Словарь античности

АВЛОС (греч. труб­ки), наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ный в гре­че­ской антич­но­сти музы­каль­ный инстру­мент, срав­ни­мый ско­рее со сви­ре­лью или гобо­ем, чем с флей­той, как счи­та­ли ранее. Испол­ни­тель играл обыч­но одновре­мен­но на двух авло­сах или двой­ном авло­се. Послед­ний состо­ял из двух цилин­дри­че­ских или слег­ка кони­че­ских тру­бок (bom­byx) и насад­ки (hol­mos) с двой­ным языч­ком. На верх­ней сто­роне инстру­мен­та рас­по­ла­га­лись четы­ре кла­па­на, пятое отвер­стие нахо­ди­лось вни­зу. Про­ис­хож­де­ние авло­са, беру­ще­го свое нача­ло с Ближ­не­го Восто­ка, свя­зы­ва­ли с име­нем мифи­че­ско­го фри­гий­ско­го музы­кан­та и пев­ца Олим­па. В Гре­ции авлос нашел рас­про­стра­не­ние в орги­а­сти­че­ской музы­ке куль­та Дио­ни­са. Авлос обла­дал ост­рым и рез­ким зву­ком. Раз­но­вид­но­стя­ми авло­са явля­ют­ся мон-авлос (попе­реч­ный авлос) и пла­ги-авлос (про­доль­ный авлос). Соль­ное пение в сопро­вож­де­нии игры на авло­се назы­ва­лось авло­ди­ей, само­сто­я­тель­ная игра на авло­се — авле­ти­кой.


Силе­ны, выжи­маю­щие вино­град­ный сок под зву­ки авло­са (по атти­че­ской чер­но­фи­гур­ной амфо­ре масте­ра Ама­си­са, ок. 530 до н. э.)

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: КИМВАЛ, ЛИТАВРЫ • КИФАРА • ЛЮТНЯ • АРФА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 56 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с изображением дионисийской процессии. Левая торцевая сторона: танцующие менада и сатир.
Белый наксосский мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Инв. № 987.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Восточный портик, 5.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Великая Греция.
Кулачный бой и поединок. Фреска на внутренней стороне стенки саркофага из луканской гробницы.
370—360 гг. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Рельеф с театральной сценой.
Неоаттический рельеф.
Лунский мрамор. Середина I в. н. э.
Инв. № 6687.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Четыре кампанские плитки со сценами сбора и давки винограда.
Терракота. Конец эпохи Августа.
Инв. № 11.
Рим, Галерея Колонна.
5. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Процессия Панафиней. Юноши, несущие гидрии (гидрофоры).
Фриз Парфенона. Северная сторона, блок N VI.
Мрамор. V в. до н. э.
Инв. № Acr. 864.
Афины, Новый музей Акрополя.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Девушка, играющая на флейте. Алтарь Афродиты (т. н. «Трон Лудовизи») — левый боковой рельеф.
Мрамор. 460—450 гг. до н. э.
Инв. № 8570.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Альтемпс.
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Девушка, играющая на флейте. Алтарь Афродиты (т. н. «Трон Лудовизи») — левый боковой рельеф.
Мрамор. 460—450 гг. до н. э.
Инв. № 8570.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Альтемпс.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Вотивный памятник (т. н. «алтарь из Анджеры»), деталь.
Мрамор из Орнавассо-Кандолья. Эпоха Клавдия (41—54 гг. н. э.).
Инв. № А 0.9.6774.
Милан, Городской археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с изображением музыкального состязания между музами и сиренами (деталь).
Мрамор. Третья четверть III в. н. э.
Инв. № 10.104.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дионисийский саркофаг-ленос со сценами праздника сбора винограда (левая сторона).
Белый мрамор. Нач. III в. н. э.
Салерно, Кафедральный собор.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА