Словарь античности

БОРЬБА, древ­ней­ший вид тяже­лой атле­ти­ки в олим­пий­ской про­грам­ме (с 708 до н. э.), суще­ст­во­вав­ший, одна­ко, еще задол­го до появ­ле­ния Олим­пий­ских игр. На круп­ных состя­за­ни­ях борь­ба была пред­став­ле­на как само­сто­я­тель­ный вид спор­та и как состав­ная часть пяти­бо­рья. В антич­ную эпо­ху сорев­ну­ю­щи­е­ся в борь­бе диф­фе­рен­ци­ро­ва­лись не по весо­вым кате­го­ри­ям, а по воз­раст­ным груп­пам; про­дол­жи­тель­ность поедин­ка не огра­ни­чи­ва­лась. При­ме­не­ние при­е­мов борь­бы допус­ка­лось на любой части тела про­тив­ни­ка, но все боле­вые захва­ты были запре­ще­ны. Победа при­суж­да­лась судьей за трое­крат­ное повер­же­ние про­тив­ни­ка на зем­лю. Основ­ны­ми при­е­ма­ми наряду с брос­ка­ми и маха­ми были захва­ты (захват «на ключ» и захват с отры­вом от зем­ли). Поэто­му для борь­бы как отдель­но­го вида спортс­ме­ну, осо­бен­но про­фес­сио­на­лу, жела­тель­но было иметь зна­чи­тель­ный вес тела, и сам поеди­нок про­ис­хо­дил в более мед­лен­ном тем­пе, чем в пяти­бо­рье. В пяти­бо­рье тяже­лый вес, напро­тив, обо­ра­чи­вал­ся недо­стат­ком в борь­бе, кото­рая по харак­те­ру при­бли­жа­лась к лег­ко­ат­ле­ти­че­ским видам спор­та, отли­ча­лась подвиж­но­стью и крат­ковре­мен­но­стью поедин­ка и захва­там пред­по­чи­та­ла брос­ки и махи. Основ­ны­ми мето­да­ми тре­ни­ров­ки были подъ­ем тяже­стей, упраж­не­ния в захва­тах и защит­ных при­е­мах, а для борь­бы как отдель­но­го вида так­же при­об­ре­те­ние боль­шо­го веса тела по тща­тель­но раз­ра­ботан­ной про­грам­ме пита­ния.


Борь­ба. Неудач­ный и удав­ший­ся захват (с амфо­ры из мастер­ской Андо­кида, ок. 530 до н. э.)

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: «БЫСТРЕЕ! ВЫШЕ! СИЛЬНЕЕ!» • АЛЕЙПТ • АГИТАТОР • ЛОДОЧНЫЕ ГОНКИ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя атлета.
Бронза.
Копия или переработка греческого оригинала IV в. до н. э. школы Лисиппа.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя атлета.
Бронза.
Копия или переработка греческого оригинала IV в. до н. э. школы Лисиппа.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Борцы.

Флоренция, Галерея Уффици.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Борцы. Деталь.
V в. до н. э.
Кьюзи, Гробница Обезьяны.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Сцена борьбы с фигурой авгура слева и фигурой в маске (phersu) справа.
Ок. 520 г. до н. э.
Тарквиния, Гробница Авгуров.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Борцы. Деталь.
VI в. до н. э.
Тарквиния, Гробница Авгуров.
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Борьба в палестре.
Рельеф на цоколе статуи.
Мрамор. Конец VI в. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
8. МОЗАИКА. Греция.
Напольная мозаика с изображением музыкальных и атлетических состязаний (фрагмент).
Патры.
Конец II — начало III вв. н. э.
Патры, Новый археологический музей.
9. МОЗАИКА. Греция.
Напольная мозаика с изображением музыкальных и атлетических состязаний (фрагмент).
Патры.
Конец II — начало III вв. н. э.
Патры, Новый археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф со сценой «Геракл отрывает Антея от земли».
Мрамор.
Эпоха Адриана.
Санта-Мария-Капуа-Ветере, Музей гладиаторов.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА