Голова Антонина Пия
Мрамор. Ок. 138—150 гг.Сидар-Рапидс (США, Айова), Музей искусства, коллекция Райли.

Голова Антонина Пия.

Мрамор. Ок. 138—150 гг.

Сидар-Рапидс (США, Айова), Музей искусства, коллекция Райли.

Происхождение:
Преж­де в англий­ской част­ной кол­лек­ции.

Описание:
Это порт­рет Анто­ни­на Пия раз­ме­ром боль­ше нату­раль­ной вели­чи­ны. Обра­бот­ка осно­ва­ния шеи ука­зы­ва­ет на то, что голо­ва встав­ля­лась в отдель­но высе­чен­ное туло­ви­ще импе­ра­то­ра1. Этот импе­ра­тор, пер­во­на­чаль­но име­но­вав­ший­ся Титом Авре­ли­ем Бой­о­ни­ем Арри­ем Анто­ни­ном, родил­ся 19 сен­тяб­ря 86 г. в Лану­вии. Несколь­ко чле­нов его семьи зани­ма­ли высо­кие посты, и вско­ре сам Анто­нин стал ува­жа­е­мым чле­ном пра­ви­тель­ства Адри­а­на и в конеч­ном сче­те вошел в чис­ло импе­ра­тор­ских совет­ни­ков. Когда безв­ре­мен­ная кон­чи­на Элия Цеза­ря лиши­ла Адри­а­на пре­ем­ни­ка, он усы­но­вил Анто­ни­на в каче­стве наслед­ни­ка. Но Адри­ан поза­бо­тил­ся и о достой­ных пре­ем­ни­ках само­го Анто­ни­на; и так как два соб­ст­вен­ных сына Анто­ни­на умер­ли, по тре­бо­ва­нию Адри­а­на он усы­но­вил Луция Вера (сына Элия) и Мар­ка Авре­лия (пле­мян­ни­ка жены Анто­ни­на). Это про­изо­шло 25 фев­ра­ля 138 г., менее чем через два меся­ца после смер­ти Элия2. Еще до смер­ти Адри­а­на, 10 июля 138 г. Анто­нин стал его соп­ра­ви­те­лем. Ему было 52 года и пра­вил он после это­го почти 24 года.

Не суще­ст­ву­ет ника­ких лите­ра­тур­ных опи­са­ний дета­лей внеш­но­сти Анто­ни­на Пия. В них про­сто гово­рит­ся, что он был «пора­зи­тель­но кра­сив» или «бла­го­ро­ден лицом»3. Это под­твер­жда­ет­ся более чем 140 изва­я­ни­я­ми, дошед­ши­ми до нас, кото­рые все­гда изо­бра­жа­ют муж­чи­ну с боль­шой боро­дой и чет­ко выра­жен­ны­ми чер­та­ми лица. Голо­ва из кол­лек­ции Рай­ли лег­ко опо­зна­ет­ся по этим чер­там, за иск­лю­че­ни­ем носа, кото­рый был непра­виль­но вос­ста­нов­лен. И на скульп­ту­рах, и на моне­тах нос импе­ра­то­ра все­гда доволь­но тонок и заост­рен; в про­филь он закан­чи­ва­ет­ся рез­кой тре­уголь­ной точ­кой. Вос­ста­нов­лен­ный же нос этой голо­вы слиш­ком длин­ный и луко­ви­це­об­раз­ный.

Макс Вег­нер (Max Wegner) разде­лил суще­ст­ву­ю­щие порт­ре­ты Анто­ни­на Пия на 4 основ­ных типа4. Дан­ная голо­ва при­над­ле­жит к пер­во­му, «фор­мий­ско­му типу», назван­но­му так по экзем­пля­ру из Фор­мий, нахо­дя­ще­му­ся сей­час в Музее Терм в Риме5. Этот тип состав­ля­ет при­мер­но третью часть от всей сово­куп­но­сти изва­я­ний и, пред­по­ло­жи­тель­но, отно­сит­ся к нача­лу прав­ле­ния Анто­ни­на. В допол­не­ние к основ­ным отли­чи­тель­ным чер­там импе­ра­то­ра, голо­ва из кол­лек­ции Riley очень похо­жа на «фор­мий­ский тип» харак­тер­ным раз­ме­ще­ни­ем прядей волос, осо­бен­но выше лба.

Рим­ский сенат пред­ло­жил пере­име­но­вать меся­цы сен­тябрь и октябрь в честь импе­ра­то­ра и его жены. Если бы не скром­ность Анто­ни­на, мы сего­дня мог­ли бы назы­вать их «Анто­ни­ном» и «Фау­сти­ном»6. Эти порт­ре­ты явля­ют­ся ярким напо­ми­на­ни­ем об одном из самых бла­го­де­тель­ных и бла­го­род­ных импе­ра­то­ров Рима.

——————
При­ме­ча­ния

1 См.: G. Jacopi, «Una nuova statua-ritratto di Antonino Pio» in Festschrift für Max Wegner (Münster 1962) 83—86, figs. 51—55; cf. R. Calza, I Ritratti [Scavi di Ostia 5] (Rome 1964) no. 141, pl. 84.

2 SHA 4. 4—9; Dio 69. 21. 1.

3 SHA 2. 1; cf. 13. 1—2.

4 M. Wegner, Die Herrscherbildnisse in antoninischer Zeit [Das römische Herrscherbild II, 4] (Berlin 1939). Недав­нее обсуж­де­ние типов см. B. Felletti Maj, s.v. «Antonino Pio» in EAA I (Rome 1958) 442—445; Wegner, «Verzeichnis der Kaiserbildnisse von Antoninus Pius bis Commodus I», Boreas 2 (1979) 87—138.

5 Ibid., pl. 3, Terme Inv. 718. Дру­гие экзем­пля­ры это­го типа нахо­дят­ся в музее Мет­ро­по­ли­тан (Inv. 33. 11. 3) и в Bowdoin College (См. K. Herbert, Ancient Art in Bowdoin College [Cambridge 1964] 42, no. 100; pl. 15). Этот послед­ний порт­рет импе­ра­то­ра — веро­ят­но, самый пре­крас­ный экзем­пляр в этой стране.

6 SHA 10.1.


Литература:
Не пуб­ли­ко­ва­лось.

Источники:
© Фото, текст: http://www.vroma.org/~riley/
© 1997 Cedar Rapids Museum of Art, The Tom and Nan Riley Collection.
© 1988 Photos by C. Randall Tosh, The University of Iowa Museum of Art.
© 1988 Text from Richard Daniel De Puma. Roman Portraits. Iowa City, IA: The University of Iowa, 1988.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский римский император антонин пий антонина пия imperator antoninus pius портрет портреты портретный портретная римский мрамор портрет голова антонина пия римский император антонин пий