Статуя с приставленной головой Тиберия.

Мрамор. 41—54 гг.
Инв. № 1641.

Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, XXIX. 4.

Происхождение:
Из Вей, из рас­ко­пок Джор­джи (Giorgi), 1811 г.; о про­ис­хож­де­нии см. XXIX.2.

Описание:
Туло­ви­ще долж­но было быть с голо­вой дру­го­го импе­ра­то­ра, ско­рее все­го, из семьи Юли­ев-Клав­ди­ев; образ, сим­во­ли­зи­ру­ю­щий Зев­са, часто исполь­зо­вал­ся во вре­ме­на Юли­ев-Клав­ди­ев для импе­ра­тор­ских ста­туй, гово­ря таким обра­зом об обо­жест­вле­нии импе­ра­то­ра. Голо­ва, одна­ко, долж­на была увен­чи­вать дру­гую ста­тую, сход­ную с этой, о чем гово­рит угол ее нак­ло­на и ряд неболь­ших асси­мет­рич­ных завит­ков, замет­ных из опре­де­лен­ной фрон­таль­ной точ­ки. Боль­шое коли­че­ство ста­туй импе­ра­то­ров из рода Юли­ев-Клав­ди­ев, изо­бра­жав­ших­ся в такой же мане­ре, извест­но в дру­гих груп­пах ста­туй вре­ме­ни Клав­дия, как, напри­мер, из При­вер­но (Тибе­рий, XXI.3; Клав­дий, Новое кры­ло 18) и Чер­ве­те­ри (Август, Тибе­рий, Клав­дий: Гри­го­ри­ан­ский свет­ский музей [Museo Gregoriano Profano]). Посмерт­ный порт­рет вре­ме­ни Клав­дия.

Литература:
W. Amelung, Die Sculpturen des Vaticanischen Museums, Berlin 1903, I 572, no. 400, tav. 60; W. Helbig, Führer durch die öffentlichen Samlungen Klassischer Altertümer in Rom, I, IV ed., Tübingen 1963, 348; P. Liverani, Municipium Augustum Veiens, Roma 1987, pp. 26—29, no. 1, fig. 5.

Источники:
© 2006 г. Фото: С. И. Сосновский.
© 1989 г. Текст: P. Liverani. Museo Chiaramonti. Guide cataloghi Musei Vaticani, 1. «L’Erma» di Bretschneider, p. 68.
© 2006 г. Перевод с итал.: С. И. Сосновский.
ENGLISH

комм.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Ключевые слова: мрамор мужская портретная статуя с приставленной головой Тиберия римский император Тиберий I Юлии-Клавдии свиток меч венок военный плащ палудаментум из Вей Вейи Инв № 1641 XXIX 4