Словарь античности

АВЛОС (греч. труб­ки), наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ный в гре­че­ской антич­но­сти музы­каль­ный инстру­мент, срав­ни­мый ско­рее со сви­ре­лью или гобо­ем, чем с флей­той, как счи­та­ли ранее. Испол­ни­тель играл обыч­но одновре­мен­но на двух авло­сах или двой­ном авло­се. Послед­ний состо­ял из двух цилин­дри­че­ских или слег­ка кони­че­ских тру­бок (bombyx) и насад­ки (holmos) с двой­ным языч­ком. На верх­ней сто­роне инстру­мен­та рас­по­ла­га­лись четы­ре кла­па­на, пятое отвер­стие нахо­ди­лось вни­зу. Про­ис­хож­де­ние авло­са, беру­ще­го свое нача­ло с Ближ­не­го Восто­ка, свя­зы­ва­ли с име­нем мифи­че­ско­го фри­гий­ско­го музы­кан­та и пев­ца Олим­па. В Гре­ции авлос нашел рас­про­стра­не­ние в орги­а­сти­че­ской музы­ке куль­та Дио­ни­са. Авлос обла­дал ост­рым и рез­ким зву­ком. Раз­но­вид­но­стя­ми авло­са явля­ют­ся мон-авлос (попе­реч­ный авлос) и пла­ги-авлос (про­доль­ный авлос). Соль­ное пение в сопро­вож­де­нии игры на авло­се назы­ва­лось авло­ди­ей, само­сто­я­тель­ная игра на авло­се — авле­ти­кой.


Силе­ны, выжи­маю­щие вино­град­ный сок под зву­ки авло­са (по атти­че­ской чер­но­фи­гур­ной амфо­ре масте­ра Ама­си­са, ок. 530 до н. э.)

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: КИМВАЛ, ЛИТАВРЫ • КИФАРА • ЛЮТНЯ • АРФА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 53 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Девушка, играющая на флейте. Алтарь Афродиты (т. н. «Трон Лудовизи») — левый боковой рельеф.
Мрамор. 460-450 гг. до н. э.
Инв. № 8570.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Альтемпс.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Процессия Панафиней. Юноши, несущие гидрии (гидрофоры).
Фриз Парфенона. Северная сторона, блок N VI.
Мрамор. V в. до н. э.
Инв. № Acr. 864.
Афины, Новый музей Акрополя.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Четыре кампанские плитки со сценами сбора и давки винограда.
Терракота. Конец эпохи Августа.
Инв. № 11.
Рим, Галерея Колонна.
4. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Девушка, играющая на флейте. Алтарь Афродиты (т. н. «Трон Лудовизи») — левый боковой рельеф.
Мрамор. 460-450 гг. до н. э.
Инв. № 8570.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Альтемпс.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Вотивный памятник (т. н. «алтарь из Анджеры»), деталь.
Мрамор из Орнавассо-Кандолья. Эпоха Клавдия (41—54 гг. н. э.).
Инв. № А 0.9.6774.
Милан, Городской археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с изображением музыкального состязания между музами и сиренами (деталь).
Мрамор. Третья четверть III в. н. э.
Инв. № 10.104.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дионисийский саркофаг-ленос со сценами праздника сбора винограда (левая сторона).
Белый мрамор. Нач. III в. н. э.
Салерно, Кафедральный собор.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с дионисийскими сценами (сторона 4).
Мрамор. Ок. 210 г. н. э.
Инв. № II 1а 231.
Москва, ГМИИ имени А. С. Пушкина.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцена жертвоприношения. Деталь. Игрок на двойной флейте.
Римская погребальная урна со сценой жертвоприношения на передней стороне.
Проконнесский мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Инв. № MFA 2002.25
Бостон (США), Музей изобразительных искусств.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Великая Греция.
Процессия комастов. Фрагмент сцены пиршества (symposium). Внутренняя сторона западной стенки саркофага из Гробницы ныряльщика.
Фреска. Ок. 480 г. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА