Портрет Августа. Тип «Лувр Ma 1280».
Бронза; глаза из стеклянной пасты. 27 г. до н. э. — 14г. н. э.
Общая высота 21,5 см, высота бюста 18,5 см, высота головы 11,5 см, высота лица 9 см.
Инв. №№ BR 28 / 3254.Париж, Лувр.

Портрет Августа. Тип «Лувр Ma 1280».

Бронза; глаза из стеклянной пасты. 27 г. до н. э. — 14г. н. э.
Общая высота 21,5 см, высота бюста 18,5 см, высота головы 11,5 см, высота лица 9 см.
Инв. №№ BR 28 / 3254.

Париж, Лувр.

Происхождение:
Обна­ру­жен в Нёйи-ле-Реа­ле, Мулен (Алье, Фран­ция), 1816 г. При­об­ре­тен в 1868.

Описание:

62. Порт­рет Авгу­ста.

Тип «Лувр Ma I 280».
Илл. 50.

Париж, Лувр, инв. № 3254 (Br 28).
Бюст.
Брон­за; гла­за из стек­лян­ной пас­ты.
Най­ден в Нёйи-ле-Реаль, Мулен (Алье), одно­вре­мен­но с бюстом Ливии (кат. № 63).

Раз­ме­ры: высота с осно­ва­ни­ем — 21,5 см, высота бюста 18,5 см, высота голо­вы 11,5 см, высота лица 9 см.

Рестав­ра­ции: левый глаз; спай­ка меж­ду бюстом и осно­ва­ни­ем совре­мен­ная.

Биб­лио­гра­фия: Goethert F. W. Zur Kunst der römischen Republik, Berlin, 1931. S. 41 sqq; Paribeni R. Il ritratto nell’arte antica, Milano, 1934. P. 21, ill. 23; Montini I. Il ritratto di Augusto. Roma, 1938. P. 72—73 (Август, око­ло 7 г. н. э.); Wegner M. Die Herrscherbildnisse in antoninischer Zeit (Das römische Herrscherbild, II-4), Berlin, 1939 (не аутен­тич­ный); Curtius L. Zum Bronzekopf von Azaila und zu den Porträts des jugendlichen Augustus // MDAI(R). Bd. 55. 1940. S. 54 (Август, конец прав­ле­ния); Stuart M. A faience head of Claudius // AJA. Vol. 48. 1944. P. 174 № 9; Goethert F. W.: Zum Bildnis der Livia // Festschrift A. Rumpf. Krefeld, 1952. S. 98—99, Ill. 20—24 (Август, нача­ло прав­ле­ния); Hafner G. Zum Augustus-Relief in Ravenna // MDAI (R). Bd. 62. 1955. S. 164—165, Anm. 22 (над­пись под­дель­ная); Jucker H. Das Bildnis im Blätterkelch. Geschichte und Bedeutung einer römischen Porträtform. Fribourg, 1961. P. 51, Anm. 12, P. 120; Hausmann U. Zur Typologie und Ideologie des Augustusporträt // ANRW. T. II. Bd. 12-2. Berlin; New York, 1981. S. 545 (антич­ный, нача­ло прав­ле­ния Тибе­рия); Gross W. H. Iulia Augusta. Untersuchungen zur Grundlegung einer Livia-Ikonographie. Göttingen, 1962. S. 9—11, S. 85—86, 128 (совре­мен­ный); Drerup H. Augustusköpfe in Spanien // MDAI (M). Bd. 12. 1971. S. 141—142, Ill. 35b (Август, аутен­тич­ный); Jucker H. Die Prinzen auf dem Augustus-Relief in Ravenna // Mélanges Paul Collart. Lausanne, 1976. P. 266 (аутен­тич­ный); Krumme M. Eine Gewichtsbüste in den Münchner Antikensammlungen // HASB. Bd. 6. 1980. S. 32. Anm. 3. № 19; Jucker H. Römische Bildnisse aus Ägypten // ANRW. Tl. 2. Bd. 12-2. Berlin; New York. 1981. S. 686. Anm. 67 (аутен­тич­ный); de Kersauson K. Les portraits romains: Musée du Louvre. Paris, 1984. № 42 P. 96 (рис.); Fishwick D. The Imperial Cult in the Latin West. Studies in the Ruler Cult of the Western Provinces of the Roman Empire, Leyden, 1991. Vol. II-1. P. 535, pl. 99 A; Borromeo G. E. Roman small-scale portrait busts. Ann Arbor, 1995. № 4. P. 15—16, 242, № 4; Boschung D. Die Bildnisse des Augustus (Das römische Herrscherbild, 1—2). Berlin, 1993. № 55 S. 134, S. 33, 86, Ill. 63, 228-4; Boschung D. Die Bildnistypen der iulisch-claudischen Kaiserfamilie: ein kritischer Forschungsbericht // JRA. Vol. 6. 1993. S. 42; Lahusen G., Formigli E. Der Augustus von Meroë und die Augen der römische Bronzebildnisse // AA. Bd. 108. 1993. S. 663—664, ill. 22 p. 662; Lahusen G., Formigli E. Römische Bildnisse aus Bronze. Kunst und Technik. Munich, 2001. № 25. S. 70—71, fig. (Август, антич­ный); Clauss M. Kaiser und Gott. Herrscherkult im römischen Reich. Stuttgart, 1999. S. 33. Ill. 1; Dahmen K. Untersuchungen zu Form und Funktion kleinformatiger Porträts der römischen Kaiserzeit. Münster, 2001. № 32, S. 155, Ill. 33 (Август); Boschung D. Gens Augusta. Untersuchungen zu Aufstellung, Wirkung und Bedeutung der Statuengruppen des julisch-claudischen Kaiserhauses. Mainz, 2002. № 49. 1 S. 133; 78—74 (Август, груп­па Штут­гарт); Van Andringa W. La religion en Gaule romaine. Piété et politique (Ier — IIIe siècles ap. J.-C.), Paris, 2002. P. 181, fig.

Сохран­ность: бюст прак­ти­че­ски нетро­нут: выщерб­лен толь­ко кон­чик носа, а так­же осно­ва­ние под­став­ки. Левый глаз реста­ври­ро­ван.

Опи­са­ние: бюст уста­нов­лен на круг­лом осно­ва­нии, на кото­ром выре­за­на сле­дую­щая над­пись:

Caesari Augusto Atespatus Crixi fil(ius) u(otum) s(oluit) l(ibens) m(erito)[1]203.

Ниж­нее реб­ро бюста мно­го­уголь­ное; голо­ва слег­ка повёр­ну­та впра­во. Лицо очень выра­зи­тель­ное, длин­ное и худо­ща­вое; лоб осо­бен­но широк и пере­се­чён мор­щи­на­ми, гла­за обведе­ны кру­га­ми, носо­губ­ные склад­ки очень глу­бо­кие, бро­ви отвис­лые. Сле­ва чёл­ка зачё­са­на впра­во, а её пра­вая поло­ви­на состо­ит из более длин­ных прядей, сер­по­вид­ные кон­чи­ки кото­рых обра­ще­ны вле­во. В зад­ней части голо­вы пряди изо­бра­же­ны тща­тель­но, но ско­рее в деко­ра­тив­ном, чем реа­ли­сти­че­ском сти­ле: на затыл­ке пряди скру­чи­ва­ют­ся с. 271 напо­до­бие «мор­ской звезды»; далее они уло­же­ны парал­лель­ны­ми ряда­ми, зачё­сан­ны­ми то в одну, то в дру­гую сто­ро­ну.

Ком­мен­та­рий: Мало какой порт­рет вызы­вал столь­ко про­ти­во­ре­чи­вых ком­мен­та­ри­ев. Мно­гие эле­мен­ты это­го про­из­веде­ния дей­ст­ви­тель­но необыч­ны: преж­де все­го раз­мер, ибо мини­а­тюр­ные импе­ра­тор­ские порт­ре­ты встре­ча­ют­ся срав­ни­тель­но ред­ко; далее, пре­крас­ная сохран­ность — на лице сох­ра­нил­ся даже глаз из белой эма­ли и чёр­но­го кам­ня; нако­нец, то обсто­я­тель­ство, что бюст обна­ру­жен одно­вре­мен­но с бюстом Ливии, при­чём до нас дошли над­пи­си — ред­чай­ший, увы, слу­чай в импе­ра­тор­ской ико­но­гра­фии. Ввиду все­го пере­чис­лен­но­го, два этих бюста рас­смат­ри­ва­ют­ся то как самые надёж­ные точ­ки отсчё­та для дати­ров­ки вос­про­из­ведён­ных типов (в част­но­сти, так их рас­смат­ри­вал И. Я. Бер­нул­ли), то как сомни­тель­ные про­из­веде­ния, аутен­тич­ность кото­рых вызы­ва­ет вопро­сы (так, вслед за Г. Хаф­не­ром, кото­рый счи­тал, что деко­ра­тив­ное изо­бра­же­ние прядей име­ет очень сход­ные парал­ле­ли в скульп­ту­ре напо­лео­нов­ской эпо­хи, В. Х. Гросс в сво­ём иссле­до­ва­нии ико­но­гра­фии Ливии про­сто и реши­тель­но иск­лю­ча­ет их из рас­смот­ре­ния204, уточ­няя, что не суще­ст­ву­ет дру­гих антич­ных бюстов с мно­го­уголь­ным выре­зом, а лица изо­бра­жён­ных с трудом узна­ва­е­мы205. Ввиду мало­чис­лен­но­сти сопо­ста­ви­мых бюстов206, все оцен­ки явля­ют­ся иск­лю­чи­тель­но субъ­ек­тив­ны­ми; к сча­стью, вопрос об аутен­тич­но­сти этих порт­ре­тов, види­мо, недав­но был закрыт в ходе сим­по­зи­у­ма по архео­ме­тал­лур­гии: дей­ст­ви­тель­но, в ста­тье о гла­зах брон­зо­вых ста­туй Г. Лаху­зен отме­ча­ет в снос­ке, что бюсты несо­мнен­но антич­ные, а резуль­та­ты ана­ли­зов ско­ро будут опуб­ли­ко­ва­ны207.

Лицо изо­бра­жён­но­го несколь­ко оза­да­чи­ва­ет, но это, несо­мнен­но, Август: несо­мнен­но, этот порт­рет выглядит стран­ным ввиду оче­вид­ных при­зна­ков ста­ро­сти импе­ра­то­ра: мор­щи­ны на лбу и у внеш­них угол­ков глаз, кру­ги под гла­за­ми, узкий рот, пере­хо­дя­щий в склад­ки.

Рас­по­ло­же­ние прядей на голо­ве, а так­же левая часть чёл­ки, зачё­сан­ная впра­во, в общих чер­тах напо­ми­на­ют тип «Ла Аль­кудия» (ранее назы­вав­ший­ся типом «Акций»), кото­рый на самом деле соот­вет­ст­ву­ет пято­му типу ико­но­гра­фии Авгу­ста, кото­рый Д. Бошунг назвал типом «Лувр Ma 1280», по номе­ру глав­но­го экзем­пля­ра серии208. Поэто­му я не могу сог­ла­сить­ся с мне­ни­ем К. де Кер­со­зон, кото­рая, при­зна­вая сход­ство с типом «Акций», но отме­чая, что чер­ты лица при­над­ле­жат пожи­ло­му чело­ве­ку, дела­ет отсюда вывод, что худож­ник, види­мо, не был зна­ком с послед­ни­ми ико­но­гра­фи­че­ски­ми типа­ми импе­ра­то­ра и «в каче­стве моде­ли имел лишь моло­до­го Авгу­ста, кото­ро­му, выра­зи­тель­но играя мор­щи­на­ми, при­дал воз­раст, соот­вет­ст­ву­ю­щий под­лин­но­му воз­рас­ту Авгу­ста»209; вме­сте с тем, на осно­ва­нии раз­ме­ра бюста она дела­ет вывод, что он хра­нил­ся в лара­рии и, таким обра­зом, дати­ру­ет его после 7 г. до н. э., когда был вос­ста­нов­лен культ Ларов. Одна­ко наш порт­рет хоро­шо впи­сы­ва­ет­ся в серию реплик типа «Лувр Ma 1280», и не пред­став­ля­ет собой ни ком­пи­ля­цию (Klitterung), ни более или менее про­из­воль­ную адап­та­цию пред­ше­ст­ву­ю­ще­го типа; сле­до­ва­тель­но, его нель­зя дати­ро­вать на осно­ва­нии с. 272 про­стых пред­по­ло­же­ний. Кро­ме того, даже если бюст был зака­зан и выстав­лял­ся част­ным обра­зом, что дей­ст­ви­тель­но очень веро­ят­но, это всё же не поз­во­ля­ет сде­лать вывод, что худож­ник не сле­до­вал офи­ци­аль­ной моде­ли.

К сожа­ле­нию, как раз дати­ров­ка типа «Лувр Ma 1280» пред­став­ля­ет самую боль­шую про­бле­му: в сущ­но­сти, он пред­став­лен в двух вари­ан­тах, кото­рые отли­ча­ют­ся друг от дру­га сте­пе­нью вли­я­ния того или ино­го типа ико­но­гра­фии Авгу­ста; то есть, глав­ный экзем­пляр (Leitstück), бюст из Лув­ра, инв. № Ma 1280, пря­мо про­ис­хо­дит от типа «Ла Аль­кудия», тогда как вари­ант «Штут­гарт»210, к кото­ро­му при­над­ле­жит порт­рет из Нёйи, заим­ст­ву­ет моти­вы типа «При­ма Пор­та»211, такие, как под­чёрк­ну­тая цен­траль­ная «клеш­ня», осо­бен­но чёт­ко вид­ная здесь. Самой близ­кой парал­ле­лью, несо­мнен­но, явля­ет­ся дру­гой порт­рет из Лув­ра212 и реп­ли­ка из Тер­ра­чи­ны, как уже отме­тил Д. Бошунг213.

Поэто­му пред­став­ля­ет­ся, что этот тип был создан рань­ше типа «При­ма Пор­та»; Д. Бошунг пред­ла­га­ет дати­ро­вать его вско­ре после бит­вы при Акции, то есть око­ло 30 г. до н. э. Так что речь идёт о ста­ром типе, кото­рый был вос­ста­нов­лен и вос­про­из­ведён позд­нее, как дока­зы­ва­ет вари­ант «Штут­гарт», к кото­ро­му отно­сит­ся порт­рет с Алта­ря Мира, что свиде­тель­ст­ву­ет о вос­ста­нов­ле­нии это­го типа по мень­шей мере до 9 г. до н. э. Над­пись на бюсте из Нёйи-ле-Реаль, где импе­ра­тор име­ет титул Август, тоже это под­твер­жда­ет214 и сама даёт пре­де­лы дати­ров­ки бюста: 27 г. до н. э. и 14 г. н. э., посколь­ку Август не назван Боже­ст­вен­ным (divus). Таким обра­зом, дати­ров­ка оста­ёт­ся очень неточ­ной, ибо мож­но лишь уста­но­вить, что порт­рет был изготов­лен в прав­ле­ние Авгу­ста, но при нынеш­нем состо­я­нии вопро­са мы не можем ука­зать более точ­ную дату215.

ПРИМЕЧАНИЯ:

203CIL. XIII, 1366; на бюсте: p(ondo?) l.

204Gross W. H. Iulia Augusta. Untersuchungen zur Grundlegung einer Livia-Ikonographie. Göttingen, 1962. S. 86: «Zweifellos müssen die Büstchen aus Neuilly-le-Real als Erzeugnisse der Empire unserem Antikenvorrat abgesprochen werden»[2].

205Ibid. S. 85.

206Если гово­рить об Авгу­сте, то мож­но назвать два малень­ких бюста в музее Неа­по­ля (Архео­ло­ги­че­ский музей Неа­по­ля, инв. № 5472 и 5473) и ещё один бюст, хра­ня­щий­ся в Копен­га­гене (Новая Карлс­берг­ская глип­то­те­ка, инв. № 745 = Poulsen F. Catalogue of Ancient Sculpture in the Ny Carlsberg Glyptotek. Copenhagen, 1951. № 612), вырез кото­рых очень похож на вырез бюста из Нёйи-ле-Реаль); общий вид см.: Boschung D. Die Bildnisse des Augustus (Das römische Herrscherbild, 1—2). Berlin, 1993. Ill. 228.

207Lahusen G., Formigli E. Der Augustus von Meroë und die Augen der römische Bronzebildnisse // AA. Bd. 108. 1993. S. 663, Anm. 16: «Die Büsten sind einwandfrei antik. Noch nicht veröffentliche naturwissenschaftliche Analysen haben dieses Ergebnis erbracht, s. vorerst L. P Hurtel, L. Robbiola, E. Formigli, G. Lahusen, Archeometallurgia. Ricerche e prospettive. Atti del colloquio internazionale di archeometallurgia, Bologna, 1988 (1992), p. 579»[3].

208Boschung D. Op. cit. Kap. II B и № 34—63, Ill. 36—68; Boschung D. Die Bildnistypen der iulisch-claudischen Kaiserfamilie: ein kritischer Forschungsbericht // JRA. Vol. 6. 1993. Ill. 4—6, S. 42.

209de Kersauson K. Les portraits romains: Musée du Louvre. Paris, 1984. P. 96.

210Boschung D. Die Bildnisse… Ill. 53.

211Ibid. S. 42.

212Париж, Лувр, инв. № Ma 1278. de Kersauson K. Musée du Louvre. Catalogue des portraits romains: I. Portraits de la République et d’époque julio-claudienne. Paris, 1986. № 35. P. 82—83, Ill.

213Boschung D. Die Bildnisse… S. 134.

214Ibid. S. 42: «Die inschriftlich als Augustus benannte Bronzebüste aus Neuilly folgt ebenfalls dieser Bildnisfassung, so daß ihre Deutung ganz unzweifelhaft ist»[4].

215Ibid. S. 134: «Durch die Inschrift wird eine Datierung in die augusteische Zeit nahegelegt»[5].

ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИЦЫ:

[1]Цеза­рю Авгу­сту — Атес­пат, сын Крик­са, испол­нил обет охот­но, по заслу­гам.

[2]Несо­мнен­но, бюсты из Нёйи-ле-Реаль не долж­ны при­чис­лять­ся к антич­но­му наследию как про­из­веде­ния эпо­хи Импе­рии.

[3]Бюсты несо­мнен­но антич­ные. Этот резуль­тат дали ещё не опуб­ли­ко­ван­ные есте­ствен­но­на­уч­ные ана­ли­зы, см., напр., Hurtel L. P, Robbiola L., Formigli E., Lahusen G. Two bronze roman half portraits of Augusta and Livia from the Louvre. Museum: historical and technical studies // Archeometallurgia. Ricerche e prospettive. Atti del colloquio internazionale di archeometallurgia. Bologna, 1988 (1992). P. 579.

[4]Брон­зо­вый порт­рет из Нёйи, под­пи­сан­ный как Август, так­же сле­ду­ет это­му изо­бра­же­нию, так что его интер­пре­та­ция не вызы­ва­ет сомне­ний.

[5]Над­пись даёт вес­кие осно­ва­ния дати­ро­вать бюст прав­ле­ни­ем Авгу­ста.


Источники:
© 2006 г. Фото, текст: Rosso E. L’Image de l’empereur en Gaule Romaine. Portraits et inscriptions. Éditions du Comité des travaux historiques et scientifiques, Paris, 2006. С. 269—272, кат. № 62, илл. 50.
© 2016 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.

комм.
войлок шерстяной
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский римский император октавиан август octavianus augustus октавиана августа imperator octavianus augustus юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii бронза из бронзы бронзовый бронзовая бронзовое бронзовые портрет портреты портретный портретная римский бронза мужской портрет голова бюст стеклянная паста глаза-вставки глаза из стекла из нейи-ле-реаля caesari augusto atespatus crixi filius votum solvit libens merito атеспат сын крикса инв № br 28 инв № 3254