Словарь античности

ВАЛЕРИЙ, ста­ро­рим­ское пат­ри­ци­ан­ское родо­вое имя. Род Вале­ри­ев пере­се­лил­ся в Рим из обла­сти саби­нов.

1. Пуб­лий Вале­рий Попли­ко­ла, леген­дар­ный граж­да­нин Рима, участ­во­вав­ший в изгна­нии этрус­ских царей из горо­да. Соглас­но пред­а­нию, Вале­рий был кон­су­лом пер­во­го года Рим­ской рес­пуб­ли­ки, во вре­мя прав­ле­ния кото­ро­го рим­ляне поко­ри­ли несколь­ко сосед­них горо­дов.

2. Вале­рий Антий (лат. Antius), рим­ский анна­лист 1 в. до н. э., пред­ста­ви­тель т. н. млад­шей анна­ли­сти­ки, автор доведен­ной до пери­о­да прав­ле­ния Сул­лы хро­ни­ки в 75 кни­гах. Сочи­не­ние Вале­рия, отли­чаю­ще­е­ся отсут­ст­ви­ем кри­ти­че­ско­го мето­да и игрой фан­та­зии, было исполь­зо­ва­но Ливи­ем и Плу­тар­хом.

3. Гай Вале­рий Флакк Сетин Бальб (2-я пол. 1 в. н. э.), рим­ский эпи­че­ский поэт. Пред­по­ло­жи­тель­но при­над­ле­жал к сена­тор­ско­му сосло­вию; воз­мож­но, уро­же­нец Сетии (Кам­па­ния); умер вско­ре после 95. Вале­рий напи­сал посвя­щен­ный Вес­па­си­а­ну эпос «Арго­нав­ти­ка», в кото­ром он по образ­цу Апол­ло­ния Родос­ско­го изо­бра­зил поход арго­нав­тов в Кол­хиду. Поэ­ма обры­ва­ет­ся на 8-й кни­ге (воз­вра­ще­ние из Кол­хиды), что, оче­вид­но, свя­за­но со смер­тью авто­ра. Про­из­веде­ние Вале­рия Флак­ка в ком­по­зи­ци­он­ном плане испы­та­ло вли­я­ние Апол­ло­ния Родос­ско­го, а в отно­ше­нии худо­же­ст­вен­ной и язы­ко­вой фор­мы — «Эне­иды» Вер­ги­лия.

4. Вале­рий Мак­сим (1-я пол. 1 в. н. э.), рим­ский писа­тель. Про­ис­хо­дил из бед­ных сло­ев, выдви­нул­ся бла­го­да­ря бога­то­му покро­ви­те­лю. Вале­рий Мак­сим напи­сал «Досто­при­ме­ча­тель­ные дея­ния и выска­зы­ва­ния» («Factorum et dictorum memorabilia») в 9 кни­гах. Это про­из­веде­ние, посвя­щен­ное импе­ра­то­ру Тибе­рию и про­ник­ну­тое духом вер­но­под­да­ни­че­ства по отно­ше­нию к импе­ра­тор­ско­му дому, напи­са­но не по стро­го опре­де­лен­но­му пла­ну, но под­разде­ля­ет­ся на гла­вы мораль­но-фило­соф­ской тема­ти­ки (Рели­гия, Муже­ст­во, Чело­веч­ность, Сча­стье, Друж­ба, Вер­ность и т. п.). Обсуж­да­е­мые пред­ме­ты иллю­стри­ру­ют­ся при­ме­ра­ми как из рим­ской, так и чуже­зем­ной жиз­ни. Сочи­не­ние Вале­рия Мак­си­ма, пред­на­зна­чен­ное в первую оче­редь для нужд пре­по­да­ва­ния рито­ри­ки, поль­зо­ва­лось популяр­но­стью как в древ­но­сти, так и в сред­ние века. Труд Вале­рия Мак­си­ма чер­па­ет сведе­ния из доб­рот­ных источ­ни­ков и обна­ру­жи­ва­ет мора­ли­сти­че­скую и педа­го­ги­че­скую тен­ден­цию. Сти­лю Вале­рия Мак­си­ма при­су­ща напы­щен­ность.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ДОССЕНН • ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДУРИС САМОССКИЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 5)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Надгробный памятник римского офицера Гая Валерия Валента.
Мрамор. Вторая половина I — начало II в. н. э.
Выс. 217 см, шир. 64 см, толщ. 45 см.
Коринф, Археологический музей Древнего Коринфа.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Надгробный памятник римского офицера Гая Валерия Валента (деталь).
Мрамор. Вторая половина I — начало II в. н. э.
Коринф, Археологический музей Древнего Коринфа.
3. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Надгробный памятник римского офицера Гая Валерия Валента (надпись).
Мрамор. Вторая половина I — начало II в. н. э.
Коринф, Археологический музей Древнего Коринфа.
4. НАДПИСИ. Рим.
Надпись в честь диктатора Мания Валерия Максима.
Эпоха Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.). Копия.
CIL. XI. 1826 = Inscr. It. XIII3. 78 = ILS. 50.
Инв. № MCR 105.
Рим, Музей Римской культуры.
5. НАДПИСИ. Рим.
База с надписью наследников Гая Цестия.
Около 25—12 гг. до н. э.
CIL VI 1375 = ILS 917a.
Инв. № NCE 2386.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Атрий.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 2)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Марк Валерий Мессала
Рим, 53 г. до н.э.
АВЕРС: Недрапированный бюст Ромы, повернутый от зрителя, голова вправо, в коринфской шлеме с гребнем, украшенном с бока пером; волосы длинные; над левым плечом копье; перед головой MESSAL. F. (Messalla filius) (AL — монограммой). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Курульное кресло между двумя буквами S. C. (Senatus consulto); внизу скипетр с царской диадемой; вверху PATRE COS. (Patre consule) (TR — монограммой). Кайма из точек.
2. Денарий, серебро
Рим, 45 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона Сорана, в диадеме, вправо, волосы завиты колечками и волнистые надо лбом; вверху звезда; сзади надпись вниз ACISCVLVS и двойное тесло или кирка. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Женская фигура, Валерия Луперка, сидит на тёлке (BMCRR, CRR) (RRC, RCTV: Европа на быке**), идущей вправо; обеими руками она держит свое покрывало, которое развевается над ее головой. Кайма из точек.
В обрезе: L. VALERIVS (Lucius Valerius).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА