Словарь античности

АМВРОСИЙ (род. в 333/34 или 339/40 в Три­ре, ум. в 397 в Милане), сын высо­ко­по­став­лен­но­го чинов­ни­ка; после изу­че­ния пра­ва и рито­ри­ки стал кон­су­лом Эми­лии с рези­ден­ци­ей в Милане. Здесь Амвро­сий, посред­ни­чая меж­ду орто­док­са­ми и ари­а­на­ми, при­об­рел такую репу­та­цию, что, еще не кре­щен­ным, был избран в 374 епи­ско­пом. Основ­ная его дея­тель­ность сосре­дото­чи­ва­лась в рели­ги­оз­но-поли­ти­че­ской обла­сти. Так, он не допу­стил в цер­ковь без пуб­лич­но­го пока­я­ния импе­ра­то­ра Фео­до­сия, когда тот воз­вра­тил­ся после изби­е­ния жите­лей Фес­са­лии. В сво­их экзе­ге­ри­че­ских, аске­ти­че­ских и дог­ма­ти­че­ских трудах и про­по­ведях Амвро­сий исполь­зо­вал идеи Цице­ро­на, Фило­на, гре­че­ских бого­сло­вов Ори­ге­на, Васи­лия, Афа­на­сия, нео­пла­то­ни­ков Пло­ти­на и Пор­фи­рия и при­об­рел тем самым боль­шое вли­я­ние в латин­ской куль­тур­ной сфе­ре. Про­по­веди его отли­ча­лись блес­ком и кра­сотой язы­ка. Дея­тель­ность Амвро­сия не утра­ти­ла сво­его зна­че­ния и по ныне, т. к. он пер­вым ввел в запад­ном бого­слу­же­нии пение гим­нов. Его гим­ны отли­ча­ют­ся т. н. амвро­си­ан­ским раз­ме­ром (8 четы­рех­стиш­ных строф, напи­сан­ных ямби­че­ским диа­мет­ром). Пре­д­рож­де­ст­вен­ская пес­ня Амвро­сия «Ve­ni re­demptor gen­tium» испол­ня­ет­ся в пере­во­де Мар­ти­на Люте­ра. Т. н. амвро­си­ан­ский гимн («Te Deum lau­da­mus»), кото­рый изве­стен в пере­во­дах Люте­ра и Игна­ца Фран­ца, напи­сан не Амвро­си­ем, а Нике­том Реми­зи­ан­ским (ок. 400).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭР, ЕР • ЭТЕОБУТАДЫ, ЕТЕОБУТАДЫ • ЭПОРЕДОРИГ, ЕПОРЕДОРИГ • ДУМНОРИГ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. НАДПИСИ. Рим.
Надпись в честь Плиния Младшего.
Мрамор. 111—114 гг. н. э.
CIL V. 5262 = ILS 2927.
Милан, Базилика Святого Амвросия.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Атрий с надписью в честь Плиния Младшего.

Милан, Базилика Святого Амвросия.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА