Словарь античности

БОЕВАЯ КОЛЕСНИЦА, пре­иму­ще­ст­вен­но двух­ко­лес­ная, откры­тая сза­ди повоз­ка, запря­жен­ная парой или чет­вер­кой лоша­дей, в кото­рой поме­ща­лось два или более вои­нов. Оче­вид­но, уже с 3-го тыс. до н. э. бое­вая колес­ни­ца при­ме­ня­лась у шуме­ров, егип­тян, со 2-го тыс. до н. э. — у асси­рий­цев и хет­тов, а так­же, как свиде­тель­ст­ву­ют источ­ни­ки, в микен­ской Гре­ции. Кон­струк­цию бое­вой колес­ни­цы усо­вер­шен­ст­во­ва­ли пер­сы. Она была извест­на кель­там и этрус­кам, зато рим­ляне исполь­зо­ва­ли колес­ни­цы толь­ко на состя­за­ни­ях в цир­ке и в три­ум­фаль­ных шест­ви­ях. С появ­ле­ни­ем кон­ни­цы бое­вые колес­ни­цы утра­ти­ли свое зна­че­ние.

См. также:
КОЛЕСНИЦА (CURRUS) (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭРГАДЕИДА • ΕΡΗΜΟΣ ΔΙΚΗ • ЭПИСИТИИ • ЭРИСТИКИ, ЕРИСТИКИ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 126 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Августа из Примы Порты. Деталь.
Мрамор.
Ок. 20—17 гг. до н. э.
Инв. № 2290.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 14.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцены мифа о Медее. Фронтальная панель саркофага, правая часть.
Греческий мрамор. Сер. II в.
Инв. № Sk 843 b.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Великая Греция.
Скачки на бигах. Фреска на внутренней стороне стенки саркофага из луканской гробницы.
370—360 гг. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцены мифа о Медее. Фронтальная панель саркофага (панорама).
Греческий мрамор. Сер. II в.
Инв. № Sk 843 b.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
5. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер с изображением путешествия Орфея в Загробный мир. Деталь: Гелиос и Селена на колесницах.
Кратер краснофигурный с волютами. Апулия.
Мастер Загробного мира.
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Великая Греция.
Беговая колесница. Фреска на внутренней стороне стенки саркофага из луканской гробницы.
340—330 гг. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробная стела с изображением скачек на биге.
Известняк. I в. до н. э.
Инв. № 8.
Падуя, Археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами путешествия теней покойных супругов в царство мертвых.
Мрамор. II—III вв. н. э.
Остия, Археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Цоколь посвятительной статуи с рельефным изображением вольтижировки на колесницах.
Мрамор. Конец IV — начало III вв. до н. э.
Инв. № Acr. 1326.
Афины, Новый музей Акрополя.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами бракосочетания (фриз крышки).
Мрамор. III в. н. э.
Инв. № А 433.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 31 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Август
Испания, монетный двор 2 (Колония Патриция?), 18 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Августа в лавровом венке, обращённая вправо. По сторонам, против часовой стрелки, CAESARI AVGVSTO
РЕВЕРС: Храм под куполом, с четырьмя колоннами, на подиуме с тремя ступенями, внутри триумфальная колесница (currus), дышло поднято вверх, внутри орёл (aquila) и миниатюрная квадрига в галопе. В поле SPQR.
2. Аурей, золото
Август
Испания, монетный двор 2 (Колония Патриция?), 18 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Августа в лавровом венке, обращённая влево. По сторонам, против часовой стрелки, CAESARI AVGVSTO
РЕВЕРС: Храм под куполом, с четырьмя колоннами, на подиуме с тремя ступенями, внутри триумфальная колесница (currus), дышло поднято вверх, внутри орёл (aquila) и миниатюрная квадрига в галопе. В поле SPQR.
3. Денарий, серебро
Рим, 91 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Ромы вправо, в крылатом шлеме,украшенном головой грифона; козырёк тройной и заострённый, оплечье длинное, с острыми концами, серьги из одной точки; позади буква B. Кайма из точек.
РЕВЕРС: D SILANVS L F ROMA XIIII в поле; Виктория в биге вправо, держит вожжи обеими руками; кони в галопе; выше цифра XXI. Кайма из точек.
4. Сестерций, серебро
Рим, 91 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Ромы вправо, в крылатом шлеме, украшенном головой грифона; сзади E L P вниз (ex lege Papiria, «согласно Папириеву закону»). Кайма из точек.
РЕВЕРС: D SILANUS (в поле). Виктория в биге вправо держит вожжи двумя руками, кони в галопе. Кайма из точек.
5. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 36—37 гг.
АВЕРС: Триумфальную повозку, без возницы, тянут вправо четыре лошади. Боковая сторона повозки украшена, слева направо: трофей; Виктория стоит вправо, установив другой трофей; венок.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXXIIX
В центре, большими буквами: S. C.
6. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 34—35 гг.
АВЕРС: DIVO / AVGVSTO / S. P. Q. R. — в три линии, над слонами. Август, в лучевой короне и в тоге, держа лавровую ветвь в правой руке и длинный скипетр — в левой, сидит влево на троне, установленном на повозке, которую тянут влево четыре слона, на шее у каждого сидит по погонщику. Боковые стороны повозки украшены щитами (?).
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST P. M. TR. POT. XXXVI
В центре, большими буквами: S. C.
7. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 35—36 гг.
АВЕРС: Триумфальную повозку, без возницы, тянут вправо четыре лошади. Боковая сторона повозки украшена, слева направо: трофей; Виктория стоит вправо, устанавливая другой трофей; венок; ниже стоящей Виктории видны голова и плечи пленника (?).
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXXVII
В центре, большими буквами: S. C.
8. Денарий, серебро
Тит
Рим, 80—81 гг.
АВЕРС: DIVVS AVGVSTVS VESPASIANVS — голова Веспасиана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Квадрига неторопливо движется влево, с роскошно украшенной колесницей в виде небольшого храма, между двумя Викториями сверху.
В обрезе: EX. S. C.
9. Медальон, медь
Антонин Пий
141—161 гг.
АВЕРС: DIVA AVG. FAVSTINA — драпированный бюст Фаустины Старшей вправо; волосы тщательно завиты и заплетены в косички, которые уложены поперек головы и свернуты кольцом на макушке.
РЕВЕРС: Теллус (Земля) полулежит влево, протянув правую руку, чтобы получить семена, разбрасываемые Триптолемом, парящим на ней в колеснице, запряженной змеями; слева — Фаустина в образе Цереры стоит вправо, держит факел и протягивает правую руку к Триптолему.
10. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 35—36 гг.
АВЕРС: DIVO / AVGVSTO / S. P. Q. R. — в три линии, над слонами. Август, в лучевой короне и в тоге, держа лавровую ветвь в правой руке и длинный скипетр — в левой, сидит влево на троне, установленном на повозке, которую тянут влево четыре слона, на шее у каждого сидит по погонщику. Боковые стороны повозки украшены щитами (?).
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST P. M. TR. POT. XXXVII
В центре, большими буквами: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА