Словарь античности

ВАРВАРЫ. Изна­чаль­но вар­ва­ра­ми гре­ки име­но­ва­ли пред­ста­ви­те­лей всех дру­гих пле­мен и наро­дов, язык кото­рых был для них непо­ня­тен и казал­ся небла­го­звуч­ным (bar­ba­ros — непо­нят­но бол­таю­щий). Отсюда воз­ник­ло пре­зри­тель­ное обо­зна­че­ние гру­бо­го и некуль­тур­но­го чело­ве­ка. Даже сами рим­ляне назы­ва­ли себя ино­гда вар­ва­ра­ми (напри­мер, Плавт), пока гре­че­ский язык и куль­ту­ра глу­бо­ко не уко­ре­ни­лись в ита­лий­ской среде. В элли­ни­сти­че­ские вре­ме­на вар­ва­ра­ми име­но­ва­лись наро­ды, кото­рые нахо­ди­лись вне среды вли­я­ния гре­ко-рим­ской куль­ту­ры или же нахо­ди­лись на более низ­кой сту­пе­ни куль­тур­но­го раз­ви­тия (напри­мер, гер­ман­цы). Антич­ное поня­тие вар­ва­ров заим­ст­во­ва­но в хри­сти­ан­ской Визан­тии и Запад­ной Евро­пе, где оно при­об­ре­ло зна­че­ние «без­бож­ник». В Визан­тии вар­ва­ра­ми назы­ва­лись, кро­ме того, запад­но-евро­пей­ские, а так­же дру­гие хри­сти­ан­ские наро­ды.

См. также:
ВАРВАРЫ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭРЕТ, ЕРЕТ • ЭТОВИССА, ЕТОВИССА • ЭФИРА, ЕФИРА • ЭЦЕТРА, ЭХЕТРА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ГЛИПТИКА. Рим.
«Гемма Августа».
Оникс. Ок. 12—7 гг. до н. э.
Вена, Музей истории искусств.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с изображением сцен из жизни военачальника. Сцена virtus и clementia.
Мрамор. II в. н. э.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг супружеской пары с Диоскурами. Левая боковая панель с рельефом «Военачальник проявляет милосердие к пленному варвару».
Мрамор.
II в. н. э.
Флоренция, Музей кафедрального собора.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Милосердие императора. Рельефная панель с триумфальной арки Марка Аврелия (предположительно).
Мрамор. 177—180 гг. н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Монументальная лестница.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Милосердие императора (деталь). Рельефная панель с триумфальной арки Марка Аврелия (предположительно).
Мрамор. 177—180 гг. н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Монументальная лестница.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтальная панель саркофага военачальника. Сцена помилования побежденных варваров (clementia).
Мрамор. Ок. 180 г. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Северный портик, 15.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Пленные варвары перед императором.
Рельеф на аттике южной стороны.
Мрамор. 175—196 гг.
Рим, Арка Константина.
8. ГЛИПТИКА. Рим.
«Гемма Августа».
Оникс. Ок. 12—7 гг. до н. э.
Вена, Музей истории искусств.
9. ГЛИПТИКА. Рим.
«Гемма Августа». Верхний регистр.
Оникс. Ок. 12—7 гг. до н. э.
Вена, Музей истории искусств.
10. ГЛИПТИКА. Рим.
«Гемма Августа». Нижний регистр.
Оникс. Ок. 12—7 гг. до н. э.
Вена, Музей истории искусств.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА