Словарь античности

АКРОТЕРИЙ (греч. ост­рие), в антич­ной архи­тек­ту­ре скульп­тур­ное укра­ше­ние по углам фрон­то­нов зда­ний, над­гроб­ных и жерт­вен­ных релье­фов, пре­иму­ще­ст­вен­но в виде паль­ме­ток или акан­то­во­го орна­мен­та, а так­же скульп­тур­ных укра­ше­ний. Акро­те­рий исполь­зо­вал­ся так­же в архи­тек­ту­ре Воз­рож­де­ния, барок­ко и клас­си­циз­ма.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • Храм Юпитера Защитника • Храм Юпитера Защитника • КИНОСАРГ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Стригильный саркофаг.
Мрамор. 2-я пол. III в.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Внутренний двор.
2. СКУЛЬПТУРА. Южная Италия.
Надгробный памятник Гнея Корнелия Флакка и его супруги.
30 г. до н.э. - 31 г. н.э.
Известняк.
Выс: 175 Шир: 74 Толщ.: 34 Выс. букв: 2,4-5 см.
EDR 006000
Капуя, Музей провинции Кампания, первый дворик.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с гирляндами.
Докимийский мрамор.
150—180 гг.
Балтимор, Художественный музей Уолтерсов.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с центральными воротами, орнаментом стригилато и фигурами покойных по краям.
Мрамор.
210—220 гг. н. э.
Пиза, Кампосанто.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Архитектурная композиция с сакрально-идиллической картиной на зеленом фоне.
Фреска из Портичи.
20—10 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXIX.
6. СКУЛЬПТУРА. Южная Италия.
Надгробный памятник Цезии Мусциде и ее близким.
50 - 1 г. до н.э.
Известняк.
Выс: 203 Шир: 117 Толщ.: 43 Выс. букв: 2,5-3,7 см.
EDR 080380
CIL 10, 04053
Капуя, Музей провинции Кампания, первый дворик.
7. СКУЛЬПТУРА. Южная Италия.
Надгробный памятник Марка Тилла Бласта.
20 г. до н.э. - 50 г. н.э.
Известняк.
Выс: 180 Шир: 94 Толщ.: 34 Выс. букв: 4-5 см.
EDR 005445
Капуя, Музей провинции Кампания, первый дворик.
8. СКУЛЬПТУРА. Южная Италия.
Надгробный памятник девочки Приски и старших членов семьи.
20 г. до н.э. - 20 г. н.э.
Известняк.
Выс: 153 Шир: 155 Толщ.: 38 Выс. букв: 3,5-3,9 см.
EDR 005851
CIL 10, 04047
Капуя, Музей провинции Кампания, первый дворик.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Эдикула из гробницы Патрона.
Вулканический туф со следами штукатурки.
Ок. 20-х гг. до н. э.
IGUR III 1303d.
Париж, Лувр.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Торец саркофага.
(Мрамор?).
Конец IV в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Фоллис, медь
Константин I
Аквилея, 307 г.
АВЕРС: CONSTANTINVS NOB. CAES. — голова Константина в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: CONSERV. VRB. SVAE — внутри четырехколонного храма сидит фронтально Рома с обращенной влево головой, в правой руке держит земной шар, в левой — скипетр, слева от нее стоит щит; в качестве акротериев — Виктории или шишки, внутри фронтона венок.
В обрезе обозначение монетного двора: AQΓ.
2. Денарий, серебро
Август
Испания, монетный двор 1 (Колония Цезарьавгуста?), 19—18 гг. до н.э.
АВЕРС: CAESAR AVGVSTVS — обнаженная голова Августа влево.
РЕВЕРС: MARTIS VLTORIS — фронтальный вид круглого (?) храма, с куполообразной крышей и акротериями, изображенного четырехколонным на подиуме из четырех ступеней; в центре статуя Марса, в шлеме, стоящего влево, держащего аквилу в правой руке и штандарт на левом плече в левой руке.
3. Кистофор, серебро
Август
Пергам, 19—18 гг. до н.э.
АВЕРС: IMP. IX TR. PO. V — обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС: MART. VLTO. — вексиллум внутри круглого четырехколонного храма Марса Ультора (Мстителя).
4. Денарий, серебро
Август
Колония Патриция (Colonia Patricia), 18 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR AVGVSTO — голова Августа в лавровом венке влево.
РЕВЕРС: Фронтальный вид храма (RCTV: храма Марса Мстителя) с куполообразной крышей и акротерием, изображенного четырехколонным, на подиуме из трех ступеней; внутри храма триумфальная колесница, увенчанная маленькой квадригой со скачущими галопом лошадьми; в колеснице помещен легионный орел (aquila). По краю линия.
Слева и справа SP QR.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА