Словарь античности

АМФИТЕАТР, архи­тек­тур­ная фор­ма рим­ско­го теат­ра; сту­пен­ча­тые ряды зри­тель­ских мест (теат­ров) рас­по­ла­га­лись не как в клас­си­че­ском антич­ном теат­ре полу­кру­гом или под­ко­во­об­раз­но, а эллип­сом вокруг зани­мав­шей цен­траль­ное место сце­ны или аре­ны. Пер­во­на­чаль­но амфи­те­атр воз­ник в Кам­па­нии, соору­жал­ся из дере­ва, из кам­ня и слу­жил в основ­ном для про­веде­ния гла­ди­а­тор­ских боев, нав­ма­хий (мор­ских сра­же­ний) и зве­ри­ной трав­ли. Самым боль­шим по раз­ме­ру амфи­те­ат­ром явля­ет­ся Коли­зей в Риме. В насто­я­щее вре­мя амфи­те­ат­ром назы­ва­ют места в теат­ре, рас­по­ло­жен­ные сту­пен­ча­тым полу­кру­гом или ова­лом.

См. также:
АМФИТЕАТР (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • КИНОСАРГ • Храм Юпитера Долихена •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Амфитеатр Флавиев (Колизей).

Рим, Амфитеатр Флавиев (Колизей).
2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Палатин. Деталь макета Рима.
Макет Рима в эпоху Константина I (IV в.) Итало Джисмонди и Пьерино Ди Карло, 1933—1937.
Рим, Музей Римской культуры.
3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Амфитеатр Флавиев (Колизей). Реконструкция Бруно Брицци.

Рим, Амфитеатр Флавиев (Колизей).
4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Вид амфитеатра Флавиев, прозванного Колизеем.
Гравюра Джованни Баттиста Пиранези (1720—1778) из «Римских древностей». 1756 г.
Рим, Амфитеатр Флавиев (Колизей).
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Панорама Римского форума и прилегающих районов.

Рим, Римский Форум.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Падение Икара.
Фреска III стиля из Помпей.
50—75 гг.
Лондон, Британский музей.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Амфитеатр Флавиев (Колизей).
Вид со стороны храма Венеры и Ромы.
Рим, Амфитеатр Флавиев (Колизей).
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Амфитеатр Флавиев (Колизей).
Внутренняя часть Колизея перед раскопками в 1885 г.
Рим, Амфитеатр Флавиев (Колизей).
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Амфитеатр Флавиев (Колизей).
Внутренняя часть Колизея после раскопок.
Рим, Амфитеатр Флавиев (Колизей).
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Амфитеатр Флавиев (Колизей).
Джованни Антонио Каналетто (1697—1768).
Рим, Амфитеатр Флавиев (Колизей).
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, медь
Тит
Рим, 80—81 гг.
АВЕРС: IMP. T. CAES. VESP. AVG. P. M. TR. P. P. P. COS. VIII — Тит в тоге, с обнаженной головой, сидит влево на курульном кресле, держит ветвь в протянутой правой руке и свиток (?) в левой; слева овальный щит и шлем, возле кресла, доспехи (?) и шлем, справа два овальных щита и два копья.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
РЕВЕРС: Вид Колизея, представляющий переднюю часть внешней стороны и заднюю часть внутренней стороны; у передней части есть основание и четыре яруса: первый с пятью пустыми арками, второй с шестью, все арки с фигурами (три центральные являются соединяющими и содержат квадриги и стоящие фигуры), третий уровень с семью арками, содержащими фигуры, четвертый с семью прямоугольными отсеками, содержащими земные шары, квадраты и т. д.; задняя часть представляет верхний ряд с десятью ложами со зрителями, второй полукруглый ряд, заполненный зрителями, и ниже партер, заполненный зрителями, с аркой в центре и проходами слева и справа от нее; слева от Колизея обелиск на базе («Meta sudans»), справа портикообразное строение в два яруса. Без легенды.
2. Сестерций, медь
Тит
Рим, 80—81 гг.
АВЕРС: IMP. T. CAES. VESP. AVG. P. M. TR. P. P. P. COS. VIII — Тит в тоге, с обнаженной головой, сидит влево на курульном кресле, держит ветвь в протянутой правой руке и свиток (?) в левой; слева овальный щит и шлем, возле кресла, доспехи (?) и шлем, справа два овальных щита и два копья.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
РЕВЕРС: Вид Колизея, представляющий переднюю часть снаружи и заднюю часть изнутри; у передней части есть основание и четыре яруса: первый с пятью пустыми арками, второй — с шестью арками, содержащими фигуры (три центральные соединены между собой и содержат квадриги и обращенные лицом друг к другу фигуры), третий уровень — с семью арками, содержащими фигуры, четвертый — с семью прямоугольными отсеками, содержащими земные шары, квадраты и т. д.; задняя часть представляет собой верхний ряд с десятью ложами со зрителями, второй полукруглый ряд, заполненный зрителями, и ниже партер, заполненный зрителями, с аркой в центре и проходами слева и справа от нее; справа от Колизея обелиск на базе («Meta sudans»), слева портикообразное строение в два яруса. Без легенды.
3. Сестерций, медь
Тит
Рим, 80—81 гг.
АВЕРС: IMP. T. CAES. VESP. AVG. P. M. TR. P. P. P. COS. VIII — Тит в тоге, с обнаженной головой, сидит влево на курульном кресле, держит ветвь в протянутой правой руке и свиток (?) в левой; слева овальный щит и шлем, возле кресла, доспехи (?) и шлем, справа два овальных щита и два копья.
РЕВЕРС: Вид Колизея, представляющий переднюю часть внешней стороны и заднюю часть внутренней стороны; у передней части есть основание и четыре уровня: первый с пятью пустыми арками, второй с шестью, все арки с фигурами (три центральные являются соединяющими и содержат квадриги и стоящие фигуры), третий уровень с семью арками, содержащими фигуры, четвертый с семью прямоугольными отсеками, содержащими земные шары, квадраты и т. д.; задняя часть представляет верхний ряд с десятью ложами со зрителями, второй полукруглый ряд, заполненный зрителями, и ниже партер, заполненный зрителями, с аркой в центре и проходами слева и справа от нее.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
4. Медальон, медь
Гордиан III
Рим, 243 г.
АВЕРС: IMP. GORDIANVS PIVS FELIX AVG. — драпированный бюст Гордиана III, в эгиде, в лавровом венке, влево; на правой руке он держит Викторию, в левой руке — дубину.
РЕВЕРС: MVNIFICENTIA GORDIANI AVG. — бык, борющийся со слоном внутри Колизея, показанного сверху; по сторонам колосс Нерона и фонтан Meta Sudans, и храм Венеры и Ромы, или Ludus Magnus.
5. Асс, медь
Север Александр
Рим, 223 г.
АВЕРС: IMP. CAES. M. AVR. SEV. ALEXANDER AVG. — драпированный бюст Александра Севера, в доспехах и в лавровом венке, с эгидой на левом плече, вправо.
РЕВЕРС: PONTIF. MAX. TR. P. II COS. P. P. — Колизей, изображенный круглым с фронта; видна его внутренняя часть и задняя стена; внешняя стена имеет четыре яруса: первый с пятью арками, второй и третий — с шестью, содержащими фигуры, четвертый неразборчиво; слева Александр Север, стоящий анфас, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке, алтарь невидим, позади него — солдат с вертикально стоящим копьем в правой руке; над императором обелиск со стоящей фигурой; слева — фонтан Meta Sudans; справа — храм.
6. Аурей, золото
Север Александр
Рим, 223 г.
АВЕРС: IMP. C. M. AVR. SEV. ALEXAND. AVG. — драпированный бюст Александра Севера, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. II COS. P. P. — вид Колизея (амфитеатра Флавиев); у здания четыре яруса, первые три — аркады, все со статуями, верхний — из сплошной каменной кладки с окнами и подпорками для деревянных мачт, которые держали большой навес, защищавший зрителей от палящего солнца Рима; слева храм со статуей внутри; справа часть колонны и фронтона здания (возможно, храм Юпитера Победителя).
7. Сестерций, медь
Тит
Рим, 80—81 гг.
АВЕРС: IMP. T. CAES. VESP. AVG. P. M. TR. P. P. P. COS. VIII — Тит в тоге, с обнаженной головой, сидит влево на курульном кресле, держит ветвь в протянутой правой руке и свиток (?) в левой; слева овальный щит и шлем, возле кресла, доспехи (?) и шлем, справа два овальных щита и два копья.
В поле, слева и справа: S. C.
РЕВЕРС: Вид Колизея, представляющий переднюю часть внешней стороны и заднюю часть внутренней стороны; у передней части есть основание и четыре яруса: первый с пятью пустыми арками, второй с шестью, все арки с фигурами (три центральные являются соединяющими и содержат квадриги и стоящие фигуры), третий уровень с семью арками, содержащими фигуры, четвертый с семью прямоугольными отсеками, содержащими земные шары, квадраты и т. д.; задняя часть представляет верхний ряд с десятью ложами со зрителями, второй полукруглый ряд, заполненный зрителями, и ниже партер, заполненный зрителями, с аркой в центре и проходами слева и справа от нее; слева от Колизея обелиск на базе («Meta sudans»), справа портикообразное строение в два яруса. Без легенды.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА