Апофеоз Антонина Пия и Фаустины. Рельеф на лицевой стороне цоколя колонны Антонина Пия.
Белый италийский мрамор.
161 г.
Высота 2,47 м, ширина 3,38 м.
Инв. № 5115.Рим, Ватиканские музеи, Двор доспехов. Фото: С. И. Сосновский

Апофеоз Антонина Пия и Фаустины. Рельеф на лицевой стороне цоколя колонны Антонина Пия.

Белый италийский мрамор.
161 г.
Высота 2,47 м, ширина 3,38 м.
Инв. № 5115.

Рим, Ватиканские музеи, Двор доспехов.

Описание:
223. Поста­мент колон­ны Анто­ни­на Пия (табл. 216—218).

Высота 2,47 м, шири­на 3,38 м. Ита­лий­ский мра­мор.

Боже­ст­вен­но­му Анто­ни­ну Пию его сыно­вья и наслед­ни­ки Марк Авре­лий Анто­нин и Луций Вер воз­двиг­ли колон­ну, на вер­шине кото­рой сто­я­ла ста­туя обо­жест­влен­но­го.

До 1703 г. об этой колонне было извест­но толь­ко по несколь­ким отче­ка­нен­ным памят­ным моне­там Divo Pio, поэто­му пред­по­ла­га­лось, что эта колон­на иден­тич­на колонне Мар­ка, с. 884 посвя­ти­тель­ная над­пись кото­рой отсут­ст­во­ва­ла, хотя при этом при­хо­ди­лось поне­во­ле зак­ры­вать гла­за на нали­чие на колонне релье­фов. В кон­це 1703 г., при Кли­мен­те XI, была отко­па­на гра­нит­ная колон­на, верх­няя часть кото­рой все­гда высту­па­ла над зем­лей; из над­пи­си и скульп­тур поста­мен­та вско­ре ста­ло понят­но, что это колон­на Анто­ни­на, а дру­гая — памят­ник его сыну Мар­ку с изо­бра­же­ни­ем послед­не­го.

Ста­туя Боже­ст­вен­но­го, конеч­но, не была най­де­на; о капи­те­ли колон­ны тоже нет ника­кой досто­вер­ной инфор­ма­ции. База колон­ны изо­бра­же­на в кни­ге Пира­не­зи, где она рас­по­ло­же­на над сня­той поз­же (види­мо для умень­ше­ния веса колон­ны) верх­ней частью поста­мен­та. Ствол колон­ны уда­лось изме­рить: дли­на 66,8 пальм (Пира­не­зи), кото­рые счи­та­лись рав­ны­ми 50 рим­ским футам, диа­метр 8 пальм 412 унции. При попыт­ках извлечь колон­ну ствол пере­ло­мил­ся1 и остал­ся лежать; его большая часть была позд­нее исполь­зо­ва­на для рестав­ра­ции гно­мо­на-обе­лис­ка Авгу­ста2; еще рань­ше из-за над­пи­си отпи­ли­ли ниж­нюю часть и сох­ра­ни­ли в Вати­кане ее фраг­мент, кото­рый не был повреж­ден пожа­ром (ниже № 224). Таким обра­зом, колон­на пре­кра­ти­ла свое суще­ст­во­ва­ние.

Боль­ший инте­рес вско­ре вызвал поста­мент. Бенедикт XIV велел его отре­ста­ври­ро­вать3 и уста­но­вить перед Кури­ей Инно­кен­тия, нынеш­ним зда­ни­ем пар­ла­мен­та. При Пии VI он был пере­ве­зен в Боль­шой Вати­кан­ский сад, а на Пьяц­ца ди Мон­те-Чито­рио4 вме­сто него был уста­нов­лен уже упо­мя­ну­тый гно­мон-обе­лиск. Уста­нов­лен­ный при Гри­го­рии XVI в цен­тре Джар­ди­но дел­ла Пинья (Giardino della Pigna)5, с. 885 поста­мент был здесь еще раз отре­ста­ври­ро­ван скуль­п­то­ром де Фаб­ри­сом. При этом, как гово­рит­ся в опуб­ли­ко­ван­ном в 1846 г. док­ла­де де Фаб­ри­са, вме­сто преж­них, нано­сив­ших вред колонне желез­ных дета­лей были исполь­зо­ва­ны дюбе­ли и ско­бы из брон­зы. Встав­лен­ные при пер­вой рестав­ра­ции эле­мен­ты верх­не­го и ниж­не­го апо­фи­за, сня­тые из пре­до­сто­рож­но­сти во вре­мя транс­пор­ти­ров­ки при Пии VI и остав­лен­ные затем в хра­ни­ли­ще, теперь были сно­ва постав­ле­ны на место. Одна­ко ср. №№ 95 и 100. О похо­жей судь­бе над­пи­си см. ниже.

В 1885 г. поста­мен­ту опять при­шлось усту­пить место дру­го­му мону­мен­ту: в цен­тре сада соору­жа­лась Собор­ная колон­на; бла­го­да­ря нынеш­не­му дирек­то­ру пап­ских музеев, А. Гал­ли [на 1903 г. — С. С.], поста­мент язы­че­ской колон­ны был уста­нов­лен на наклон­ной плос­ко­сти (так, что Пинью пере­ме­щать не пона­до­би­лось) там, где он сто­ит и сей­час — в боль­шой апсиде за Пиньей.

Пер­во­на­чаль­ное место колон­ны Анто­ни­на сре­ди памят­ных соору­же­ний Анто­ни­нов точ­нее опре­де­ле­но Хюль­зе­ном (Hülsen) в ука­зан­ном ниже месте. При­бли­зи­тель­но в 180 мет­рах к запад-севе­ро-запа­ду от колон­ны Мар­ка Авре­лия сто­я­ла колон­на отца, не centenaria [«сотен­ная», из-за высоты в 100 футов — С. С.], как эта колон­на или колон­на Тра­я­на, а толь­ко в поло­ви­ну этой высоты, одна­ко из цель­но­го кус­ка еги­пет­ско­го гра­ни­та, сле­до­ва­тель­но, не полая внут­ри и без релье­фа и даже без кане­люр сна­ру­жи, а совер­шен­но глад­кая. Ее база, и, несо­мнен­но, и капи­тель, а так­же поста­мент — были из бело­го мра­мо­ра. С той же ори­ен­та­ци­ей была соору­же­на позд­нее и колон­на Мар­ка Авре­лия; одна­ко сов­па­де­ние ори­ен­та­ций не рас­про­стра­ни­лось на скульп­ту­ру, цен­траль­ная ком­по­зи­ция кото­рой на поста­мен­те колон­ны Анто­ни­на обра­ще­на на юг, а на колонне Мар­ка Авре­лия — на восток; с этой же сто­ро­ны у послед­ней в цен­тре релье­фа колон­ны поме­ще­на Вик­то­рия6.

Мы, конеч­но, не зна­ем, на каких фун­да­мен­тах сто­я­ли обе боль­шие три­ум­фаль­ные колон­ны; при извле­че­нии кус­ков колон­ны Анто­ни­на из зем­ли (при­чем надеж­да най­ти заму­ро­ван­ные моне­ты и доку­мен­ты не оправ­да­лась) фун­да­мент колон­ны был зари­со­ван. На самой ниж­ней внут­рен­ней части фун­да­мен­та с. 886 из уло­жен­ных в слое изве­сти кам­ней рас­по­ла­гал­ся над вырав­ни­ваю­щим сло­ем из мел­кой пуц­цо­ла­ны ряд из квад­ров тра­вер­ти­на; затем сно­ва вырав­ни­ваю­щий слой изве­сти, поверх него вто­рой ряд тра­вер­ти­но­вых квад­ров7. На этом соб­ст­вен­но фун­да­мент закан­чи­вал­ся; т. к. выше рас­по­ла­га­лась ниж­няя часть поста­мен­та из парий­ско­го мра­мо­ра8, тол­щи­ной 3 паль­мы = 0,66 м, над ней сам поста­мент — един­ст­вен­ная часть колон­ны (кро­ме ее отпи­лен­но­го кон­ца) — сох­ра­нив­ша­я­ся от все­го мону­мен­та до наших дней.

Поста­мент выпол­нен из бело­го ита­лий­ско­го мра­мо­ра, поверх­ность кото­ро­го места­ми про­ни­за­на тем­ны­ми про­жил­ка­ми и отли­ва­ет голу­бым. Сте­пень сохран­но­сти пока­за­на на иллю­ст­ра­ции Виньо­ли, кото­рой почти пол­но­стью соот­вет­ст­ву­ют види­мые сего­дня встав­ки. Так же, как часть повреж­де­ний, замет­ных уже при Виньо­ли, была, веро­ят­но, нане­се­на во вре­мя работ по рас­коп­кам и под­ня­тию огром­но­го гру­за, так и при после­дую­щих и более зна­чи­тель­ных пере­ме­ще­ни­ях мону­мен­та не уда­лось избе­жать даль­ней­ших повреж­де­ний, напри­мер, таких, из-за кото­рых при­шлось сде­лать встав­ку, вдаю­щу­ю­ся в ниж­нюю стро­ку над­пи­си. На рисун­ке Виньо­ли верх­ний апо­физ изо­бра­жен со зна­чи­тель­ны­ми повреж­де­ни­я­ми почти толь­ко в середине зад­ней сто­ро­ны (с над­пи­сью), а так­же в левом углу левой (для сто­я­ще­го лицом к глав­ной сто­роне) боко­вой сто­ро­ны; ниж­ний апо­физ, напро­тив, повреж­ден на всех четы­рех сто­ро­нах, на левой боко­вой сто­роне боль­ше, чем на пра­вой; еще с. 887 силь­нее вид­но раз­ру­ше­ние на углах. Кро­ме того, весь блок избо­рож­ден тре­щи­на­ми. Конеч­но, не все встав­ки, кото­рые вид­ны на колонне сего­дня, изготов­ле­ны позд­нее; сре­ди них есть и ста­рые кус­ки, кото­рые либо были най­де­ны отко­лоты­ми, либо отко­ло­лись во вре­мя про­веде­ния раз­лич­ных работ. И здесь после­до­ва­ли дур­ной при­выч­ке — для ком­про­мис­са исполь­зо­вать и ста­рые кус­ки наряду с совре­мен­ны­ми встав­ка­ми, поэто­му едва ли мож­но отли­чить, какие из встав­лен­ных зано­во дета­лей явля­ют­ся ста­ры­ми.

Ср. Lettera di Fr. Cancellieri…… sopra lo scoprimento e la traslazione della colonna di Antonino Pio в Effemeridi letterarie II (Roma 1821), где сооб­ща­ет­ся об одно­вре­мен­ной Relazione (не по Fr. Valesio). Из запи­сей само­го Вале­зио (чер­но­вик руко­пи­си в капи­то­лий­ском архи­ве) у Хюль­зе­на (Hülsen, Röm. Mitth. 1889 S. 34f.) при­веде­ны выпис­ки; далее Fr. Bianchini de Kalendario et Cyclo Caesaris и т. д., и таб­ли­ца к Cap. VII с иллю­ст­ра­ци­ей релье­фа поста­мен­та с наме­чен­ны­ми встав­ка­ми, Roma 1803. Ср. еще более важ­ные сведе­ния Бьян­ки­ни, кото­рые Хюль­зен в ука­зан­ной кни­ге цити­ру­ет по его, нахо­дя­щей­ся в Вероне, руко­пи­си. Ioannis Vignoli Petilianensis de columna imper. Antonini Pii dissertatio, Roma 1705 с боль­шой иллю­ст­ра­ци­ей к стр. 13, на кото­рой доволь­но точ­но изо­бра­же­ны все 4 сто­ро­ны поста­мен­та в тогдаш­нем состо­я­нии; Lettera (I и II) del Sig. Michelagn. De la Chausse data in luce da Nicc. Bulifoni, Napoli 1704 и 1705; Fr. Posterla istorico e perfetto ragguaglio и т. д. — с опи­са­ни­ем и рисун­ком Фон­та­ны, на кото­ром изо­бра­же­ны леса для под­ня­тия колон­ны; Piranesi campus Martius Taf. XXXII—XXXIII Roma 1762; Visconti Mus. Pio-Clem. VII, XLIII; De Fabris il piedistallo della colonna Antonina и т. д., Roma 1846 с табл. XXVIII след.; на табл. I изо­бра­же­но не состо­я­ние поста­мен­та перед рестав­ра­ци­ей, выпол­нен­ной де Фаб­ри­сом для Гри­го­рия XVI (как об этом гово­рит­ся в под­пи­си), а рису­нок Виньо­ли; табл. II — отре­ста­ври­ро­ван­ные релье­фы.


Поста­мент в целом. Ниж­ний и верх­ний апо­фи­зы выпол­не­ны оди­на­ко­во: сна­ча­ла гир­лян­да из листьев, обви­ваю­щая круг­лый валик, затем силь­но высту­паю­щий кима­тий из чередую­щих­ся серд­це­вид­ных глад­ких и акан­то­вых листьев, при­чем послед­ние почти на 15 шире пер­вых. Такое же чере­до­ва­ние и у ниж­не­го ряда листьев. Над (или соот­вет­ст­вен­но, под) листья­ми рас­по­ло­же­на пли­та пере­кры­тия. Соглас­но иллю­ст­ра­ции Виньо­ли, пока­зы­ваю­щей пере­д­нюю сто­ро­ну релье­фа, такая же пли­та долж­на быть и вни­зу. База колон­ны из бело­го мра­мо­ра была най­де­на в силь­но раз­ру­шен­ном состо­я­нии. Она не сох­ра­ни­лась.

Пере­д­няя сто­ро­на (табл. 116). Соглас­но той же иллю­ст­ра­ции Виньо­ли, здесь не было кима­тия с серд­це­вид­ны­ми листья­ми. Хотя кажет­ся стран­ным, с. 888 что сред­няя часть сох­ра­ни­лась до само­го низа, одна­ко это под­твер­жда­ет­ся ее сего­дняш­ним состо­я­ни­ем. Так как, хотя уже и не выше лево­го шле­ма, но все же под поло­ви­ной сто­пы Ромы и ниже пра­во­го щита сох­ра­нил­ся кусок пере­д­ней сто­ро­ны пли­ты под­но­жия, явно отли­чаю­щий­ся от новой узкой поло­сы под ним. Одна­ко эта основ­ная часть поверх­но­сти обо­зна­че­на здесь не как вода, как счи­тал Виньо­ли, а как ска­ла или зем­ля. Если на обе­их боко­вых сто­ро­нах всю плос­кость изо­бра­же­ния нуж­но пони­мать как поле (campus), из кото­ро­го высту­па­ют неболь­шие участ­ки грун­та, слу­жа­щие опо­рой для фигур, то здесь зем­ля огра­ни­че­на ниж­ней зоной, с дву­мя воз­вы­ше­ни­я­ми, большую часть кото­рых навер­ня­ка при­шлось допол­нить позд­нее; выше них — воздуш­ное про­стран­ство. Из-за это­го про­ти­во­по­став­ле­ния зем­ля здесь выпол­не­на гораздо отчет­ли­вее, а от про­фи­ля апо­фи­за отка­за­лись совер­шен­но.


На зем­ле полу­ле­жит иде­а­ли­зи­ро­ван­ный юно­ша (1), выпря­мив стан и опер­шись на пра­вый локоть (новые пред­пле­чье и рука, встав­ки в теле и в пра­вом боку). Его ноги пок­ры­ты дра­пи­ров­кой (допол­не­на поло­са по всей длине, вклю­чая пра­вую ступ­ню), пра­вая нога вытя­ну­та, левая (с новым коле­ном) под­тя­ну­та к туло­ви­щу и сто­ит на ступне. Левой рукой юно­ша охва­тил обе­лиск, поло­жив на него паль­цы (ука­за­тель­ный палец новый); под куби­че­ским поста­мен­том обе­лис­ка вид­на не зем­ля, а дра­пи­ров­ка у бока юно­ши. Обе­лиск сто­ит не стро­го вер­ти­каль­но (не обя­за­тель­но наме­рен­но). Он увен­чан шаром, кото­рый кажет­ся выпол­нен­ным из дру­го­го мате­ри­а­ла (несо­мнен­но, метал­ла), не столь­ко из-за малень­ко­го набал­даш­ни­ка на его вер­ху, сколь­ко из-за сво­их опор, лежа­щих на реб­рах самой верх­ней неболь­шой пира­миды. Под­няв голо­ву, юно­ша смот­рит вслед уно­ся­щей­ся ввысь обо­жест­влен­ной импе­ра­тор­ской чете. Как счи­тал Вис­кон­ти, фигу­ра юно­ши сим­во­ли­зи­ру­ет Мар­со­во поле с обе­лис­ком, кото­рый Август, соглас­но Пли­нию (36, 72), уста­но­вил там в каче­стве гно­мо­на непо­да­ле­ку от позд­ней­ше­го места сожже­ния Анто­ни­на и кото­рый был увен­чан свер­ху шаром, как сооб­ща­ет тот же Пли­ний. Как бы выхо­дя из лона лежа­ще­го юно­ши, впра­во вверх вос­па­ря­ет иде­а­ли­зи­ро­ван­ный юно­ша с вытя­ну­ты­ми немно­го слиш­ком пря­мо парал­лель­ны­ми с. 889, не пере­кре­щи­ваю­щи­ми­ся нога­ми (2) (новые: боль­шой и вто­рой палец пра­вой ноги, вме­сте с частью третье­го, ука­за­тель­ный палец пра­вой руки вме­сте с одеж­дой в руке, кон­чик носа, верх­няя губа, ука­за­тель­ный палец и мизи­нец левой руки, кро­ме кон­чи­ков, край одеж­ды око­ло левой руки пер­во­го юно­ши). Вью­щи­е­ся воло­сы откры­ва­ют лоб, как и у пер­во­го юно­ши, и нис­па­да­ют локо­на­ми с двух сто­рон. Мно­го­чис­лен­ные склад­ки оде­я­ния све­ши­ва­ют­ся из-за спи­ны через левую руку, с дру­гой сто­ро­ны схва­чен­ные пра­вой рукой склад­ки как бы уле­та­ют назад, чтобы пока­зать дви­же­ние возду­ха. Голо­ва кры­ла­то­го юно­ши при­под­ня­та и слег­ка повер­ну­та к его пра­вой руке, к тем, кого он воз­но­сит ввысь. На при­под­ня­той левой руке он дер­жит небес­ную сфе­ру, обви­тую зме­ей, кон­чик хво­ста кото­рой (древ­ний) сви­са­ет через руку; это сим­вол веч­но­сти или созвездия Дра­ко­на, рядом с кото­рым так­же вид­ны не столь­ко реаль­но, сколь­ко сим­во­ли­че­ски изо­бра­жен­ные Рыбы, Овен и часть Тель­ца, око­ло Овна виден полу­ме­сяц; все это сим­во­ли­зи­ру­ет вре­мя смер­ти и обо­жест­вле­ния, как это истол­ко­вы­ва­ет Бьян­ки­ни, с кото­рым сог­ла­ша­ет­ся Вис­кон­ти.

Над огром­ны­ми рас­про­стер­ты­ми кры­лья­ми, ско­шен­ны­ми в направ­ле­нии поле­та, вид­ны как буд­то сидя­щие фигу­ры (во вся­ком слу­чае, не про­сто как бюсты): сле­ва — Анто­нин Пий (новые: палец левой руки с кон­цом ски­пет­ра, шея и голо­ва увен­чи­ваю­ще­го ски­петр орла, нос и склад­ка одеж­ды). Он одет в туни­ку и тогу, пра­вая рука, дер­жа­щая корот­кий ски­петр, увен­чан­ный орлом, лежит на краю кры­ла, слов­но оно непо­движ­но. Вплот­ную к его лево­му боку сидит его супру­га Фау­сти­на (новые: кон­чик носа, левое пред­пле­чье, рука, конец ски­пет­ра, части одеж­ды) в опо­я­сан­ной сто­ле, на голо­ве уло­жен­ная коро­ной коса, с кото­рой с обе­их сто­рон нис­па­да­ет пок­ры­ва­ло. Види­мо, она тоже дер­жа­ла ски­петр так, как это допол­не­но позд­нее; ее голо­ва слег­ка повер­ну­та к супру­гу. Рядом с ними над кры­лья­ми Гения летят два соп­ро­вож­даю­щих орла, сим­во­лы обо­жест­вле­ния (Consecratio) (обе голо­вы и шеи — новые).

Спра­ва на воз­но­ся­щих­ся смот­рит Рома, под­няв пра­вую руку в знак при­вет­ст­вия или пок­ло­не­ния (пред­пле­чье пра­вой руки и сама рука, кро­ме третье­го и чет­вер­то­го паль­цев, четы­ре паль­ца левой руки, кон­чик носа, руко­ять меча — допол­не­ны; так­же допол­не­ны раз­лич­ные неболь­шие с. 890 части скла­док, напри­мер, над левой рукой и рядом с пра­вой гру­дью, левое коле­но, кон­чик боль­шо­го паль­ца левой ноги, а так­же части скла­док вни­зу). Голо­ву пок­ры­ва­ет атти­че­ский шлем, боль­шой гре­бень кото­ро­го опи­ра­ет­ся на лежа­ще­го сфинк­са. Ее туни­ка остав­ля­ет обна­жен­ны­ми пра­вое пле­чо и грудь; вряд ли мож­но утвер­ждать, что туни­ка длин­ная, посколь­ку левая ступ­ня с укра­шен­ным гир­лян­дой высо­ким сапож­ком на меху откры­та до пал­лы, кото­рой боги­ня вза­мен туни­ки обер­ну­ла ноги так, что она сидит на ее части; пыш­ные склад­ки лежат на коле­нях, а на левую руку набро­шен край оде­я­ния, охва­ты­ваю­ще­го ее сза­ди. Этой рукой боги­ня слег­ка опи­ра­ет­ся на круг­лый щит, плос­кая кай­ма кото­ро­го укра­ше­на сна­ру­жи лав­ро­вым вен­ком, тогда как на выпук­лой части в фор­ме розет­ки, нахо­дит­ся вол­чи­ца с близ­не­ца­ми. Живот­ное, цели­ком пок­ры­тое шер­стью, несколь­ко более густой на спине, изо­бра­же­но в дви­же­нии, похо­жем на Капи­то­лий­скую вол­чи­цу, но здесь вол­чи­ца выли­зы­ва­ет одно­го из близ­не­цов, сим­мет­рич­но сидя­щих лицом друг к дру­гу; каж­дый ухва­тил­ся рука­ми за вымя, кото­рое он сосет (были допол­не­ны левая и пра­вая ноги, в левом и пра­вом коле­нах, и левая рука; одна­ко встав­ки сно­ва отва­ли­лись).

Рядом с сидя­щей боги­ней и осо­бен­но перед ней лежит ору­жие, так­же пре­крас­но сох­ра­нив­ше­е­ся цели­ком. Щитом боги­ни частич­но при­крыт пояс с двой­ным рядом вися­чих бля­шек, един­ст­вен­ный в сво­ем роде. Склад­ча­тый пояс, кото­рый обыч­но не виден, посколь­ку все­гда закрыт пан­ци­рем, кажет­ся туго завя­зан­ным вокруг ска­лы, на кото­рой сидит боги­ня. Перед ска­лой сто­ит при­сло­нен­ный к ней широ­кий меч, перед кото­рым лежат две поно­жи (левая сле­ва и пра­вая спра­ва — допол­не­ны), далее сле­ва шлем без греб­ня (отлом­лен, сно­ва добав­лен), нако­нец, перед нога­ми боги­ни — щит эллип­ти­че­ской фор­мы, укра­шен­ный по кай­ме зуб­ца­ми и четырь­мя чаша­ми рас­те­ний вокруг умбо­на, на кото­ром изо­бра­жен Гор­го­ней­он под углом к обе­им осям эллип­са. На верх­нем краю щита лежит широ­кий лук, виден толь­ко один его конец, закан­чи­ваю­щий­ся голо­вой гри­фо­на; к щиту при­сло­нен цилин­дри­че­ский кол­чан с пере­вя­зоч­ны­ми рем­ня­ми (немно­го допол­нен­ный). Рядом висит отки­ну­тая крыш­ка и нару­жу тор­чат опе­ре­н­ные кон­цы стрел. Пра­вее кол­ча­на из-за ноги с. 891 боги­ни виден загну­тый конец воен­но­го знач­ка или тру­бы в виде голо­вы льва (щека новая); сле­ва шлем с плю­ма­жем, укра­шен­ный дву­мя шести­уголь­ны­ми вар­вар­ски­ми щита­ми, с вью­щи­ми­ся рас­те­ни­я­ми на забра­ле.

Левая и пра­вая боко­вые сто­ро­ны (табл. 117 спра­ва). На обе­их боко­вых сто­ро­нах изо­бра­же­но одно и тоже: сем­на­дцать всад­ни­ков ска­чут гало­пом по замкну­то­му кру­гу вокруг двух групп пехо­тин­цев, по пять чело­век каж­дая, кото­рые энер­гич­но дви­жут­ся нав­ст­ре­чу друг дру­гу, но это не напа­де­ние. Уже Виньо­ли счи­тал это воен­ным манев­ром, напри­мер, ана­ло­гич­но опи­сы­ва­е­мо­му Геро­ди­а­ном (IV, 2) при обо­жест­вле­нии Севе­ра; одна­ко там опи­са­на толь­ко вер­хо­вая езда (ἱππασία), где πᾶν τὸ ἱππικὸν τάγμα περιθεῖ κύκλῳ (кон­ни­ца объ­ез­жа­ет его [костер] на рысях, соблюдая строй и порядок в сти­ле пирри­хи), кру­жа таким обра­зом вокруг погре­баль­но­го кост­ра, а не как здесь, вокруг отряда пехоты9.

Оба изо­бра­же­ния настоль­ко сов­па­да­ют, что для обо­их мож­но дать не толь­ко одно и то же опи­са­ние, но и ука­за­ние вста­вок в тех местах, где это необ­хо­ди­мо. Так как в целом все осво­бож­ден­ные от зем­ли высту­паю­щие над фоном дета­ли доста­лись раз­ру­шен­ны­ми, то и резуль­тат при оди­на­ко­вом испол­не­нии изо­бра­же­ний полу­чил­ся на обе­их сто­ро­нах почти оди­на­ко­вым.

Пешие вои­ны. Схе­му рас­ста­нов­ки мож­но обо­зна­чить циф­ра­ми 5 4 3 2 1 1 2 3 4 5, где №№ 1, 1 явля­ют­ся сиг­ни­фе­ра­ми, 2, 2—4, 4 про­сты­ми сол­да­та­ми, а имен­но, — пре­то­ри­ан­ца­ми, судя по знач­кам, 5, 5 — коман­ди­ры.



Знач­ки сох­ра­ни­лись на пра­вой или восточ­ной сто­роне, допол­не­ны на левой, т. е. запад­ной сто­роне: над дву­мя кистя­ми пер­вый clipeus (круг­лый щит) с порт­ре­том импе­ра­то­ра, над третьей кистью вто­рой clipeus, над ним послед­няя деталь — овал с малень­ким рельеф­ным щитом. На обо­их порт­ре­тах импе­ра­тор изо­бра­жен с пере­вя­зью (balteus) на груди и пла­щом на левом пле­че, с обна­жен­ной голо­вой. Оба лица — ско­рее без­бо­ро­дые, чем боро­да­тые, в осо­бен­но­сти ниж­нее, без выра­жен­но­го сход­ства. Сиг­ни­фе­ры, как и все осталь­ные, обу­ты в кали­ги, шта­ны отсут­ст­ву­ют, с. 892 они оде­ты в под­по­я­сан­ную с боль­шим напус­ком туни­ку, над ней повя­за­на зве­ри­ная шку­ра, голо­ва кото­рой сви­са­ет на затыл­ке. Сох­ра­ни­лись голо­вы: на запад­ной сто­роне: сле­ва № 1; на восточ­ной сто­роне: сле­ва №№ 1, 2, спра­ва №№ 1, 2, 4; все боро­да­тые; все, кро­ме сиг­ни­фе­ров, со шле­ма­ми, гре­бень сох­ра­нил­ся толь­ко на запад­ной сто­роне, сле­ва № 1.

У всех рядо­вых сол­дат (№№ 2—4) — хоро­шо сох­ра­нив­ши­е­ся пла­стин­ча­тые доспе­хи с оди­нар­ным рядом круг­лых пла­стин, без вся­кой пере­вя­зи (cingulum) или меча, или поя­са (balteus); доста­точ­но хоро­шо сох­ра­ни­лись шта­ны, так же, как и копье в пра­вой руке и удли­нен­ный оваль­ный щит в левой, в боль­шин­стве слу­ча­ев с четырь­мя цвет­ка­ми или паль­мет­ка­ми вокруг умбо­на, на щите орна­мент в виде мол­нии (без зуб­цов) толь­ко у №4 спра­ва на запад­ной и восточ­ной сто­ро­нах. Коман­ди­ров (5) мож­но узнать на запад­ной и восточ­ной сто­ро­нах сле­ва по их глад­ким доспе­хам с оди­нар­ным рядом круг­лых пла­стин, а так­же по сагу­му (sagum), на запад­ной сто­роне спра­ва — по двой­но­му ряду круг­лых пла­стин.

Всад­ни­ки. Они ска­чут вер­хом то по одно­му, то вдво­ем, втро­ем и вчет­ве­ром: впе­ре­ди, на запад­ной и восточ­ной сто­ро­нах, сле­ва вни­зу № 1 с век­сил­лу­мом, № 2 так­же, №№ 3 и 4 долж­ны изо­бра­жать пару, но почти раздель­но, №№ 5, 6 — бок о бок, таким же обра­зом №№ 7, 8, 9 втро­ем, точ­но так же №№ 10, 11, 12, потом отдель­но № 13, и нако­нец, №№ 14, 15, 16, 17 вчет­ве­ром. В этой вере­ни­це флан­го­вые всад­ни­ки (т. е. №№ 7, 12, 14) на плос­ко­сти релье­фа дер­жат век­сил­лу­мы. На запад­ной сто­роне №№ 1, 13, 17 почти пол­но­стью раз­ру­ше­ны. Лоша­ди, у кото­рых сох­ра­ни­лись толь­ко конеч­но­сти, при­ле­гаю­щие к плос­ко­сти релье­фа, оди­на­ко­во укра­ше­ны обши­тым бах­ро­мой чеп­ра­ком, удер­жи­ва­е­мым под­пру­гой, нагруд­ным рем­нем и под­хвост­ни­ком; эти послед­ние, как и нахо­дя­щи­е­ся выше два шей­ных рем­ня, укра­ше­ны сви­саю­щи­ми луну­ла­ми [lunula, жен­ское укра­ше­ние в виде полу­ме­ся­ца — С. С.] или листья­ми, так­же вися­щи­ми на длин­ных ремеш­ках, по два спе­ре­ди чеп­ра­ка и два сза­ди. Всад­ни­ки, от кото­рых на каж­дой сто­роне сох­ра­ни­лось по шесть голов, в боль­шин­стве сво­ем боро­да­тые, напри­мер №№ 5 (запад­ная сто­ро­на, сох­ра­ни­лось мало), 12, 14, 15, 16, без боро­ды толь­ко № 7. Коль­чуж­ные доспе­хи с зуб­ча­той кай­мой вни­зу и на руках есть толь­ко у №№ 1, 2, 7(?), 10, 12(?), при этом у боль­шин­ства раз­ве­ваю­щий­ся сагум №№ 1, 2, 7, 10, 12, а так­же 9, 11, 14, 15, 16 (без кожа­ных доспе­хов). Сре­ди оде­тых таким обра­зом всад­ни­ков един­ст­вен­ные, кто воору­жен толь­ко мечом с левой сто­ро­ны (виден в боль­шин­стве слу­ча­ев толь­ко пояс для меча (balteus)), — это №№ 1, 2, 11; сомни­тель­но, посколь­ку зак­ры­то, — №№ 7, 10, 12, 14. На осталь­ных, т. е. на №№ 3, 4, 5, 6, 8, 9(?), 13(?), 17(?), наде­ты пла­щи, наки­ну­тые оди­на­ко­вым обра­зом, — левый край спа­да­ет с лево­го пле­ча, а пра­вый обер­нут сза­ди вокруг тела, с. 893 выведен впе­ред под пра­вой рукой и пере­бро­шен через левую руку, затем, подоб­но тоге, часть лево­го кон­ца под нак­ры­ваю­щим ее пра­вым кон­цом заправ­ле­на за пазу­ху. Кон­ни­ки в такой одеж­де, веро­ят­но, вхо­дят в сос­ло­вие всад­ни­ков, а их плащ — тра­бея. Есть свиде­тель­ства уча­стия всад­ни­ков в погре­баль­ных тор­же­ствах.

Сто­ро­на с над­пи­сью (табл. 118). Поле над­пи­си обрам­ле­но кима­ти­ем из серд­це­вид­ных листьев. От трех­строч­ной над­пи­си, выпол­нен­ной в насто­я­щее вре­мя из брон­зо­вых букв10,

DIVO ∙ ANTONINO ∙ AVG ∙ PIO
ANTONINVS ∙ AVGVSTVS ∙ ET
VERVS ∙ AVGVSTVS ∙ FILII

были в 1703 г. най­де­ны пустые борозд­ки, т. е. без похи­щен­ных брон­зо­вых букв; веро­ят­но, края бороздок при выла­мы­ва­нии метал­ла были повреж­де­ны, отче­го потре­бо­ва­лись види­мые сей­час встав­ки. Одна­ко это мог­ло про­изой­ти и при вто­ром раз­граб­ле­нии. Ибо, соглас­но де Фаб­ри­су (S. VII, 13), при рестав­ра­ции в 1846 г. были исполь­зо­ва­ны три брон­зо­вые бук­вы, изготов­лен­ные при Бенедик­те XIV11. Все свиде­тель­ства еди­но­глас­но гово­рят об отсут­ст­вии брон­зо­вых букв при пер­вом откры­тии; сле­до­ва­тель­но, над­пись была изготов­ле­на в брон­зе при Бенедик­те XIV12; после чего, воз­мож­но, бук­вы посте­пен­но были раз­во­ро­ва­ны, пока их не оста­лось все­го три, спря­тан­ные, веро­ят­но, в надеж­ном месте. Работа выпол­не­на тща­тель­но.

ПРИМЕЧАНИЯ:
(Пост­ра­нич­ная нуме­ра­ция при­ме­ча­ний в кни­ге здесь заме­не­на на сквоз­ную)

с. 884

1Cancellieri S.4. Лите­ра­ту­ру см. в кон­це стр. 887.

2Fea Misc. I CXXIII при­меч. в 1790 г. упо­ми­на­ет рестав­ра­ци­он­ные работы как про­во­дя­щи­е­ся в дан­ное вре­мя.

3Cancellieri S.17 f. сооб­ща­ет, что Кли­мент XI хотел, а Бенедикт XIV сде­лал.

4Beschr. Roms II 2 S. 388, zu Ficoroni, Fea Miscell. I p. CXXIII; Nibby, Roma nel 1838 = Moderna II 584.

5У Пира­не­зи (Piranesi, Camp Mart. I XXXII f.) поста­мент изо­бра­жен с выем­ка­ми для вста­вок; еще не поме­щен­ные на место встав­ки изо­бра­же­ны отдель­но на вто­рой иллю­ст­ра­ции. Наши фото­гра­фии на табл. 116 и след. пока­зы­ва­ют поста­мент еще на его преж­нем месте, а на табл. 119 его нынеш­нее место еще пусту­ет.

с. 885

6У Petersen’а, v. Domaszewski, Calderini Marcus-Säule S. 6 — сооб­ща­ет­ся, что глав­ный вид на колон­ну Мар­ка Авре­лия был с восто­ка, где так­же нахо­ди­лась и дверь. с. 886 У колон­ны Анто­ни­на дверь отсут­ст­ву­ет, но ее глав­ной сто­ро­ной была, есте­ствен­но, та, где на поста­мен­те изо­бра­жен апо­фе­оз. По иллю­ст­ра­ции Виньо­ли она была рас­по­ло­же­на с восточ­ной сто­ро­ны; но по сло­вам de la Chausse, lett. I 11, над­пись была со сто­ро­ны мав­зо­лея Авгу­ста, т. е. с север­ной сто­ро­ны, сле­до­ва­тель­но, апо­фе­оз был с южной, точ­нее, с юго-юго-восточ­ной сто­ро­ны. Решаю­щи­ми явля­ют­ся сооб­ща­е­мые Хюль­зе­ном сло­ва Бьян­ки­ни, соглас­но кото­рым над­пись обра­ще­на к мав­зо­лею Авгу­ста, а апо­фе­оз «ad australem et orientalem plagam posita» (рас­по­ло­жен с юго-восточ­ной сто­ро­ны), и добав­ля­ет­ся: «Huic vero lateri ad austrum praeponitur quadrata praecinctio triplex, quae ad bustum principum pertinere intelligitur».

7Отме­ча­ет Хюль­зен по Вале­зио, там же, S. 42.

8Он был выбран, веро­ят­но, из-за его боль­шей проч­но­сти, ср. Marcus-Säule S. 11. Posterla S. 3 il primo Zoccholo, che posa sopra la Platea di Travertino e di marmo Greco quasi tutto deruto ed è alto Palmi tre.

с. 891

9Ср. Appian, B. C. I 106 о погре­бе­нии Сул­лы: καὶ τὸ πῦρ οἵ τε ἱππεῖς καὶ ἡ στρατιὰ περιέδραμον (тра­ур­ный костер был окру­жен всад­ни­ка­ми и вой­ском).

с. 893

10CIL VI 1004, где, одна­ко, о бук­вах ниче­го не гово­рит­ся.

11Ана­ло­гич­но (как сня­тые при транс­пор­ти­ров­ке встав­ки для вос­пол­не­ния верх­не­го и ниж­не­го апо­физов поста­мен­та, см. S. 885) так­же исполь­зо­ва­ли сох­ра­нив­ши­е­ся от упо­мя­ну­то­го вре­ме­ни (конеч­но, рестав­ра­ции во вре­ме­на Бенедик­та XIV, упо­мя­ну­той ранее) три метал­ли­че­ские бук­вы, кото­ры­ми уком­плек­то­ва­ли коли­че­ство букв, необ­хо­ди­мое в над­пи­си.

12Bianchini-Hülsen S.53; Vignoli S.13; De la Chausse I 11.

Валь­тер Аме­лунг

Источники:
(сс) 2006 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
© 1903 г. Описание: W. Amelung. Die Sculpturen des Vaticanischen Museums. Berlin, 1903. Band I. S. 883—893.
© 2007 г. Перевод с нем. С. И. Сосновского, под ред. Г. Ранге.

комм.

комм.

комм.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские рельеф имперский римская мифология mythologia romana колонна антонина пия колонны антонин пий antoninus pius римский император антонин пий антонина пия imperator antoninus pius римская императрица фаустина старшая фаустины старшей annia galeria faustina maior major портрет портреты портретный портретная римский ромул romulus рем рэм remus капитолийская волчица lupa capitolina мужской мужская мужчины мужчина женский женщины женщина династия антонинов антонины портретный рельеф рельефы рельефный портрет портретный рельеф рельефы рельефный портрет апофеоз антонина пия и фаустины рельеф цоколь колонны антонина пия белый италийский мрамор апофеоз обожествление постамент колонна антонина пия скипетр рельеф горельеф рома гений campus martius марсово поле персонификация олицетворение гномон-обелиск гномон обелиск августа тога туника мужская женская одежда скипетр с навершием в виде орла орел птица навершие гений смерти небесная сфера змея крылья листья аканта аканфа акант аканф апофиз аттический шлем плюмаж волчица близнецы ромул и рем туника палла женская одежда умбон поножи кнемиды knemides ocrea экипировка пояс меч лук стрелы колчан круглый щит clupeus clipeus овальный щит инв № 5115