Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ВА́РВАРЫ

Barbări, βάρ­βα­ροι. Это назва­ние отно­си­лось пер­во­на­чаль­но толь­ко к язы­ку и обо­зна­ча­ло чело­ве­ка ино­языч­но­го; так, карий­цы, Il. 2, 867, назы­ва­ют­ся βαρ­βα­ρόφω­νοι. Егип­тяне так­же всех гово­ря­щих по-чуже­зем­но­му назы­ва­ли вар­ва­ра­ми (Hdt. 2, 158). Понят­но, что с этим назва­ни­ем лег­ко соеди­ня­лось выра­же­ние неко­то­ро­го пре­зре­ния. Это про­ти­во­по­ло­же­ние невар­ва­ра вар­ва­ру осо­бен­но обна­ру­жи­лось при более само­быт­ном раз­ви­тии народ­но­го духа и более высо­ком само­со­зна­нии элли­нов срав­ни­тель­но с дру­ги­ми наро­да­ми и осо­бен­но жите­ля­ми Восто­ка. Самой при­ро­дой грек назна­чен был гос­под­ст­во­вать над вар­ва­ра­ми. Arist. Pol. 1, 2. διό φα­σιν οἱ ποιηταί· βαρ­βά­ρων δ’ Ἕλ­λη­νας ἄρχειν εἰκός (Eur. Iph. Aul. 1379), ὡς ταὐτὸ φύ­σει βάρ­βα­ρον καὶ δοῦ­λον ὄν. Ср. так­же 7, 6, где он при­пи­сы­ва­ет евро­пей­ским вар­ва­рам муже­ство (θυ­μός), но отри­ца­ет в них ум, про­ни­ца­тель­ность (διάνοια), вар­ва­ров ази­ат­ских наде­ля­ет умом, но не при­зна­ет за ними муже­ства, тогда как, утвер­жда­ет он, в гре­ках соеди­ня­ет­ся и то и дру­гое, так что если бы они обра­зо­ва­ли одно государ­ство, то мог­ли бы гос­под­ст­во­вать над все­ми. От обо­зна­че­ния чуже­зем­но­го харак­те­ра сло­во пере­шло мало-пома­лу к обо­зна­че­нию недо­ста­точ­но­го раз­ви­тия, мень­шей сте­пе­ни обра­зо­ван­но­сти. Таким обра­зом, для гре­ков все негре­ки — вар­ва­ры, до заво­е­ва­ния Гре­ции рим­ля­на­ми, кото­рые после это­го так­же выде­ли­лись из вар­ва­ров: все, что не было обра­зо­ва­но по-гре­че­ски и по-рим­ски, обо­зна­ча­лось общим име­нем bar­ba­ri; im­ma­ni­tas и bar­ba­ria про­ти­во­по­ла­га­лись рим­ской hu­ma­ni­tas, при­чем не совсем утра­ти­лось и про­ти­во­по­ло­же­ние отно­си­тель­но язы­ков, как пока­зы­ва­ет одно место у Цице­ро­на. Verr. 2, 4, 50. Позд­нее еще гал­лы и испан­цы были при­чис­ле­ны к невар­ва­рам, и имя вар­ва­ров оста­лось осо­бен­но за гер­ман­ца­ми и наро­да­ми по ту сто­ро­ну Евфра­та, т. к. они упор­но сопро­тив­ля­лись рим­ля­нам и не под­да­ва­лись их вли­я­нию. Про­из­вод­ство сло­ва от сан­скрит­ско­го bar­ba­ra-s наво­дит на сомне­ние даже каса­тель­но суще­ст­во­ва­ния такой фор­мы сло­ва; а сло­во var­va­ra-s «кос­ма­тый» обо­зна­ча­ет толь­ко негра с его шер­сте­вид­ны­ми воло­са­ми, про­из­вод­ное var­va­ra-tâ — лишь суро­вость про­из­но­ше­ния бук­вы r. Ср. так­же βορ­βο­ρύζειν — вор­чать и пер­сид­ское bar­bar — болт­ли­вый, чудак. Cur­tius gr. Etym. стр. 273.

См. также:
ВАРВАРЫ (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 203.
См. по теме: БАРДИЕИ • ЛИСТОВКИ • БОРЕАСМЫ • КОНОПЛЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 62 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Коленопреклоненный варвар.
Фригийский мрамор (pavonazzetto) и черный античный мрамор (nero antico).
Римская работа 1-й пол. I в. н. э. Голова из черного мрамора современная.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Коленопреклоненный варвар.
Фригийский мрамор (pavonazzetto) и черный античный мрамор (nero antico).
Римская работа 1-й пол. I в. н. э. Голова из черного мрамора современная.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Коленопреклоненный варвар.
Фригийский мрамор (pavonazzetto) и черный античный мрамор (nero antico).
Римская работа 1-й пол. I в. н. э. Голова из черного мрамора современная.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова варвара.
Мрамор.
Конец II в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг супружеской пары с Диоскурами. Левая боковая панель с рельефом «Военачальник проявляет милосердие к пленному варвару».
Мрамор.
II в. н. э.
Флоренция, Музей кафедрального собора.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Пленные варвары и трофей.
Рельеф цоколя колонны.
Мрамор. 312—315 гг.
Рим, Арка Константина, Северный фасад.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Крылатая Виктория и пленный варвар.
Рельеф цоколя колонны.
Мрамор. 312—315 гг.
Рим, Арка Константина, Северный фасад.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова варвара.
Мрамор.
Конец II в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Крылатая Виктория и пленный варвар.
Рельеф цоколя колонны.
Мрамор. 312—315 гг.
Рим, Арка Константина, Северный фасад.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Римский воин и пленные варвары.
Рельеф цоколя колонны.
Мрамор. 312—315 гг.
Рим, Арка Константина, Северный фасад.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 11 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Антониниан, медь
Аврелиан
Тицин, 270—275 гг.
АВЕРС: IMP. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучевой короне и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: ORIENS AVG. — Сол в лучевой короне стоит влево, держит в левой руке глобус, правая рука поднята, у ног два пленника.
В левом поле:
В обрезе: SXXT
2. Антониниан, посеребренная медь
Аврелиан
Рим, IV мастерская, 270—275 гг.
АВЕРС: IMP. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучевой короне и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: ORIENS AVG. — Сол в лучевой короне шагает влево, правая рука поднята, в левой — глобус, у ног — два связанных пленника, слева и справа.
В обрезе: ?XXI
3. Антониниан, медь
Аврелиан
270—275 гг.
АВЕРС: IMP. C. AVRELIANVS AVG. — драпированный бюст императора в лучевой короне вправо.
РЕВЕРС: ORIENS AVG. — Сол стоит влево, у ног связанный пленник.
В обрезе: XXI
4. AE 4, медь
Аркадий
Сизик, 388—392 гг.
АВЕРС: D. N. ARCADIVS P. F. AVG. — драпированный бюст Аркадия в диадеме и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: SALVS REIPVBLICAE — Виктория идет влево, несет на плече трофей, тащит пленника.
В левом поле монограмма XP.
В обрезе: SMKA.
5. Антониниан, посеребренная медь
Аврелиан
Антиохия, 270—275 гг.
АВЕРС: IMP. C. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучевой короне и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: CONSERVAT. AVG. — Сол стоит влево, правая рука поднята, в левой руке глобус, у ног связанный пленник.
В правом поле: ?
В обрезе: XXI
6. Антониниан, медь
Аврелиан
Рим, 270—275 гг.
АВЕРС: IMP. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучевой короне и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: ORIENS AVG. — Сол в лучевой короне стоит вправо, держит в левой руке лук и в правой — лавровую ветвь, наступив ногой на пленника.
В поле: A
В обрезе: XXIR
7. Антониниан, посеребренная медь
Аврелиан
Рим, 270—275 гг.
АВЕРС: IMP. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучевой короне и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: ORIENS AVG. — Сол в лучевой короне стоит влево, правая рука поднята, в левой — глобус, у ног — два связанных пленника, слева и справа.
В правом поле: S
В обрезе: XXI
8. Денарий, серебро
Траян
Рим, 110 г.
АВЕРС: IMP. TRAIANO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. — бюст Траяна, в лавровом венке, с драпировкой на левом плече спереди и сзади, вправо.
РЕВЕРС: COS. V P. P. S. P. Q. R. OPTIMO PRINC. — дак в остроконечной шапке, в тунике и в штанах, сидит влево на груде оружия, один щит круглый, другой — угловатый, правая нога согнута в колене и на нее он опирается правой рукой, положив левую руку на колено, левая нога стоит на шлеме; слева — два кривых меча, справа — два копья и угловатый щит.
В обрезе: DAC. CAP.
9. Денарий, серебро
Траян
Рим, 103 г.
АВЕРС: IMP. TRAIANO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. V P. P. — голова Траяна в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: S. P. Q. R. OPTIMO PRINCIPI — дак в остроконечной шапке, в рубахе с длинными рукавами, в штанах, сидит вправо на земле у основания трофея: его голова опирается на левую руку, опирающуюся на левую ногу, согнутую в колене, правая рука поперек груди; трофей состит из доспехов, щитов и т.д.
10. AE 2, медь
Аркадий
Константинополь, I мастерская, 383—388 гг.
АВЕРС: D. N. ARCADIVS P. F. AVGVSTVS — драпированный бюст Аркадия в жемчужной диадеме и в доспехах.
РЕВЕРС: VIRTVS EXERCITI — император стоит влево, глобус в левой руке, лабарум в правой, у ног пленник.
В левом поле крест.
В обрезе: CONSA
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА