Словарь античности

ВАЛЕРИЙ, ста­ро­рим­ское пат­ри­ци­ан­ское родо­вое имя. Род Вале­ри­ев пере­се­лил­ся в Рим из обла­сти саби­нов.

1. Пуб­лий Вале­рий Попли­ко­ла, леген­дар­ный граж­да­нин Рима, участ­во­вав­ший в изгна­нии этрус­ских царей из горо­да. Соглас­но пре­да­нию, Вале­рий был кон­су­лом пер­во­го года Рим­ской рес­пуб­ли­ки, во вре­мя прав­ле­ния кото­ро­го рим­ляне поко­ри­ли несколь­ко сосед­них горо­дов.

2. Вале­рий Антий (лат. An­tius), рим­ский анна­лист 1 в. до н. э., пред­ста­ви­тель т. н. млад­шей анна­ли­сти­ки, автор доведен­ной до пери­о­да прав­ле­ния Сул­лы хро­ни­ки в 75 кни­гах. Сочи­не­ние Вале­рия, отли­чаю­ще­е­ся отсут­ст­ви­ем кри­ти­че­ско­го мето­да и игрой фан­та­зии, было исполь­зо­ва­но Ливи­ем и Плу­тар­хом.

3. Гай Вале­рий Флакк Сетин Бальб (2-я пол. 1 в. н. э.), рим­ский эпи­че­ский поэт. Пред­по­ло­жи­тель­но при­над­ле­жал к сена­тор­ско­му сосло­вию; воз­мож­но, уро­же­нец Сетии (Кам­па­ния); умер вско­ре после 95. Вале­рий напи­сал посвя­щен­ный Вес­па­си­а­ну эпос «Арго­нав­ти­ка», в кото­ром он по образ­цу Апол­ло­ния Родос­ско­го изо­бра­зил поход арго­нав­тов в Кол­хиду. Поэ­ма обры­ва­ет­ся на 8-й кни­ге (воз­вра­ще­ние из Кол­хиды), что, оче­вид­но, свя­за­но со смер­тью авто­ра. Про­из­веде­ние Вале­рия Флак­ка в ком­по­зи­ци­он­ном плане испы­та­ло вли­я­ние Апол­ло­ния Родос­ско­го, а в отно­ше­нии худо­же­ст­вен­ной и язы­ко­вой фор­мы — «Эне­иды» Вер­ги­лия.

4. Вале­рий Мак­сим (1-я пол. 1 в. н. э.), рим­ский писа­тель. Про­ис­хо­дил из бед­ных сло­ев, выдви­нул­ся бла­го­да­ря бога­то­му покро­ви­те­лю. Вале­рий Мак­сим напи­сал «Досто­при­ме­ча­тель­ные дея­ния и выска­зы­ва­ния» («Fac­to­rum et dic­to­rum me­mo­ra­bi­lia») в 9 кни­гах. Это про­из­веде­ние, посвя­щен­ное импе­ра­то­ру Тибе­рию и про­ник­ну­тое духом вер­но­под­да­ни­че­ства по отно­ше­нию к импе­ра­тор­ско­му дому, напи­са­но не по стро­го опре­де­лен­но­му пла­ну, но под­разде­ля­ет­ся на гла­вы мораль­но-фило­соф­ской тема­ти­ки (Рели­гия, Муже­ство, Чело­веч­ность, Сча­стье, Друж­ба, Вер­ность и т. п.). Обсуж­да­е­мые пред­ме­ты иллю­ст­ри­ру­ют­ся при­ме­ра­ми как из рим­ской, так и чуже­зем­ной жиз­ни. Сочи­не­ние Вале­рия Мак­си­ма, пред­на­зна­чен­ное в первую оче­редь для нужд пре­по­да­ва­ния рито­ри­ки, поль­зо­ва­лось популяр­но­стью как в древ­но­сти, так и в сред­ние века. Труд Вале­рия Мак­си­ма чер­па­ет сведе­ния из доб­рот­ных источ­ни­ков и обна­ру­жи­ва­ет мора­ли­сти­че­скую и педа­го­ги­че­скую тен­ден­цию. Сти­лю Вале­рия Мак­си­ма при­су­ща напы­щен­ность.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • ДОССЕНН • ДЕМАД • КИНЕФ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Надгробный памятник римского легионера Гая Валерия Валента.
Мрамор.
Вторая половина I — начало II в. н. э.
Коринф, Археологический музей Древнего Коринфа.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Надгробный памятник римского легионера Гая Валерия Валента (деталь).
Мрамор. Вторая половина I — начало II в. н. э.
Коринф, Археологический музей Древнего Коринфа.
3. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Надгробный памятник римского легионера Гая Валерия Валента (надпись).
Мрамор. Вторая половина I — начало II в. н. э.
Коринф, Археологический музей Древнего Коринфа.
4. НАДПИСИ. Рим.
База с надписью наследников Гая Цестия.
Около 25—12 гг. до н. э.
CIL VI 1375 = ILS 917a.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Атрий.
5. НАДПИСИ. Рим.
Надпись в честь диктатора Мания Валерия Максима.
Эпоха Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.). Копия.
CIL. XI. 1826 = Inscr. It. XIII3. 78 = ILS. 50.
Рим, Музей Римской культуры.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Марк Валерий Мессала
Рим, 53 г. до н.э.
АВЕРС: Недрапированный бюст Ромы, повернутый от зрителя, голова вправо, в коринфской шлеме с гребнем, украшенном с бока пером; волосы длинные; над левым плечом копье; перед головой MESSAL. F. (Messalla filius). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Курульное кресло между двумя буквами S. C. (Senatus consulto); внизу скипетр с царской диадемой; вверху PATRE COS. (Patre consule). Кайма из точек.
2. Денарий, серебро
Луций Валерий Ацискул
Рим, 45 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона Сорана, в диадеме, вправо, волосы завиты колечками и волнистые надо лбом; вверху звезда; сзади надпись вниз ACISCVLVS и двойное тесло или кирка. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Женская фигура, Валерия Луперка, сидит на телке (BMCRR, CRR) (RRC, RCTV: Европа на быке**), идущей вправо; обеими руками она держит свое покрывало, которое развевается над ее головой. Кайма из точек.
В обрезе: L. VALERIVS (Lucius Valerius).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА