Надгробие гладиатора Мирона.

Белый мрамор. II—III вв. н. э.
Инв. № MA 154.

Париж, Лувр.

Происхождение:
Неиз­вест­но.

Описание:

197. Мирон (арбел).

Про­ис­хож­де­ние неиз­вест­но, ныне в Лув­ре (инв. № MA 154).

Robert 1940, Nr. 299 [Taf. 14]; Carter 1999, Nr. 467; CIG 6971; Pfuhl — Möbius 1979, Nr. 1260 [Taf. 187]; Carter 2001a, 113 [Abb. 2],

Сте­ла из бело­го мра­мо­ра, ввер­ху сле­ва сло­ма­на; 62 × 35 × 8 см; II—III вв. н. э.

Гла­ди­а­тор, обра­щен­ный впра­во, дер­жит в пра­вой руке кин­жал, в левой — ору­жие арбе­лы с полу­круг­лым лез­ви­ем; на нем чешуй­ча­тые доспе­хи, голо­ва зак­ры­та круг­лым шле­мом; по бокам четы­ре вен­ка и две паль­мо­вых вет­ви.

Под изо­бра­же­ни­ем над­пись: Μύρων.

Chr. Mann

Отно­си­тель­но гла­ди­а­то­ра сцис­со­ра (scissor, «реза­тель»), см. CIL IX 466, 26—27 = ILS 5083a = EAOR 3. 68 = I. 4 (спи­сок гла­ди­а­тор­ской семьи из Вену­сии). Веро­ят­ный сцис­сор изо­бра­жен на хра­ня­щем­ся ныне в Лув­ре релье­фе неиз­вест­но­го про­ис­хож­де­ния, пред­став­ля­ю­щем гла­ди­а­то­ра Миро­на в тяже­лых доспе­хах, левая рука кото­ро­го пок­ры­та при­спо­соб­ле­ни­ем, закан­чи­ваю­щим­ся лез­ви­ем в фор­ме полу­ме­ся­ца — несо­мнен­но, весь­ма спе­ци­фи­че­ская часть эки­пи­ров­ки. Robert (Gladiateurs, 235—236 [№ 299]), срав­ни­вая эту сце­ну с релье­фом из Том, на кото­ром изо­бра­жен такой же пред­мет эки­пи­ров­ки, бро­шен­ный на песок, резон­но пред­по­ла­га­ет, что он слу­жил для раз­ре­за­ния сети рети­а­рия (про­тив­ни­ка на релье­фе из Том). Но недав­но было дока­за­но — на осно­ве релье­фа из Сата­лы в Лидии, двух релье­фов и соп­ро­вож­даю­щих над­пи­сей из Гиера­по­ля во Фри­гии, и ком­мен­та­рия к Арте­ми­до­ру (2. 32) — что таких гла­ди­а­то­ров назы­ва­ли арбе­ла­ми (arbelai, по полу­круг­ло­му сапож­но­му ножу) — по край­ней мере, на гре­че­ском Восто­ке; и гиера­поль­ский рельеф изо­бра­жа­ет их борю­щих­ся друг с дру­гом, а не с рети­а­ри­ем; см. M. Carter, «Artemidorus and the Arbelas Gladiator», ZPE134 (2001), 109—115; Ritti and Yilmaz, Gladiatori e venationes, 469—479 (№№ 6 и 7). Одна­ко, нет ника­ких осно­ва­ний счи­тать, что ору­жие, тер­ми­но­ло­гия или виды гла­ди­а­тор­ских схва­ток были совер­шен­но оди­на­ко­вы­ми по всей импе­рии, так что гла­ди­а­то­ры это­го типа мог­ли быть, конеч­но, назы­вать­ся и сцис­со­ра­ми и арбе­ла­ми и высту­пать на арене в раз­но­об­раз­ных ком­би­на­ци­ях.

Garrett G. Fagan

Источники:
© Фото, текст: М. Е. Сергеенко. Простые люди древней Италии. — Издательство «Наука». Москва — Ленинград, 1964.
Фото из: L. Robert, Les gladiateurs dans l’Orient grec (Paris 1940) 235 f. Nr. 299 Taf. XIV.
© 2011 г. Текст описания (1): Chr. Mann, «Um keinen Kranz, um das Leben kämpfen wir!»: Gladiatoren im Osten des römischen Reiches und die Frage der Romanisierung. Göttingen, 2011. С. 271, кат. № 197.
© 2011 г. Дополнительная информация (музей, происхождение, описание (2)): Garrett G. Fagan. The Lure of the Arena: Social Psychology and the Crowd at the Roman Games. Cambridge, 2011. P. 217, note 85.
© 2014 г. Перевод с нем., англ. С. И. Сосновского.
Ключевые слова: белый мрамор надгробный памятник надгробная стела гладиатора надгробие гладиатор Мирон Myron гладиаторские игры резатель scissor сциссор арбел арбелы arbelas гладиаторский шлем нож кольчуга чешуйчатые доспехи lorica squamata венок пальмовая ветвь инв № MA 154 CIG 6971