Словарь античности

АМФИТЕАТР, архи­тек­тур­ная фор­ма рим­ско­го теат­ра; сту­пен­ча­тые ряды зри­тель­ских мест (теат­ров) рас­по­ла­га­лись не как в клас­си­че­ском антич­ном теат­ре полу­кру­гом или под­ко­во­об­раз­но, а эллип­сом вокруг зани­мав­шей цен­траль­ное место сце­ны или аре­ны. Пер­во­на­чаль­но амфи­те­атр воз­ник в Кам­па­нии, соору­жал­ся из дере­ва, из кам­ня и слу­жил в основ­ном для про­веде­ния гла­ди­а­тор­ских боев, нав­ма­хий (мор­ских сра­же­ний) и зве­ри­ной трав­ли. Самым боль­шим по раз­ме­ру амфи­те­ат­ром явля­ет­ся Коли­зей в Риме. В насто­я­щее вре­мя амфи­те­ат­ром назы­ва­ют места в теат­ре, рас­по­ло­жен­ные сту­пен­ча­тым полу­кру­гом или ова­лом.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. также:
АМФИТЕАТР (Любкер. Реальный словарь классических древностей)

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН • Золотой дом • Проходной дом • Дом Августа •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 94 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Драка зрителей в амфитеатре Помпей в 59 г. до н. э. (деталь).
Фреска из Помпей (Дом вольноотпущенника Акция Аникета, I, 3, 23).
Инв. № 112222.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXVIII.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Драка зрителей в амфитеатре Помпей в 59 г. до н. э.
Фреска из Помпей (перистиль дома вольноотпущенника Акция Аникета, I, 3, 23).
Инв. № 112222.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXVIII.
3. АРХИТЕКТУРА. Южная Италия.
Амфитеатр Кампании.
I в. до н. э.
Санта-Мария-Капуа-Ветере, Амфитеатр Кампании.
4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Театр.
Возведен в 18/17 гг. до н. э. Марком Агриппой, перестраивался в правление Коммода, Септимия Севера и Каракаллы.
Остия, археологические раскопки (II, VII, 2).
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Театр.
Возведен в 18/17 гг. до н. э. Марком Агриппой, перестраивался в правление Коммода, Септимия Севера и Каракаллы.
Остия, археологические раскопки (II, VII, 2).
6. АРХИТЕКТУРА. Южная Италия.
Амфитеатр Кампании.
I в. до н. э.
Санта-Мария-Капуа-Ветере, Амфитеатр Кампании.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Театр.
Возведен в 18/17 гг. до н. э. Марком Агриппой, перестраивался в правление Коммода, Септимия Севера и Каракаллы.
Остия, археологические раскопки (II, VII, 2).
8. АРХИТЕКТУРА. Южная Италия.
Амфитеатр Кампании.
I в. до н. э.
Санта-Мария-Капуа-Ветере, Амфитеатр Кампании.
9. АРХИТЕКТУРА. Южная Италия.
Амфитеатр Кампании.
I в. до н. э.
Санта-Мария-Капуа-Ветере, Амфитеатр Кампании.
10. АРХИТЕКТУРА. Южная Италия.
Амфитеатр Кампании.
I в. до н. э.
Санта-Мария-Капуа-Ветере, Амфитеатр Кампании.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 7)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, медь
Тит
Рим, 80—81 гг.
АВЕРС: IMP. T. CAES. VESP. AVG. P. M. TR. P. P. P. COS. VIII — Тит в тоге, с обнаженной головой, сидит влево на курульном кресле, держит ветвь в протянутой правой руке и свиток (?) в левой; слева овальный щит и шлем, возле кресла, доспехи (?) и шлем, справа два овальных щита и два копья.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
РЕВЕРС: Вид Колизея, представляющий переднюю часть внешней стороны и заднюю часть внутренней стороны; у передней части есть основание и четыре яруса: первый с пятью пустыми арками, второй с шестью, все арки с фигурами (три центральные являются соединяющими и содержат квадриги и стоящие фигуры), третий уровень с семью арками, содержащими фигуры, четвертый с семью прямоугольными отсеками, содержащими земные шары, квадраты и т. д.; задняя часть представляет верхний ряд с десятью ложами со зрителями, второй полукруглый ряд, заполненный зрителями, и ниже партер, заполненный зрителями, с аркой в центре и проходами слева и справа от нее; слева от Колизея обелиск на базе («Meta sudans»), справа портикообразное строение в два яруса. Без легенды.
2. Сестерций, медь
Тит
Рим, 80—81 гг.
АВЕРС: IMP. T. CAES. VESP. AVG. P. M. TR. P. P. P. COS. VIII — Тит в тоге, с обнаженной головой, сидит влево на курульном кресле, держит ветвь в протянутой правой руке и свиток (?) в левой; слева овальный щит и шлем, возле кресла, доспехи (?) и шлем, справа два овальных щита и два копья.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
РЕВЕРС: Вид Колизея, представляющий переднюю часть снаружи и заднюю часть изнутри; у передней части есть основание и четыре яруса: первый с пятью пустыми арками, второй — с шестью арками, содержащими фигуры (три центральные соединены между собой и содержат квадриги и обращенные лицом друг к другу фигуры), третий уровень — с семью арками, содержащими фигуры, четвертый — с семью прямоугольными отсеками, содержащими земные шары, квадраты и т. д.; задняя часть представляет собой верхний ряд с десятью ложами со зрителями, второй полукруглый ряд, заполненный зрителями, и ниже партер, заполненный зрителями, с аркой в центре и проходами слева и справа от нее; справа от Колизея обелиск на базе («Meta sudans»), слева портикообразное строение в два яруса. Без легенды.
3. Сестерций, медь
Тит
Рим, 80—81 гг.
АВЕРС: IMP. T. CAES. VES[P. AVG. P. M. TR. P. P. P.] COS. VIII — Тит в тоге, с обнаженной головой, сидит влево на курульном кресле, держит ветвь в протянутой правой руке и свиток (?) в левой; слева овальный щит и шлем, возле кресла, доспехи (?) и шлем, справа два овальных щита и два копья.
РЕВЕРС: Вид Колизея, представляющий переднюю часть внешней стороны и заднюю часть внутренней стороны; у передней части есть основание и четыре уровня: первый с пятью пустыми арками, второй с шестью, все арки с фигурами (три центральные являются соединяющими и содержат квадриги и стоящие фигуры), третий уровень с семью арками, содержащими фигуры, четвертый с семью прямоугольными отсеками, содержащими земные шары, квадраты и т. д.; задняя часть представляет верхний ряд с десятью ложами со зрителями, второй полукруглый ряд, заполненный зрителями, и ниже партер, заполненный зрителями, с аркой в центре и проходами слева и справа от нее.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
4. Медальон, медь
Гордиан III
Рим, 243 г.
АВЕРС: IMP. GORDIANVS PIVS FELIX AVG. — драпированный бюст Гордиана III, в эгиде, в лавровом венке, влево; на правой руке он держит Викторию, в левой руке — дубину.
РЕВЕРС: MVNIFICENTIA GORDIANI AVG. — бык, борющийся со слоном внутри Колизея, показанного сверху; по сторонам колосс Нерона и фонтан Meta Sudans, и храм Венеры и Ромы, или Ludus Magnus.
5. Асс, медь
Александр Север
Рим, 223 г.
АВЕРС: IMP. CAES. M. AVR. SEV. ALEXANDER AVG. — драпированный бюст Александра Севера, в доспехах и в лавровом венке, с эгидой на левом плече, вправо.
РЕВЕРС: PONTIF. MAX. TR. P. II COS. P. P. — Колизей, изображенный круглым с фронта; видна его внутренняя часть и задняя стена; внешняя стена имеет четыре яруса: первый с пятью арками, второй и третий — с шестью, содержащими фигуры, четвертый неразборчиво; слева Александр Север, стоящий анфас, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке, алтарь невидим, позади него — солдат с вертикально стоящим копьем в правой руке; над императором обелиск со стоящей фигурой; слева — фонтан Meta Sudans; справа — храм.
6. Сестерций, медь
Тит
Рим, 80—81 гг.
АВЕРС: IMP. T. CAES. VESP. AVG. P. M. TR. P. P. P. COS. VIII — Тит в тоге, с обнаженной головой, сидит влево на курульном кресле, держит ветвь в протянутой правой руке и свиток (?) в левой; слева овальный щит и шлем, возле кресла, доспехи (?) и шлем, справа два овальных щита и два копья.
В поле, слева и справа: S. C.
РЕВЕРС: Вид Колизея, представляющий переднюю часть внешней стороны и заднюю часть внутренней стороны; у передней части есть основание и четыре яруса: первый с пятью пустыми арками, второй с шестью, все арки с фигурами (три центральные являются соединяющими и содержат квадриги и стоящие фигуры), третий уровень с семью арками, содержащими фигуры, четвертый с семью прямоугольными отсеками, содержащими земные шары, квадраты и т. д.; задняя часть представляет верхний ряд с десятью ложами со зрителями, второй полукруглый ряд, заполненный зрителями, и ниже партер, заполненный зрителями, с аркой в центре и проходами слева и справа от нее; слева от Колизея обелиск на базе («Meta sudans»), справа портикообразное строение в два яруса. Без легенды.
7. Аурей, золото
Александр Север
Рим, 223 г.
АВЕРС: IMP. C. M. AVR. SEV. ALEXAND. AVG. — драпированный бюст Александра Севера, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. II COS. P. P. — вид Колизея (амфитеатра Флавиев); у здания четыре яруса, первые три — аркады, все со статуями, верхний — из сплошной каменной кладки с окнами и подпорками для деревянных мачт, которые держали большой навес, защищавший зрителей от палящего солнца Рима; слева храм со статуей внутри; справа часть колонны и фронтона здания (возможно, храм Юпитера Победителя).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА