Т. н. «Ваза Патрокла», сторона A. Деталь
Кратер краснофигурный. Апулия.
Мастер Дария.
Глина. 340—320 гг. до н. э.
Инв. № 81954 (?).Неаполь, Национальный археологический музей.

Т. н. «Ваза Патрокла», сторона A. Деталь.

Кратер краснофигурный. Апулия.
Мастер Дария.
Глина. 340—320 гг. до н. э.
Инв. № 81954 (?).

Неаполь, Национальный археологический музей.

Происхождение:
Из Кано­зы.

Описание:
Обо­док наклон­ной фор­мы; широ­кая цилин­дри­че­ская шей­ка; яйце­вид­ное туло­во, сужаю­ще­е­ся к осно­ва­нию, с почти гори­зон­таль­ным пле­чом; вер­ти­каль­ные руч­ки-пал­ки, кото­рые свер­ху, на обо­де, закан­чи­ва­ют­ся штам­по­ван­ны­ми прото­ма­ми в виде жен­ских лиц внут­ри спи­ра­лей, а сни­зу, на пле­че — лебеди­ны­ми голо­ва­ми; высо­кая коло­ко­ло­об­раз­ная база.

На шей­ке, сто­ро­на A: Сфинкс и обна­жен­ный Эдип, в хла­миде, с дуби­ной и кол­ча­ном, в при­сут­ст­вии фурии, окру­жен­ные рас­ти­тель­ны­ми завит­ка­ми и цве­та­ми; сто­ро­на B: Дио­нис с гир­лян­дой и тир­сом, Ари­ад­на с пате­рой и повяз­ка­ми, сидя­щий Силен с кан­фа­ром и тир­сом, груп­па из Мена­ды с тир­сом, сви­саю­щим с лен­ты, и Силе­на с пате­рой и лав­ро­вой вет­вью; на пле­че паль­мет­ты, чередую­щи­е­ся с цве­та­ми лото­са и яйце­вид­ным моти­вом; вокруг гро­теск­ных масок на руч­ках — спи­ра­ли, рас­ти­тель­ные завит­ки, розет­ки и коло­ко­ло­об­раз­ные цве­ты; под руч­ка­ми — паль­мет­ты, рас­ти­тель­ные завит­ки и листья; на туло­ве, ниже сцен с фигу­ра­ми, — мотив с меанд­ром, а на нож­ке — побе­ги плю­ща.

На туло­ве фигур­ная сце­на состо­ит из трех реги­ст­ров, нало­жен­ных друг на дру­га.

Сто­ро­на A: в верх­нем реги­ст­ре Нестор и Феникс, оде­тые в пла­щи, с длин­ны­ми пал­ка­ми, ведут бесе­ду на ложе (kline) под наве­сом; сле­ва два вои­на и жен­ская фигу­ра (Бри­се­ида?), дер­жа­ща­я­ся за опо­ру наве­са; спра­ва Афи­на, Гер­мес и Пан.

В сред­нем реги­ст­ре: в цен­тре — погре­баль­ный костер Патрок­ла с ору­жи­ем героя, сле­ва — Ахилл в момент при­не­се­ния в жерт­ву тро­ян­ца, поза­ди него три дру­гих сидя­щих плен­ни­ка со свя­зан­ны­ми рука­ми, ожидаю­щих той же уча­сти; спра­ва — Ага­мем­нон, совер­шаю­щий риту­аль­ное воз­ли­я­ние, жен­ская фигу­ра (Фети­да или Кли­тем­не­стра) с диа­де­мой на голо­ве, соп­ро­вож­да­е­мая слу­жан­кой с вее­ром и пате­рой.

В ниж­нем реги­ст­ре: Авто­медонт на бое­вой колес­ни­це тащит без­жиз­нен­ное тело Гек­то­ра, перед ним две жен­щи­ны, нали­ваю­щие воду для омо­ве­ния мерт­во­го тела, за ними сле­ду­ет дру­гой тро­ян­ский плен­ник.

Сто­ро­на B: про­щаль­ная сце­на на трех реги­ст­рах с геро­оном в цен­тре, с потол­ка кото­ро­го сви­са­ют шлем, щит и два коле­са колес­ни­цы. Внут­ри обна­жен­ный воин, соп­ро­вож­да­е­мый слу­гой, ведет бесе­ду с сидя­щей жен­ской фигу­рой.

По сто­ро­нам от зда­ния на двух уров­нях рас­по­ло­же­ны восемь фигур: сидя­щий юно­ша с вен­ком и голов­ной повяз­кой и под­но­ся­щая дары жен­ская фигу­ра со шка­тул­кой и лен­той; юно­ша, под­но­ся­щий амфо­ру жен­ской фигу­ре, сидя­щей на пьеде­ста­ле хра­ма; сидя­щий обна­жен­ный юно­ша с дуби­ной и пате­рой и сто­я­щая жен­ская фигу­ра с вен­ком и вее­ром; сидя­щая жен­щи­на со шка­тул­кой и музы­каль­ным инстру­мен­том и сто­я­щая фигу­ра обна­жен­но­го юно­ши в хла­миде и с лен­той. Нако­нец, в ниж­нем реги­ст­ре изо­бра­же­ны пять обна­жен­ных вои­нов с копья­ми, щита­ми и шле­ма­ми.

Допол­ни­тель­ные укра­ше­ния: по краю обод­ка устья поя­сок с ова­ми; на шей­ке, свер­ху вниз: побе­ги с яго­да­ми и лав­ро­вы­ми листья­ми, чередую­щи­е­ся с коло­ко­ло­об­раз­ны­ми цве­та­ми, схо­дя­щи­е­ся к розет­ке, вол­но­об­раз­ный мотив, пар­ные паль­мет­ты на сто­роне A, побе­ги с плю­ще­вы­ми листья­ми и соцве­ти­я­ми на сто­роне B.

На кра­те­ре, где глав­ной темой, таким обра­зом, явля­ют­ся похо­ро­ны Патрок­ла, анти­пер­сид­ская про­па­ган­да доволь­но чет­ко выра­же­на ассо­ци­а­ци­ей пер­сов с тро­ян­ца­ми, кото­рых победи­ли гре­ка­ми. Трех­уров­не­вый рису­нок, повест­во­ва­ние кото­ро­го делит­ся на несколь­ко эпи­зо­дов, начи­наю­щих­ся сни­зу вверх, при­ня­тое масте­ром Дария, кото­ро­му при­пи­сы­ва­ет­ся ваза, напо­ми­на­ет ком­по­зи­ци­он­ные моде­ли зна­ме­ни­то­го гре­че­ско­го худож­ни­ка Апел­ле­са.


Литература:
Heydemann 1872a, n. 3254, pp. 579-584; Ruesch 1956; Spinazzola 1928, n. 201, p. XXXII; Rocco 1953, pp. 176-180; Schmidt 1960, pp. 32-42; de Franciscis 1963, p. 67, fig. 40; Moret 1975, I, n. 144, pp. 214-215; LIMC I, 1, 1981, p. 118, s.v. Achilleus, n. 487; LIMC I, 2, 1981, p. 108; LIMC I, 1, 1981, p. 140, s.v. Achilleus, n. 603; LIMC I, 2, 1981, p. 117; LIMC I, 1, 1981, pp. 266-267, s.v. Agamennon, n. 58; LIMC I, 2, 1981, p. 198; LIMC I, 1, 1981, p. 834, s.v. Antilochos I, n. 17; RVAp II, 1982, n. 39, p. 495; LIMC II, 1, 1984, p. 998, s.v. Athena, n. 465; LIMC II, 2, 1984, p. 753; LIMC III, 1, 1986, p. 59, s.v. Automedon, n. 23; LIMC III, 2, 1986, p. 55; LIMC III, 1, 1986, p. 161, s.v. Briseis, n. 20; LIMC III, 2, 1986, p. 136; LIMC III, 1, 1986, p. 838, s.v. Erinys, n. 104; Orlandini 1986, p. 520, fig. 620; Moreno 1987a, pp. 196-197, fig. 189; LIMC IV, 1, 1988, p. 302, s.v. Gorgo, Gorgones, n. 185; LIMC IV, 1, 1988, p. 491, s.v. Hektor, n. 72; LIMC IV, 2, 1988, p. 288; RFVSIS 1989, pp. 89-90, fig. 204 e bibliografia; LIMC V, 1, 1990,pp. 737-738, s.v. Iphis, n. 3; Cassano 1992, n. 2, pp. 180-182; De Caro 1994, p. 79; LIMC VII, 1, 1994, p. 8, s.v. Oidipous, n. 67; LIMC VII, 2, 1994, p. 12; LIMC VII, 1, 1994, p. 1063, s.v. Nestor, n. 26; LIMC VII, 2, 1994, p. 754; I Greci in Occidente MANN 1996, n. 11.16, pp. 153-154, tav. a p. 136; LIMC VIII, 1, 1997, p. 986, s.v. Phoinix II, n. 12; De Caro 1999, pp. 209-210; Agonismo 2002, n. 2, p. 9. Sul Pittore di Dario, RVA p II, 1982, pp. 482-522, pp. 84-135; Borriello, Rubino 2003, pp. 53 e 57.

Источники:
© 2006 г. Фото, текст: ILIADE. Electa, Milano, 2006, p. 115, fig. 1.
© 2006 г. Ministero per i Beni e le Attività Culturali.
© 2006 г. Mondadori Electa S.p.A., Milano.
© Photo: Scala Group, Firenze.
© 2017 г. Описание: http://cir.campania.beniculturali.it
© 2017 г. Перевод с англ.: С. И. Сосновский.
Ключевые слова: керамика глина терракота греческая мифология mythologia graeca богиня афина паллада athene athena pallas гермес гермеса hermes божество бог пан deus pan греция grecia graecia hellas герой ахилл ахиллес ахилла ахиллеса achilles патрокл патрокла patroclus герой гектор гектора hector клитемнестра клитеместра clytaemnestra clytemestra царь агамемнон агамемнона rex agamemnon автомедон автомедонт automedon брисеида briseis hippodamia фетида фетиды thetis нестор из герении царь феникс phoenix троянская война bellum troianum мужская одежда мужская обувь браслет armilla мебель жертвоприношение oblatio sacrificium жертвенное возлияние libatio меч ensis ножны vagina перевязь balteus доспехи шлем с гребнем гребень греческий круглый щит аспис aspis эндромида эндромиды сапог сапоги endromis cothurnus сандалия сандалии solea хитон chiton khiton конь кони лошадь лошади equus equi квадрига quadriga quadrigae плащ горгонейон горгонион голова горгоны медузы gorgoneion gorgonion лорика мускулата анатомическая кираса кюраса панцирь панцырь lorica musculata поножи кнемиды knemis knemides ocrea ocreae воин солдат копье hasta эгида aegis aigis фригийская шапка фригийский колпак maeonia mitra патера patera керикей керикейон кадуцей kerykeion caduceus диадема diadema колесо ожерелье torquis служанка служанки ancilla наплечник наплечники упряжь сбруя наконечник копья связанные руки связывание рук со связанными руками пилосский шлем шлем-пилос cassis pilos пояс подушка pulvinus посох baculum балдахин навес веер кувшин казнь ложе кровать клине лект лектус kline lectus triclinaris плюмаж перо перья беседа военная боевая колесница погребальный костер погребение похороны оружие глина глиняный троянец троянца троянцы с троянцами пленник пленника пленный пленного дышло оглобля омовение тела для омовения украшение украшения котел-лебес lebes каноза из канозы canosa мастер дария художник вазописец букраний bucranium дротик метательное копье щит пельта pelte pelta пелтаст пельтаст peltastes ваза патрокла апулийский кратер краснофигурный апулия инв № 81954 (?) инв № 81953~ инв № 81393~