Словарь античности

БОРЬБА, древ­ней­ший вид тяже­лой атле­ти­ки в олим­пий­ской про­грам­ме (с 708 до н. э.), суще­ст­во­вав­ший, одна­ко, еще задол­го до появ­ле­ния Олим­пий­ских игр. На круп­ных состя­за­ни­ях борь­ба была пред­став­ле­на как само­сто­я­тель­ный вид спор­та и как состав­ная часть пяти­бо­рья. В антич­ную эпо­ху сорев­ну­ю­щи­е­ся в борь­бе диф­фе­рен­ци­ро­ва­лись не по весо­вым кате­го­ри­ям, а по воз­раст­ным груп­пам; про­дол­жи­тель­ность поедин­ка не огра­ни­чи­ва­лась. При­ме­не­ние при­е­мов борь­бы допус­ка­лось на любой части тела про­тив­ни­ка, но все боле­вые захва­ты были запре­ще­ны. Победа при­суж­да­лась судьей за трое­крат­ное повер­же­ние про­тив­ни­ка на зем­лю. Основ­ны­ми при­е­ма­ми наряду с брос­ка­ми и маха­ми были захва­ты (захват «на ключ» и захват с отры­вом от зем­ли). Поэто­му для борь­бы как отдель­но­го вида спортс­ме­ну, осо­бен­но про­фес­сио­на­лу, жела­тель­но было иметь зна­чи­тель­ный вес тела, и сам поеди­нок про­ис­хо­дил в более мед­лен­ном тем­пе, чем в пяти­бо­рье. В пяти­бо­рье тяже­лый вес, напро­тив, обо­ра­чи­вал­ся недо­стат­ком в борь­бе, кото­рая по харак­те­ру при­бли­жа­лась к лег­ко­ат­ле­ти­че­ским видам спор­та, отли­ча­лась подвиж­но­стью и крат­ковре­мен­но­стью поедин­ка и захва­там пред­по­чи­та­ла брос­ки и махи. Основ­ны­ми мето­да­ми тре­ни­ров­ки были подъ­ем тяже­стей, упраж­не­ния в захва­тах и защит­ных при­е­мах, а для борь­бы как отдель­но­го вида так­же при­об­ре­те­ние боль­шо­го веса тела по тща­тель­но раз­ра­ботан­ной про­грам­ме пита­ния.


Борь­ба. Неудач­ный и удав­ший­ся захват (с амфо­ры из мастер­ской Андо­кида, ок. 530 до н. э.)

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: «БЫСТРЕЕ! ВЫШЕ! СИЛЬНЕЕ!» • АЛЕЙПТ • АГИТАТОР • ЛОДОЧНЫЕ ГОНКИ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф со сценой «Геракл отрывает Антея от земли».
Мрамор.
Эпоха Адриана.
Санта-Мария-Капуа-Ветере, Музей гладиаторов.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Борцы.

Флоренция, Галерея Уффици.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Борцы. Деталь.
V в. до н. э.
Кьюзи, Гробница Обезьяны.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Сцена борьбы с фигурой авгура слева и фигурой в маске (phersu) справа.
Ок. 520 г. до н. э.
Тарквиния, Гробница Авгуров.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Борцы. Деталь.
VI в. до н. э.
Тарквиния, Гробница Авгуров.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Борьба в палестре.
Рельеф на цоколе статуи.
Мрамор. Конец VI в. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
7. МОЗАИКА. Греция.
Напольная мозаика с изображением музыкальных и атлетических состязаний (фрагмент).
Патры.
Конец II — начало III вв. н. э.
Патры, Новый археологический музей.
8. МОЗАИКА. Греция.
Напольная мозаика с изображением музыкальных и атлетических состязаний (фрагмент).
Патры.
Конец II — начало III вв. н. э.
Патры, Новый археологический музей.
9. КЕРАМИКА. Греция.
Борцы и педотрибы.
Чернофигурный колонный кратер. Аттика.
Мастер Качелей.
Глина. 540—530 гг. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя борца.
Бронза.
Неаполь, Национальный археологический музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА