Словарь античности

ГЕРОДОТ из Гали­кар­на­са (греч. He­ro­do­tos) (ок. 484—425 до н. э.), гре­че­ский исто­рик из обла­сти Кария, во вре­мя поли­ти­че­ских неурядиц бежал из род­но­го горо­да, был на Само­се. Геро­дот пред­при­ни­мал про­дол­жи­тель­ные путе­ше­ст­вия (меж­ду 455 и 444) и хоро­шо знал при­бреж­ные мало­ази­ат­ские обла­сти с при­ле­гаю­щи­ми к ним ост­ро­ва­ми, часть Пере­д­ней Азии, Еги­пет, Кире­ну, сирий­ско-фини­кий­ское побе­ре­жье с Кипром, Понт, а так­же Гел­лес­понт, Фра­кию и Македо­нию. Зна­чи­тель­ный след в его обра­зо­ва­нии оста­ви­ло пре­бы­ва­ние в Афи­нах (сер. 40-х гг. 5 в. до н. э. — друж­ба с Пери­к­лом и Софо­к­лом, склон­ность к софи­сти­ке и есте­ство­зна­нию, путе­ше­ст­вия по гре­че­ским горо­дам). В 444—443 Геро­дот участ­во­вал по пред­ло­же­нию Перик­ла в про­веде­нии коло­ни­за­ции в Фурии (Южная Ита­лия), здесь он про­вел послед­ние годы сво­ей жиз­ни. Геро­дот оста­вил после себя запи­сан­ное на ионий­ском диа­лек­те «Изло­же­ние собы­тий» («His­to­ries Apo­dei­xis»), кото­рое в Алек­сан­дрии было разде­ле­но на 9 книг; во 2 в. н. э. каж­дая кни­га была назва­на име­нем одной из 9 муз. Геро­дот про­следил исто­рию отно­ше­ний меж­ду древ­не­во­сточ­ны­ми дес­по­ти­я­ми (Азия) и гре­че­ски­ми рабо­вла­дель­че­ски­ми государ­ства­ми (Евро­па), куль­ми­на­ци­он­ным пунк­том кото­рых ста­ли гре­ко-пер­сид­ские вой­ны. Труд охва­ты­ва­ет весь исто­ри­че­ский пери­од, исклю­чая мифи­че­скую эпо­ху. В пер­вой части, слу­жа­щей одно­вре­мен­но и введе­ни­ем, сооб­ща­ет­ся об исто­рии лидий­цев, пер­сов, вави­ло­нян, егип­тян, ски­фов, ливий­цев и гре­ков. Геро­дот, хотя и исполь­зо­вал труды сво­их пред­ше­ст­вен­ни­ков (лого­гра­фов, преж­де все­го Гека­тея), одна­ко вос­при­ни­мал их кри­ти­че­ски. Во вто­рой части труда отра­же­но ионий­ское вос­ста­ние, поход Дария и выступ­ле­ние Ксерк­са про­тив Гре­ции. Труд окан­чи­ва­ет­ся опи­са­ни­ем заня­тия Сеста (478) афи­ня­на­ми; оста­ет­ся откры­тым вопрос, был ли этот труд закон­чен. Геро­дот в древ­но­сти под­верг­ся напад­кам Плу­тар­ха и был высо­ко оце­нен Дио­ни­си­ем Гали­кар­насским. Цице­рон удо­сто­ил Геро­до­та почет­но­го име­ни Pa­ter his­to­riae (Отец исто­рии). Совре­мен­ные иссле­до­ва­те­ли гре­че­ской исто­ри­че­ской мыс­ли видят в Геро­до­те исто­ри­ка, оли­це­тво­ряв­ше­го пере­ход от лого­гра­фов к Фукидиду (внут­ри раз­ви­тия гре­че­ской опи­са­тель­ной исто­рии). Вме­сте с тем Геро­дот поло­жил нача­ло соб­ст­вен­но гре­че­ской исто­рио­гра­фии, посколь­ку он обра­щал­ся к цен­траль­ным, поли­ти­че­ски зна­чи­тель­ным собы­ти­ям совре­мен­ной ему исто­рии, пере­жи­тым им самим. Геро­дот стре­мил­ся к досто­вер­но­му изло­же­нию исто­ри­че­ских собы­тий, иссле­до­вал их в сово­куп­но­сти. Наряду с этим для его трудов харак­тер­на вера в дей­ст­вие рели­ги­оз­но-эти­че­ских сил в исто­рии. В 15 в. Лорен­цо Бал­ла позна­ко­мил чита­те­лей с исто­ри­че­ски­ми труда­ми Геро­до­та в латин­ском пере­во­де.

См. также:
ГЕРОДОТ (Античные писатели)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДРАКОНТИЙ, ДРАКОНЦИЙ • КИНЕФ • ЭМПЕДОКЛ, ЕМПЕДОКЛ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма Геродота.
Греческий мрамор.
Греческая копия II в. н. э. посмертного портрета, созданного в первой половине IV в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Двойная герма Геродота и Фукидида.
Мрамор.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Так называемый Геродот.
Мрамор.
Римская копия I в. н. э. с греч. оригинала V в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Так называемый Геродот.
Мрамор.
Римская копия I в. н. э. с греч. оригинала V в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Геродот.

Неаполь, Национальный археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Герма Геродота.
Мрамор.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма Геродота.
Греческий мрамор.
Греческая копия II в. н. э. посмертного портрета, созданного в первой половине IV в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА