Словарь античности

ГЕЛИОС (греч. He­lios — солн­це), у гре­ков юный, луче­зар­ный и могу­чий бог солн­ца (лат. Sol), сын тита­на Гипе­ри­о­на и Тейи, поэто­му и сам он име­но­вал­ся тита­ном или Гипе­ри­о­ном («живу­щим в высо­те»). Сест­ра­ми Гелиоса были Эос и Селе­на. Его дети — Ээт, Кир­ка, Паси­фая. По пред­став­ле­ни­ям гре­ков, Гелиос на сол­неч­ной колес­ни­це, запря­жен­ной огнен­ны­ми коня­ми (обыч­но четырь­мя), еже­днев­но объ­ез­жа­ет небо, начи­ная свой путь от Оке­а­на. Ночью он воз­вра­ща­ет­ся обрат­но в золо­той чаше. Его сын, Фаэ­тон, погиб, управ­ляя сол­неч­ной колес­ни­цей. Пас­ши­е­ся на ост­ро­ве Три­на­крия сол­неч­ные быки Гелиоса были уби­ты спут­ни­ка­ми Одис­сея. Гелиоса при­зы­ва­ли в свиде­те­ли клят­вы, т. к. счи­та­ли, что он все видит и все слы­шит. Гелиос часто изо­бра­жал­ся в сол­неч­ной короне. Гре­ки клас­си­че­ской эпо­хи вос­при­ни­ма­ли культ солн­ца как чуж­дый. Стоя виде­ла в солн­це выс­ше­го упра­ви­те­ля все­лен­ной. Под вли­я­ни­ем восточ­ной аст­ро­ло­гии у гре­ков раз­вил­ся культ солн­ца, и Гелиос, кото­рый и рань­ше был пред­ме­том покло­не­ния на ост­ро­ве Родос (Колосс Родос­ский), стал почи­тать­ся всей Гре­ци­ей. Тео­ло­гия и культ солн­ца игра­ли в антич­ных обще­ст­вен­ных уто­пи­ях зна­чи­тель­ную роль.

См. также:
ГЕЛИОС, ГЕЛИЙ (Мифы народов мира)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД • ЭНИО, ЕНИО • ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭМПУСА, ЕМПУЗА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 31 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер с изображением путешествия Орфея в Загробный мир. Деталь: Гелиос и Селена на колесницах.
Кратер краснофигурный с волютами. Апулия.
Мастер Загробного мира.
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами бракосочетания (фриз крышки).
Мрамор. III в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами бракосочетания (фронтальный рельеф, центральная сцена).
Мрамор. III в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер с изображением путешествия Орфея в Загробный мир.
Кратер краснофигурный с волютами. Апулия.
Мастер Загробного мира (Trendall).
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами бракосочетания (фронтальный рельеф).
Мрамор. III в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о сотворении человека Прометеем (деталь).
Мрамор.
IV в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Детский саркофаг со сценами мифа о сотворении человека Прометеем.
Мрамор. III в. н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами бракосочетания (известный как саркофаг кардинала Гульельмо Фиески).
Фриз крышки.
Мрамор. Ок. 210—220 гг. н. э.
Рим, Базилика Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о сотворении человека Прометеем (деталь).
Мрамор.
IV в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе. Левый торцовый рельеф.
Мрамор. Начало III в. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 3)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Тетрадрахма, серебро
Селевк I Никатор
Сузы, 300 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Александра вправо, с чертами молодого Диониса и Селевка, в шлеме из шкуры пантеры, украшенном бычьими ушами и рогами, вокруг шеи — шкура пантеры.
РЕВЕРС: ???????? ???????? — Ника, стоящая вправо, возлагающая венок на трофей; снизу слева — ??; между Никой и трофеем — голова Гелиоса анфас; снизу справа — монограмма ??.
2. Дидрахма, серебро
Антонин Пий
Цезарея Каппадокийская, 139 г.
АВЕРС: ????????C CЄ??C??C — голова Антонина Пия, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: ??? ? ?? ???? — Гелиос с глобусом и скипетром стоит на вершине горы Аргей (Аргеус).
В обрезе:
3. Драхма, серебро
Персей
монетный двор в Фессалии, 171—170 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Гелиоса анфас.
РЕВЕРС: ?????? (имя магистрата) — бутон розы, слева и справа — буквы ? и ?.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА