Словарь античности

БОРОДА, есте­ствен­ное укра­ше­ние лица и отли­чи­тель­ный знак муж­чи­ны. Боро­да, бакен­бар­ды или усы обыч­ны у ближ­не­во­сточ­ных наро­дов, а так­же у гре­ков, начи­ная с микен­ско­го пери­о­да до 4 в. до н. э. Со вре­мен Алек­сандра Македон­ско­го (336—323 до н. э.) боро­ды, как пра­ви­ло, не носи­ли (исклю­че­ние состав­ля­ли древ­ние фило­со­фы, кото­рые ста­ра­лись под­черк­нуть свое отли­чие друг от дру­га раз­лич­ны­ми фор­ма­ми соб­ст­вен­ных бород). Этот обы­чай нашел свое рас­про­стра­не­ние и в Риме начи­ная с 3 в. до н. э. Ноше­ние боро­ды вновь вошло в моду при импе­ра­то­ре Адри­ане (117—138) и дли­лось с неболь­ши­ми пере­ры­ва­ми при Кара­кал­ле и Гелио­га­ба­ле вплоть до вре­мен Кон­стан­ти­на (4 в. н. э.), при кото­ром вновь вошло в обы­чай брить боро­ды.

См. также:
БОРОДА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: БОЧКА • БАЛЬЗАМ • БЛАГОВОНИЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Тиберий Клавдий Помпеян.
Мрамор.
Римская работа. 170—180 гг. н. э.
Венеция, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Коммода в образе Геркулеса.
Мрамор.
Ок. 190-х гг.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Залы Ламиевых садов.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Скульптурная группа «Тираноубийцы» (Гармодий и Аристогитон).
Мрамор.
Римская работа II в. н. э. по образцу Крития и Несиота 477—476 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл и Аякс, играющие в настольную игру.
(Слева — Ахилл, справа — Аякс.)
Амфора чернофигурная (тип A). Аттика.
Мастер Экзекий (гончар и художник).
Глина. Ок. 530—520 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
5. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Сатирическая сцена: любовные похождения Зевса под окном Алкмены при содействии Гермеса.
Краснофигурный кратер-колокол (сторона A). Пестум.
350—340 гг. до н. э.
Приписывается вазописцу Астею.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Дионис и Ариадна.
Фреска раннего IV стиля из Помпей (Дом Золотого Браслета, VI 17, 42).
Помпеи, Археологический парк Помпей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Каракаллы.
Мрамор.
Ок. 215 г.
Берлин, Государственные музеи.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Пертинакс.
Мрамор. II в.
Рим, Капитолийские музеи.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова т. н. Псевдо-Сенеки (Гесиод?).
Лунский мрамор. II в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Оратор Гиперид.
Мрамор.
Римская копия I в. н. э. с греческого оригинала III в. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Марк Юний Брут (Квинт Цепион Брут)
Передвижной монетный двор Брута на западе Малой Азии или севере Греции, 42 г. до н.э.
АВЕРС: BRVTVS IMP. L. PLAET. CEST. (Brutus imperator. Lucius Plaetorius Cestianus) — непокрытая голова Брута, обращенная вправо, с небольшой бородой.
РЕВЕРС: EID. MAR. (Eidibus Martis) — шапка Свободы (pileus) между двумя кинжалами, направленными остриями вниз.
2. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — драпированный бюст Каракаллы в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Серапис, в длинной одежде и с калафом на голове, стоит фронтально, повернув голову влево, в левой руке держит скипетр, правая поднята в приветствии.
3. Аурей, золото
Адриан
Рим, 134—138 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVGVSTVS P. P. — драпированный бюст Адриана, в доспехах и в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: COS. III — Адриан, с обнаженной головой, в военной одежде, верхом на коне вправо, подняв правую руку в приветствии.
4. AE, медь
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — Тихе, одетая в гиматий, в стефане, с калафом на голове, стоит фронтально, повернув голову вправо, опирается правой рукой на корабельный руль, стоящий на шаре, в левой держит рог изобилия, через левую руку переброшен край одежды.
В левом поле: Ε.
5. Антониниан, серебро
Пупиен
Рим, 238 г.
АВЕРС: IMP. CAES. PVPIEN. MAXIMVS AVG. — драпированный бюст Пупиена в доспехах и в лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: CARITAS MVTVA AVGG. — две правые руки в рукопожатии.
6. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Афина, в пеплосе и в шлеме с гребнем, стоит фронтально, повернув голову вправо и опираясь правой рукой на перевернутое копье, в левой руке она держит патеру, из которой кормит змея Эрихтония, обвившегося вокруг оливкового дерева справа.
7. AE, медь
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — Тихе, одетая в гиматий, в стефане, с калафом на голове, стоит фронтально, повернув голову влево, в правой руке держит корабельный руль, стоящий на земле, в левой держит рог изобилия, через левую руку переброшен край одежды.
В левом поле: Ε.
8. Денарий, серебро
Адриан
Рим, 128—132 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVGVSVS P. P. — бюст Адриана, в лавровом венке, слегка драпированный, вправо.
РЕВЕРС: COS. III — Виктория, в драпировке, сидит влево на невысоком сиденье, держит венок в поднятой правой руке и пальмовую ветвь в левой.
9. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — драпированный бюст Каракаллы в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Каракалла, в лавровом венке, на коне верхом вправо, в левой руке скипетр, правая поднята в приветствии.
10. AE,
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕ. ΑΝΤΩΝΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — Тихе, одетая в гиматий, в стефане, с калафом на голове, стоит почти фронтально, повернув голову влево, совершает жертвоприношение над горящим алтарем из патеры в правой руке, в левой держит рог изобилия, край одежды переброшен через левую руку.
В правом поле: Ε.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА