Словарь античности

БОЕВАЯ КОЛЕСНИЦА, пре­иму­ще­ст­вен­но двух­ко­лес­ная, откры­тая сза­ди повоз­ка, запря­жен­ная парой или чет­вер­кой лоша­дей, в кото­рой поме­ща­лось два или более вои­нов. Оче­вид­но, уже с 3-го тыс. до н. э. бое­вая колес­ни­ца при­ме­ня­лась у шуме­ров, егип­тян, со 2-го тыс. до н. э. — у асси­рий­цев и хет­тов, а так­же, как свиде­тель­ст­ву­ют источ­ни­ки, в микен­ской Гре­ции. Кон­струк­цию бое­вой колес­ни­цы усо­вер­шен­ст­во­ва­ли пер­сы. Она была извест­на кель­там и этрус­кам, зато рим­ляне исполь­зо­ва­ли колес­ни­цы толь­ко на состя­за­ни­ях в цир­ке и в три­ум­фаль­ных шест­ви­ях. С появ­ле­ни­ем кон­ни­цы бое­вые колес­ни­цы утра­ти­ли свое зна­че­ние.

См. также:
КОЛЕСНИЦА (CURRUS) (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ОТЧЕТ • ЭПИПАМАТИДА, ЕПИПАМАТИДА • ЭПИСИТИИ • ΕΡΗΜΟΣ ΔΙΚΗ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 145 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Медея и Аякс.
Иоганн Георг Хильтеншпергер (1806—1890).
Настенная панель, 1845—1848 гг.
№ LXIX.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, Галерея истории древней живописи, 69.
2. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер Медеи. Сторона A: Медея, улетающая в колеснице после убийства своих детей.
Кратер-калик краснофигурный. Лукания.
Ок. 400 г. до н. э.
Приписывается мастеру Поликоро.
Кливленд (США), Художественный музей.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Возникновение Рима.
Фреска из Помпей.
35—45 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXIII.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Падение Фаэтона.
Себастьяно Риччи (1659—1734).
Холст, масло.
1703/1704 г.
Беллуно, Городской музей (Палаццо Фульчис).
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о Медее.
Белый мрамор.
Сер. II в.
Анкона, Национальный археологический музей Марке.
6. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Этрусская погребальная урна.
Алебастр.
2-я пол. II в. до н. э.
Фьезоле, Городской археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Фронтальный рельеф этрусской урны для праха со сценой «Менелай и Мерион поднимают тело Патрокла на повозку».
Алебастр.
Вольтерра, II в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Этрусская погребальная урна с крышкой.
Алебастр.
2-я пол. II в. до н. э.
Фьезоле, Городской археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцены мифа о Медее. Фронтальная панель саркофага.
Мрамор.
Сер. II в.
Анкона, Национальный археологический музей Марке.
10. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Фрагмент фриза Храма C в Селинунте.
Плотный известняк из Менфи.
540—510 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 34 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
АВЕРС: Минерва в квадриге едет влево, держа копьё и вожжи в правой руке и трофей в левой руке; в поле PANSA. Кайма из точек
РЕВЕРС: Минерва в квадриге едет вправо, держа копьё и вожжи в правой руке и трофей в левой руке; в поле C VIBIVS C F. Кайма из точек
2. Денарий, серебро
Рим, 90 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, сзади PANSA, впереди контрольная метка A. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Минерва в квадриге едет вправо, держа копьё и вожжи в правой руке и трофей в левой руке; в поле C VIBIVS C F. Кайма из точек
3. Денарий, серебро
Рим, 90 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, сзади PANSA. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Минерва в квадриге едет влево, держа копьё и вожжи в правой руке и трофей в левой руке; в поле C VIBIVS C F. Кайма из точек
4. Денарий, серебро
Август
Испания, монетный двор 2 (Колония Патриция?), 18 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Августа в лавровом венке, обращённая вправо. По сторонам, против часовой стрелки, CAESARI AVGVSTO
РЕВЕРС: Храм под куполом, с четырьмя колоннами, на подиуме с тремя ступенями, внутри триумфальная колесница (currus), дышло поднято вверх, внутри орёл (aquila) и миниатюрная квадрига в галопе. В поле SPQR.
5. Аурей, золото
Август
Испания, монетный двор 2 (Колония Патриция?), 18 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Августа в лавровом венке, обращённая влево. По сторонам, против часовой стрелки, CAESARI AVGVSTO
РЕВЕРС: Храм под куполом, с четырьмя колоннами, на подиуме с тремя ступенями, внутри триумфальная колесница (currus), дышло поднято вверх, внутри орёл (aquila) и миниатюрная квадрига в галопе. В поле SPQR.
6. Денарий, серебро
Рим, 91 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Ромы вправо, в крылатом шлеме,украшенном головой грифона; козырёк тройной и заострённый, оплечье длинное, с острыми концами, серьги из одной точки; позади буква B. Кайма из точек.
РЕВЕРС: D SILANVS L F ROMA XIIII в поле; Виктория в биге вправо, держит вожжи обеими руками; кони в галопе; выше цифра XXI. Кайма из точек.
7. Сестерций, серебро
Рим, 91 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Ромы вправо, в крылатом шлеме, украшенном головой грифона; сзади E L P вниз (ex lege Papiria, «согласно Папириеву закону»). Кайма из точек.
РЕВЕРС: D SILANUS (в поле). Виктория в биге вправо держит вожжи двумя руками, кони в галопе. Кайма из точек.
8. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 36—37 гг.
АВЕРС: Триумфальную повозку, без возницы, тянут вправо четыре лошади. Боковая сторона повозки украшена, слева направо: трофей; Виктория стоит вправо, установив другой трофей; венок.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXXIIX
В центре, большими буквами: S. C.
9. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 35—36 гг.
АВЕРС: Триумфальную повозку, без возницы, тянут вправо четыре лошади. Боковая сторона повозки украшена, слева направо: трофей; Виктория стоит вправо, устанавливая другой трофей; венок; ниже стоящей Виктории видны голова и плечи пленника (?).
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXXVII
В центре, большими буквами: S. C.
10. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 34—35 гг.
АВЕРС: DIVO / AVGVSTO / S. P. Q. R. — в три линии, над слонами. Август, в лучевой короне и в тоге, держа лавровую ветвь в правой руке и длинный скипетр — в левой, сидит влево на троне, установленном на повозке, которую тянут влево четыре слона, на шее у каждого сидит по погонщику. Боковые стороны повозки украшены щитами (?).
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST P. M. TR. POT. XXXVI
В центре, большими буквами: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА