Словарь античности

АКРОТЕРИЙ (греч. ост­рие), в антич­ной архи­тек­ту­ре скульп­тур­ное укра­ше­ние по углам фрон­то­нов зда­ний, над­гроб­ных и жерт­вен­ных релье­фов, пре­иму­ще­ст­вен­но в виде паль­ме­ток или акан­то­во­го орна­мен­та, а так­же скульп­тур­ных укра­ше­ний. Акро­те­рий исполь­зо­вал­ся так­же в архи­тек­ту­ре Воз­рож­де­ния, барок­ко и клас­си­циз­ма.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ТЕАТР МАРЦЕЛЛА • ТЕАТР МАРЦЕЛЛА • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Девять муз, Афина и Аполлон.
Фронтальный вид саркофага с крышкой.
Тасосский мрамор.
Сер. II в. н. э.
Остия, Археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Надгробная стела Прокла и Проклида.
Мрамор.
Афины, Национальный археологический музей.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Архитектурная композиция с поэтом в экседре.
Фреска II стиля из Помпей (VI, 17, 41).
40—30 гг. до н. э.
Помпеи, Дом Библиотеки (VI, 17, 41).
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Медальон с прибрежным пейзажем.
Фреска из Стабий (Вилла Сан-Марко, 20).
45—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXVIII.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Архитектурная композиция с сакрально-идиллической картиной на зеленом фоне.
Фреска из Портичи.
20—10 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXIX.
6. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Саркофаг с колоннами с изображением подвигов Геракла в межколонных пространствах.
Мрамор.
II в. н.э.
Анталья, Археологический музей Антальи.
7. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Рельеф боковой панели саркофага с колоннами с изображением подвигов Геракла в межколонных пространствах.
Мрамор.
II в. н.э.
Анталья, Археологический музей Антальи.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Детский саркофаг с изображением праздника сбора винограда (vindemialia).
Лунский (каррарский) мрамор.
II в. н. э.
Рим, Национальный музей дворца Венеция.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Кампанский рельеф.
Терракота.
I в.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробный памятник Гая Корнелия Филокала.
Середина I — III в. н. э.
Остия, Археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Фоллис, медь
Константин I
Аквилея, 307 г.
АВЕРС: CONSTANTINVS NOB. CAES. — голова Константина в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: CONSERV. VRB. SVAE — внутри четырехколонного храма сидит фронтально Рома с обращенной влево головой, в правой руке держит земной шар, в левой — скипетр, слева от нее стоит щит; в качестве акротериев — Виктории или шишки, внутри фронтона венок.
В обрезе обозначение монетного двора: AQΓ.
2. Денарий, серебро
Август
Испания, монетный двор 1 (Колония Цезарьавгуста?), 19—18 гг. до н.э.
АВЕРС: CAESAR AVGVSTVS — обнаженная голова Августа влево.
РЕВЕРС: MARTIS VLTORIS — фронтальный вид круглого (?) храма, с куполообразной крышей и акротериями, изображенного четырехколонным на подиуме из четырех ступеней; в центре статуя Марса, в шлеме, стоящего влево, держащего аквилу в правой руке и штандарт на левом плече в левой руке.
3. Кистофор, серебро
Август
Пергам, 19—18 гг. до н.э.
АВЕРС: IMP. IX TR. PO. V — обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС: MART. VLTO. — вексиллум внутри круглого четырехколонного храма Марса Ультора (Мстителя).
4. Денарий, серебро
Август
Колония Патриция (Colonia Patricia), 18 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR AVGVSTO — голова Августа в лавровом венке влево.
РЕВЕРС: Фронтальный вид храма (RCTV: храма Марса Мстителя) с куполообразной крышей и акротерием, изображенного четырехколонным, на подиуме из трех ступеней; внутри храма триумфальная колесница, увенчанная маленькой квадригой со скачущими галопом лошадьми; в колеснице помещен легионный орел (aquila). По краю линия.
Слева и справа SP QR.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА