Словарь античности

АВГУСТИН Авре­лий (род. в 354 в Тага­сте, ум. 28.08.430 в Гип­поне, Нуми­дия); сын язы­че­ско­го город­ско­го маги­ст­ра­та и хри­сти­ан­ки Мони­ки. Юно­шей Авгу­стин изу­чал рито­ри­ку. Зна­ком­ство с «Гор­тен­зи­ем» Цице­ро­на при­ве­ло его к заня­ти­ям фило­со­фи­ей. В тече­ние мно­гих лет являл­ся сто­рон­ни­ком мани­хей­ства, затем на корот­кий пери­од отдал пред­по­чте­ние скеп­ти­кам, позд­нее испо­ве­до­вал нео­пла­то­низм. Глу­бо­кое вли­я­ние, ока­зан­ное на Авгу­сти­на епи­ско­пом Амвро­си­ем, в уче­нии кото­ро­го сли­лись хри­сти­ан­ство и нео­пла­то­низм, побуди­ло его в Милане к при­ня­тию хри­сти­ан­ства (387). Он начи­на­ет вести аске­ти­че­скую жизнь. В 395 Авгу­стин стал епи­ско­пом в Гип­поне, неда­ле­ко от Кар­фа­ге­на. Из его мно­го­чис­лен­ных лите­ра­тур­ных про­из­веде­ний, затра­ги­вав­ших все сфе­ры бого­сло­вия, наи­бо­лее извест­ны «Испо­ведь» («Con­fes­sio­nes») в 13 кни­гах; напи­сан­ный в 397—401 авто­био­гра­фи­че­ский труд, в кото­ром Авгу­стин глу­бо­ко и бес­при­страст­но оце­ни­ва­ет соб­ст­вен­ный жиз­нен­ный путь, и «О гра­де божьем» («De ci­vi­ta­te Dei») в 22 кни­гах, посвя­щен­ный собы­ти­ям, свя­зан­ным с заво­е­ва­ни­ем Рима Ала­ри­хом. В этом про­из­веде­нии Авгу­стин поле­ми­зи­ру­ет с языч­ни­ка­ми, обви­ня­ю­щи­ми хри­сти­ан­ство в отка­зе почи­тать дру­гих богов, в раз­ру­ше­нии антич­но­го мира. Он выдви­нул новую хри­сти­ан­скую исто­ри­че­скую кон­цеп­цию, кото­рая ока­за­ла на сред­не­ве­ко­вую запад­ную исто­рио­гра­фию огром­ное вли­я­ние, осо­бен­но раз­ра­бот­кой тео­рии эта­пов миро­во­го раз­ви­тия через шесть воз­рас­тов. Свя­зан­ные с бого­слов­ски­ми и аске­ти­че­ски­ми прин­ци­па­ми Авгу­сти­на поли­ти­че­ские и соци­аль­ные идеи, содер­жа­щи­е­ся в этом труде, сохра­ни­ли свою силу на про­тя­же­нии дли­тель­но­го вре­ме­ни. Наряду с экзе­ге­тич­ны­ми и душе­спа­си­тель­ны­ми про­из­веде­ни­я­ми, про­по­ведя­ми, пись­ма­ми и сти­хотво­ре­ни­я­ми заслу­жи­ва­ют вни­ма­ния сочи­не­ния Авгу­сти­на, направ­лен­ные про­тив мани­хе­ев, Пела­гия (про­бле­ма пер­во­род­но­го гре­ха) и дона­ти­стов. Послед­них Авгу­стин сна­ча­ла мяг­ко уве­ще­вал, но так как этим ниче­го не добил­ся, то все более уже­сто­чал меры воздей­ст­вия. Взяв на воору­же­ние биб­лей­ские сло­ва из Луки (14, 23) «Co­gi­te intra­re», скло­нил духо­вен­ство и свет­ские вла­сти к при­ня­тию суро­вых мер. Авгу­стин был широ­ко обра­зо­ван­ным чело­ве­ком сво­его вре­ме­ни и бле­стя­щим сти­ли­стом. Ему уда­лось син­те­зи­ро­вать все духов­ные систе­мы сво­его вре­ме­ни — как антич­ные, так и хри­сти­ан­ские — в одну уни­вер­саль­ную систе­му, вли­я­ние кото­рой на совре­мен­ни­ков Авгу­сти­на и после­дую­щие поко­ле­ния труд­но пере­оце­нить. Бла­го­да­ря раз­ра­бот­ке уче­ния о гре­хов­но­сти, про­ще­нии и спа­се­нии (про­бле­мы свя­то­сти и про­бле­мы зла) в свя­зи с пока­я­ни­ем церк­ви тео­ло­гия Авгу­сти­на ока­за­ла силь­ное вли­я­ние на сред­ние века, в том чис­ле на рефор­ма­тор­ские идеи Мар­ти­на Люте­ра.

См. также:
АВГУСТИН Аврелий (Блаженный) (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
АВГУСТИН, Аврелий (Античные писатели)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭР, ЕР • ЭПОРЕДОРИГ, ЕПОРЕДОРИГ • ЭТЕОБУТАДЫ, ЕТЕОБУТАДЫ • ДУМНОРИГ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА