Словарь античности

ГИРЛЯНДЫ, орна­мент гре­ко-рим­ско­го рельеф­но­го искус­ства, состо­я­щий из листьев и гроз­дьев пло­дов. Встре­ча­ет­ся на архи­тек­тур­ных фри­зах, сар­ко­фа­гах, моза­и­ках, в настен­ных и вазо­вых изо­бра­же­ни­ях.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНКАУСТИКА • ЭМБЛЕМА • ДОРИФОРЕМА • ДРАМА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Триумфальное шествие Тита. Деталь: Тит и Виктория.
Рельеф на северной стене арки Тита.
81—96 гг.
Рим, Римский Форум, Арка Тита.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Садовый пейзаж.
Фреска III стиля из Помпей (VI. 17. 42).
Эпоха Тиберия (14—37 гг. н. э.).
Помпеи, Археологический парк.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Медея и Аякс.
Иоганн Георг Хильтеншпергер (1806—1890).
Настенная панель, 1845—1848 гг.
№ LXIX.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, Галерея истории древней живописи, 69.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Триумфальное шествие Тита.
Рельеф на северной стене арки Тита.
81—96 гг.
Рим, Римский Форум, Арка Тита.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Артемида Эфесская. Деталь.
Мрамор. 1-я половина II в. н. э.
Верона, Археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Гробница семьи Анина: саркофаги и задняя стенка с гирляндными фризами и генеалогическими надписями.
III в. до н. э.
Тарквиния, Гробница семьи Анина.
7. МОЗАИКА. Рим.
Деталь напольной мозаики.
III в. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда, 2.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Ларарий Дома Веттиев.
Луиджи Баццани (1836—1927).
Акварель.
1895.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. v).
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Кассандра.
I в. до н. э. — I в. н. э.
Клагенфурт, Музей Каринтийской земли.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцена жертвоприношения для триумфа.
Мрамор.
114—117 гг.
Беневенто, Арка Траяна.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Медальон, бронза
Коммод
Рим, 191—192 гг.
АВЕРС: L. AELIVS AVRELIVS COMMODVS AVG. PIVS FELIX — парный портрет вправо с головой Коммода в лучистом венце и лавровом венке и головой амазонки (Марции или Ромы) в шлеме с козырьком и с гребнем и пельтой на груди.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. XVII IMP. VIII COS. VII P. P. — слева стоит, заложив правую руку за спину, обнаженный Геркулес, держа поставленную на камень дубину, драпированную львиной шкурой; справа стоит влево Коммод, в жреческой одежде, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над горящим алтарем, украшенным гирляндой и держит свиток в левой руке.
2. Асс, медь
Домициан
Рим, 88 г.
АВЕРС: IMP. CAES. DOMIT. AVG. GERM. P. M. TR. P. VIII CENS. PER. P. P. — голова Домициана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: COS. XIIII LVD. SAEC. FEC. — Домициан, в тоге, с непокрытой головой, стоит влево, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над горящим алтарем, украшенным гирляндой; слева стоит почти фронтально музыкант, играющий на лире, правее стоит музыкант, играющий на флейте; на заднем плане шестиколонный храм с венком на фронтоне.
В обрезе: S. C.
3. Кистофор, серебро
Август
Эфес, 24—20 гг. до н.э.
АВЕРС: IMP. CAESAR — обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС: Алтарь, украшенный венками и гирляндами, с двумя повернувшимися друг к другу ланями.
Вверху, над алтарем: AVGVSTVS
4. Аурей, золото
Август
13 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR AVGVSTVS — голова Августа в дубовом венке вправо.
РЕВЕРС: C. ANTIST. REGIN. FOEDVS P. R. QVM GABINVS — два жреца с покрытыми головами стоят лицом друг к другу и держат поросенка над огнем, который горит на украшенном гирляндой алтаре.
5. Сестерций, медь
Волузиан
Рим, 251—253 гг.
АВЕРС: IMP. CAE. C. VIB. VOLVSIANO [AVG] — драпированный бюст императора в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: IVNONI MARTIALI — статуя Юноны сидит во фронт внутри храма с четырьмя колоннами и куполом, над ней свисают гирлянды, рядом с ней павлин.
В поле, слева и справа: S. C.
6. Денарий, серебро
Веспасиан
Рим, 76 г.
АВЕРС: IMP. CAESAR VESPASIANVS AVG. — голова Веспасиана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: Орел, с распростертыми крыльями, стоит во фронт на невысоком, украшенном гирляндой пьедестале, голова влево.
В поле, слева и справа: COS. VII
7. Денарий, серебро
Иллирик (?), 49 г. до н.э.
АВЕРС: L. LENT. C. MARC. COS. (NT, MA — монограммой) (Lucius Lentulus, Caius Marcellus, consules) — голова Аполлона, с длинными волосами, вправо.
РЕВЕРС: Обнаженный Юпитер стоит анфас, голова вправо, держит пучок молний в правой руке и орла на левой руке, над украшенным гирляндами алтарем; слева от него звезда и буква Q (quaestor).
8. Медальон, медь
Адриан
132—134 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVG. COS. III P. P. — голова Адриана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: BONO EVENTVI — Bonus Eventus (Счастливый Исход) стоит во фронт, голова влево, держит зерновые колосья и маковые головки и совершает жертвоприношение из патеры над украшенным гирляндой алтаре.
9. Денарий, серебро
Петиллий Капитолин
Рим, 43 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Юпитера вправо; сзади CAPITOLINVS вниз. Кайма из точек.
РЕВЕРС: PETILLIVS под шестиколонным храмом Юпитера Капитолийского; между тремя центральными колоннами висячие орнаменты (CRR: гирлянды); фронтон украшен конями по бокам и всадником на вершине (видны только частично); между ними лиственный орнамент; в поле фронтона орел (RRC: неопределенная фигура). Кайма из точек.
10. Аурей, золото
Септимий Север
Рим, 193—194 гг.
АВЕРС: DIVVS PERT. PIVS PATER — обнаженная голова Пертинакса вправо.
РЕВЕРС: CONSECRATIO — погребальный костер в четыре яруса, украшенный драпировкой, венками и статуями; наверху квадрига и два факела.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА