Развалины мавзолея Августа
Гравюра Джованни Баттиста Пиранези (1720—1778).
1756 г.
Рим, Марсово поле, Мавзолей Августа.

Развалины мавзолея Августа.

Гравюра Джованни Баттиста Пиранези (1720—1778).
1756 г.

Рим, Марсово поле, Мавзолей Августа.

Рим, Капитолийские музеи, Дворец сенаторов.
Описание:
A. Перед Мав­зо­ле­ем Окта­ви­а­на Авгу­ста, кото­рый мы здесь изо­бра­зи­ли в его нынеш­нем виде и как буд­то он не занят совре­мен­ной фаб­ри­кой.
B. Сего­дня здесь нахо­дит­ся сад Кореа.
C. Древ­ний вход рядом с цер­ко­вью Сан-Рок­ко.
D. Руи­ны круг­лой каме­ры.
E. Два обе­лис­ка на пьеде­ста­лах, один из кото­рых изо­бра­жён в том виде, в каком он был здесь най­ден во вре­ме­на Сикс­та V; позд­нее этот же папа при­ка­зал поста­вить его поза­ди церк­ви Сан­та-Мария-Мад­жо­ре.
F. Мра­мор­ная погре­баль­ная урна, най­ден­ная здесь же и хра­ня­ща­я­ся сего­дня во внут­рен­нем дво­ре двор­ца Кон­сер­ва­то­ров на Капи­то­лии.
G. Мра­мор­ная капи­тель с необыч­ным укра­ше­ни­ем из листьев, рако­вин и дель­фи­нов. На её пли­те мож­но видеть канал, пред­на­зна­чен­ный для залив­ки свин­ца в отвер­стие посе­редине, посред­ст­вом чего капи­тель долж­на была при­со­еди­нять­ся к сво­е­му архит­ра­ву. В горо­де Риме и его окрест­но­стях встре­ча­ют­ся бес­чис­лен­ные капи­те­ли, изготов­лен­ные таким обра­зом, а так­же укра­шен­ные дру­ги­ми фан­та­зи­я­ми, каприз­ны­ми и раз­но­об­раз­ны­ми, так что кажет­ся, буд­то древ­ние не оста­ви­ли потом­кам ника­кой воз­мож­но­сти изо­бре­сти что-то новое.
H. Мра­мор­ный фасад гроб­ни­цы, укра­шен­ный архи­тек­тур­ны­ми изо­бра­же­ни­я­ми, а в середине — щитом, выре­зан­ным напо­до­бие рако­ви­ны, с окру­жаю­щей его гир­лян­дой из лав­ра; он содер­жит порт­рет како­го-то умер­ше­го ари­сто­кра­та.
I. Две мра­мор­ные урны оди­на­ко­вой вели­чи­ны и фор­мы, кото­рые были одной сто­ро­ной вму­ро­ва­ны в сте­ну.
K. Часть мра­мор­но­го осно­ва­ния, очень изящ­но укра­шен­но­го листья­ми, кото­рая посред­ст­вом отвер­стия, вид­не­ю­ще­го­ся свер­ху, соеди­ня­лась с дру­гой частью. Это осно­ва­ние, воз­мож­но, под­дер­жи­ва­ло какой-то стол, на кото­рый ста­ви­ли сосуды с баль­за­мом, пате­ры и тому подоб­ные пред­ме­ты, исполь­зо­вав­ши­е­ся в еже­год­ных над­гроб­ных жерт­во­при­но­ше­ни­ях.
Пере­чис­лен­ные фраг­мен­ты вме­сте со мно­ги­ми дру­ги­ми, кото­рые не изо­бра­же­ны здесь, посколь­ку силь­но повреж­де­ны и не име­ют опре­де­лён­ной фор­мы, были най­де­ны в ходе рас­ко­пок, про­ведён­ных вокруг это­го зна­ме­ни­то­го памят­ни­ка; их до сих пор мож­но там увидеть в выше­на­зван­ном саду Кореа.

Источники:
Гравюра: Vedute di Roma. Tomo II, tav. 63 // Opere di Giovanni Battista Piranesi, Francesco Piranesi e d’altri. Firmin Didot Freres, Paris, 1835—1839. Tomo 2.
Источник: Wikisource.
Ключевые слова: архитектура architectura эпиграфика надпись надписи epigraphia скульптура скульптурный sculptura современная графика римский римская римские погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробная надгробное надгробные рельеф рим мавзолей августа mausoleum augusti гравюра гравюры пиранези джованни баттиста мужчина мужчины мужской портрет эпитафия декор декоративный декоративная декоративное декоративные урна для праха пеплохранилище urna cineraria надгробие памятник портреты портретный портретная бюст мужская лавровый венок corona laurea коринфский ордер коринфская капитель ordo corinthius останков пепла оссуарий cadus ossuarium гномон-обелиск руины развалины мавзолея августа урна агриппины старшей випсания агриппина старшая g152 cil vi 886 cil 40372 cil 31192 ils 180 ossa agrippinae marci agrippae filiae divi neptis uxoris germanici caesaris matris cai principis портрет в раковине раковина ниша