Словарь античности

ГЕРА (греч. He­ra), вер­хов­ная гре­че­ская боги­ня, цари­ца богов (в древ­не­рим­ской мифо­ло­гии Юно­на), дочь Кро­но­са и Реи, сест­ра Демет­ры, Аида, Гестии, Посей­до­на и Зев­са, супру­га Зев­са. Детьми Зев­са и Геры были Арес, Геба, Гефест и Или­фия, ино­гда сыном Геры счи­тал­ся Тифон. Гера из-за рев­но­сти пре­сле­до­ва­ла сво­их сопер­ниц (напри­мер, Ио, Кал­ли­сто, Лето, Семе­лу) и их детей (Герак­ла). В спо­ре, воз­буж­ден­ном Эридой из-за ябло­ка, пред­на­зна­чен­ном пре­крас­ней­шей из богинь и решен­ном тро­ян­цем Пари­сом в поль­зу Афро­ди­ты, Гера, как и Афи­на, была вынуж­де­на усту­пить и ста­ла про­тив­ни­цей всех тро­ян­цев, напри­мер Энея. Икси­он, пытав­ший­ся соблаз­нить Геру, был в нака­за­ние навеч­но при­вя­зан к вра­щаю­ще­му­ся коле­су. Как боги­ня жен­щин Гера покро­ви­тель­ст­во­ва­ла бра­ку, как Или­фия — роже­ни­цам. Ей была посвя­ще­на коро­ва, сама Гера име­но­ва­лась «воло­окой», ее атри­бу­том был пав­лин. Изна­чаль­но Гера была, веро­ят­но, аргос­ской боги­ней, глав­ны­ми места­ми ее куль­та были Аргос (с утра­чен­ны­ми хри­со­эле­фан­тин­ны­ми ста­ту­я­ми работы Поли­кле­та) и ост­ров Самос (Гере при­пи­сы­ва­лась ста­туя с посвя­ти­тель­ной над­пи­сью Хера­мия). К чис­лу зна­ме­ни­тей­ших про­из­веде­ний, счи­тав­ших­ся изо­бра­же­ни­я­ми Геры, при­чис­ля­ют Юно­ну Людо­ви­зи, колос­саль­ную мра­мор­ную голо­ву, полу­чив­шую высо­кую оцен­ку в 18—19 вв. (в послед­нее вре­мя она рас­смат­ри­ва­ет­ся как порт­рет вре­ме­ни ран­ней Импе­рии). В сво­их про­из­веде­ни­ях Геру изо­бра­жа­ли А. Корреджо, П. Рубенс, Д. Тье­по­ло, Н. Пус­сен.

См. также:
ГЕРА (Мифы народов мира)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД • ЭНИО, ЕНИО • ЭМПУСА, ЕМПУЗА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Гера.
Краснофигурный килик (тип B) с белофоновым тондо.
Гончар: последователь Брига; художник: вазописец Сабурова.
Ранняя классика, ок. 470—460 гг. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Суд Париса.
Фреска IV стиля из Помпей (V. 2. 15).
45—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Помпеи, Дом Веттиев, расписная комната.
60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
4. КЕРАМИКА. Греция.
Ваза Франсуа - деталь. Тулово, сторона АВ, со сценами свадьбы Пелея. Процессия богов (Зевс и Гера).
Чернофигурный волютный кратер. Аттика.
Ок. сер. VI в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
5. КЕРАМИКА. Греция.
Гера.
Краснофигурный килик (тип B) с белофоновым тондо.
Гончар: последователь Брига; художник: вазописец Сабурова.
Ранняя классика, ок. 470—460 гг. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Суд Париса (деталь крышки саркофага с мифом о Селене и Эндимионе).
Мрамор.
Ок. 235 г. н. э.
Париж, Лувр.
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Гера Самосская.
Мрамор.
1-я половина VI в. до н. э.
Париж, Лувр.
8. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Кора (т. н. «Гера Самосская»).
Мрамор.
570—560 гг. до н. э.
Париж, Лувр.
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Принятие Геракла в сонм олимпийских богов в присутствии Геры, Афины и Зевса в образе радуги.
Фреска IV стиля. 50—79 гг.
Геркуланум, Археологический парк, Здание августалов (VI, 24).
10. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Гигантомахия. Гера нападает на одного из гигантов.
Фриз Сокровищницы сифнийцев в Дельфах.
Мрамор. 525 г. до н. э.
Дельфы, Археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Номос, серебро
Кротон, 350—340 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Геры Лацинийской, в три четверти вправо, в стефане, украшенной пальметтами и колечками; в поле справа Β.
РЕВЕРС: ΚΡΟΤΩΝΙΑΤΑΣ — Геракл сидит влево на скале, покрытой львиной шкурой, держа винный кубок в протянутой правой руке и дубину в левой; внизу на земле лежит лук.
2. Номос, серебро
Кротон, 350—340 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Геры Лацинийской, в три четверти вправо, в стефане, украшенной пальметтами и колечками.
РЕВЕРС: ΚΡΟΤΩΝΙΑΤΑΝ — Геракл сидит влево на скале, покрытой львиной шкурой, держа винный кубок в протянутой правой руке и дубину в левой; внизу на земле лежит лук.
3. AE 28, медь
Нерон
ФРАКИЯ, Перинф, 54—62 гг.
АВЕРС: ΟΚΤΑΟΥΙΑ ΣΕΒΑΣΤΗ — бюст Октавии, в диадеме, вправо.
РЕВЕРС: ΗΡΑ ΠΕΡΙΝΘΙΩΝ — статуя Геры Самосской влево.
4. AE 18, медь
Август
Пергам, 10—2 гг. до н.э.
АВЕРС: ΛΙΒΙΑΝ ΗΡΑΝ ΧΑΡΙΝΟΣ — драпированный бюст Ливии в образе Геры, обращенный вправо.
РЕВЕРС: ΙΟΥΛΙΑΝ ΑΦΡΟΔΙΤΗΝ — драпированный бюст Юлии в образе Афродиты, обращенный вправо.
5. Статер, серебро
Аргос, 370—350 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Геры, обращенная вправо, ее волосы спадают сзади вдоль шеи, она носит стефану, украшенную пальметтами, серьгу и ожерелье из жемчуга.
РЕВЕРС: ΑΡΛΕΙΟΝ — два дельфина, плывущие по кругу влево; между ними коринфский шлем, обращенный вправо, между буквами Ε Μ.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА