Словарь античности

БОРОДА, есте­ствен­ное укра­ше­ние лица и отли­чи­тель­ный знак муж­чи­ны. Боро­да, бакен­бар­ды или усы обыч­ны у ближ­не­во­сточ­ных наро­дов, а так­же у гре­ков, начи­ная с микен­ско­го пери­о­да до 4 в. до н. э. Со вре­мен Алек­сандра Македон­ско­го (336—323 до н. э.) боро­ды, как пра­ви­ло, не носи­ли (исклю­че­ние состав­ля­ли древ­ние фило­со­фы, кото­рые ста­ра­лись под­черк­нуть свое отли­чие друг от дру­га раз­лич­ны­ми фор­ма­ми соб­ст­вен­ных бород). Этот обы­чай нашел свое рас­про­стра­не­ние и в Риме начи­ная с 3 в. до н. э. Ноше­ние боро­ды вновь вошло в моду при импе­ра­то­ре Адри­ане (117—138) и дли­лось с неболь­ши­ми пере­ры­ва­ми при Кара­кал­ле и Гелио­га­ба­ле вплоть до вре­мен Кон­стан­ти­на (4 в. н. э.), при кото­ром вновь вошло в обы­чай брить боро­ды.

См. также:
БОРОДА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: БОЧКА • БАЛЬЗАМ • БЛАГОВОНИЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцены мифа о Медее. Фронтальная панель саркофага.
Греческий мрамор. Сер. II в.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Сократа.
Мрамор.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Портрет так называемого Брута.
Бронза.
III—I вв. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Зал триумфов.
4. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Голова мужчины, так называемый Брут.
Бронза.
1-я пол. III в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Зал триумфов.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Геракл Фарнезе. Деталь.
Мрамор.
Римская работа эпохи империи с оригинала 2-й половины IV в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Отдыхающий Геракл (тип Фарнезе — Питти).
Мрамор.
Римская работа конца II — начала III в. н. э. с бронзового образца работы Лисиппа 2-й половины IV в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
«Капитолийский Брут».
Бронза.
IV—III вв. до н. э. Бюст — современный.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Зал триумфов.
8. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
«Капитолийский Брут».
Бронза.
IV—III вв. до н. э. Бюст — современный.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Зал триумфов.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Каракаллы.
Мрамор.
Ок. 215 г.
Берлин, Государственные музеи.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Марк Аврелий.
Мрамор.
Ок. 170 г.
Париж, Лувр.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Септимий Север
Рим, 193 г.
АВЕРС: IMP. CAE. L. SEP. SEV. PERT. AVG. — голова Септимия Севера в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: LEG. XIIII GEM. M. V. — легионный орел на низком древке между двумя военными значками; с наружных сторон у значков по небольшому козерогу.
В обрезе: TR. P. COS.
2. Аурей, золото
Септимий Север
Рим, 200—201 гг.
АВЕРС: SEVERVS AVG. PART. MAX. — драпированный бюст Септимия Севера в лавровом венке и в эгиде (Cohen, RCTV: в эгиде; RIC, BMCRE: в львиной шкуре), обращенный вправо.
РЕВЕРС: IVLIA AVGVSTA — драпированный бюст Юлии Домны вправо.
3. Медальон, бронза
Коммод
Рим, 191—192 гг.
АВЕРС: L. AELIVS AVRELIVS COMMODVS AVG. PIVS FELIX — парный портрет вправо с головой Коммода в лучевой короне и лавровом венке и головой амазонки (Марции или Ромы) в шлеме с козырьком и с гребнем и пельтой на груди.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. XVII IMP. VIII COS. VII P. P. — слева стоит, заложив правую руку за спину, обнаженный Геркулес, держа поставленную на камень дубину, драпированную львиной шкурой; справа стоит влево Коммод, в жреческой одежде, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над горящим алтарем, украшенным гирляндой и держит свиток в левой руке.
4. Аурей, золото
Деций Траян
Рим, 250—251 гг.
АВЕРС: IMP. C. M. Q. TRAIANVS DECIVS AVG. — драпированный бюст Траяна Деция в лавровом венке и в доспехах, вправо.
РЕВЕРС: PANNONIAE — две Паннонии, с покрытыми головами, стоят фронтально, повернув головы в разные стороны; обе одеты в платья до пят и каждая держит в руке штандарт.
5. Аурей, золото
Марк Аврелий
Рим, 172 г.
АВЕРС: M. ANTONINVS AVG. TR. P. XXVI — драпированный бюст Марка Аврелия в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: IMP. VI COS. III — слева стоит фронтально Марк Аврелий, в военной одежде, повернув голову налево, держа вертикально пучок молний в правой руке и перевернутое копье в левой руке, увенчиваемый крылатой Викторией в драпировке, которая движется влево, держа в левой руке пальмовую ветвь, прислоненную к левому плечу; в центре точка.
6. Аурей, золото
Адриан
Рим, 119—122 гг.
АВЕРС: IMP. CAESAR TRAIAN. HADRIANVS AVG. — голова Адриана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. COS. III — обнаженный Нептун, с плащом, спадающим на спину с левого плеча, стоит вправо, поставив левую ногу на корабельный нос, держа в левой руке дельфина и в правой — трезубец, направленный вертикально вверх.
7. Сестерций или дупондий?, бронза
Италия, 38 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Октавиана с бородкой вправо, впереди звезда; сзади DIVI F вниз.
РЕВЕРС: Лавровый венок, внутри DIVOS IVLIVS в две строки.
8. Денарий, серебро
Рим, 55 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Кибелы вправо, в стенном венке, в серьгах в форме креста; волосы собраны сзади в узел и падают на шею; впереди вниз A PLAVTIVS; позади вниз AED CVR S C (Aedilis Curulis; Senatus consulto, «Курульный эдил; по постановлению сената»). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Бородатая фигура, Вакхий (MRR, Harlan: Аристобул), в восточной одежде — шароварах (ἀναξυρίδες) и широком плаще, — стоит на коленях, повернувшись вправо, рядом с верблюдом; в протянутой правой руке он держит ветвь оливы, а в левой — поводья верблюда; в поле BACCHIVS; справа вверх IVDAEVS.
9. Денарий, серебро
Рим, 91 г. до н.э.
АВЕРС: Маска Силена с бородой и в венке из сосновых ветвей, вправо; под ней плуг; все внутри богато украшенного ожерелья (torques).
РЕВЕРС: Виктория управляет бигой, кони скачут вправо; в правой руке она держит кнут со свисающим ремнем, в левой — пальмовую ветвь и вожжи; под конями галльская труба (carnyx); в поле D SILANVS L F; граница из точек.
10. Денарий, серебро
Восток (монетный двор, перемещавшийся с Гн. Домицием Агенобарбом), 41 г. до н.э.
АВЕРС: Бородатая голова Домиция Агенобарба (Babelon: Гн. Домиций Агенобарб; BMCRR, CRR: Л. Домиций Агенобарб; RRC, RCTV: мужская голова) вправо. Спереди AHENOBAR. (Ahenobarbus). Кайма из точек.
РЕВЕРС: CN. DOMITIVS IMP. (Cnaeus Domitius imperator) — корабельный нос вправо, на нем стоит военный трофей. Кайма из точек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА