Надгробная надпись разведчика Гая Веттония Фирма
AE 1976, 22.
Травертин. Ок. 70—130 гг. н. э.
Высота 200 см, ширина 42 см, толщина 19 см.
Инв. № 125667.Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана. Фото: И. А. Шурыгин

Надгробная надпись разведчика Гая Веттония Фирма.

AE 1976, 22.
Травертин. Ок. 70—130 гг. н. э.
Высота 200 см, ширина 42 см, толщина 19 см.
Инв. № 125667.

Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.

Происхождение:
Рим, нек­ро­поль на пра­вом бере­гу Тиб­ра, на 120 м выше Миль­ви­е­ва моста (1948 г.).

Описание:
AE 1976, 22

C(aius) Vetto=
nius C(ai) f(ilius)
Cla(udia) Fir=
mus Acele,
5vet(eranus) ex spe(culatore),
mil(itavit) an(nis) XIIX,
missus ho(nesta)
miss(ione), vix(it)
an(nis), L. P(ublius) Vet=
10 tonius
Firmus
p(atri) b(ene) m(erenti) f(ecit).

Гай Вет­то­ний Фирм, сын Гая, из Клав­ди­е­вой три­бы, (уро­же­нец) Аце­ла, вете­ран из раз­вед­чи­ков, про­слу­жил 18 лет, с почё­том уво­лен в отстав­ку, про­жил 50 лет; Пуб­лий Вет­то­ний Фирм поста­вил (эту над­пись сво­е­му) отцу по заслу­гам.

Над­гроб­ные сте­лы сол­дат и тело­хра­ни­те­лей Неро­на

Над­гроб­ные сте­лы посвя­ще­ны сол­да­там раз­лич­ных частей, раз­ме­щён­ных в Риме: пре­то­ри­ан­ской гвар­дии («импе­ра­тор­ской гвар­дии») и город­ских когорт (urbaniciani или cohortes urbanae), то есть поли­цей­ских сил. Серию завер­ша­ют сте­лы гер­ман­ских тело­хра­ни­те­лей импе­ра­то­ра Неро­на — Germani corporis custodes, — кото­рые назы­ва­лись так, пото­му что пер­во­на­чаль­но их наби­ра­ли из креп­ких пред­ста­ви­те­лей север­ных пле­мён. В прав­ле­ние Авгу­ста они были раба­ми, а в эпо­ху Неро­на тело­хра­ни­те­ли (custodes) счи­та­лись сво­бод­ны­ми ино­зем­ца­ми; их под­разде­ле­ние было орга­ни­зо­ва­но по образ­цу воен­но­го, но так нико­гда и не обре­ло ста­ту­са реаль­ной воен­ной части.

Они участ­во­ва­ли в свер­же­нии Неро­на и были рас­пу­ще­ны Галь­бой.

Тра­вер­тин, из раз­ных раой­нов Рима и при­го­ро­дов, а так­же с Пор­то­вой доро­ги. Прав­ле­ние Неро­на (54—68 гг. н. э.)

Музей­ная таб­лич­ка

с. 11 8—23) Нек­ро­поль, обна­ру­жен­ный в 1948 г. на пра­вом бере­гу Тиб­ра, в 120 м выше Миль­ви­е­ва моста. Дати­ру­ет­ся кон­цом I — пер­вы­ми деся­ти­ле­ти­я­ми II вв. н. э. В Нацио­наль­ном Рим­ском музее (сад напро­тив пьяц­ца-деи-Чин­кве­чен­то). Там най­де­но шесть эпи­та­фий с име­на­ми пре­то­ри­ан­цев венет­ско­го про­ис­хож­де­ния, кото­рые опуб­ли­ко­ва­ны С. Пан­чье­рой:

Panciera S. Altri pretoriani di origine veneta // Aquileia Nostra. Vol. 45—46. 1974—1975. Col. 163—182, с фото­гра­фи­я­ми.

с. 12 С. 173—176, 5; фото, рис. 5. Сте­ла из тра­вер­ти­на, закруг­лён­ная свер­ху: 200 x 42 x 19 см. Текст в рез­ной рам­ке.

C(aius) Vetto|nius C(aii) f(ilius) | Cla(udia) Fir|mus, Acele, | uet(eranus) ex spe(culatore), | mil(itauit) an(nos) XIIX, | missus ho(nesta) | miss(ione), uix(it) | an(nos) L; P(ublius) Vet|tonius | Firmus | p(atri) b(ene) m(erenti) f(ecit).

Учи­ты­вая место обна­ру­же­ния над­пи­си (нек­ро­поль пре­то­ри­ан­цев), Гай Вет­то­ний Фирм не мог быть вете­ра­ном-раз­вед­чи­ком (uet(eranus) ex spe(culatore)), слу­жив­шим в леги­оне; одна­ко сле­ду­ет отме­тить, что его при­над­леж­ность к пре­то­ри­ан­ской гвар­дии не упо­мя­ну­та: так же обсто­ит дело с над­пи­сью уро­жен­ца Бре­шии (CIL. VI. 3482). Сле­ду­ет ли сде­лать вывод, что в I в. н. э. раз­вед­чи­ки (speculatores) не вхо­ди­ли в состав пре­то­ри­ан­ской гвар­дии?

L’Année épigraphique

с. 1295 Несколь­ко над­пи­сей, до сих пор неиз­дан­ных, хотя они были най­де­ны в Риме трид­цать лет назад, попол­нят спи­сок, уже доволь­но длин­ный, про­стых граж­дан венет­ских горо­дов, в I и II вв. н. э. поки­нув­ших свою роди­ну, чтобы посту­пить на пре­стиж­ную служ­бу в пре­то­ри­ан­ской гвар­дии1. Ещё не вполне ясно, из како­го соци­аль­но­го слоя выхо­ди­ли в боль­шин­стве сво­ём такие ново­бран­цы (мне­ния иссле­до­ва­те­лей по это­му пово­ду очень рас­хо­дят­ся)2, и не уда­ёт­ся в пол­ной мере оце­нить, как на прак­ти­ке вли­я­ло зачис­ле­ние на служ­бу на жизнь отдель­ных людей и, как след­ст­вие, на жизнь их семей и род­ных общин3. Име­ю­щи­е­ся у нас сведе­ния, с одной сто­ро­ны, пожа­луй, слиш­ком скуд­ны и слу­чай­ны, а пото­му не поз­во­ля­ют сде­лать доста­точ­но обос­но­ван­ных выво­дов, а с дру­гой сто­ро­ны, веро­ят­но, ещё не в пол­ной мере исполь­зо­ва­ны в ука­зан­ных целях.

Здесь я огра­ни­чусь сооб­ще­ни­ем об упо­мя­ну­тых мною новых свиде­тель­ствах, упо­рядо­чив их по род­ным горо­дам пре­то­ри­ан­цев, и крат­ким ком­мен­та­ри­ем. Спе­ци­аль­ные воен­ные вопро­сы будут иссле­до­ва­ны более углуб­лён­но позд­нее, после пол­ной пуб­ли­ка­ции гроб­ни­цы, в кото­рой най­де­ны все эти над­пи­си4.

Она была рас­ко­па­на в 1948 г. на пра­вом бере­гу Тиб­ра, в 120 м выше Миль­ви­е­ва моста, в ходе работ по обва­ло­ва­нию реки, кото­рые выпол­нял Осо­бый отдел Граж­дан­ско­го дорож­но-мосто­во­го управ­ле­ния по реке Тибр и пред­ме­стьям Рима. На осно­ва­нии ком­плек­са сооб­ра­же­ний, под­ска­зан­ных над­пи­ся­ми, типо­ло­ги­ей памят­ни­ков и архео­ло­ги­че­ским кон­тек­стом, гроб­ни­цу, види­мо, сле­ду­ет дати­ро­вать кон­цом I — пер­вы­ми деся­ти­ле­ти­я­ми II вв. н. э. Все над­пи­си хра­нят­ся в Нацио­наль­ном Рим­ском музее, в саду напро­тив пьяц­ца-деи-Чин­кве­чен­то.

p.1301

Ацел

5) Над­гроб­ная сте­ла из тра­вер­ти­на, скруг­лён­ная и обрам­лён­ная, с вен­ком в полу­круг­лой части; раз­ло­ма­на попо­лам на высо­те деся­той стро­ки; высота 2 м, шири­на 42 см, тол­щи­на 19 см. (рис. 5); инв. № 125667.

C. Vetto=
nius C.f.
Cla(udia) Fir=
mus, Acele,
5vet(eranus) ex spe(culatore),
mil(itavit) an(nis) XIIX,
missus ho(nesta)
miss(ione), vix(it)
an(nis) L. P. Vet=
10tonius
Firmus
p(atri) b(ene) m(erenti) f(ecit).

с. 1302 Мож­но заме­тить, что покой­ный и посвя­ти­тель в этой над­пи­си носят то же родо­вое имя и тот же ког­но­мен, что и покой­ный в над­пи­си №4. Кро­ме того, у них общая роди­на — Ацел. Сре­ди памят­ни­ков, най­ден­ных в окрест­но­стях Азо­ло, име­ет­ся так­же сар­ко­фаг с латин­ской над­пи­сью, «кото­рый хра­нит­ся в горо­де Сант-Ила­рия (Эула­лия у Бор­со), но обна­ру­жен в Кас­са­не­го, при­мер­но в двух кило­мет­рах к севе­ру от Сант-Ила­рии, пря­мо у под­но­жия Грап­пы»49; на эту над­пись сле­ду­ет обра­тить вни­ма­ние. В CIL. V. 2090, ср. с. 1068 = ILS. 8371, она при­веде­на так: D(is) M(anibus), / C. Vettonius Fabia Maximus, veteranus, / ex militia reversus, vivos ipse sibi fecit, inque memoriam, / sui et colende sepulture rosis et escis paganis Misquilen(sibus) / n. CCC dedit, ex cuius summe reditu rosam ne minus ex / HS n. XVI posuisse vellint et reliquum quot est ex usuris es/cas rosales et vindemiales omnibus annis poni sibi voluit / et loco uti iussit[1].

Здесь так­же сов­па­да­ет родо­вое имя, но ука­за­на иная — Фаби­е­ва — три­ба, кото­рая соот­вет­ст­ву­ет окрест­но­стям Падуи.

Труд­но изба­вить­ся от мыс­ли, что трёх Вет­то­ни­ев Фир­мов из рим­ских над­пи­сей и Вет­то­ния Мак­си­ма (тоже, как и они, быв­ше­го воен­но­го) из над­пи­си в Кас­са­не­го может свя­зы­вать какое-то род­ство. Новые наход­ки вне­сут вклад в ста­рый спор о том, при­над­ле­жа­ли ли Кас­са­не­го и Сант-Эула­лия, то есть Миск­ви­лен­ский паг, к обла­сти Аце­ла или Пата­вия. Фрак­ка­ро в 1940 г. сде­лал вывод, что эта терри­то­рия отно­си­лась к обла­сти Пата­вия (кото­рая при­над­ле­жа­ла к Фаби­е­вой три­бе, как и Вет­то­ний Мак­сим), и к ана­ло­гич­но­му выво­ду недав­но при­шли Мель­ки­орри и Рамил­ли, исполь­зуя несколь­ко иные аргу­мен­ты50. Новые свиде­тель­ства, воз­мож­но, дают осно­ва­ния сно­ва выдви­нуть тезис о при­над­леж­но­сти терри­то­рии Кас­са­не­го к Аце­лу, а не Пата­вию, и пред­по­ло­жить, что Гай Вет­то­ний Мак­сим был вете­ра­ном-паду­ан­цем, кото­рый после отстав­ки посе­лил­ся в паге Аце­ла (сох­ра­нив, одна­ко, пер­во­на­чаль­ную три­бу)51, а осталь­ные Вет­то­нии — его потом­ка­ми, вклю­чён­ные в три­бу и полу­чив­шие граж­дан­ство того горо­да, в кото­ром роди­лись. Но пред­став­ля­ет­ся, что нет осно­ва­ний ста­вить под сомне­ние выво­ды Фрак­ка­ро, Мель­ки­орри и Рамил­ли. Насколь­ко мож­но судить по каче­ст­вен­ным фото­гра­фи­ям, любез­но пре­до­став­лен­ным про­фес­со­ром Джу­ли­ей де Фого­ла­ри, глав­ным инспек­то­ром древ­но­стей Вене­ции, за что я выра­жаю ей бла­го­дар­ность52, сар­ко­фаг из Сант-Эула­лии, кото­рый отно­сит­ся к типу с эрота­ми, под­дер­жи­ваю­щи­ми широ­кую таб­ли­цу (tabula) с над­пи­сью на длин­ной сто­роне53, без малень­ких угло­вых колонн и дру­гих архи­тек­тур­ных эле­мен­тов, дол­жен дати­ро­вать­ся немно­го позд­нее с. 1303 середи­ны II в. н. э.54 И не ранее 140 г. н. э., если сим­вол, кото­рый обо­зна­ча­ет сестер­ции, дей­ст­ви­тель­но не встре­ча­ет­ся в более ран­них над­пи­сях, как пока­зы­ва­ют послед­ние иссле­до­ва­ния55. Таким обра­зом, Гай Вет­то­ний Мак­сим не может быть пата­вий­ским пред­ком Вето­ни­ев из Аце­ла. Воз­мож­но, дело обсто­я­ло как раз нао­бо­рот: а имен­но, он был потом­ком Вет­то­ни­ев из Аце­ла, посе­лив­шим­ся в Пата­вии и при­пи­сан­ным там к три­бе56. Тео­ре­ти­че­ски нель­зя иск­лю­чать и того, что суще­ст­во­ва­ло две совер­шен­но раз­ных вет­ви Вет­то­ни­ев, пата­вий­ская и аце­лан­ская, хотя воен­ная служ­ба всех извест­ных пер­со­на­жей ско­рее наво­дит на мысль о семей­ной тра­ди­ции.

Нек­ро­поль, в кото­ром най­де­на рас­смат­ри­вае­мая сте­ла, иск­лю­ча­ет, на мой взгляд, воз­мож­ность того, что Гай Вет­то­ний Фирм из над­пи­си №5 был раз­вед­чи­ком (speculator) в леги­оне57. С дру­гой сто­ро­ны, отсут­ст­вие упо­ми­на­ния о пре­то­ри­ан­ской гвар­дии ста­вит его в один ряд с уро­жен­цем Бре­шии Квин­том Вале­ри­ем Экс­о­ра­том, сыном Квин­та, из Фаби­е­вой три­бы58, отно­си­тель­но кото­ро­го надо иметь в виду, что он может рас­смат­ри­вать­ся как под­твер­жде­ние гипо­те­зы об отде­ле­нии раз­вед­чи­ков (speculatores) от пре­то­ри­ан­ской гвар­дии на посто­ян­ной осно­ве в I в. н. э., хотя, исполь­зуя аргу­мен­та­цию от умол­ча­ния, сле­ду­ет пом­нить, что её нель­зя пере­оце­ни­вать59. Одна­ко по это­му вопро­су, как уже ска­за­но выше60, я пред­по­чи­таю при­дер­жи­вать­ся осто­рож­ной пози­ции в ожида­нии новых свиде­тельств.


Допол­ни­тель­ное при­ме­ча­ние. AE 1976, 18—23. — Я пере­из­дал эти же над­пи­си вме­сте с дру­ги­ми, отно­ся­щи­ми­ся к этой же гроб­ни­це вои­нов неда­ле­ко от Миль­ви­е­ва моста в ката­ло­ге Museo Nazionale Romano. I. Le sculture. Vol. 7, 1. Roma, 1984. P. 158—178 [см. ниже, V, 14]. — О над­пи­сях № 4 и 5 (сот­вет­ст­вен­но, P. Vettonius P.f. Cla(udia) Firmus Acelae и C. Vettonius C.f. Cla(udia) Firmus Acele) и над­пи­си CIL. V. 2090 (C. Vettonius Fabia Maximus, veteranus), най­ден­ной в Кас­са­не­го у под­но­жия Грап­пы, см. так­же: Todisco E. I veterani in Italia in età imperiale. Bari, 1999. P. 156 и Bassignano S.M. Patavini nell’esercito romano // Archivio Veneto. No. 200. 2005. P. 33.


1Пере­чень пре­то­ри­ан­цев, про­ис­хо­див­ших из X реги­о­на Авгу­ста см.: Passerini A. Le coorti pretorie. Roma, 1939 (rist. 1969). P. 154—155.

2По мне­нию М. И. Ростов­це­ва (Rostovzev M. I. Storia economica e sociale dell’Impero romano. Firenze, 1933. P. 99 f.), пре­то­ри­ан­цы были выхо­д­ца­ми из состо­я­тель­но­го клас­са Ита­лии, пред­став­ляя «насе­ле­ние, осо­бен­но бур­жу­а­зию, ита­лий­ских горо­дов»; по мне­нию М. Дюрри (Durry M. Les cohortes prétoriennes. Paris, 1938 [repr. 1968]. P. 252—257), мало­чис­лен­ные сыно­вья зажи­точ­ных граж­дан, пред­став­лен­ные в пре­то­ри­ан­ской гвар­дии, — это горя­чие голо­вы, искав­шие пере­мен, тогда как боль­шин­ство пре­то­ри­ан­цев состо­я­ло из жите­лей горо­да или, ско­рее, сель­ской мест­но­сти, желав­ших улуч­шить усло­вия сво­ей жиз­ни; по мне­нию А. Пас­се­ри­ни (Passerini A. Op. cit. P. 162—169), для поступ­ле­ния в пре­то­ри­ан­скую гвар­дию необ­хо­ди­мо было отве­чать опре­де­лён­ным физи­че­ским и соци­аль­ным тре­бо­ва­ни­ям; см. так­же: Mazzarino S. L’Impero romano. Vol. I. Bari, 1973. P. 89.

3Неко­то­рые наблюде­ния по это­му вопро­су см. в док­ла­де авто­ра оза­глав­лен­ном Bresciani nelle coorti pretorie, кото­рый гото­вит­ся к печа­ти в сбор­ни­ке Меж­ду­на­род­но­го кон­грес­са в честь 1900-лет­не­го юби­лея Капи­то­лия Бре­шии, состо­яв­ше­го­ся в сен­тяб­ре 1973 г. [см. ниже, V,10]. Ана­ло­гич­ные сооб­ра­же­ния отно­си­тель­но леги­о­не­ров, в част­но­сти, о харак­тер­ной так­же и для них тен­ден­ции не воз­вра­щать­ся в род­ной город после отстав­ки, см. теперь: Forni G. Estrazione etnica e sociale dei soldati delle legioni nei primi tre secoli dell’Impero // ANRW. Tl. 2. Bd. 1. 1974. P. 357—362, 390 ff.

4Пред­ва­ри­тель­ные сооб­ра­же­ния о над­пи­си уро­жен­ца Бре­шии из это­го же нек­ро­по­ля мож­но видеть в док­ла­де, ссыл­ка на кото­рый при­веде­на в преды­ду­щем при­ме­ча­нии.

49Fraccaro P. Intorno ai confini della centuriazione degli agri di Patavium e di Acelum // Studi di Antichità Classica offerti a E. Ciaceri. Napoli, 1940. P. 116 (Opuscula. Vol. 3. 1957. P. 86).

50Fraccaro P. Op. cit. P. 116 ff. (Opuscula. Vol. 3. P. 86); Melchiorri L. Padova e il Pedemonte del Grappa nei primi secoli cristiani // Bollettino del Museo Civico di Padova. Vol. 55. 1966. P. 265 (я бла­го­да­рен док­то­ру Луча­но Лац­ца­ро за то, что он сооб­щил мне об этой пуб­ли­ка­ции, и так­же за дру­гие полез­ные сведе­ния); Ramilli G. Gli agri centuriati di Padova e di Pola. Trieste, 1973. P. 16 f.; passim, см. так­же fig. 11, где при­во­дит­ся неиз­дан­ная кар­та поля Чит­та­дел­ла-Бас­са­но, состав­лен­ная Фрак­ка­ро и хра­ня­ща­я­ся в музее Бас­са­но дель Грап­па.

51Так счи­та­ли уже Guerra L. Dilucidazione de’ marmi, iscrizioni, idoli, simboli egiziani, ed altri monumenti di antichità, in vari tempi disotterrati, e scoperti nella città e territorio di Asolo. Venezia, 1805. № 58; Filiasi G. Memorie storiche dei Veneti primi e secondi, I2. Padova, 1811. P. 357, № 2; Furlanetto G. Le antiche lapidi patavine illustrate. Padova, 1847. P. 191. О смене три­бы вслед­ст­вие сме­ны места житель­ства см.: Forni G. Doppia tribù di cittadini e cambiamento di tribù romane (Possibile connessione con l’esercizio dei diritti politici in municipi e colonie) // Tetraonyma. Genova, 1966. P. 149 f. и Galli F. Cambi di tribù “per domicilii translationem” nelle regioni augustee VI, VII e VIII // QUCC. Vol. 18. 1974. P. 133—148. О слу­ча­ях, когда паг выхо­дил за пре­де­лы терри­то­рии, в кото­рую он был вклю­чён, см.: Sereni E. Comunità rurali nell’Italia antica. Roma, 1955. P. 337.

52Здесь я не при­во­жу эти фото ради эко­но­мии места, но фото­гра­фию фрон­таль­ной сто­ро­ны мож­но видеть в ста­тье Melchiorri L. Op. cit. P. 28, fig. 2, где сооб­ща­ет­ся так­же, что этот сар­ко­фаг хра­нит­ся теперь в риз­ни­це церк­ви.

53На корот­ких сто­ро­нах изо­бра­жён круг­лый щит с дву­мя пере­кре­щен­ны­ми копья­ми, доволь­но обыч­ное изо­бра­же­ние для над­гроб­ных памят­ни­ков, кото­рое неко­то­рые иссле­до­ва­те­ли тол­ку­ют как ука­за­ние на всад­ни­че­ский ста­тус погре­бён­но­го: Cavedoni C. Di un monumento romano con falere ed altri distintivi militari // Bullettino degli annali dell’Instituto di Corrispondenza Archeologica. Vol. 18. 1846. P. 126 f.; Stein A. Die römische Ritterstand. München, 1927. S. 58 ff. Anm. 3; Coarelli F. Su un monumento funerario romano nell’abbazia di S. Guglielmo al Goleto // Dialogi di Archeologia. Vol. 1. 1967. P. 50 f., 52 f.; эта тема заслу­жи­ва­ет более углуб­лён­но­го изу­че­ния.

54Этот сар­ко­фаг не упо­ми­на­ет­ся в новом иссле­до­ва­нии Х. Габель­ма­на о сар­ко­фа­гах север­ной Ита­лии (Gabelmann H. Die Werkstattgruppen der oberitalischen Sarkophage. Beihefte der Bonner Jahrbücher. Bd. 34. Bonn, 1973), где осо­бен­но вни­ма­тель­но рас­смат­ри­ва­ет­ся этот тип (обо­зна­чен­ный как тип 1) с эрота­ми по сто­ро­нам от таб­ли­цы, одна­ко на сар­ко­фа­гах с архи­тек­тур­ны­ми эле­мен­та­ми. Судя по при­ме­рам, кото­рые он собрал, сар­ко­фаг Вет­то­ния Мак­си­ма, пожа­луй, сле­ду­ет отне­сти, с типо­ло­ги­че­ской и сти­ли­сти­че­ской точ­ки зре­ния, меж­ду азо­лан­ским сар­ко­фа­гом Целии Либуи, кото­рый Габель­ман при­бли­зи­тель­но дати­ру­ет эпо­хой Фла­ви­ев (Op. cit. S. 7 f., 61 f., 65, 67 Anm. 252, Ill. 2, 1), и сар­ко­фа­га­ми Бабу­рия Анта из Гра­до (Op. cit. S. 47 f., 52 ff., 60, 94, Ill. 8) и Гета­ции Сер­ван­ды из Три­е­ста (Op. cit. S. 48, 52, 9a, Ill. 9, 1), кото­рые отно­сят­ся к кон­цу прав­ле­ния Анто­ни­нов. В част­но­сти, эроты име­ют сход­ство с эрота­ми с моден­ско­го сар­ко­фа­га с пьяц­ца Мат­теот­ти, кото­рый Габель­ман дати­ру­ет меж­ду 160 и 180 гг. (Op. cit. S. 47, 92 f., 98, 101, 107, 110, 120 f., 133; Ill. 25), а если гово­рить о Вене­ци­ан­ской обла­сти — с эрота­ми с сар­ко­фа­га Кания Рести­ту­та из Гра­до, кото­рый дати­ру­ет­ся 160—170 гг. (Op cit. S. 46 f., 92, 93; Ill. 9, 2). Выра­жаю свою бла­го­дар­ность док­то­ру Фер­нан­до Ребек­ки за неко­то­рые сове­ты в этом вопро­се.

55Mrozek S. Quelques remarques sur les inscriptions relatives aux distributions privées de l’argent et de la nourriture dans les municipes italiens aux Ier, IIe et IIIe siècle de n. è. // Epigraphica. Vol. 30. 1968. P. 170 f.

56Гипо­те­ти­че­ски мож­но пред­по­ло­жить, что покой­ные Вет­то­нии из над­пи­сей 4 и 5, кото­рые оба носи­ли ког­но­мен Фирм, но раз­ные пре­но­ме­ны и пат­ро­ни­ми­ки, мог­ли быть сыно­вья­ми бра­тьев; тогда Гай Вет­то­ний Мак­сим может быть бра­том или сыном посвя­ти­те­ля над­пи­си №5.

57О них см. теперь работу: Clauss M. Untersuchungen zu den principales des römischen Heeres von Augustus bis Diokletian. Cornicularii, speculatores, frumentarii. Bochum, 1973.

58CIL. VI. 3482: Q. Valerius Q.f. / Fab(ia) Exoratus, / Brixia, vet(eranus) ex spec(ulatore), / vix(it) ann(is) XLVI; / Vodussia Libera et / Q. Valerius Iucundus / hered(es), ex test(amento) fecer(unt); in fr(onte) p(edes) II, in a(gro) p(edes) II[2]. Ср. CIL.V. 2784 = ILS. 3894a: missus ex pr(aetorio) speculator[3]; CIL. V. 5071: veteranus speculator praet(orii)[4]; NSA. 1915. P. 145 = AE 1916, 63: Ex pr(aetorio) speculat(or)[5]; JÖAI. Bd. 42. 1955. Beibl. Col. 107: vete(ranus) ex praetorio ex speculatori[6].

59См. ста­тью, ссыл­ка на кото­рую дана в прим. 3.

60В ком­мен­та­рии к над­пи­си 1.

С. Пан­чье­ра

При­ме­ча­ния пере­вод­чи­цы:

[1]Богам Манам. Гай Вет­то­ний Мак­сим, из Фаби­е­вой три­бы, вете­ран, вер­нув­ший­ся со служ­бы, поста­вил себе при жиз­ни и в память, и для почи­та­ния (сво­ей) гроб­ни­цы роза­ми и под­но­ше­ни­я­ми дал жите­лям Миск­ви­лен­ско­го пага восемь­сот (пере­веде­но соглас­но изда­нию ILS. 8371 — DCCC, а не CCC) сестер­ци­ев, из дохо­да с како­вой сум­мы пусть они поло­жат роз не менее чем на 16 сестер­ци­ев, и поже­лал, чтобы на про­цен­ты с остав­шей­ся сум­мы ему каж­дый год кла­ли розы и пло­ды, и рас­по­рядил­ся, чтобы это место было доступ­но.

[2]Квинт Вале­рий Экзо­рат, сын Квин­та, из Фаби­е­вой три­бы, (уро­же­нец) Брик­сии, вете­ран из раз­вед­чи­ков, про­жил 45 лет; Водус­сия Либе­ра и Квинт Вале­рий Юкунд, (его) наслед­ни­ки, соглас­но заве­ща­нию поста­ви­ли (эту над­пись); в шири­ну 2 фута, в дли­ну 2 фута.

[3]Раз­вед­чик, уво­лен­ный в отстав­ку из пре­то­ри­ан­ской гвар­дии.

[4]Вете­ран-раз­вед­чик из пре­то­ри­ан­ской гвар­дии.

[5]Раз­вед­чик из пре­то­ри­ан­ской гвар­дии.

[6]Вете­ран из пре­то­ри­ан­ской гвар­дии из раз­вед­чи­ков.


Литература:
Panciera S. Altri pretoriani di origine veneta // Aquileia Nostra. Vol. 45—46. 1974—1975. Col. 173—176, №. 5
AE 1976. 22.
Panciera S. // Actes de VIIe congrès international d’épigraphie grecque et latine. Costanza, 1977. P. 431, nr. 2
Panciera S. // Museo Nazionale Romano. I. Le sculture. Vol. 7. 1. Roma, 1984. P. 162.
Todisco E. I veterani in Italia in età imperiale. Bari, 1999. P. 156.
Panciera S. Epigrafi, epigrafia, epigrafisti. Scritti vari editi e inediti (1956—2005) con note complementari e indici. Roma, 2006. P. 1301, № 5.

Источники:
© 2015 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© Текст надписи: Epigraphic Database Roma.
© Комментарий: музейная табличка.
© Комментарий: AE 1976. 22.
© Комментарий: Panciera S. Epigrafi, epigrafia, epigrafisti. Scritti vari editi e inediti (1956—2005) con note complementari e indici. Roma, 2006. P. 1295, 1301—1303.
© 2016 г. Перевод: О. В. Любимова.
Ключевые слова: эпиграфика надпись надписи epigraphia римская римские надгробная эпитафия caius vettonius cai filius claudia firmus acele veteranus ex speculatore militavit annos xiix missus honesta missione vixit l publius patri bene merenti fecit гай веттоний фирм клавдиева триба ацел азоло ветеран разведчик преторианец отец травертин ae 1976 22 инв № 125667