Словарь античности

БОЕВАЯ КОЛЕСНИЦА, пре­иму­ще­ст­вен­но двух­ко­лес­ная, откры­тая сза­ди повоз­ка, запря­жен­ная парой или чет­вер­кой лоша­дей, в кото­рой поме­ща­лось два или более вои­нов. Оче­вид­но, уже с 3-го тыс. до н. э. бое­вая колес­ни­ца при­ме­ня­лась у шуме­ров, егип­тян, со 2-го тыс. до н. э. — у асси­рий­цев и хет­тов, а так­же, как свиде­тель­ст­ву­ют источ­ни­ки, в микен­ской Гре­ции. Кон­струк­цию бое­вой колес­ни­цы усо­вер­шен­ст­во­ва­ли пер­сы. Она была извест­на кель­там и этрус­кам, зато рим­ляне исполь­зо­ва­ли колес­ни­цы толь­ко на состя­за­ни­ях в цир­ке и в три­ум­фаль­ных шест­ви­ях. С появ­ле­ни­ем кон­ни­цы бое­вые колес­ни­цы утра­ти­ли свое зна­че­ние.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. также:
КОЛЕСНИЦА (CURRUS) (Любкер. Реальный словарь классических древностей)

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: БОЕВАЯ КОЛЕСНИЦА • ЭРГАДЕИДА • ΕΡΗΜΟΣ ΔΙΚΗ • ЭРГАСТУЛ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 113 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Цоколь посвятительной статуи с рельефным изображением вольтижировки на колесницах.
Мрамор. Конец IV — начало III вв. до н. э.
Инв. № Acr. 1326.
Афины, Новый музей Акрополя.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами путешествия теней покойных супругов в царство мертвых.
Мрамор. II—III вв. н. э.
Остия, Археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами бракосочетания (фриз крышки).
Мрамор. III в. н. э.
Инв. № А 433.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. ГЛИПТИКА. Рим.
Август на колеснице, запряженной тритонами.
Камея. Сардоникс. 27 г. до н. э.
Оправа: золото, эмаль. 1600 г.
Инв. № IXa 56.
Вена, Музей истории искусств.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе (фронтальная панель).
Мрамор. Ок. 190 г. н. э.
Инв. № A 7 est.
Пиза, Кампосанто.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Великая Греция.
Беговая колесница. Деталь. Фреска на внутренней стороне стенки саркофага из луканской гробницы.
2-я пол. IV в. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе.
Мрамор. Ок. 190 г. н. э.
Инв. № A 7 est.
Пиза, Кампосанто.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Детский саркофаг с изображением скачек на колесницах (левая боковая стенка).
Мрамор. II в. н. э.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе (фронтальная панель).
Мрамор. Ок. 235 г. н. э.
Инв. № Ma 1335.
Париж, Лувр.
10. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе (фронтальная панель).
Мрамор. Середина II в. н. э.
Производство Малой Азии (район Смирны)
Инв. № Ma 1384.
Париж, Лувр.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 31 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Август
Испания, монетный двор 2 (Колония Патриция?), 18 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Августа в лавровом венке, обращённая влево. По сторонам, против часовой стрелки, CAESARI AVGVSTO
РЕВЕРС: Храм под куполом, с четырьмя колоннами, на подиуме с тремя ступенями, внутри триумфальная колесница (currus), дышло поднято вверх, внутри орёл (aquila) и миниатюрная квадрига в галопе. В поле SPQR.
2. Денарий, серебро
Август
Испания, монетный двор 2 (Колония Патриция?), 18 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Августа в лавровом венке, обращённая вправо. По сторонам, против часовой стрелки, CAESARI AVGVSTO
РЕВЕРС: Храм под куполом, с четырьмя колоннами, на подиуме с тремя ступенями, внутри триумфальная колесница (currus), дышло поднято вверх, внутри орёл (aquila) и миниатюрная квадрига в галопе. В поле SPQR.
3. Денарий, серебро
Рим, 91 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Ромы вправо, в крылатом шлеме,украшенном головой грифона; козырёк тройной и заострённый, оплечье длинное, с острыми концами, серьги из одной точки; позади буква B. Кайма из точек.
РЕВЕРС: D SILANVS L F ROMA XIIII в поле; Виктория в биге вправо, держит вожжи обеими руками; кони в галопе; выше цифра XXI. Кайма из точек.
4. Сестерций, серебро
Рим, 91 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Ромы вправо, в крылатом шлеме, украшенном головой грифона; сзади E L P вниз (ex lege Papiria, «согласно Папириеву закону»). Кайма из точек.
РЕВЕРС: D SILANUS (в поле). Виктория в биге вправо держит вожжи двумя руками, кони в галопе. Кайма из точек.
5. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 35—36 гг.
АВЕРС: Триумфальную повозку, без возницы, тянут вправо четыре лошади. Боковая сторона повозки украшена, слева направо: трофей; Виктория стоит вправо, устанавливая другой трофей; венок; ниже стоящей Виктории видны голова и плечи пленника (?).
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXXVII
В центре, большими буквами: S. C.
6. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 34—35 гг.
АВЕРС: DIVO / AVGVSTO / S. P. Q. R. — в три линии, над слонами. Август, в лучевой короне и в тоге, держа лавровую ветвь в правой руке и длинный скипетр — в левой, сидит влево на троне, установленном на повозке, которую тянут влево четыре слона, на шее у каждого сидит по погонщику. Боковые стороны повозки украшены щитами (?).
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST P. M. TR. POT. XXXVI
В центре, большими буквами: S. C.
7. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 36—37 гг.
АВЕРС: Триумфальную повозку, без возницы, тянут вправо четыре лошади. Боковая сторона повозки украшена, слева направо: трофей; Виктория стоит вправо, установив другой трофей; венок.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXXIIX
В центре, большими буквами: S. C.
8. Денарий, серебро
Тит
Рим, 80—81 гг.
АВЕРС: DIVVS AVGVSTVS VESPASIANVS — голова Веспасиана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Квадрига неторопливо движется влево, с роскошно украшенной колесницей в виде небольшого храма, между двумя Викториями сверху.
В обрезе: EX. S. C.
9. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 35—36 гг.
АВЕРС: DIVO / AVGVSTO / S. P. Q. R. — в три линии, над слонами. Август, в лучевой короне и в тоге, держа лавровую ветвь в правой руке и длинный скипетр — в левой, сидит влево на троне, установленном на повозке, которую тянут влево четыре слона, на шее у каждого сидит по погонщику. Боковые стороны повозки украшены щитами (?).
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST P. M. TR. POT. XXXVII
В центре, большими буквами: S. C.
10. AE 19, бронза
Антиох IV Эпифан
Ака-Птолемаида, 175—164 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха IV в диадеме и лучевой короне вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ — Ника на запряженной лошадьми биге скачет влево; внизу под лошадьми — монограмма.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА