Словарь античности

БОРОДА, есте­ствен­ное укра­ше­ние лица и отли­чи­тель­ный знак муж­чи­ны. Боро­да, бакен­бар­ды или усы обыч­ны у ближ­не­во­сточ­ных наро­дов, а так­же у гре­ков, начи­ная с микен­ско­го пери­о­да до 4 в. до н. э. Со вре­мен Алек­сандра Македон­ско­го (336—323 до н. э.) боро­ды, как пра­ви­ло, не носи­ли (исклю­че­ние состав­ля­ли древ­ние фило­со­фы, кото­рые ста­ра­лись под­черк­нуть свое отли­чие друг от дру­га раз­лич­ны­ми фор­ма­ми соб­ст­вен­ных бород). Этот обы­чай нашел свое рас­про­стра­не­ние и в Риме начи­ная с 3 в. до н. э. Ноше­ние боро­ды вновь вошло в моду при импе­ра­то­ре Адри­ане (117—138) и дли­лось с неболь­ши­ми пере­ры­ва­ми при Кара­кал­ле и Гелио­га­ба­ле вплоть до вре­мен Кон­стан­ти­на (4 в. н. э.), при кото­ром вновь вошло в обы­чай брить боро­ды.

См. также:
БОРОДА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: БОЧКА • БАЛЬЗАМ • БЛАГОВОНИЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Посейдон.
Мрамор.
Римская копия с греческого бронзового оригинала Лисиппа IV в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Диогена (?).
Мрамор.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал философов.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Геракла.
Мрамор.
Лондон, Британский музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Марк Аврелий в зрелом возрасте.
Мрамор. II в.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал императоров.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Зевса Отриколийского.
Мрамор.
Римская копия с греческого оригинала IV в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда, 3.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Нерона.
Мрамор.
50-е гг. н. э.
Рим, Палатинский музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Скульптурная группа «Тираноубийцы» (Гармодий и Аристогитон).
Мрамор.
Римская работа II в. н. э. по образцу Крития и Несиота 477—476 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Колоссальная голова Юпитера из Отриколи.
Мрамор.
Римская копия с греческого оригинала IV в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда, 3.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Посейдона.
Мрамор.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, VI. 15.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Борцы. Деталь.
VI в. до н. э.
Тарквиния, Гробница Авгуров.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Адриан
Рим, 125—128 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVGVSTVS — бюст Адриана, в лавровом венке, с небольшой драпировкой на левом плече, вправо.
РЕВЕРС: COS. III — Адриан, в военной одежде, верхом на коне вправо, подняв правую руку в приветствии.
2. Аурей, золото
Адриан
Рим, 134—138 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVGVSTVS P. P. — драпированный бюст Адриана, в доспехах и в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: COS. III — Адриан, с обнаженной головой, в военной одежде, верхом на коне вправо, подняв правую руку в приветствии.
3. Денарий, серебро
Гражданская война 68—69 гг.
Южная Галлия (Немаус?), 68—69 гг.
АВЕРС: I. O. M. CAPITOLINVS — бюст Юпитера Капитолийского с голой грудью и плащом на левом плече, в диадеме и с бородой, обращенный влево; перед ним пальмовая ветвь.
РЕВЕРС: VESTA P. R. QVIRITIVM — Веста сидит на троне влево, в драпировке, с покрытой головой, держит патеру в правой руке и факел в левой.
4. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — драпированный бюст Каракаллы в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Серапис, в длинной одежде и с калафом на голове, стоит фронтально, повернув голову влево, в левой руке держит скипетр, правая поднята в приветствии.
5. Аурей, золото
Квинтилл
Медиолан, 270 г.
АВЕРС: IMP. C. M. AVR. QVINTILLVS AVG. — драпированный бюст Квинтилла в лавровом венке и в доспехах, обращенный вправо.
РЕВЕРС: MARTI PAC. — Марс стоит, повернувшись влево, держа оливковую ветвь и копье наперевес.
В обрезе: P.
6. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — драпированный бюст Каракаллы в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Каракалла, в лавровом венке, на коне верхом вправо, в левой руке скипетр, правая поднята в приветствии.
7. AE, медь
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — Тихе, одетая в гиматий, в стефане, с калафом на голове, стоит фронтально, повернув голову влево, в правой руке держит корабельный руль, стоящий на земле, в левой держит рог изобилия, через левую руку переброшен край одежды.
В левом поле: Ε.
8. Сестерций, медь
Пертинакс
Рим, 193 г.
АВЕРС: IMP. CAES. P. HELV. PERTINAX AVG. — голова Пертинакса в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: OPI DIVIN. TR. P. COS. II — Опс (Изобилие), в драпировке, сидит влево на троне, держит два зерновых колоса в правой руке, левая рука лежит на сиденье трона.
В поле, слева и справа: S. C.
9. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — обнаженный Арес, в шлеме с гребнем, стоит фронтально, повернув голову вправо, держит копье в левой руке, на которую надет щит, правая рука понята к голове.
10. Дидрахма, медь
Бреттии, 208—203 гг. до н.э.
АВЕРС: Обращенная влево голова Ареса в коринфском шлеме с гребнем, украшенном грифоном и звездами.
РЕВЕРС: ΒΡΕΤΤΙΩΝ — Афина движется вправо, держа щит обеими руками, к ее плечу прислонено копье, справа букраний.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА