Словарь античности

ГЕЛИОС (греч. Helios — солн­це), у гре­ков юный, луче­зар­ный и могу­чий бог солн­ца (лат. Sol), сын тита­на Гипе­ри­о­на и Тейи, поэто­му и сам он име­но­вал­ся тита­ном или Гипе­ри­о­ном («живу­щим в высо­те»). Сест­ра­ми Гелиоса были Эос и Селе­на. Его дети — Ээт, Кир­ка, Паси­фая. По пред­став­ле­ни­ям гре­ков, Гелиос на сол­неч­ной колес­ни­це, запря­жен­ной огнен­ны­ми коня­ми (обыч­но четырь­мя), еже­днев­но объ­ез­жа­ет небо, начи­ная свой путь от Оке­а­на. Ночью он воз­вра­ща­ет­ся обрат­но в золо­той чаше. Его сын, Фаэ­тон, погиб, управ­ляя сол­неч­ной колес­ни­цей. Пас­ши­е­ся на ост­ро­ве Три­на­крия сол­неч­ные быки Гелиоса были уби­ты спут­ни­ка­ми Одис­сея. Гелиоса при­зы­ва­ли в свиде­те­ли клят­вы, т. к. счи­та­ли, что он все видит и все слы­шит. Гелиос часто изо­бра­жал­ся в сол­неч­ной короне. Гре­ки клас­си­че­ской эпо­хи вос­при­ни­ма­ли культ солн­ца как чуж­дый. Стоя виде­ла в солн­це выс­ше­го упра­ви­те­ля все­лен­ной. Под вли­я­ни­ем восточ­ной аст­ро­ло­гии у гре­ков раз­вил­ся культ солн­ца, и Гелиос, кото­рый и рань­ше был пред­ме­том покло­не­ния на ост­ро­ве Родос (Колосс Родос­ский), стал почи­тать­ся всей Гре­ци­ей. Тео­ло­гия и культ солн­ца игра­ли в антич­ных обще­ст­вен­ных уто­пи­ях зна­чи­тель­ную роль.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. также:
ГЕЛИОС, ГЕЛИЙ (Мифы народов мира)

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ЭНИО, ЕНИО • ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД • ЭМПУСА, ЕМПУЗА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 19 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами бракосочетания (фриз крышки).
Мрамор. III в. н. э.
Инв. № А 433.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами бракосочетания (известный как саркофаг кардинала Гульельмо Фиески).
Фриз крышки.
Мрамор. Ок. 210—220 гг. н. э.
Рим, Базилика Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе. Левый торцовый рельеф.
Мрамор. Начало III в. н. э.
Инв. № 47.100.4a.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе. Фронтальный рельеф.
Мрамор. Начало III в. н. э.
Инв. № 47.100.4a.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с мифом о Селене и Эндимионе.
Мрамор. Начало III в. н. э.
Инв. № 47.100.4a, b.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе.
Фронтальная панель.
Мрамор.
Дл. 252 см; выс. 132 см; шир.120 см.
Первая половина III в. н. э.
Рим, Галерея Дориа-Памфили.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Миф о Фаэтоне (деталь).
Стенка саркофага.
Мрамор. III в.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Миф о Фаэтоне (деталь).
Стенка саркофага.
Мрамор. III в.
Верона, Археологический музей.
9. ТОРЕВТИКА. Рим.
Патера из Парабьяго (схема).
Инв. № A0.9.14264.
Милан, Городской археологический музей.
10. МОЗАИКА. Греция.
Кассиопея перед судом Эона.
Дом Эона.
Середина IV вв. н. э.
Кипр.
Пафос, Археологический парк.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 3)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Дидрахма, серебро
Антонин Пий
Цезарея Каппадокийская, 139 г.
АВЕРС: ΑΝΤΩΝΙΝΟC CЄΒΑCΤΟC — голова Антонина Пия, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: ΥΠΑ Β ΠΑ ΠΑΤΡ — Гелиос с глобусом и скипетром стоит на вершине горы Аргей (Аргеус).
В обрезе:
2. Тетрадрахма, серебро
Селевк I Никатор
Сузы, 300 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Александра вправо, с чертами молодого Диониса и Селевка, в шлеме из шкуры пантеры, украшенном бычьими ушами и рогами, вокруг шеи — шкура пантеры.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Ника, стоящая вправо, возлагающая венок на трофей; снизу слева — ΑΡ; между Никой и трофеем — голова Гелиоса анфас; снизу справа — монограмма ΠΑ.
3. Драхма, серебро
Персей
монетный двор в Фессалии, 171—170 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Гелиоса анфас.
РЕВЕРС: ΕΡΜΙΑΣ (имя магистрата) — бутон розы, слева и справа — буквы Ζ и Ω.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА