Словарь античности

АВЛОС (греч. труб­ки), наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ный в гре­че­ской антич­но­сти музы­каль­ный инстру­мент, срав­ни­мый ско­рее со сви­ре­лью или гобо­ем, чем с флей­той, как счи­та­ли ранее. Испол­ни­тель играл обыч­но одно­вре­мен­но на двух авло­сах или двой­ном авло­се. Послед­ний состо­ял из двух цилин­дри­че­ских или слег­ка кони­че­ских тру­бок (bom­byx) и насад­ки (hol­mos) с двой­ным языч­ком. На верх­ней сто­роне инстру­мен­та рас­по­ла­га­лись четы­ре кла­па­на, пятое отвер­стие нахо­ди­лось вни­зу. Про­ис­хож­де­ние авло­са, беру­ще­го свое нача­ло с Ближ­не­го Восто­ка, свя­зы­ва­ли с име­нем мифи­че­ско­го фри­гий­ско­го музы­кан­та и пев­ца Олим­па. В Гре­ции авлос нашел рас­про­стра­не­ние в орги­а­сти­че­ской музы­ке куль­та Дио­ни­са. Авлос обла­дал ост­рым и рез­ким зву­ком. Раз­но­вид­но­стя­ми авло­са явля­ют­ся мон-авлос (попе­ре­ч­ный авлос) и пла­ги-авлос (про­доль­ный авлос). Соль­ное пение в сопро­вож­де­нии игры на авло­се назы­ва­лось авло­ди­ей, само­сто­я­тель­ная игра на авло­се — авле­ти­кой.


Силе­ны, выжи­маю­щие вино­град­ный сок под зву­ки авло­са (по атти­че­ской чер­но­фи­гур­ной амфо­ре масте­ра Ама­си­са, ок. 530 до н. э.)

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: КИМВАЛ, ЛИТАВРЫ • КИФАРА • ЛЮТНЯ • АРФА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Феодосий I награждает победителя лавровым венком.
Пьедестал обелиска Феодосия I. Восточная сторона.
Ипподром Константинополя.
390 г.
Стамбул.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с дионисийскими сценами (сторона 3).
Мрамор. Ок. 210 г. н. э.
Москва, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Роспись гробницы Жонглеров в Тарквинии.
VI в. до н. э.
Тарквиния, Гробница Жонглеров.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Ваза Боргезе.
Пентелийский мрамор.
Нео-аттическая работа 2-й половины I в. до н. э.
Париж, Лувр.
5. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Икарий принимает Диониса в своем доме.
Неоаттический рельеф.
Мрамор. Конец I в. до н. э. — нач. I в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с дионисийскими сценами (сторона 4).
Мрамор. Ок. 210 г. н. э.
Москва, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с дионисийскими сценами (сторона 4).
Мрамор. Ок. 210 г. н. э.
Москва, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Драматический поэт принимает Диониса в своем доме (т. н. «Пир Икария»).
Неоаттический рельеф.
Мрамор.
Римская копия II в. н. э. греческого образца конца II в. до н. э.
Париж, Лувр.
9. КЕРАМИКА. Греция.
Гимнастические упражнения эфебов.
Ваза краснофигурная.
Глина.
10. КЕРАМИКА. Греция.
Музыка в спорте, дискобол и кулачный боец.
Краснофигурная чаша. Аттика.
Художник Эпиктет, гончар Памфей.
Глина.
Ок. 520 г. до н. э.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Асс, медь
Домициан
Рим, 88 г.
АВЕРС: IMP. CAES. DOMIT. AVG. GERM. P. M. TR. P. VIII CENS. PER. P. P. — голова Домициана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: COS. XIIII LVD. SAEC. FEC. — Домициан, в тоге, с непокрытой головой, стоит влево, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над горящим алтарем, украшенным гирляндой; слева стоит почти фронтально музыкант, играющий на лире, правее стоит музыкант, играющий на флейте; на заднем плане шестиколонный храм с венком на фронтоне.
В обрезе: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА