Афродита (тип «Афродита Сиракузская» или «Афродита Ландолина из Сиракуз»)
Белый мрамор. Копия I в. до н. э. греческого образца.
Выс. 128 см, с цоколем — 135 см.
Инв. № CCXV.Рим, Музей и галерея виллы Боргезе, Зал VII. Фото: И. А. Шурыгин

Афродита (тип «Афродита Сиракузская» или «Афродита Ландолина из Сиракуз»).

Белый мрамор. Копия I в. до н. э. греческого образца.
Выс. 128 см, с цоколем — 135 см.
Инв. № CCXV.

Рим, Музей и галерея виллы Боргезе, Зал VII.

Описание:
Вес фигу­ры пере­не­сен на левую ногу; пра­вая рука при­кры­ва­ет грудь, левая — лоно. В левой руке схо­дят­ся кон­цы дра­пи­ров­ки, раз­ве­ва­е­мой вет­ром, кото­рая при­кры­ва­ет ноги сза­ди, остав­ляя при этом откры­ты­ми яго­ди­цы, и лишь частич­но пок­ры­ва­ет бед­ра спе­ре­ди.

Скульп­ту­ра явля­ет­ся вари­ан­том типа «Афро­ди­та Лан­до­ли­на» из Сира­куз, кото­рая, по мне­нию неко­то­рых иссле­до­ва­те­лей, может быть отож­дест­вле­на со ста­ту­ей боги­ни, нахо­див­шей­ся в этом горо­де соглас­но лите­ра­тур­ным источ­ни­кам. Дан­ный тип с харак­тер­ны­ми позой фигу­ры и жестом левой руки изве­стен в несколь­ких вари­ан­тах, вос­хо­дя­щих к Вене­ре Стыд­ли­вой (Venus Pudica). Осо­бен­но­стью дан­ной ста­туи явля­ет­ся рас­по­ло­же­ние левой кисти под склад­ка­ми удер­жи­ва­е­мой ею дра­пи­ров­ки, что сооб­ща­ет послед­ней боль­ший дина­мизм и асим­мет­рич­ность. Дру­гие копии это­го вари­ан­та нахо­дят­ся в Кирене, Нью-Йор­ке и Мериде, а так­же в музе­ях Вати­ка­на. Ни у одной из них голо­ва не сох­ра­ни­лась; у дан­ной ста­туи она была вос­со­зда­на. По этой при­чине невоз­мож­но судить об ори­ги­наль­ном виде при­чес­ки, несмот­ря на то, что у неко­то­рых экзем­пля­ров оста­лись пряди волос, нис­па­даю­щие на пле­чи или грудь.

Веду­щая свое про­ис­хож­де­ние от мно­же­ства вари­ан­тов Афро­ди­ты Книд­ской работы Пра­к­си­те­ля, веро­ят­но, создан­ных на восто­ке Эгей­ско­го побе­ре­жья, где работа­ли сыно­вья Пра­к­си­те­ля, Афро­ди­та Лан­до­ли­на обна­ру­жи­ва­ет сход­ство с Афро­ди­той Капи­то­лий­ской (гале­рея Бор­ге­зе, ком­на­та II, № 26a), а так­же с работой Мено­фан­та в Нацио­наль­ном рим­ском музее в Палац­цо Мас­си­мо, и может быть дати­ро­ва­на II—I вв. до н. э.


Источники:
© 2017 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2015 г. Описание: P. Moreno, Ch. Stefani. The Borghese Gallery. Touring Club, Milan. 2015. P. 177.
© 2017 г. Перевод с англ.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura греческая греческие статуя statua statuae греческая мифология mythologia graeca римская мифология mythologia romana афродита aphrodite венера venus белый мрамор венера афродита сиракузская из сиракуз саверио ландолина нава стыдливая целомудренная обнаженная венера афродита инв № ccxv