Словарь античности

ГЕСИОД (греч. He­sio­des), ок. 700 до н. э., пер­вый исто­ри­че­ски досто­вер­но уста­нов­лен­ный гре­че­ский, а сле­до­ва­тель­но, и евро­пей­ский поэт. Его отец был выход­цем из Кимы (Малая Азия) и пере­се­лил­ся в Аскру (Бео­тия). Там Геси­од вел жизнь кре­стья­ни­на, зани­ма­ясь пас­ту­ше­ст­вом. Суро­вая при­ро­да края и гнет могу­ще­ст­вен­ной зна­ти ока­за­ли вли­я­ние на его жизнь. Брат Геси­о­да Перс обма­нул его, чтобы завла­деть отцов­ским наслед­ст­вом. Геси­од высту­пал как рап­сод, заво­е­вал приз в Хал­киде (Эвбея). Для сво­их поэм Геси­од при­нял фор­му эпи­че­ско­го гекза­мет­ра и язык гоме­ров­ско­го геро­и­че­ско­го эпо­са. «Тео­го­ния» («Про­ис­хож­де­ние богов») истол­ко­вы­ва­ет мир мифо­ло­ги­че­ски. В про­ло­ге (Proo­mium) Геси­од гово­рит впер­вые о сво­ем при­зва­нии, опре­де­ля­ет место сво­ей поэ­зии и под­чер­ки­ва­ет ее освя­ще­ние муза­ми на Гели­коне. Про­из­веде­ние повест­ву­ет о сотво­ре­нии мира из хао­са, изла­га­ет гене­а­ло­гию богов и после­до­ва­тель­ность трех боже­ст­вен­ных дина­стий, послед­няя из кото­рых пред­став­ле­на в рацио­наль­ном устрой­стве мира Зев­сом. До сих пор явля­ют­ся спор­ны­ми сте­пень вли­я­ния восточ­ных (хетт­ских) мифов на твор­че­ство Геси­о­да, а так­же его уча­стие в систе­ма­ти­за­ции сведе­ний о мире богов. В сочи­не­нии «Труды и дни» Геси­од вво­дит в эпи­че­скую поэ­му субъ­ек­тив­ные выска­зы­ва­ния. Он обра­щал­ся к сво­е­му бра­ту Пер­су и непра­вед­ным судьям и про­слав­лял чест­ный кре­стьян­ский труд. Сво­е­му осно­ван­но­му на обще­ст­вен­ных про­ти­во­ре­чи­ях того вре­ме­ни пес­си­миз­му, кото­рый скво­зит в уче­нии об ухуд­ше­нии (пор­че) мира в тече­ние пяти эпох и в пер­вых сказ­ках антич­но­сти — о яст­ре­бе и соло­вье, Геси­од про­ти­во­по­став­ля­ет веру в тор­же­ство спра­вед­ли­во­сти. Лич­ные сове­ты, общие пра­ви­ла жиз­нен­ной муд­ро­сти, кре­стьян­ский кален­дарь и мифо­ло­ги­че­ские встав­ки ассо­ци­а­тив­но свя­за­ны меж­ду собой в арха­и­че­ской пест­ро­те. Дру­гие про­из­веде­ния Геси­о­да сохра­ни­лись лишь фраг­мен­тар­но или при­над­ле­жат позд­ней­ше­му вре­ме­ни, напри­мер «Щит Герак­ла» («As­pis»), т. н. «Эойя», ката­лог жен­щин — пра­ро­ди­тель­ниц знат­ных родов. Соглас­но воз­ник­шим впо­след­ст­вии леген­дам о сорев­но­ва­нии меж­ду Гоме­ром и Геси­о­дом, послед­не­му был при­суж­ден побед­ный приз (что при­влек­ло вни­ма­ние Б. Брех­та). Геси­од как осно­ва­тель жан­ра назида­тель­ных поэм слу­жил образ­цом для после­дую­щей дидак­ти­че­ской поэ­зии.

См. также:
ГЕСИОД (Античные писатели)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДОССЕНН • ДРАКОНТИЙ, ДРАКОНЦИЙ • ДРЕПАНИЙ • ЭМПЕДОКЛ, ЕМПЕДОКЛ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. МОЗАИКА. Рим.
Гесиод. Мозаика Монна.
IV в. н. э.
Трир (Августа Треверорум), Рейнский земельный музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма Сенеки.
Мрамор.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал философов.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова т. н. Псевдо-Сенеки (Гесиод?).
Мрамор. II в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Псевдо-Сенека.
Мрамор. I—II вв. н. э.
Античная голова на бюсте современной работы.
Рим, Национальная галерея античного искусства в палаццо Корсини.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова т. н. Псевдо-Сенеки (Гесиод?).
Лунский мрамор. II в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
6. ГЛИПТИКА. Рим.
Кольцо с римской инталией с мужским портретом.
Инталия: Сердолик. I в. до н.э. — I в. н. э.
Кольцо: золото, современная работа.
Аукционный дом Кристи.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова т. н. Псевдо-Сенеки (Гесиод?).
Мрамор. II в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Псевдо-Сенека.
Мрамор. I—II вв. н. э.
Античная голова на бюсте современной работы.
Рим, Национальная галерея античного искусства в палаццо Корсини.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Псевдо-Сенека.
Мрамор. I—II вв. н. э.
Античная голова на бюсте современной работы.
Рим, Национальная галерея античного искусства в палаццо Корсини.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова греческого поэта, возможно, Гесиода или Еврипида.
Мрамор.
Ок. I в. н. э.
Аукционный дом Сотби.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА