Словарь античности

ГИРЛЯНДЫ, орна­мент гре­ко-рим­ско­го рельеф­но­го искус­ства, состо­я­щий из листьев и гроз­дьев пло­дов. Встре­ча­ет­ся на архи­тек­тур­ных фри­зах, сар­ко­фа­гах, моза­и­ках, в настен­ных и вазо­вых изо­бра­же­ни­ях.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНКАУСТИКА • ЭМБЛЕМА • ДОРИФОРЕМА • ДРАМА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА.
Похищение Прозерпины Плутоном.
Симон Луи Буазо (1743—1809).
Бронза патинированная.
1786 г.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцена жертвоприношения для триумфа.
Мрамор.
114—117 гг.
Беневенто, Арка Траяна.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Венера Помпейская с эротом.
Фреска с фасада Дома Венеры и четырех богов (IX. 7. 1).
I в. н. э.
Помпеи, Археологический парк Помпей.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Феникс.
Фреска из Помпей (Харчевня Эвксина, I 11, 10—11).
Неаполь, Национальный археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о Федре и Ипполите(левая торцовая сторона).
Мрамор. 240—250 гг. н. э., продукция кампанской мастерской.
Капуя, Кафедральный собор, крипта.
6. СКУЛЬПТУРА.
Кастор и Поллукс.
Карло Альбачини (работал между 1769—1812 гг.).
Мрамор. По античному оригиналу.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Раздача денег народу (congiarium, liberalitas).
Рельеф на северной стороне.
Мрамор.
175—196 гг.
Рим, Арка Константина.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцена люстрации.
Рельеф на аттике южной стороны.
Мрамор. 175—196 гг.
Рим, Арка Константина.
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Танцовщица.
I в. до н. э. — I в. н. э.
Клагенфурт, Музей Каринтийской земли.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Апофеоз Тита.
Рельеф на своде арки Тита.
81—96 гг.
Рим, Римский Форум, Арка Тита.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Асс, медь
Домициан
Рим, 88 г.
АВЕРС: IMP. CAES. DOMIT. AVG. GERM. P. M. TR. P. VIII CENS. PER. P. P. — голова Домициана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: COS. XIIII LVD. SAEC. FEC. — Домициан, в тоге, с непокрытой головой, стоит влево, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над горящим алтарем, украшенным гирляндой; слева стоит почти фронтально музыкант, играющий на лире, правее стоит музыкант, играющий на флейте; на заднем плане шестиколонный храм с венком на фронтоне.
В обрезе: S. C.
2. Медальон, бронза
Коммод
Рим, 191—192 гг.
АВЕРС: L. AELIVS AVRELIVS COMMODVS AVG. PIVS FELIX — парный портрет вправо с головой Коммода в лучистом венце и лавровом венке и головой амазонки (Марции или Ромы) в шлеме с козырьком и с гребнем и пельтой на груди.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. XVII IMP. VIII COS. VII P. P. — слева стоит, заложив правую руку за спину, обнаженный Геркулес, держа поставленную на камень дубину, драпированную львиной шкурой; справа стоит влево Коммод, в жреческой одежде, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над горящим алтарем, украшенным гирляндой и держит свиток в левой руке.
3. Аурей, золото
Август
13 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR AVGVSTVS — голова Августа в дубовом венке вправо.
РЕВЕРС: C. ANTIST. REGIN. FOEDVS P. R. QVM GABINVS — два жреца с покрытыми головами стоят лицом друг к другу и держат поросенка над огнем, который горит на украшенном гирляндой алтаре.
4. Кистофор, серебро
Август
Эфес, 24—20 гг. до н.э.
АВЕРС: IMP. CAESAR — обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС: Алтарь, украшенный венками и гирляндами, с двумя повернувшимися друг к другу ланями.
Вверху, над алтарем: AVGVSTVS
5. Денарий, серебро
Петиллий Капитолин
Рим, 43 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Юпитера вправо; сзади CAPITOLINVS вниз. Кайма из точек.
РЕВЕРС: PETILLIVS под шестиколонным храмом Юпитера Капитолийского; между тремя центральными колоннами висячие орнаменты (CRR: гирлянды); фронтон украшен конями по бокам и всадником на вершине (видны только частично); между ними лиственный орнамент; в поле фронтона орел (RRC: неопределенная фигура). Кайма из точек.
6. Сестерций, медь
Волузиан
Рим, 251—253 гг.
АВЕРС: IMP. CAE. C. VIB. VOLVSIANO [AVG] — драпированный бюст императора в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: IVNONI MARTIALI — статуя Юноны сидит во фронт внутри храма с четырьмя колоннами и куполом, над ней свисают гирлянды, рядом с ней павлин.
В поле, слева и справа: S. C.
7. Медальон, медь
Адриан
132—134 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVG. COS. III P. P. — голова Адриана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: BONO EVENTVI — Bonus Eventus (Счастливый Исход) стоит во фронт, голова влево, держит зерновые колосья и маковые головки и совершает жертвоприношение из патеры над украшенным гирляндой алтаре.
8. Денарий, серебро
Иллирик (?), 49 г. до н.э.
АВЕРС: L. LENT. C. MARC. COS. (NT, MA — монограммой) (Lucius Lentulus, Caius Marcellus, consules) — голова Аполлона, с длинными волосами, вправо.
РЕВЕРС: Обнаженный Юпитер стоит анфас, голова вправо, держит пучок молний в правой руке и орла на левой руке, над украшенным гирляндами алтарем; слева от него звезда и буква Q (quaestor).
9. Денарий, серебро
Веспасиан
Рим, 76 г.
АВЕРС: IMP. CAESAR VESPASIANVS AVG. — голова Веспасиана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: Орел, с распростертыми крыльями, стоит во фронт на невысоком, украшенном гирляндой пьедестале, голова влево.
В поле, слева и справа: COS. VII
10. Сестерций, медь
Домициан
Рим, 85 г.
АВЕРС: IMP. CAES. DOMITIAN. AVG. GERM. COS. XI — голова Домициана, в лавровом венке, с эгидой, вправо.
РЕВЕРС: Домициан, в тоге, под покрывалом, стоит влево, совершает жертвенное возлияние из патеры в правой руке над горящим алтарем; слева в поле небольшой храм Минервы, изображенный с двумя колоннами слева и одной справа, с круглым щитом на фронтоне; в храме Минерва, в шлеме, в драпировке, стоит вправо, держит чашу и копье.
В поле, слева и с права: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА