Словарь античности

ГЕРА (греч. He­ra), вер­хов­ная гре­че­ская боги­ня, цари­ца богов (в древ­не­рим­ской мифо­ло­гии Юно­на), дочь Кро­но­са и Реи, сест­ра Демет­ры, Аида, Гестии, Посей­до­на и Зев­са, супру­га Зев­са. Детьми Зев­са и Геры были Арес, Геба, Гефест и Или­фия, ино­гда сыном Геры счи­тал­ся Тифон. Гера из-за рев­но­сти пре­сле­до­ва­ла сво­их сопер­ниц (напри­мер, Ио, Кал­ли­сто, Лето, Семе­лу) и их детей (Герак­ла). В спо­ре, воз­буж­ден­ном Эридой из-за ябло­ка, пред­на­зна­чен­ном пре­крас­ней­шей из богинь и решен­ном тро­ян­цем Пари­сом в поль­зу Афро­ди­ты, Гера, как и Афи­на, была вынуж­де­на усту­пить и ста­ла про­тив­ни­цей всех тро­ян­цев, напри­мер Энея. Икси­он, пытав­ший­ся соблаз­нить Геру, был в нака­за­ние навеч­но при­вя­зан к вра­щаю­ще­му­ся коле­су. Как боги­ня жен­щин Гера покро­ви­тель­ст­во­ва­ла бра­ку, как Или­фия — роже­ни­цам. Ей была посвя­ще­на коро­ва, сама Гера име­но­ва­лась «воло­окой», ее атри­бу­том был пав­лин. Изна­чаль­но Гера была, веро­ят­но, аргос­ской боги­ней, глав­ны­ми места­ми ее куль­та были Аргос (с утра­чен­ны­ми хри­со­эле­фан­тин­ны­ми ста­ту­я­ми работы Поли­кле­та) и ост­ров Самос (Гере при­пи­сы­ва­лась ста­туя с посвя­ти­тель­ной над­пи­сью Хера­мия). К чис­лу зна­ме­ни­тей­ших про­из­веде­ний, счи­тав­ших­ся изо­бра­же­ни­я­ми Геры, при­чис­ля­ют Юно­ну Людо­ви­зи, колос­саль­ную мра­мор­ную голо­ву, полу­чив­шую высо­кую оцен­ку в 18—19 вв. (в послед­нее вре­мя она рас­смат­ри­ва­ет­ся как порт­рет вре­ме­ни ран­ней Импе­рии). В сво­их про­из­веде­ни­ях Геру изо­бра­жа­ли А. Корреджо, П. Рубенс, Д. Тье­по­ло, Н. Пус­сен.

См. также:
ГЕРА (Мифы народов мира)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД • ЭНИО, ЕНИО • ЭМПУСА, ЕМПУЗА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Олимпийские боги, ожидающие прибытия императора. Слева направо: Геркулес, Минерва, Вакх, Юпитер, Церера, Юнона, Меркурий.
Мрамор.
114—117 гг.
Беневенто, Арка Траяна.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Олимпийские боги, ожидающие прибытия императора. Слева направо: Геркулес, Минерва, Вакх, Юпитер, Церера, Юнона, Меркурий.
Мрамор.
114—117 гг.
Беневенто, Арка Траяна.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о сотворении человека Прометеем.
Мрамор.
IV в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Зевс и Гера.
Метопа из храма Геры в Селинунте (Сицилия).
480—460 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Экседра-пинакотека дома Веттиев.
60—79 гг.
Помпеи, Дом Веттиев (VI, 15, 1, p).
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Принятие Геракла в сонм олимпийских богов в присутствии Геры, Афины и Зевса в образе радуги.
Фреска IV стиля. 50—79 гг.
Геркуланум, Здание августалов (VI, 24).
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гера Барберини.
Мрамор.
Римская копия по греческому образцу конца V в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда, 10.
8. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Зевс и Гера. Метопа восточного фриза Храма E в Селинунте.
Известняк, мрамор.
460—450 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
9. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Зевс и Гера (деталь). Метопа восточного фриза Храма E в Селинунте.
Известняк, мрамор.
460—450 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Троянская плита (Tabula Iliaca).
Кальцит. I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Номос, серебро
Кротон, 350—340 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Геры Лацинийской, в три четверти вправо, в стефане, украшенной пальметтами и колечками; в поле справа Β.
РЕВЕРС: ΚΡΟΤΩΝΙΑΤΑΣ — Геракл сидит влево на скале, покрытой львиной шкурой, держа винный кубок в протянутой правой руке и дубину в левой; внизу на земле лежит лук.
2. Номос, серебро
Кротон, 350—340 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Геры Лацинийской, в три четверти вправо, в стефане, украшенной пальметтами и колечками.
РЕВЕРС: ΚΡΟΤΩΝΙΑΤΑΝ — Геракл сидит влево на скале, покрытой львиной шкурой, держа винный кубок в протянутой правой руке и дубину в левой; внизу на земле лежит лук.
3. AE 28, медь
Нерон
ФРАКИЯ, Перинф, 54—62 гг.
АВЕРС: ΟΚΤΑΟΥΙΑ ΣΕΒΑΣΤΗ — бюст Октавии, в диадеме, вправо.
РЕВЕРС: ΗΡΑ ΠΕΡΙΝΘΙΩΝ — статуя Геры Самосской влево.
4. AE 18, медь
Август
Пергам, 10—2 гг. до н.э.
АВЕРС: ΛΙΒΙΑΝ ΗΡΑΝ ΧΑΡΙΝΟΣ — драпированный бюст Ливии в образе Геры, обращенный вправо.
РЕВЕРС: ΙΟΥΛΙΑΝ ΑΦΡΟΔΙΤΗΝ — драпированный бюст Юлии в образе Афродиты, обращенный вправо.
5. Статер, серебро
Аргос, 370—350 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Геры, обращенная вправо, ее волосы спадают сзади вдоль шеи, она носит стефану, украшенную пальметтами, серьгу и ожерелье из жемчуга.
РЕВЕРС: ΑΡΛΕΙΟΝ — два дельфина, плывущие по кругу влево; между ними коринфский шлем, обращенный вправо, между буквами Ε Μ.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА