Портрет Ливии. «Тип с косой» (Zopftypus), или тип «Копенгаген 616».
Бронза, глаза из эмали и чёрного камня.
Общая высота 21 см, высота головы 10 см.
Инв. № Br 29 (N 3253).Париж, Лувр.

Портрет Ливии. «Тип с косой» (Zopftypus), или тип «Копенгаген 616».

Бронза, глаза из эмали и чёрного камня.
Общая высота 21 см, высота головы 10 см.
Инв. № Br 29 (N 3253).

Париж, Лувр.

Происхождение:
Обна­ру­жен в Нёйи-ле-Реа­ле, Мулен (Алье, Фран­ция), 1816 г. При­об­ре­тен в 1868.

Описание:

63. Порт­рет Ливии.

«Тип с косой» (Zopftypus), или тип «Копен­га­ген 616»
Илл. 51.

Париж, Лувр, инв. № Br 28[1] (N 3253).
Бюст с под­став­кой.
Брон­за, гла­за из эма­ли и чёр­но­го кам­ня.
Най­ден в 1868 г.[2] в Нёйи-ле-Реаль (Алье).

Раз­ме­ры: общая высота 21 см, высота голо­вы 10 см.

Биб­лио­гра­фия:

Bernoulli J. J. Römische Ikonographie. Bd. 2: die Bildnisse der römischen Kaiser. Abt. 1. Berlin, 1886. S. 89—90, № 1;
de Ridder A. Bronzes antiques du musée du Louvre. Paris, 1913. Vol. 1. № 28—29, pl. 11;
West R. Römische Porträt-Plastik. München, 1933. Bd. 1. Fig. 127 pl. 31 (Ливия);
Espérandieu E. Recueil des bas-reliefs, statues et bustes de la Gaule romaine. Paris, 1925. Vol. 9. P. 7040;
Goethert F. W.: Zum Bildnis der Livia // Festschrift A. Rumpf. Krefeld, 1952. S. 98 ff. Ill. 20—3;
Bieber M. Rev. on: Festschrift Andreas Rumpf // AJA. Vol. 57. 1953. P. 134 col. 1, № 22;
Hafner G. Zum Augustus-Relief in Ravenna // MDAI (R). Bd. 62. 1955. S. 164 ff.;
Furnée Van Zwet L. Fashion in women’s hair-dress in the first century of the Roman Empire // BABesch. Bd. 31. 1956. S. 13 ff. Ill. 10;
Jucker H. Das Bildnis im Blätterkelch. Geschichte und Bedeutung einer römischen Porträtform. Fribourg, 1961. S. 51, 12;
Charbonneaux J. «Quelques portraits romains de l’époque julio-claudienne // BSAF. 1957. P. 22—23;
Gross W. H. Iulia Augusta. Untersuchungen zur Grundlegung einer Livia-Ikonographie. Göttingen, 1962. S. 85—86 (совре­мен­ный);
Toynbee J. M. C. Art in Roman Britain. Oxford, 1964;
Drerup H. Augustusköpfe in Spanien // MDAI (M). Bd. 12. 1971. S. 141—142;
Jucker H. Die Prinzen auf dem Augustus-Relief in Ravenna // Mélanges Paul Collart. Lausanne, 1976. P. 266;
Schneider B. Studien zu den kleinformatigen Kaiserportäts von den Anfängen der Kaiserzeit bis ins dritte Jahrhundert. München, 1976. S. 11 (Ливия, после 14 г. н. э.);
Fittschen K., Zanker P. Katalog der römischen Porträts in den Capitolinischen Museen und den anderen kommunalen Sammlungen der Stadt Rom. Bd. 3. Mainz, 1983. S. 94—95, Ill. (Ливия, после 14 г. н. э.);
de Kersauson K. Les portraits romains: Musée du Louvre. Paris, 1984. № 42, p. 94;
Boschung D. Die Bildnistypen der iulisch-claudischen Kaiserfamilie: ein kritischer Forschungsbericht // JRA. Vol. 6. 1993. S. 47 № 39 (Ливия, тип Копен­га­ген 616);
Lahusen G., с. 273 Formigli E. Der Augustus von Meroë und die Augen der römische Bronzebildnisse // AA. Bd. 108. 1993. S. 663—664, Ill. 23, S. 662 (Ливия, «Тип с косой (Zopftypus)», после 14 г. н. э.);
Borromeo G. E. Roman small-scale portrait busts. Ann Arbor, 1995. № 9, P. 19—20, 245;
Winkes R. Livia, Octavia, Iulia. Portäts und Darstellungen. Louvain-la-Neuve, Providence, 1995. P. 37—38, № 73, P. 146 (Ливия, «Тип с косой (Zopftypus)»);
Bartman E. Portraits of Livia. Imaging the Imperial Woman in Augustean Rome. Cambridge, 1999. № 114 P. 194—195, fig. 189 (аутен­тич­ный?);
Wood S. Imperial Women. A study in Public Images, 40B. C. — A. D. 68. Boston, 1999. P. 56, 105—106, 107, 208, pl. 32—33 (Ливия, про­вин­ци­аль­ный вари­ант);
Lahusen G., Formigli E. Römische Bildnisse aus Bronze. Kunst und Technik. München, 2001. № 26 S. 73, Ill. S. 72 (Ливия, антич­ный);
Dahmen K. Untersuchungen zu Form und Funktion kleinformatiger Porträts der römischen Kaiserzeit. Münster, 2001. № 33 S. 155—156, Ill. 33 (Ливия, «Тип с косой (Zopftypus), до 14 г. н. э.);
Boschung D. Gens Augusta. Untersuchungen zu Aufstellung, Wirkung und Bedeutung der Statuengruppen des julisch-claudischen Kaiserhauses. Mainz, 2002. № 49. 2 S. 133, Ill. 78—3 (Ливия);
Van Andringa W. La religion en Gaule romaine. Piété et politique (IerIIIe siècles ap. J.-C.), Paris, 2002. P. 181, fig.

Сохран­ность: Бюст непо­вреж­дён.

Опи­са­ние: Бюст уста­нов­лен на круг­лой под­став­ке, такой же, как и под­став­ка к порт­ре­ту Авгу­ста. На нём име­ет­ся над­пись «Ливии Авгу­сте» (Liviae Augustae)216.

Голо­ва немно­го повёр­ну­та вле­во; при­чёс­ка состо­ит из вну­ши­тель­но­го ноду­са, двух повя­зок, гиб­ко при­креп­лён­ных за уша­ми (верх­няя часть кото­рых зак­ры­та) и спле­тён­но­го пуч­ка. Две длин­ные и вол­ни­стые пряди спа­да­ют из пуч­ка на пле­чи. Две пряди, отхо­дя­щие от ноду­са, обра­зу­ют на лбу широ­кую арку.

Этот бюст, как и преды­ду­щий, име­ет мно­го­уголь­ный вырез; изо­бра­жён­ная жен­щи­на обла­че­на в сто­лу со склад­ка­ми и боль­шим выре­зом.

Нос длин­ный и креп­кий, лицо исхудав­шее: силь­но выде­ля­ют­ся кру­ги под гла­за­ми и носо­губ­ные склад­ки. Гла­за очень боль­шие и под­чёрк­ну­ты очень вытя­ну­ты­ми над­бров­ны­ми дуга­ми.

Ком­мен­та­рий: Я не ста­ну воз­вра­щать­ся к дис­кус­си­ям об аутен­тич­но­сти это­го бюста. Несмот­ря на ана­ли­зы, под­твер­див­шие антич­ное про­ис­хож­де­ние мате­ри­а­ла, порт­рет из Нёйи-ле-Реаль не пере­ста­ёт при­во­дить иссле­до­ва­те­лей в заме­ша­тель­ство; так, в недав­но опуб­ли­ко­ван­ном иссле­до­ва­нии ико­но­гра­фии Ливии, кото­рое при­зва­но обно­вить работу В. Х. Грос­са, Э. Барт­ман рас­смат­ри­ва­ет этот бюст как про­из­веде­ние XVIII в., осно­вы­ва­ясь пре­иму­ще­ст­вен­но на типо­ло­ги­че­ских сооб­ра­же­ни­ях. На самом деле это лицо, хоть и ста­рое и непри­выч­ное, может при­над­ле­жать супру­ге Авгу­ста: здесь обна­ру­жи­ва­ет­ся её длин­ный и ост­рый нос, её малень­кий и круг­лый под­бо­ро­док, её боль­шие гла­за. Сама при­чёс­ка мог­ла бы соот­вет­ст­во­вать этой иден­ти­фи­ка­ции, если бы не длин­ные пряди, выпа­даю­щие из пуч­ка, кото­рые, соглас­но В. Х. Грос­су, нико­гда не соче­та­ют­ся с ноду­сом на порт­ре­тах, несо­мнен­но с. 274 при­над­ле­жа­щих Ливии. Одна­ко Р. Винкс, автор ещё одно­го недав­но издан­но­го иссле­до­ва­ния порт­ре­тов Ливии, пре­тен­дую­ще­го на пол­ноту, собрал не менее один­на­дца­ти реплик типа, кото­рый он счи­та­ет под­лин­ным офи­ци­аль­ным типом её ико­но­гра­фии и назы­ва­ет «Тип с косой (Zopftypus)», посколь­ку он вклю­ча­ет косу, обви­ваю­щую голо­ву217. Одним из самых реп­ре­зен­та­тив­ных экзем­пля­ров это­го типа явля­ет­ся порт­рет из Копен­га­ге­на218. Но осо­бен­ность порт­ре­та из Нёйи-ле-Руаль состо­ит а том, что это един­ст­вен­ная реп­ли­ка дан­но­го типа, кото­рая про­ис­хо­дит не из Тур­ции и не с Бал­кан219. Поэто­му он явля­ет­ся един­ст­вен­ным свиде­тель­ст­вом широ­ко­го рас­про­стра­не­ния типа, кото­рый мог быть создан самое ран­нее в 16 г. до н. э.; если при­нять типо­ло­гию Р. Вин­ке­са, то дан­ный тип исполь­зо­вал­ся до 4 г. н. э., когда его заме­нил тип «Фаюм» вслед­ст­вие того, что Август усы­но­вил Тибе­рия, сына Ливии. Как бы ни дати­ро­вать появ­ле­ние «Типа с косой», ясно, что импе­ра­три­ца пере­ста­ла носить при­чёс­ку с ноду­сом после смер­ти Авгу­ста, кото­рая, сле­до­ва­тель­но, обра­зу­ет terminus ante quem для созда­ния это­го порт­ре­та.

С этой ико­но­гра­фи­че­ской «дико­вин­кой» свя­за­на дру­гая, на сей раз касаю­ща­я­ся фор­му­ли­ров­ки над­пи­си. Дей­ст­ви­тель­но, Ливия наз­ва­на здесь Ливи­ей Авгу­стой, и это имя не встре­ча­ет­ся боль­ше ни в одном посвя­ще­нии: её зва­ли Юлия Дру­зил­ла, а титул Авгу­ста она при­ня­ла после смер­ти Авгу­ста в 14 г. н. э.[3]220; имя Ливия Авгу­ста не засвиде­тель­ст­во­ва­но нигде, кро­ме Све­то­ния221; эту необыч­ную титу­ла­ту­ру мож­но рас­смат­ри­вать про­сто как свиде­тель­ство о неофи­ци­аль­ном харак­те­ре посвя­ще­ния.

В отсут­ст­вие по-насто­я­ще­му убеди­тель­ных парал­ле­лей труд­но выне­сти суж­де­ние об этом порт­ре­те. Одна­ко малень­кий брон­зо­вый жен­ский бюст кон­ца прав­ле­ния Юли­ев-Клав­ди­ев свиде­тель­ст­ву­ет, что типо­ло­гия бюста и фор­ма под­став­ки порт­ре­та из Нёйи-ле-Реаль не уни­каль­ны: речь идёт о порт­ре­те (несо­мнен­но, погре­баль­ном), кото­рый хра­нит­ся в Нью-Йор­ке222: он изо­бра­жа­ет доволь­но пожи­лую жен­щи­ну и рез­ки­ми чер­та­ми лица (как и у Ливии), а бюст с узким выре­зом как бы вырас­та­ет из листа акан­фа. Сход­ство этих работ оче­вид­но, и воз­ни­ка­ет вопрос: воз­мож­но, скуль­п­то­ры, отлив­шие эти два бюста, боль­ше при­вык­ли созда­вать част­ные над­гроб­ные бюсты, чем импе­ра­тор­ские порт­ре­ты, что побуди­ло их при­дать изо­бра­жён­ным чер­ты пре­клон­но­го воз­рас­та — воз­мож­но, ради боль­ше­го реа­лиз­ма.

216CIL. XIII. 1366.

217Winkes R. Livia: Porträt and Propaganda // I, Claudia, II: women in Roman art and society. Actes du colloque de Yale University Art Gallery, novembre 1996 / Ed. Kleiner D. E. E., Matheson, S. B. Yale, 2000. P. 34, n. 66 p. 41; схе­му прядей см.: fig. 2. 7 A—D p. 35.

218Копен­га­ген, Новая Карлс­берг­ская глип­то­те­ка, инв. № IN 748 = Poulsen F. Catalogue of Ancient Sculpture in the Ny Carlsberg Glyptotek. Copenhagen, 1951. № 616; Э. Барт­ман отвер­га­ет иден­ти­фи­ка­цию с Ливи­ей, кото­рая, одна­ко, пред­став­ля­ет­ся неоспо­ри­мой: Bartman E. Portraits of Livia. Imaging the Imperial Woman in Augustean Rome. Cambridge, 1999. № 7 P. 222, fig. 193, 4 p. 222.

219Winkes R. Livia… P. 34.

220Kienast. D. Römische Kaisertabelle: Grundzüge einer römischen Kaiserchronologie. Aufl. 2. Darmstadt, 1996. S. 83—84.

221Bartman E. Op. cit. P. 19, n. 60.

222Нью-Йорк, Мет­ро­по­ли­тен-музей, инв. № 52. 11. 6; пред­ше­ст­ву­ю­щую биб­лио­гра­фию см.: см. Wood S. Imperial Women. A study in Public Images, 40 B. C. — A. D. 68. Boston, 1999. P. 414 fig. 5, p. 416 n. 22.

ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИЦЫ:

[1]Ошиб­ка. Соглас­но музей­но­му ката­ло­гу, инв. № BR 29.

[2]Ошиб­ка. Соглас­но музей­но­му ката­ло­гу, най­ден в 1816 г., при­об­ре­тён в 1868 г.

[3]Изна­чаль­но супру­гу Авгу­ста зва­ли Ливия Дру­зил­ла; по заве­ща­нию Август удо­че­рил её, а после его смер­ти ей был даро­ван титул Авгу­сты; таким обра­зом, после 14 г. н. э. она ста­ла звать­ся Юлия Авгу­ста.


Источники:
© 2006 г. Фото, текст: Rosso E. L’Image de l’empereur en Gaule Romaine. Portraits et inscriptions. Éditions du Comité des travaux historiques et scientifiques, Paris, 2006. С. 272—274, кат. № 63, илл. 51.
© 2017 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.

комм.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura рим имперский портрет юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii римская императрица ливия друзилла юлия августа g132 ливии друзиллы юлии августы livia drusilla iulia augusta re37 бронза из бронзы бронзовый бронзовая бронзовое бронзовые портрет портреты римский портрет бронза портрет бюст римская императрица ливия друзилла юлия августа женская прическа узел nodus нодус шиньон коса косичка g132 стеклянная паста глаза-вставки глаза из стекла из нейи-ле-реаля liviae augustae atespatus crixi filiius votum solvit libens merito атеспат сын крикса br 29 инв № br 29 (n 3253)