Античные писатели

АВГУСТИН, Авре­лий; Augus­ti­nus, Aure­lius, св., фило­соф, хри­сти­ан­ский латин­ский писа­тель, Отец Церк­ви, 354—430 гг. н. э. Родил­ся в Тага­сте в Нуми­дии от отца языч­ни­ка, при­няв­ше­го хри­сти­ан­ство лишь перед смер­тью, и мате­ри, рев­ност­ной хри­сти­ан­ки. Вна­ча­ле он учил­ся в Тага­сте, затем в Мадав­ре, а в кон­це кон­цов — в Кар­фа­гене (371 г.). Там же он всту­пил в сек­ту мани­хе­ев. После окон­ча­ния уче­бы занял долж­ность учи­те­ля рито­ри­ки сна­ча­ла в Тага­сте, а уже на сле­дую­щий год в Кар­фа­гене, чтобы нако­нец в 383 г. пере­се­лить­ся в Рим. В 384 г. при посред­ни­че­стве пре­фек­та горо­да, языч­ни­ка Сим­ма­ха, полу­ча­ет долж­ность пре­по­да­ва­те­ля рито­ри­ки в тогдаш­ней сто­ли­це Запад­ной Импе­рии Медио­лане. Здесь, про­во­дя свои заня­тия, он сам дела­ет­ся слу­ша­те­лем мест­но­го епи­ско­па Амвро­сия. Под его вли­я­ни­ем окон­ча­тель­но реша­ет порвать с мани­хей­ст­вом и при­нять хри­сти­ан­ство (25 апре­ля 387 г.). Осе­нью 388 г. воз­вра­ща­ет­ся в Тага­сту, где про­во­дит два года в мона­стыр­ском уеди­не­нии. Полу­чив в 391 г. свя­щен­ни­че­ский сан из рук епи­ско­па и веру­ю­щих Гип­по­на, в 396 г. был избран епи­ско­пом это­го горо­да. Авгу­стин в каче­стве епи­ско­па Гип­по­на повел энер­гич­ную борь­бу с мани­хей­ст­вом, затем с дона­ти­ста­ми, а так­же, в кон­це жиз­ни, с пела­ги­а­на­ми. Поми­мо забот о пас­т­ве, ито­гом кото­рых яви­лись мно­го­чис­лен­ные настав­ле­ния и цик­лы гомилий (бесед), Авгу­стин посвя­тил себя науч­ной рабо­те, писал пись­ма и отве­чал бес­чис­лен­ным корре­спон­ден­там либо в фор­ме трак­та­тов, либо в фор­ме писем. Он жил в мона­сты­ре, одна­ко под­лин­ность 3 при­пи­сы­вае­мых ему мона­стыр­ских уста­вов под­вер­га­ет­ся сомне­нию. Умер 28 авгу­ста 430 г. во вре­мя оса­ды Гип­по­на ван­да­ла­ми. Авгу­стин начал писать ок. 380 г. и писал почти до самой смер­ти, оста­вил после себя 93 про­из­веде­ния (из кото­рых 10 сочи­не­ний погиб­ли), настав­ле­ния и пись­ма. К наи­бо­лее зна­чи­тель­ным трудам Авгу­сти­на мы при­чис­ля­ем объ­ем­ную авто­био­гра­фию Испо­ведь (Con­fes­sio­nes) в 13 кни­гах, одно из наи­бо­лее извест­ных и зна­чи­мых про­из­веде­ний всей пат­ри­сти­че­ской лите­ра­ту­ры, опи­сы­ваю­щее с необы­чай­ной глу­би­ной исто­рию его обра­ще­ния. В напи­сан­ных под конец жиз­ни Опро­вер­же­ни­ях (Ret­rac­ta­tio­nes; 427 г.) Авгу­стин оце­ни­ва­ет свое твор­че­ство и вно­сит поправ­ки в неко­то­рые про­воз­гла­шен­ные им преж­де тео­ло­ги­че­ские взгляды. Фило­со­фи­ей Авгу­стин зани­мал­ся боль­ше в ран­ний пери­од сво­ей писа­тель­ской дея­тель­но­сти. В то вре­мя был напи­сан труд Про­тив ака­де­ми­ков (Contra Aca­de­mi­cos) в 3 кни­гах и эти­че­ские сочи­не­ния: О сча­стье (De bea­ta vi­ta), О поряд­ке (De or­di­ne), корот­кое неза­кон­чен­ное сочи­не­ние О бес­смер­тии души (De im­mor­ta­li­ta­te ani­mae). Эту тему про­дол­жа­ет трак­тат О вели­чии души (De quan­ti­ta­te ani­mae). Об учи­те­ле (De ma­gistro) ого­ва­ри­ва­ет отно­ше­ния учи­те­ля и уче­ни­ка, О музы­ке (De mu­si­ca) в 6 кни­гах, поми­мо тео­ре­ти­че­ских вопро­сов, под­ни­ма­ет про­бле­му вли­я­ния музы­ки на фор­ми­ро­ва­ние куль­ту­ры мыс­ли. Сре­ди дог­ма­ти­че­ских сочи­не­ний Авгу­сти­на осо­бо­го вни­ма­ния заслу­жи­ва­ет обшир­ное (15 кн.) про­из­веде­ние О Свя­той Тро­и­це (De Tri­ni­ta­te), кото­рое поро­ди­ло отдель­ное уче­ние о Свя­той Тро­и­це, изло­жен­ное на собо­рах: Никей­ском I и Кон­стан­ти­но­поль­ском I. Не менее важен труд О гра­де Божи­ем (De ci­vi­ta­te Dei) в 22 кни­гах, создан­ный в 413—427 гг., заду­ман­ный как апо­ло­гия про­тив языч­ни­ков, кото­рые в разо­ре­нии Рима в 410 г. виде­ли дока­за­тель­ство сла­бо­сти Бога хри­сти­ан. Авгу­стин пред­ста­вил здесь исто­рию чело­ве­че­ства как борь­бу «цар­ства Бога» и «цар­ства Сата­ны». Это пер­вое про­из­веде­ние хри­сти­ан­ской исто­рио­ло­гии, кото­рое поль­зо­ва­лось огром­ным авто­ри­те­том, осо­бен­но в эпо­ху сред­не­ве­ко­вья. Авгу­стин был так­же авто­ром сочи­не­ний: О вере и сим­во­ле (De fi­de et sym­bo­lo), Об истин­ной рели­гии (De ve­ra re­li­gio­ne), Руко­вод­ство для Лав­ра, или О вере, надеж­де и люб­ви (En­chi­ri­dion ad Lau­ren­tium seu de fi­de, spe et ca­ri­ta­te), в кото­рых дока­зы­ва­ет необ­хо­ди­мость веры в Бога и исти­ны, Им объ­яв­лен­ные, обос­но­вы­ва­ет истин­ность като­ли­че­ской рели­гии, пояс­ня­ет содер­жа­ние Сим­во­ла Веры, а так­же назы­ва­ет 3 боже­ст­вен­ные доб­ро­де­те­ли: веру, надеж­ду и любовь — фун­да­мен­том хри­сти­ан­ской жиз­ни. Сре­ди важ­ней­ших поле­ми­че­ских сочи­не­ний надо назвать О ере­сях (De hae­re­si­bus), содер­жав­шее обсуж­де­ние 88 ере­сей, от Симо­на Волх­ва до Пела­гия (кото­ро­го Авгу­стин оспа­ри­вал и в отдель­ных сочи­не­ни­ях). В про­из­веде­нии Об укла­де като­ли­че­ской Церк­ви и об обы­ча­ях мани­хе­ев (De mo­ri­bus Есcle­siae Ca­to­li­cae et de mo­ri­bus Ma­ni­chaeo­rum) Авгу­стин опи­сал струк­ту­ру мани­хей­ства и изло­жил взгляды на мораль тогдаш­ней Церк­ви. В сочи­не­ни­ях О поль­зе веры (De uti­li­ta­te cre­den­di) и Про­тив Секун­да Мани­хея (Contra Se­cun­di­num Ma­ni­chae­um) Авгу­стин обос­но­вал свой отход от мани­хей­ства. Дол­гие годы Авгу­стин борол­ся так­же с дона­ти­ста­ми, кото­рые меж­ду про­чим не счи­та­ли недей­ст­ви­тель­ным кре­ще­ние, про­из­веден­ное ере­ти­ком, оспа­ри­ва­ли пер­вен­ство Рим­ской Церк­ви и т. д. Про­тив них Авгу­стин напра­вил преж­де все­го сочи­не­ния О кре­ще­нии про­тив дона­ти­стов (De bap­tis­mo contra Do­na­tis­tas), Про­тив посла­ний Пар­ме­ни­а­на (Contra epis­tu­lam Par­me­nia­ni), Посла­ние к като­ли­кам про­тив дона­ти­стов, или О един­стве Церк­ви (Epis­tu­la ad catho­li­cos de sec­ta Do­na­tis­ta­rum seu De uni­ta­te ec­cie­siae), К дона­ти­стам после встре­чи (Ad do­na­tis­tas post col­la­tio­nem), Про­тив Гауден­ция (Contra Gau­den­tium). Он поле­ми­зи­ро­вал так­же с уче­ни­ем Пела­гия. Здесь сле­ду­ет назвать сочи­не­ния О душе и ее про­ис­хож­де­нии (De na­tu­ra et ori­gi­ne ani­mae), О духе и бук­ве (De spi­ri­tu et lit­te­ra), О мило­сти Хри­ста и пер­во­род­ном гре­хе (De gra­tia Chris­ti et de pec­ca­to ori­gi­na­li), Про­тив Юли­а­на VI книг (Contra Iulia­num lib­ri VI), Неокон­чен­ное сочи­не­ние про­тив дру­гой про­по­веди Юли­а­на (Contra se­cun­dam Iulia­ni res­pon­sio­nem im­per­fec­tum opus), О мило­сти и сво­бо­де воли (Li­ber de gra­tia et li­be­ro ar­bit­rio). Про­тив ари­ан (см. Арий) Авгу­стин высту­пал мно­го­крат­но, сре­ди про­чих в рабо­те Про­тив ере­ти­ка Мак­си­ми­на, епи­ско­па ари­ан. Мно­го вре­ме­ни и труда Авгу­стин посвя­тил ком­мен­ти­ро­ва­нию Свя­щен­но­го Писа­ния. Пло­дом это­го труда были, преж­де все­го, сочи­не­ния О Кни­ге Бытия в дослов­ном зна­че­нии (в 12 кни­гах) (De Ge­ne­si ad lit­te­ram lib­ri XII), Введе­ние в Псал­мы (Enar­ra­tio­nes in psal­mos), 0 Нагор­ной про­по­веди (в 2 кни­гах) (De ser­mo­ne Do­mi­ni in mon­te lib­ri II), Трак­тат о Еван­ге­лии от Иоан­на (Trac­ta­tus in Evan­ge­lium Ioan­nis), а так­же дру­гие ком­мен­та­рии к кни­гам Вет­хо­го и Ново­го Заве­та. Заслу­жи­ва­ют вни­ма­ния еще работы О согла­сии еван­ге­ли­стов (De con­sen­su Evan­ge­lis­ta­rum) и О хри­сти­ан­ском уче­нии (De doctri­na Chris­tia­na). Пас­тыр­ская дея­тель­ность Авгу­сти­на поста­ви­ла перед ним мно­же­ство прак­ти­че­ских вопро­сов: желая на них отве­тить, он создал мно­го­чис­лен­ные аске­тич­но-прак­ти­че­ские сочи­не­ния, из кото­рых наи­бо­лее зна­чи­тель­ны О борь­бе хри­сти­ан (De ago­ne Chris­tia­no), опи­сы­ваю­щее каж­до­днев­ную борь­бу добра со злом в жиз­ни хри­сти­а­ни­на, О тер­пе­нии (De pa­tien­ta), О бра­ке (De bo­no co­niu­ga­li), О пре­лю­бо­де­я­нии (De adul­te­ri­nis co­niu­giis), О тос­ке по умер­шим (De cu­ra ge­ren­da pro mor­tius), О науче­нии осно­вам веры людей, незна­ко­мых с уче­ни­ем Хри­ста (De ca­te­chi­zan­dis ru­di­bus). Под име­нем Авгу­сти­на мы нахо­дим в руко­пи­сях собра­ние 277 писем (меж­ду ними есть так­же пись­ма к нему) и боль­шое чис­ло настав­ле­ний, сре­ди кото­рых мно­гие не явля­ют­ся под­лин­ны­ми. Чис­лом сво­их сочи­не­ний Авгу­стин пре­вос­хо­дит дру­гих латин­ских цер­ков­ных писа­те­лей того пери­о­да. Авгу­стин имел осно­ва­тель­ную рито­ри­че­скую под­готов­ку, бле­стя­ще знал латин­скую лите­ра­ту­ру. Был так­же пре­крас­но начи­тан в клас­си­че­ских авто­рах, а так­же в более позд­них. Бла­го­да­ря это­му он мог пере­дать интел­лек­ту­аль­ное наследие антич­но­сти сред­ним векам, ему уда­лось так­же «окре­стить» неко­то­рые эле­мен­ты язы­че­ской фило­со­фии и само­сто­я­тель­но раз­вить мыс­ли сво­их пред­ше­ст­вен­ни­ков, хри­сти­ан­ских писа­те­лей. В сво­ем твор­че­стве он руко­вод­ст­во­вал­ся преж­де все­го прак­ти­че­ски­ми целя­ми, в част­но­сти зада­ча­ми пас­тыр­ской дея­тель­но­сти. Имен­но ими моти­ви­ро­ва­но употреб­ле­ние Авгу­сти­ном про­сто­го, живо­го, образ­но­го язы­ка. Огром­ный писа­тель­ский талант и ост­ро­умие Авгу­сти­на сде­ла­ли его извест­ным, хотя излиш­няя рито­ри­ка и мог­ла порой уто­мить чита­те­ля. Авгу­стин ока­зал силь­ное вли­я­ние на тео­ло­гию, в осо­бен­но­сти сво­им уче­ни­ем о бла­го­да­ти, о Церк­ви и неко­то­рых вопро­сах мора­ли. Его твор­че­ство отра­зи­лось и на даль­ней­шем раз­ви­тии исто­риосо­фии и неко­то­рых фило­соф­ских кон­цеп­ций. Язык Авгу­сти­на повли­ял в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни на фор­ми­ро­ва­ние цер­ков­ной латы­ни. Харак­тер и лич­ность Авгу­сти­на опре­де­ли­ли то, что в трак­тов­ке мно­гих вопро­сов он допу­стил пре­уве­ли­че­ния. Черес­чур эмо­цио­наль­но он под­хо­дил к про­бле­мам, тре­бу­ю­щим для сво­его реше­ния спо­кой­ст­вия и рас­суди­тель­но­сти, не раз забы­вая о важ­ных вещах ради част­но­стей. Но он умел так­же кри­ти­че­ски оце­ни­вать свою дея­тель­ность.

См. также:
АВГУСТИН (Словарь античности)
АВГУСТИН Аврелий (Блаженный) (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДОССЕНН • ДРЕПАНИЙ • ДЕМАД • ДИФИЛ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА