Словарь античности

АНТОНИН ПИЙ (19.09.86 — 7.03.161), рим­ский импе­ра­тор с 19.07.138, выхо­дец из галль­ско­го сена­тор­ско­го рода круп­ных земле­вла­дель­цев из Немау­за (совр. Ним); в 120 был избран кон­су­лом, являл­ся про­кон­су­лом Азии и был усы­нов­лен Адри­а­ном 25.02.138 в каче­стве пре­ем­ни­ка. После смер­ти Адри­а­на Анто­нин Пий добил­ся при­чис­ле­ния его к богам и постро­ил мав­зо­лей. По этой при­чине сенат, кото­ро­му он бла­го­во­лил, нарек его Пием (т. е. «бла­го­че­сти­вый», «испол­ня­ю­щий долг в отно­ше­нии богов и род­ных»). В пери­од прав­ле­ния Анто­ни­на Пия Рим­ская импе­рия сохра­ня­ла свои вла­де­ния и упро­чи­ла гра­ни­цы. По его ука­зу в Шот­лан­дии был воз­веден обо­ро­ни­тель­ный вал от зали­ва Ферт-оф-Клайд до зали­ва Ферт-оф-Форт, назван­ный его име­нем, а так­же про­дви­ну­ты и укреп­ле­ны государ­ст­вен­ные гра­ни­цы в Гер­ма­нии и Реции. Одна­ко вспых­нув­шие в про­вин­ци­ях Бри­та­ния, Мавре­та­ния, Еги­пет и Иудея вос­ста­ния про­тив рим­ско­го вла­ды­че­ства, пред­ве­ща­ли ско­рый конец ста­биль­но­сти. Анто­нин Пий усы­но­вил Мар­ка Авре­лия, женил его на доче­ри Фау­стине, про­воз­гла­сил импе­ра­то­ром и осно­вал про­су­ще­ст­во­вав­шую до кон­чи­ны Ком­мо­да в 192 дина­стию Анто­ни­нов. Дея­тель­ность Анто­ни­на Пия как миро­лю­би­во­го, т. е. не вед­ше­го войн, импе­ра­то­ра оце­ни­ва­лась высо­ко. Вплоть до 4 в. он слыл в сенат­ской исто­рио­гра­фии образ­цо­вым пра­ви­те­лем. Его био­гра­фия в «Исто­рии Авгу­стов» («His­to­ria Augus­ta»); порт­рет и ста­туя — в дрезден­ском музее Аль­бер­ти­нум.

См. также:
АНТОНИН ПИЙ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭХЕТ, ЕХЕТ • ДЕЙОК, ДЕИОК • ДАМАСИФИМ, ДАМАЗИФИМ • ДЕЦЕНЦИЙ, ДЕЦЕНТИЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 66 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надпись на оборотной стороне цоколя колонны Антонина Пия.
Белый италийский мрамор.
161 г.
Бронзовые буквы современные.
CIL VI 1004.
Рим, Ватиканские музеи, Двор доспехов.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Антонина Пия.
Мрамор. Ок. 138—150 гг.
Сидар-Рапидс (США, Айова), Музей искусства, коллекция Райли.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Антонина Пия.
Мрамор. Ок. 138—150 гг.
Сидар-Рапидс (США, Айова), Музей искусства, коллекция Райли.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Антонина Пия.
Мрамор. Ок. 138—150 гг.
Сидар-Рапидс (США, Айова), Музей искусства, коллекция Райли.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Антонина Пия.
Мрамор. Ок. 138—150 гг.
Сидар-Рапидс (США, Айова), Музей искусства, коллекция Райли.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Антонина Пия.
Мрамор. Ок. 138—150 гг.
Сидар-Рапидс (США, Айова), Музей искусства, коллекция Райли.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова императора Антонина Пия.
Мрамор. Ок. 138—140 гг.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
8. АРХИТЕКТУРА. Северная Африка.
Арка Антонина Пия. Вид с Форума.
139 г.
Суфетула (совр. Сбейтла в Тунисе).
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Антонина Пия.
Мрамор. Ок. 138—150 гг.
Сидар-Рапидс (США, Айова), Музей искусства, коллекция Райли.
10. АРХИТЕКТУРА. Северная Африка.
Арка Антонина Пия. Карниз и аттик с посвятительной надписью.
139 г.
Суфетула (совр. Сбейтла в Тунисе).
МОНЕТЫ (Всего найдено: 91 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Квинарий, золото
Антонин Пий
Рим, 152—153 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XVI — бюст Антонина Пия, с обнаженной головой, в доспехах и в драпировке, вправо.
РЕВЕРС: COS. IIII — крылатая Виктория, в драпировке, идет влево, держит венок в вытянутой правой руке и пальмовую ветвь на плече — в левой.
2. Денарий, серебро
Антонин Пий
Рим, 153—154 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XVII — бюст Антонина Пия, в лавровом венке, с драпировкой на левом плече, вправо.
РЕВЕРС: COS. IIII — Веста, с покрытой головой, в драпировке, стоит влево, держит симпулум в правой руке и палладий на плече — в левой.
3. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 152—153 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XVI — голова Антонина Пия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: COS. IIII — Антонин Пий стоит влево, в правой руке земной шар, левая рука опущена, в ней свиток.
4. Сестерций, медь
Антонин Пий
Рим, 140—144 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. COS. III — голова Антонина Пия, в лучевой короне, вправо.
РЕВЕРС: ROMAE AETERNAE — фронтальный вид храма с десятью колоннами на подиуме из четырех ступеней; неопределенные фигуры на фронтоне и крыше.
В обрезе: S. C.
5. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 147—161 гг.
АВЕРС: DIVA FAVSTINA — драпированный бюст Фаустины Старшей вправо; волосы тщательно завиты и заплетены в косички, которые уложены поперек головы и свернуты кольцом на макушке.
РЕВЕРС: AETERNITAS — Фортуна (Судьба), с покрытой головой, в драпировке, стоит влево, держит патеру в вытянутой правой руке и корабельный руль на земном шаре — вертикально, в левой.
6. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 151—152 гг.
АВЕРС: IMP. CAES. T. AEL. HADR. ANTONINVS AVG. PIVS P. P. — обнаженная голова Антонина Пия вправо.
РЕВЕРС: TR. POT. XV COS. IIII — Антонин Пий, в тоге, стоит влево, держит земной шар на вытянутой правой руке и свиток — в левой руке.
7. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 155—156 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. IMP. II — голова Антонина Пия, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: TR. POT. XIX COS. IIII — крылатая Виктория, в драпировке, идет влево, держит венок в протянутой правой руке и пальмовую ветвь на плече — в левой.
8. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 150—151 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XIIII — голова Антонина Пия, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: LAETITIA — Церера, в драпировке, стоит вправо, держит два зерновых колоса в опущенной правой руке; сбоку от нее — Прозерпина, в драпировке, стоит во фронт, голова влево, держит гранат в левой руке.
В обрезе: COS. IIII
9. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 141—161 гг.
АВЕРС: DIVA FAVSTINA — драпированный бюст Фаустины Старшей вправо; волосы тщательно завиты и заплетены в косички, которые уложены поперек головы и свернуты кольцом на макушке.
РЕВЕРС: AVGVSTA — Церера, с покрытой головой, в драпировке, стоит влево, держит горящий факел в правой руке и короткий скипетр — вертикально, в левой.
10. Сестерций, медь
Антонин Пий
Рим, 140—144 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. COS. III — голова Антонина Пия, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: SALVS AVG. — Салюс (Здоровье), в драпировке, стоит влево, кормит из патеры в правой руке змею, обвившуюся вокруг алтаря слева и держит вертикально скипетр в левой руке.
В поле, слева и справа: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА