Словарь античности

БОЕВАЯ КОЛЕСНИЦА, пре­иму­ще­ст­вен­но двух­ко­лес­ная, откры­тая сза­ди повоз­ка, запря­жен­ная парой или чет­вер­кой лоша­дей, в кото­рой поме­ща­лось два или более вои­нов. Оче­вид­но, уже с 3-го тыс. до н. э. бое­вая колес­ни­ца при­ме­ня­лась у шуме­ров, егип­тян, со 2-го тыс. до н. э. — у асси­рий­цев и хет­тов, а так­же, как свиде­тель­ст­ву­ют источ­ни­ки, в микен­ской Гре­ции. Кон­струк­цию бое­вой колес­ни­цы усо­вер­шен­ст­во­ва­ли пер­сы. Она была извест­на кель­там и этрус­кам, зато рим­ляне исполь­зо­ва­ли колес­ни­цы толь­ко на состя­за­ни­ях в цир­ке и в три­ум­фаль­ных шест­ви­ях. С появ­ле­ни­ем кон­ни­цы бое­вые колес­ни­цы утра­ти­ли свое зна­че­ние.

См. также:
КОЛЕСНИЦА (CURRUS) (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭПИДОСЫ • ЭРГАДЕИДА • ЭФЕСИЯ, АПЕЛЛЯЦИЯ • ЕПИСКОПЫ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. МОЗАИКА. Рим.
Битва Александра с Дарием.
Мозаика из Помпей (Дом Фавна, VI 12, 2, экседра).
125—120 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Падение Фаэтона.
Мрамор.
Римская работа II в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. ГЛИПТИКА. Рим.
Аврора на колеснице.
Сардоникс.
Римская работа. I в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. ГЛИПТИКА. Азия.
Эос на колеснице.
Трехслойный сардоникс. Малая Азия (?). I в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. ГЛИПТИКА. Азия.
Ника на колеснице.
Сардоникс. Малая Азия (?). I в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
6. ГЛИПТИКА. Египет.
Эос на колеснице.
Сардоникс. Александрия. I в. до н. э.
2,8 × 2,2 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
7. ГЛИПТИКА. Рим.
«Гемма Августа».
Оникс. Ок. 12—7 гг. до н. э.
Вена, Музей истории искусств.
8. ГЛИПТИКА. Египет.
Аврора на колеснице.
Сардоникс. I в. до н. э. — I в. н. э.
2,2 × 2,8 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
9. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Ситула с рельефами на поверхности.
Слоновая кость.
Конец VII в. до н. э.
Балтимор (США), Художественный музей Уолтерсов.
10. КЕРАМИКА. Греция.
Упряжка беговой колесницы.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Тетрадрахма, серебро
Гиерон I
Сиракузы, 475—470 гг. до н.э.
АВЕРС: Колесничий медленно едет на квадриге вправо, держит кентр в правой руке, поводья в обеих руках; вверху вправо летит Ника, увенчивает коней венком, который держит двумя руками.
РЕВЕРС: ΣΥΡΑΚΟΣΙΟΝ — обращенная вправо голова Аретусы с жемчужной тенией, украшенная ожерельем и серьгой с одной подвеской; вокруг нее по кругу четыре дельфина.
2. Денарий, серебро
Август
Италия (Рим?), 30 г. до н.э.
АВЕРС: Виктория, в драпировке, стоя вправо на корабельном носу, держит венок в правой руке и пальмовую ветвь в левой. По краю — линия.
РЕВЕРС: Октавиан стоит в триумфальной квадриге вправо, держит ветвь (MRR, BMCRR: лавровую ветвь; BMCRE, RIC, CRI: ветвь) в правой руке и поводья в левой; лошади идут шагом; повозка украшена рельефными фигурами. По краю — линия.
В обрезе: IMP. CAESAR (Imperator Caesar).
3. Тетрадрахма, серебро
Катана, 410—405 гг. до н.э.
АВЕРС: Колесничий в длинном хитоне мчится в квадриге влево, справа ионическая колонна, вверху летит вправо Нике, держит венок и табличку с надписью ΕΥΑΙΝ (Εὐαίνετος — Эвайнет), под лошадьми шарик, в обрезе краб.
РЕВЕРС: ΚΑΤΑΝΑΙΩΝ — голова Аполлона в лавровом венке влево, слева колокольчик на ленточке, справа рак.
4. Тетрадрахма, биллон
Север Александр
Египет, Александрия, 230—231 гг.
АВЕРС: Α. ΚΑΙ. ΜΑΡ. ΑΥΡ. ϹΕΥ. ΑΛΕΞΑΝΔΡΟϹ — драпированный бюст Александра Севера в доспехах и в лавровом венке, обращенный вправо.
РЕВЕРС: Обращенный вправо бюст Афины в аттическом шлеме с гребнем, украшенном в основании гребня лежащей сфинкс и спереди — квадригой Гелиоса с развевающимся позади него плащом; Афина одета в хитон, застегнутый фибулой на левом плече; перед ней пальмовая ветвь.
В поле слева: (= год царствования 10-й).
5. Декадрахма, серебро
Дионисий Старший
Сиракузы, 405—390 гг. до н.э.
АВЕРС: Квадрига со скачущими влево галопом конями; колесничий в длинном хитоне, наклонившись вперед, со стрекалом и поводьями, увенчиваемый летящей Никой в двойном хитоне.
В обрезе: слева щит, справа шлем с гребнем, в середине панцирь между поножами.
В самом низу надпись: ΑΘΛΑ.
РЕВЕРС: Голова Аретусы, обращенная влево, с венком из стеблей тростника, с серьгой с тремя подвесками, ожерельем с бусами, вьющимися локонами; вокруг головы четыре дельфина.
Над головой надпись ΣΥΡΑΚΟΣΙΩΝ.
Под нижним дельфином слабые следы подписи художника: ΕΥΑΙΝΕ.
6. Денарий, серебро
АВЕРС: Минерва в квадриге едет влево, держа копье и вожжи в правой руке и трофей в левой руке; в поле PANSA. Кайма из точек
РЕВЕРС: Минерва в квадриге едет вправо, держа копье и вожжи в правой руке и трофей в левой руке; в поле C VIBIVS C F. Кайма из точек
7. Денарий, серебро
Гай Вибий Панса
Рим, 90 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, сзади PANSA, впереди контрольная метка A. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Минерва в квадриге едет вправо, держа копье и вожжи в правой руке и трофей в левой руке; в поле C VIBIVS C F. Кайма из точек
8. Денарий, серебро
Гай Вибий Панса
Рим, 90 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, сзади PANSA. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Минерва в квадриге едет влево, держа копье и вожжи в правой руке и трофей в левой руке; в поле C VIBIVS C F. Кайма из точек
9. Денарий, серебро
Август
Испания, монетный двор 2 (Колония Патриция?), 18 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Августа в лавровом венке, обращенная вправо. По сторонам, против часовой стрелки, CAESARI AVGVSTO
РЕВЕРС: Храм под куполом, с четырьмя колоннами, на подиуме с тремя ступенями, внутри триумфальная колесница (currus), дышло поднято вверх, внутри орел (aquila) и миниатюрная квадрига в галопе. В поле SPQR.
10. Аурей, золото
Август
Испания, монетный двор 2 (Колония Патриция?), 18 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Августа в лавровом венке, обращенная влево. По сторонам, против часовой стрелки, CAESARI AVGVSTO
РЕВЕРС: Храм под куполом, с четырьмя колоннами, на подиуме с тремя ступенями, внутри триумфальная колесница (currus), дышло поднято вверх, внутри орел (aquila) и миниатюрная квадрига в галопе. В поле SPQR.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА