Словарь античности

БОЕВАЯ КОЛЕСНИЦА, пре­иму­ще­ст­вен­но двух­ко­лес­ная, откры­тая сза­ди повоз­ка, запря­жен­ная парой или чет­вер­кой лоша­дей, в кото­рой поме­ща­лось два или более вои­нов. Оче­вид­но, уже с 3-го тыс. до н. э. бое­вая колес­ни­ца при­ме­ня­лась у шуме­ров, егип­тян, со 2-го тыс. до н. э. — у асси­рий­цев и хет­тов, а так­же, как свиде­тель­ст­ву­ют источ­ни­ки, в микен­ской Гре­ции. Кон­струк­цию бое­вой колес­ни­цы усо­вер­шен­ст­во­ва­ли пер­сы. Она была извест­на кель­там и этрус­кам, зато рим­ляне исполь­зо­ва­ли колес­ни­цы толь­ко на состя­за­ни­ях в цир­ке и в три­ум­фаль­ных шест­ви­ях. С появ­ле­ни­ем кон­ни­цы бое­вые колес­ни­цы утра­ти­ли свое зна­че­ние.

См. также:
КОЛЕСНИЦА (CURRUS) (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ОТЧЕТ • ЭПИПАМАТИДА, ЕПИПАМАТИДА • ЭПИСИТИИ • ΕΡΗΜΟΣ ΔΙΚΗ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 139 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Падение Фаэтона.
Себастьяно Риччи (1659—1734).
Холст, масло.
1703/1704 г.
Беллуно, Городской музей (Палаццо Фульчис).
2. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Этрусская погребальная урна.
Алебастр.
2-я пол. II в. до н. э.
Фьезоле, Городской археологический музей.
3. ТОРЕВТИКА. Рим.
Скифос из Боскореальского клада. Сторона A: Триумфальная процессия Тиберия (Pompa Triumphalis).
Серебро.
Кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э.
Париж, Лувр.
4. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Фронтальный рельеф этрусской урны для праха со сценой «Менелай и Мерион поднимают тело Патрокла на повозку».
Алебастр.
Вольтерра, II в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
5. ТОРЕВТИКА. Рим.
Скифос из Боскореальского клада. Сторона A: Триумфальная процессия Тиберия (Pompa Triumphalis).
Серебро.
Кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э.
Париж, Лувр.
6. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Этрусская погребальная урна с крышкой.
Алебастр.
2-я пол. II в. до н. э.
Фьезоле, Городской археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Фрагмент фриза Храма C в Селинунте.
Плотный известняк из Менфи.
540—510 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Аполлон, Латона и Артемида на квадриге. Метопа фриза Храма C в Селинунте.
Плотный известняк из Менфи.
540—510 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей.
9. ТОРЕВТИКА. Рим.
Скифос из Боскореальского клада. Сторона A: Триумфальная процессия Тиберия (Pompa Triumphalis).
Серебро.
Кон. I в. до н. э. — 1-я пол. I в. н. э.
Париж, Лувр.
10. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Рельеф с квадригой. Т. н. малая метопа из храма X в Селинунте.
Плотный известняк из Менфи.
560—550 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 31 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Август
Испания, монетный двор 2 (Колония Патриция?), 18 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Августа в лавровом венке, обращённая вправо. По сторонам, против часовой стрелки, CAESARI AVGVSTO
РЕВЕРС: Храм под куполом, с четырьмя колоннами, на подиуме с тремя ступенями, внутри триумфальная колесница (currus), дышло поднято вверх, внутри орёл (aquila) и миниатюрная квадрига в галопе. В поле SPQR.
2. Аурей, золото
Август
Испания, монетный двор 2 (Колония Патриция?), 18 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Августа в лавровом венке, обращённая влево. По сторонам, против часовой стрелки, CAESARI AVGVSTO
РЕВЕРС: Храм под куполом, с четырьмя колоннами, на подиуме с тремя ступенями, внутри триумфальная колесница (currus), дышло поднято вверх, внутри орёл (aquila) и миниатюрная квадрига в галопе. В поле SPQR.
3. Денарий, серебро
Рим, 91 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Ромы вправо, в крылатом шлеме,украшенном головой грифона; козырёк тройной и заострённый, оплечье длинное, с острыми концами, серьги из одной точки; позади буква B. Кайма из точек.
РЕВЕРС: D SILANVS L F ROMA XIIII в поле; Виктория в биге вправо, держит вожжи обеими руками; кони в галопе; выше цифра XXI. Кайма из точек.
4. Сестерций, серебро
Рим, 91 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Ромы вправо, в крылатом шлеме, украшенном головой грифона; сзади E L P вниз (ex lege Papiria, «согласно Папириеву закону»). Кайма из точек.
РЕВЕРС: D SILANUS (в поле). Виктория в биге вправо держит вожжи двумя руками, кони в галопе. Кайма из точек.
5. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 36—37 гг.
АВЕРС: Триумфальную повозку, без возницы, тянут вправо четыре лошади. Боковая сторона повозки украшена, слева направо: трофей; Виктория стоит вправо, установив другой трофей; венок.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXXIIX
В центре, большими буквами: S. C.
6. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 35—36 гг.
АВЕРС: Триумфальную повозку, без возницы, тянут вправо четыре лошади. Боковая сторона повозки украшена, слева направо: трофей; Виктория стоит вправо, устанавливая другой трофей; венок; ниже стоящей Виктории видны голова и плечи пленника (?).
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXXVII
В центре, большими буквами: S. C.
7. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 34—35 гг.
АВЕРС: DIVO / AVGVSTO / S. P. Q. R. — в три линии, над слонами. Август, в лучевой короне и в тоге, держа лавровую ветвь в правой руке и длинный скипетр — в левой, сидит влево на троне, установленном на повозке, которую тянут влево четыре слона, на шее у каждого сидит по погонщику. Боковые стороны повозки украшены щитами (?).
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST P. M. TR. POT. XXXVI
В центре, большими буквами: S. C.
8. Денарий, серебро
Тит
Рим, 80—81 гг.
АВЕРС: DIVVS AVGVSTVS VESPASIANVS — голова Веспасиана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Квадрига неторопливо движется влево, с роскошно украшенной колесницей в виде небольшого храма, между двумя Викториями сверху.
В обрезе: EX. S. C.
9. Медальон, медь
Антонин Пий
141—161 гг.
АВЕРС: DIVA AVG. FAVSTINA — драпированный бюст Фаустины Старшей вправо; волосы тщательно завиты и заплетены в косички, которые уложены поперек головы и свернуты кольцом на макушке.
РЕВЕРС: Теллус (Земля) полулежит влево, протянув правую руку, чтобы получить семена, разбрасываемые Триптолемом, парящим на ней в колеснице, запряженной змеями; слева — Фаустина в образе Цереры стоит вправо, держит факел и протягивает правую руку к Триптолему.
10. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 35—36 гг.
АВЕРС: DIVO / AVGVSTO / S. P. Q. R. — в три линии, над слонами. Август, в лучевой короне и в тоге, держа лавровую ветвь в правой руке и длинный скипетр — в левой, сидит влево на троне, установленном на повозке, которую тянут влево четыре слона, на шее у каждого сидит по погонщику. Боковые стороны повозки украшены щитами (?).
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST P. M. TR. POT. XXXVII
В центре, большими буквами: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА