Тиберий Клавдий Помпеян
Мрамор.
Римская работа. 170—180 гг. н. э.
Инв. № 10.Венеция, Национальный археологический музей. Фото: И. А. Шурыгин

Тиберий Клавдий Помпеян.

Мрамор.
Римская работа. 170—180 гг. н. э.
Инв. № 10.

Венеция, Национальный археологический музей.

Происхождение:
Из собра­ния Джо­ван­ни Гри­ма­ни, 1587 г.

Описание:

60. Бюст Пом­пе­я­на (инв. № 10).

Гре­че­ский мра­мор. Высота общая 0,67 м, от под­бо­род­ка до макуш­ки 0,30 м.

Сохран­ность: хоро­шая. Име­ет­ся длин­ная тре­щи­на на моч­ке лево­го уха. Реста­ври­ро­ва­ны: пра­вое ухо, часть шеи и бюст в доспе­хах из цвет­но­го але­баст­ра, укра­шен­ный в цен­тре кры­ла­той голо­вой Меду­зы.

Про­ис­хож­де­ние: пере­дан в дар по заве­ща­нию Гри­ма­ни в 1586 г. Выстав­лен в зале XIII Музея.

Этот мра­мор был опре­де­лен Дза­нет­ти, Вален­ти­нел­ли и Дютшке как порт­рет Пер­ти­на­к­са, одна­ко такую атри­бу­та­цию под­верг сомне­нию Бер­нул­ли на осно­ва­нии недо­ста­точ­но­го физио­но­ми­че­ско­го сход­ства порт­ре­та с изо­бра­же­ни­я­ми это­го импе­ра­то­ра на моне­тах. Анти, счи­тая эту работу мало­зна­чи­тель­ной, не зани­мал­ся про­бле­мой ее иден­ти­фи­ка­ции, и до послед­не­го вре­ме­ни бюст не при­вле­кал вни­ма­ния иссле­до­ва­те­лей рим­ской ико­но­гра­фии. С нашей же точ­ки зре­ния дан­ная работа пред­став­ля­ет суще­ст­вен­ный инте­рес, при­чем не толь­ко в сти­ли­сти­че­ском, но и в ико­но­гра­фи­че­ском плане, посколь­ку он обна­ру­жи­ва­ет сход­ство с един­ст­вен­ным име­ю­щим­ся (по край­ней мере, на сего­дняш­ний день) мра­мор­ным изо­бра­же­ни­ем тон­до (воз­мож­но, состав­ляв­шим часть какой-то ста­туи) Тибе­рия Клав­дия Пом­пе­я­на, рим­ско­го гене­ра­ла сирий­ско­го про­ис­хож­де­ния, извест­но­го сво­им уча­сти­ем во мно­гих вой­нах, кото­рые вел Марк Авре­лий.

Его внеш­ний вид, на про­тя­же­нии веков оста­вав­ший­ся неиз­вест­ным, впер­вые иден­ти­фи­ци­ро­вал Петер­сен1 в несколь­ких сце­нах на колонне Авре­лия2. Важ­ная роль, кото­рую он играл в воен­ных кам­па­ни­ях импе­ра­то­ра, осо­бен­но про­тив мар­ко­ма­нов, ква­дов и сар­ма­тов в 171—175 и 178—180 гг., соот­вет­ст­вен­но, объ­яс­ня­ет его частое при­сут­ст­вие на релье­фах длин­но­го фри­за, повест­ву­ю­ще­го об этих бли­ста­тель­ных победах. Необ­хо­ди­мо, прав­да, отме­тить, что Стю­арт Джонс3, Хеклер4 и Стронг5 счи­та­ли, что это изо­бра­же­ния пре­то­ра Мар­ка Бас­сия Руфа; большая часть иссле­до­ва­те­лей, при­ни­мая во вни­ма­ние исто­ри­че­ские и ико­но­гра­фи­че­ские моти­ви­ров­ки, соглас­на с такой точ­кой зре­ния6.

Опре­де­лен­ный инте­рес пред­став­ля­ет деталь­ное срав­не­ние бюста с голо­вой Пом­пе­я­на, изо­бра­жен­ной в три чет­вер­ти на сцене XX и с чет­ко высту­паю­щи­ми про­фи­ля­ми в сце­нах LXXVIII b и LXXXIII. Одна­ко зна­чи­тель­но более опре­де­лен­ное и пред­став­ля­ю­щее инте­рес сход­ство обна­ру­жи­ва­ет­ся при срав­не­нии его лица, обла­даю­ще­го харак­тер­ным энер­гич­ным выра­же­ни­ем, с пер­со­на­жем на несколь­ких Авре­ли­е­вых пане­лях атти­ка арки Кон­стан­ти­на в Риме, а имен­но, с релье­фа­ми «Profectio» и «Lustratio»7, кото­рый доста­точ­но уве­рен­но ассо­ци­и­ру­ет­ся с пер­со­на­жем на релье­фе «Sacrificio» в музее Кон­сер­ва­то­ров8, где вое­на­чаль­ник изо­бра­жен меж­ду Мар­ком Авре­ли­ем и Гени­ем сена­та. На этом релье­фе, как и на вене­ци­ан­ской голо­ве, низ­кая при­чес­ка пок­ры­ва­ет голо­ву, а чел­ка спус­ка­ет­ся на лоб, дости­гая верх­них гори­зон­таль­ных мор­щин лба. Под выра­жен­ны­ми над­бров­ны­ми дуга­ми, высе­чен­ны­ми корот­ки­ми штри­ха­ми, вид­ны гла­за с обо­зна­чен­ны­ми рез­цом радуж­ны­ми обо­лоч­ка­ми и зрач­ка­ми; вни­ма­тель­ный взгляд направ­лен слег­ка кни­зу. Щеки несколь­ко втя­ну­ты, ску­лы высту­па­ют, нос круп­ный, орли­ный, рот чуть приот­крыт, губы пол­ные. Пыш­ные, густые боро­да и усы завер­ша­ют образ силь­но­го, воле­во­го чело­ве­ка. Сход­ные эле­мен­ты, одна­ко отли­чаю­щи­е­ся сти­ли­сти­че­ски, мож­но видеть на изо­бра­же­ни­ях зна­ти, окру­жав­шей импе­ра­то­ра на пане­лях «Adlocutio», «Плен­ни­ки», «Под­чи­не­ние вар­ва­ров», «Rex datus»9, кото­рые напо­ми­на­ют тип, высе­чен­ный в сце­нах XXXII и XXXVIII колон­ны10.

При­веден­ные здесь работы были выпол­не­ны дву­мя раз­ны­ми скуль­п­то­ра­ми, кото­рые при­да­ли моде­ли чер­ты, харак­тер­ные для офи­ци­аль­но­го порт­ре­та, сох­ра­нив при этом ее инди­виду­аль­ность; обрат­ное мож­но ска­зать о созда­те­лях спи­раль­ной колон­ны, изо­бра­же­ния кото­рой носят чисто инфор­ма­ци­он­ный харак­тер. В груп­пе про­из­веде­ний, близ­ких к наше­му порт­ре­ту и изо­бра­жаю­щих один и тот же прото­тип (назо­вем ее груп­пой A), про­яв­ля­ет­ся еди­ный взгляд на высе­чен­ную или выре­зан­ную линию, изо­бра­жаю­щую локо­ны при­чес­ки или склад­ки на лице, на исполь­зо­ва­ние бура­ва, кото­рым углуб­ля­ет­ся рису­нок боро­ды, на пла­сти­ку изги­бов моде­ли в кон­тра­сте с игрой коло­ри­сти­че­ско­го рисун­ка, кото­рая под­чер­ки­ва­ет чело­ве­че­ские и дра­ма­ти­че­ские моти­вы. Вто­рая груп­па (назо­вем ее груп­пой B) объ­еди­ня­ет изо­бра­же­ния дру­го­го прото­ти­па. Для нее харак­тер­ны менее глу­бо­кая работа рез­цом, более поверх­ност­ный све­то­те­не­вой рису­нок, сухая трех­мер­ность форм и выра­же­ние ско­рее реши­тель­ное, чем пафос­ное.

