Портрет Гая Цезаря (?). Тип II.
Бело-желтый мрамор. Кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э.
Высота 27 см.
Инв. № 61/92.Майнц, Муниципальный музей Майнца.

Портрет Гая Цезаря (?). Тип II.

Бело-желтый мрамор. Кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э.
Высота 27 см.
Инв. № 61/92.

Майнц, Муниципальный музей Майнца.

Происхождение:
Най­де­на в Майн­це в 1961 г.

Описание:

58. [Порт­рет Гая Цеза­ря]

Тип II.
Илл. 46.

Майнц, Муни­ци­паль­ный музей Сред­не­го Рей­на[1].
Инв. № 61/92.
Голо­ва. Бело-жёл­тый мра­мор.
Най­де­на в Майн­це в 1961 г.

Раз­ме­ры: высота 27 см.

Рестав­ра­ции: нет.

Биб­лио­гра­фия: Simon E. Das neugefundene Bildnis des Caius Caesar in Mainz // MZ. Bd. 58. 1963. S. 1—18, Ill. 1—3, 5, 10, 12—14, 35—36 (Гай Цезарь); Brommer E. Zum Mainzner Augustuskopf (Kleine Schriften der Gesellschaft für bildende Kunst in Mainz, Heft 20). Mainz, 1964 (совре­мен­ный); Hafner, G. Der angeblich antike Marmorkopf aus Mainz // MDAI(R). Bd. 71. 1964. S. 170—180, Ill. 42-1, 44-1, 45-1, 46-1, 47-1, 49-1-6-7 (совре­мен­ный); Kähler H. // Römer am Rhein. Ausstellung des Römisch-Germanischen Museums, Köln. Köln, 1967. № A7. S. 135—137, Ill. 19 (моло­дой Август); Zanker P. Studien zu den Augustus-Porträts, I. Der Actium-Typus. Göttingen, 1973. S. 51 (Гай Цезарь); Kiss Z. L’iconographie des princes julio-claudiens au temps d’Auguste et de Tibère. Varsovie, 1975. P. 42, fig. 58—59; Simon E. Der Mainzer Kopf nach 15 Jahren // MZ. Bd. 71. 1976—1977. S. 101—109, Ill. 29, 30 a—b, 32 c; Fittschen K. Katalog der antiken Skulpturen in Schloss Erbach. Berlin, 1977. S. 40. № 25 (Луций Цезарь); Zanker P. Prinzipat und Herrscherbild // Gymnasium. Bd. 86. 1979. S. 353—378. № 10-2 (Гай или Луций Цезарь); Massner A. K. Bildnisangleichung. Untersuchungen zur Entstehungs- und Wirkungsgeschichte der Augustusporträts (43 v. Chr. — 68 n. Chr.). Berlin, 1982. S. 54. № 79. Ill. 16B (Луций Цезарь); Pollini J. The Portraiture of Caius and Lucius Caesar. New York, 1987. P. 48—49, No. 6. P. 96—97. P. 50, No. 42. P. 117, pl. 8 (Гай Цезарь, тип II, под­лин­ность сомни­тель­на).

Ком­мен­та­рий: С этим порт­ре­том свя­за­но два глав­ных вопро­са: это его под­лин­ность и его иден­ти­фи­ка­ция. Пер­вый обу­слов­лен тем, что порт­рет обна­ру­жен вне архео­ло­ги­че­ско­го кон­тек­ста, на терри­то­рии, где неиз­вест­но ника­ких сле­дов рим­ской эпо­хи; кро­ме того, он при­над­ле­жит к серии реплик, мно­гие из кото­рых вызы­ва­ют сомне­ния в их под­лин­но­сти; поэто­му выска­зы­ва­лось пред­по­ло­же­ние, что это работа скуль­п­то­ра Кано­вы. Э. Симон вслед за Х. Келе­ром при­ве­ла убеди­тель­ные аргу­мен­ты в поль­зу того, что эти сомне­ния не обос­но­ва­ны199.

с. 266 Что каса­ет­ся иден­ти­фи­ка­ции, то гипо­те­за, соглас­но кото­рой это порт­рет моло­до­го Авгу­ста, обос­но­ван­но отверг­ну­та в новей­ших иссле­до­ва­ни­ях. Бла­го­да­ря тому, что, с одной сто­ро­ны, теперь луч­ше изу­чен фено­мен «упо­доб­ле­ния» (Angleichung) и, с дру­гой сто­ро­ны, опуб­ли­ко­ва­но весь­ма обсто­я­тель­ное иссле­до­ва­ние порт­ре­тов Цеза­рей, — пред­став­ля­ет­ся уже обще­при­знан­ным мне­ние, что порт­рет изо­бра­жа­ет одно­го из при­ём­ных сыно­вей Авгу­ста. Спо­ры вызы­ва­ет иден­ти­фи­ка­ция прин­ца: Гай или Луций? Вполне оче­вид­но, что ответ зави­сит от иден­ти­фи­ка­ции их порт­ре­тов, най­ден­ных в бази­ли­ке Корин­фа. Для выра­бот­ки решаю­ще­го кри­те­рия пред­ла­га­лись все­воз­мож­ные аргу­мен­ты, одна­ко край­няя иде­а­ли­за­ция черт лица, отсут­ст­вие сколь­ко-нибудь замет­ной раз­ни­цы в воз­расте и сход­ство, наме­рен­но при­дан­ное этим двум порт­ре­там, по-преж­не­му затруд­ня­ют ана­лиз. При нынеш­нем состо­я­нии изу­чен­но­сти этой про­бле­мы, мож­но лишь отме­тить, что было бы логич­но, если бы вос­про­из­ведён­ный здесь тип, наи­бо­лее близ­кий к типу Авгу­ста «При­ма Пор­та», изо­бра­жал стар­ше­го из бра­тьев — Гая. Но это пред­по­ло­же­ние оста­ёт­ся весь­ма спор­ным.

Дж. Пол­ли­ни, автор послед­ней моно­гра­фии, посвя­щён­ной ико­но­гра­фии моло­дых прин­цев, отно­сит этот экзем­пляр к типу II, глав­ны­ми реп­ли­ка­ми кото­ро­го явля­ет­ся бюст, хра­ня­щий­ся в Вати­кане200, и порт­рет из скульп­тур­ной груп­пы, най­ден­ной в Велии201.

ПРИМЕЧАНИЯ:

199При­ме­ча­тель­но, что на скульп­ту­ре сох­ра­ни­лись следы поли­хро­мии: Kähler H. Op. cit. S. 136.

200Рим, Вати­кан, Зал бюстов, инв. № 714; Pollini J. Op. cit. No. 5. Pl. 7.

201Мари­на-ди-Ашеа, хра­ни­ли­ще, инв. № 17454; ibid. No. 7. Pl. 9 (Гай Цезарь); Rose Ch. Br. Dynastic Commemoration and Imperial Portraiture in the Julio-Claudian Period, Cambridge, 1997. No. 49, fig. 123 (Луций Цезарь).

ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИЦЫ:

[1]По состо­я­нию на 2016 г. пере­име­но­ван в Муни­ци­паль­ный музей Майн­ца (Landesmuseum Mainz).


Источники:
© 2006 г. Фото, текст: Rosso E. L’Image de l’empereur en Gaule Romaine. Portraits et inscriptions. Éditions du Comité des travaux historiques et scientifiques, Paris, 2006. С. 265—266, кат. № 58, илл. 46.
© 2016 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii наследник гай цезарь випсаниан g148 caius gaius caesar vipsanianus портрет портреты портретный портретная бело-желтый желто-белый мрамор мужской голова луций g149 тип ii инв № 61/92