Словарь античности

БОРОДА, есте­ствен­ное укра­ше­ние лица и отли­чи­тель­ный знак муж­чи­ны. Боро­да, бакен­бар­ды или усы обыч­ны у ближ­не­во­сточ­ных наро­дов, а так­же у гре­ков, начи­ная с микен­ско­го пери­о­да до 4 в. до н. э. Со вре­мен Алек­сандра Македон­ско­го (336—323 до н. э.) боро­ды, как пра­ви­ло, не носи­ли (исклю­че­ние состав­ля­ли древ­ние фило­со­фы, кото­рые ста­ра­лись под­черк­нуть свое отли­чие друг от дру­га раз­лич­ны­ми фор­ма­ми соб­ст­вен­ных бород). Этот обы­чай нашел свое рас­про­стра­не­ние и в Риме начи­ная с 3 в. до н. э. Ноше­ние боро­ды вновь вошло в моду при импе­ра­то­ре Адри­ане (117—138) и дли­лось с неболь­ши­ми пере­ры­ва­ми при Кара­кал­ле и Гелио­га­ба­ле вплоть до вре­мен Кон­стан­ти­на (4 в. н. э.), при кото­ром вновь вошло в обы­чай брить боро­ды.

См. также:
БОРОДА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: БОЧКА • БАЛЬЗАМ • БЛАГОВОНИЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Каракаллы.
Мрамор.
Ок. 215 г.
Берлин, Государственные музеи.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Септимия Севера.
Золото. Кон. I — нач. II в. н. э.
Комотини, Археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Бронзовая статуя Зевса или Посейдона.
Бронза.
Ок. 460 г. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Сцена борьбы с фигурой авгура слева и фигурой в маске (phersu) справа.
Ок. 520 г. до н. э.
Тарквиния, Гробница Авгуров.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Борцы. Деталь.
VI в. до н. э.
Тарквиния, Гробница Авгуров.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Эзоп.
Лунский мрамор. I в. н. э.
Рим, Музей и галерея виллы Боргезе.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Философ-стоик Клеанф (333—231 гг. до н. э.)?
Мрамор. Римская копия ок. 100 г. н. э. с греческого оригинала III в. до н. э.
Высота 26 см.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Отдыхающий Геракл (тип Фарнезе — Питти).
Мрамор.
Римская работа конца II — начала III в. н. э. с бронзового образца работы Лисиппа 2-й половины IV в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Суд Париса (фрагмент рельефа).
Мрамор.
Эпоха Адриана.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
10. КЕРАМИКА. Греция.
Сцены из жизни греческой школы.
Краснофигурная чаша. Аттика.
Мастер Дурис.
Глина.
Ок. 500—450 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Старый музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Адриан
Рим, 125—128 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVGVSTVS — бюст Адриана, в лавровом венке, с небольшой драпировкой на левом плече, вправо.
РЕВЕРС: COS. III — Адриан, в военной одежде, верхом на коне вправо, подняв правую руку в приветствии.
2. Аурей, золото
Адриан
Рим, 134—138 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVGVSTVS P. P. — драпированный бюст Адриана, в доспехах и в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: COS. III — Адриан, с обнаженной головой, в военной одежде, верхом на коне вправо, подняв правую руку в приветствии.
3. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — драпированный бюст Каракаллы в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Серапис, в длинной одежде и с калафом на голове, стоит фронтально, повернув голову влево, в левой руке держит скипетр, правая поднята в приветствии.
4. Аурей, золото
Квинтилл
Медиолан, 270 г.
АВЕРС: IMP. C. M. AVR. QVINTILLVS AVG. — драпированный бюст Квинтилла в лавровом венке и в доспехах, обращенный вправо.
РЕВЕРС: MARTI PAC. — Марс стоит, повернувшись влево, держа оливковую ветвь и копье наперевес.
В обрезе: P.
5. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — драпированный бюст Каракаллы в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Каракалла, в лавровом венке, на коне верхом вправо, в левой руке скипетр, правая поднята в приветствии.
6. AE, медь
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — Тихе, одетая в гиматий, в стефане, с калафом на голове, стоит фронтально, повернув голову влево, в правой руке держит корабельный руль, стоящий на земле, в левой держит рог изобилия, через левую руку переброшен край одежды.
В левом поле: Ε.
7. AE, медь
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — Тихе, одетая в гиматий, в стефане, с калафом на голове, стоит фронтально, повернув голову вправо, опирается правой рукой на корабельный руль, стоящий на шаре, в левой держит рог изобилия, через левую руку переброшен край одежды.
В левом поле: Ε.
8. Сестерций, медь
Пертинакс
Рим, 193 г.
АВЕРС: IMP. CAES. P. HELV. PERTINAX AVG. — голова Пертинакса в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: OPI DIVIN. TR. P. COS. II — Опс (Изобилие), в драпировке, сидит влево на троне, держит два зерновых колоса в правой руке, левая рука лежит на сиденье трона.
В поле, слева и справа: S. C.
9. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Афина, в шлеме с гребнем, сидит влево; справа от нее стоит щит, на котором сидит небольшая сова; в протянутой правой руке Афина держит патеру, из которой кормит змея Эрихтония, обвившегося вокруг оливкового дерева перед ней.
10. Сестерций, медь
Антонин Пий
Рим, 145—161 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. COS. IIII — голова Антонина Пия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Секуритас (Безопасность), в драпировке, сидит влево на троне, держит короткий скипетр в правой руке и облокачивается на спинку трона левой рукой, подпирая ею голову; на перекладине под троном цветок.
В поле, слева и справа: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА