Словарь античности

БЛАГОВОНИЯ, паху­чее веще­ство для ума­ще­ния или нати­ра­ния тела, баль­за­ми­ро­ва­ния тру­пов, для вос­ку­ре­ния (ладан) и т. д. Бла­го­во­ния добы­ва­лись из рас­ти­тель­но­го (лилия, роза, лаван­да) или живот­но­го сырья, заме­ши­ва­лись на мас­ле (мин­даль­ном, олив­ко­вом, оре­хо­вом) или мазях, закреп­ля­лись или снаб­жа­лись при­ме­ся­ми. Емко­стя­ми для них с ран­не­го вре­ме­ни слу­жи­ли сосуды для мазей (ари­балл) из обо­жжен­ной кера­ми­ки, але­баст­ра, метал­ла или стек­ла. Изоби­лие бла­го­во­ний в Гре­ции, осо­бен­но в элли­ни­сти­че­ский пери­од, объ­яс­ня­ет­ся тес­ны­ми свя­зя­ми с Пере­д­ним и Сред­ним Восто­ком. Осо­бен­но мно­го бла­го­во­ний употреб­ля­лось в эпо­ху Рим­ской импе­рии, когда пред­ло­же­ние и спрос на них в выс­ших сфе­рах обще­ства осо­бен­но воз­рос­ли.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: БОЧКА • БАЛЬЗАМ • БОРОДА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Женщина, воскуряющая жертвенный фимиам. Алтарь Афродиты, т. н. «Трон Людовизи».
Мрамор. 1-я треть V в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Архитектурная композиция с поэтом в экседре.
Фреска II стиля из Помпей (VI, 17, 41).
40—30 гг. до н. э.
Помпеи, Дом Библиотеки (VI, 17, 41).
3. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Афродита и Гермес.
Табличка из Локри (Калабрия).
Терракота.
Ок. 475—450 гг. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Вотивный памятник (т. н. «алтарь из Анджеры»).
Мрамор из Орнавассо-Кандолья. Эпоха Клавдия (41—54 гг. н. э.).
Милан, Городской археологический музей.
5. ГЛИПТИКА. Рим.
Камея Медичи. Император приносит жертву Надежде.
Сардоникс, позолота.
I—II вв. н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей, Коридор Марии Магдалины деи Медичи.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА