Словарь античности

АНТОНИН ПИЙ (19.09.86 — 7.03.161), рим­ский импе­ра­тор с 19.07.138, выхо­дец из галль­ско­го сена­тор­ско­го рода круп­ных земле­вла­дель­цев из Немау­за (совр. Ним); в 120 был избран кон­су­лом, являл­ся про­кон­су­лом Азии и был усы­нов­лен Адри­а­ном 25.02.138 в каче­стве пре­ем­ни­ка. После смер­ти Адри­а­на Анто­нин Пий добил­ся при­чис­ле­ния его к богам и постро­ил мав­зо­лей. По этой при­чине сенат, кото­ро­му он бла­го­во­лил, нарек его Пием (т. е. «бла­го­че­сти­вый», «испол­ня­ю­щий долг в отно­ше­нии богов и род­ных»). В пери­од прав­ле­ния Анто­ни­на Пия Рим­ская импе­рия сохра­ня­ла свои вла­де­ния и упро­чи­ла гра­ни­цы. По его ука­зу в Шот­лан­дии был воз­веден обо­ро­ни­тель­ный вал от зали­ва Ферт-оф-Клайд до зали­ва Ферт-оф-Форт, назван­ный его име­нем, а так­же про­дви­ну­ты и укреп­ле­ны государ­ст­вен­ные гра­ни­цы в Гер­ма­нии и Реции. Одна­ко вспых­нув­шие в про­вин­ци­ях Бри­та­ния, Мавре­та­ния, Еги­пет и Иудея вос­ста­ния про­тив рим­ско­го вла­ды­че­ства, пред­ве­ща­ли ско­рый конец ста­биль­но­сти. Анто­нин Пий усы­но­вил Мар­ка Авре­лия, женил его на доче­ри Фау­стине, про­воз­гла­сил импе­ра­то­ром и осно­вал про­су­ще­ст­во­вав­шую до кон­чи­ны Ком­мо­да в 192 дина­стию Анто­ни­нов. Дея­тель­ность Анто­ни­на Пия как миро­лю­би­во­го, т. е. не вед­ше­го войн, импе­ра­то­ра оце­ни­ва­лась высо­ко. Вплоть до 4 в. он слыл в сенат­ской исто­рио­гра­фии образ­цо­вым пра­ви­те­лем. Его био­гра­фия в «Исто­рии Авгу­стов» («His­to­ria Augus­ta»); порт­рет и ста­туя — в дрезден­ском музее Аль­бер­ти­нум.

См. также:
АНТОНИН ПИЙ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭХЕТ, ЕХЕТ • ДЕЙОК, ДЕИОК • ДАМАСИФИМ, ДАМАЗИФИМ • ДЕЦЕНЦИЙ, ДЕЦЕНТИЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Антонин Пий и Фаустина на крыльях Гения смерти. Фрагмент рельефа на лицевой стороне постамента колонны Антонина Пия.
Белый италийский мрамор.
161 г.
Рим, Ватиканские музеи, Двор доспехов.
2. АРХИТЕКТУРА. Северная Африка.
Вид на Форум.

Суфетула (совр. Сбейтла в Тунисе).
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Коринфская капитель колонны храма Антонина и Фаустины. Реконструкция.
Художник: Ж.-Ф. Менаже (1783—1864).
Акварель. 1809 г.
Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Антонина Пия.
Мрамор. 140—150-е гг.
Дрезден, Альбертинум.
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Антонина и Фаустины.
141 г. н. э.
Рим, Римский Форум.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Антонина и Фаустины.
141 г. н. э.
Рим, Римский Форум.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Антонина и Фаустины.
Вид со Священной дороги.
141 г. н. э.
Рим, Римский Форум.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Антонина и Фаустины.
141 г. н. э.
Рим, Римский Форум.
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Храм Антонина и Фаустины на Римском форуме.
Художники: А. Р. Л. Дюкро (1748—1810) и Дж. Вольпато.
Акварель.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Антонина и Фаустины. Реконструкция.

Рим, Римский Форум.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, медь
Антонин Пий
Рим, 145—161 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. COS. IIII — голова Антонина Пия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Секуритас (Безопасность), в драпировке, сидит влево на троне, держит короткий скипетр в правой руке и облокачивается на спинку трона левой рукой, подпирая ею голову; на перекладине под троном цветок.
В поле, слева и справа: S. C.
2. Сестерций, медь
Антонин Пий
Рим, 145—161 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. COS. IIII — голова Антонина Пия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Секуритас (Безопасность), в драпировке, сидит влево на троне, держит короткий скипетр в правой руке и облокачивается на спинку трона левой рукой, подпирая ею голову.
В поле, слева и справа: S. C.
3. Сестерций, медь
Антонин Пий
Рим, 153—154 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XVII — голова Антонина Пия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: INDVLGENTIA AVG. COS. IIII — Индульгенция, в драпировке, сидит влево на высоком сиденье, протягивает правую руку и держит скипетр.
В обрезе: S. C.
4. Сестерций, медь
Антонин Пий
Рим, 154—156 гг.
АВЕРС: FAVSTINA AVG. ANTONINI AVG. PII FIL. — бюст Фаустины II, драпированный, вправо; волосы искусно уложены горизонтальными волнами, большими локонами спускаются спереди; вокруг головы — лента с жемчугом, на затылке волосы уложены кольцами в шиньон с жемчугом.
РЕВЕРС: VENVS — Венера, в драпировке, стоит влево, держит яблоко в правой руке и скипетр, почти вертикально — в левой.
5. Квинарий, золото
Антонин Пий
Рим, 152—153 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XVI — бюст Антонина Пия, с обнаженной головой, в доспехах и в драпировке, вправо.
РЕВЕРС: COS. IIII — крылатая Виктория, в драпировке, идет влево, держит венок в вытянутой правой руке и пальмовую ветвь на плече — в левой.
6. Денарий, серебро
Антонин Пий
Рим, 153—154 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XVII — бюст Антонина Пия, в лавровом венке, с драпировкой на левом плече, вправо.
РЕВЕРС: COS. IIII — Веста, с покрытой головой, в драпировке, стоит влево, держит симпулум в правой руке и палладий на плече — в левой.
7. Сестерций, медь
Антонин Пий
Рим, 140—144 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. COS. III — голова Антонина Пия, в лучистом венце, вправо.
РЕВЕРС: ROMAE AETERNAE — фронтальный вид храма с десятью колоннами на подиуме из четырех ступеней; неопределенные фигуры на фронтоне и крыше.
В обрезе: S. C.
8. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 147—161 гг.
АВЕРС: DIVA FAVSTINA — драпированный бюст Фаустины Старшей вправо; волосы тщательно завиты и заплетены в косички, которые уложены поперек головы и свернуты кольцом на макушке.
РЕВЕРС: AETERNITAS — Фортуна (Судьба), с покрытой головой, в драпировке, стоит влево, держит патеру в вытянутой правой руке и корабельный руль на земном шаре — вертикально, в левой.
9. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 151—152 гг.
АВЕРС: IMP. CAES. T. AEL. HADR. ANTONINVS AVG. PIVS P. P. — обнаженная голова Антонина Пия вправо.
РЕВЕРС: TR. POT. XV COS. IIII — Антонин Пий, в тоге, стоит влево, держит земной шар на вытянутой правой руке и свиток — в левой руке.
10. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 152—153 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XVI — голова Антонина Пия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: COS. IIII — Антонин Пий стоит влево, в правой руке земной шар, левая рука опущена, в ней свиток.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА