­вен­ном смыс­ле сло­ва.

21N. Dumont, 1989, p. 388.

22«Веро­ят­но, колос­саль­ные скульп­ту­ры отно­сят­ся к (допол­ни­тель­но­му) оформ­ле­нию тро­фея Авгу­ста в этом месте» («Vielleicht gehören die kolossalen Skulpturen zur (nachträglichen) Ausstattung des augusteischen Tropäums an jenem Ort»).

23Э. Буб пред­ла­га­ет дати­ро­вать сам тро­фей 13—12 гг. до н. э.: E. Boube, 1996, p. 44.

Источники:
© 2006 г. Фото, текст: Rosso E. L’Image de l’empereur en Gaule Romaine. Portraits et inscriptions. Éditions du Comité des travaux historiques et scientifiques, Paris, 2006. С. 196—199, кат. № 6, илл. 6a.
© 2015 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii римская императрица юлия агриппина младшая g200 агриппины младшей julia iulia agrippina minor re556 портрет портреты портретный портретная римский голова мрамор колоссальная голова колоссальный женский портрет римская императрица юлия агриппина младшая iulia julia agrippina minor g200 римская женщина женская прическа тип анкона