При­веден­ные кри­ти­че­ские сооб­ра­же­ния пред­став­ля­ют­ся доста­точ­но убеди­тель­ны­ми. Аргу­мен­ты исто­ри­че­ско­го и худо­же­ст­вен­но­го харак­те­ра соот­вет­ст­ву­ют рим­ско­му про­ис­хож­де­нию вене­ци­ан­ско­го мра­мо­ра.

Густа­во Тра­вер­са­ри
1E. Petersen, A. v. Domaszewski, G. Calderini, Die Marcussäule auf Piazza Colonna in Rom, München 1896, p. 43 s.

2См.: C. Caprino, A. M. Colini, G. Gatti, M. Pallottino, P. Romanelli, La colonna di Marco Aurelio, Roma 1955, pp. 82 — III, 84 — VII, 85 — VIII, 88 — XV, 90 — XIX, 95 — XXXVII, 103 — LXII, 106 — LXXVIII b, 108 — LXXXIII, 110 — XC, 113 — CIII.

3Papers British School Rome, III, 1906, p. 265.

4Jahreshefte des Österreichischen Archäologischen Instituts, Wien, XXI—XXII, 1922—24, p. 182.

5La scultura romana da Augusto a Costantino, II, Firenze 1926, p. 266.

6См. G. Becatti, La colonna coclide istoriata, Roma 1960, pp. 51 nota 96, 76.

7См. Becatti, op. cit., p. 56 ss., tavv. 8, 10, 16.

8См. Becatti, op. cit., p. 72, tav. 18.

9См. Becatti, op. cit., pp. 58 s., 76, tavv. 12—15, 17, 21.

10См. Becatti, op. cit., pp. 58 s., 76, tav. 20.

Литература:
A. M. di Girolamo, A. M. di Alessandro Zanetti, Delle antiche statue greche e romane che nell’ Antisala della Libreria di S. Marco e in altri luoghi pubblici di Venezia si trovano, I, Venezia 1740, 33;
G. Valentinelli, Catalogo dei marmi scolpiti del Museo Archeologico della Marciana di Venezia, in «Atti del R. Istituto Veneto SS. LL. AA.», serie III, voll. VII—X, 1863; oppure Idem, Id., Prato 1866 (nell’indicazione delle pagine ho seguito quest’ultima edizione), p. 68, n. 111;
H. Dütschke, Antike Bildwerke in Oberitalien, V, Leipzig 1882, p. 65, n. 175;
J. J. Bernoulli, Römische Ikonographie, I—IV, Stuttgart 1882—1894, II, 3, p. 4, n. 5;
G. Pellegrini, Descrizione degli oggetti antichi componenti la sezione classica del Regio Museo Archeologico di Venezia, vol. I, VeneziaSchio 1911 (testo, ma incompleto: sono descritti solo 53 pezzi di cui sei sono i ritratti); vol. II, Padova 1914 (tavole con la riproduzione di tutti i monumenti), n. 63;
C. Anti, Il Regio Museo Archeologico nel Palazzo Reale di Venezia, Roma 1930, p. 160, n. 9;
G. Traversari, in Arte Antica e Moderna, n. 34—35—36, 1966, pp. 192—196, figg. 75—77d.

Fot.: Fotografia del Museo Archeologico di Venezia, 1707 A—B, 1842—1844, 2229—2231.

Источники:
© 2018 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Информация: музейная аннотация.
© 1968. Описание: Traversari G. Museo Archeologico di Venezia. I ritratti. Poligrafico dello Stato, Roma, 1968. С. 77—78, кат. № 60, илл. 60 a—c.
© 2018 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura рим римлянин портрет портреты римский портрет голова бюст мрамор мужской портрет бюст тиберий клавдий помпеян генерал военачальник консул панцирь панцырь доспехи военный плащ палудаментум paludamentum наплечник наплечники застежка горгонейон горгонион голова горгоны медузы горгона медуза борода коллекция джованни гримани инв № 10