Словарь античности

ГОЛУБЬ (греч. peristera, лат. columba). Домаш­ний голубь попал в Древ­нюю Гре­цию в нача­ле 5 в. до н. э. из Сирии и раз­во­дил­ся даже бед­ня­ка­ми. У Гоме­ра голубь — сим­вол бег­ства и тру­со­сти. В Додон­ском ора­ку­ле голубь наде­лен даром про­ро­че­ства. Рим­ляне впер­вые позна­ко­ми­лись с этой пти­цей на Сици­лии, куда он был заве­зен гре­ка­ми, и тоже ста­ли его раз­во­дить; с этой целью стро­и­лись голу­бят­ни. Из Ита­лии голубь попал в Евро­пу и стал уже сим­во­лом созида­ния и мира.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ВИССОН • ВИШНЯ • ГОРНОЕ ДЕЛО •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 7)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. МОЗАИКА. Рим.
Мозаичный декор свода круговой галереи.
Середина IV в. н. э.
Рим, Мавзолей Константины Августы (церковь Св. Констанции).
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Надгробная стела маленькой девочки.
Мрамор. Ок. 450—440 гг. до н. э.
Инв. № 27.45.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Надгробная стела с изображением девушки с голубем.
Мрамор. Ок. 440 гг. до н. э.
Салоники, Археологический музей.
4. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Зеркало с изображением суда Париса.
Бронза. 2-я половина IV в. до н. э.
Инв. № RC 2479.
Тарквиния, Национальный археологический музей.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Венера уговаривает Елену любить Париса. Фрагмент.
Анжелика Кауфман (1741—1807).
Холст, масло. 102 × 127,5 см.
В центре, на плинтусе колонны, подпись и дата — Angelica Kauffmann pinx. 1790.
Инв. № ГЭ 5350.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
6. МОЗАИКА. Рим.
Голуби.
Римская копия времени Адриана с работы пергамского мастера Соса II в. до н. э.
Инв. № MC402.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Венера уговаривает Елену любить Париса.
Анжелика Кауфман (1741—1807).
Холст, масло. 102 × 127,5 см.
В центре, на плинтусе колонны, подпись и дата — Angelica Kauffmann pinx. 1790
Инв. № ГЭ 5350.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 5)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 145—161 гг.
АВЕРС: FAVSTINAE AVG. PII AVG. FIL. — бюст Фаустины II, драпированный, вправо; волосы искусно уложены горизонтальными волнами, большими локонами спускаются спереди; вокруг головы — лента с жемчугом, на затылке волосы уложены кольцами в шиньон с жемчугом.
РЕВЕРС: VENVS — Венера, в драпировке, стоит влево, держит яблоко в правой руке и корабельный руль на голубе — в левой.
2. Тетрадрахма, серебро
Антиох VIII Эпифан (Грип)
Аскалон, 109—108 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VIII в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ANTIOΧOΥ — орёл стоит на пучке молний влево, сзади него — пальмовая ветвь; слева — ΑΣ над ΙΕΡ, под которыми находится ΑΣΥ, ещё ниже — изображение голубя над афластоном (изогнутая корма корабля); справа — обозначение даты (ΔΣ); между лапами орла — монограмма.
3. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 152—156 гг.
АВЕРС: FAVSTINA AVG. PII AVG. FIL. — бюст Фаустины II, драпированный, вправо; волосы искусно уложены горизонтальными волнами, большими локонами спускаются спереди; на затылке волосы уложены кольцами в шиньон с жемчугом.
РЕВЕРС: CONCORDIA — голубь стоит вправо.
4. Аурей, золото
Коммод
Рим, 180—182 гг.
АВЕРС: CRISPINA AVGVSTA — драпированный бюст Криспины вправо, вьющиеся волосы заплетены и собраны невысоко на затылке в шиньон.
РЕВЕРС: VENVS FELIX — Венера, в драпировке, сидит влево на невысоком сиденье, на вытянутой правой руке стоит Виктория, которая держит обеими руками развязанный венок; в левой руке, вертикально — скипетр; внизу, у сиденья, голубь.
5. AE 20, медь
Август
Иония, Смирна, 10 г. до н.э.
АВЕРС: ΣΕΒΑΣΤΩΙ ΖΜΥΡΝΑΙΟΙ — парные бюсты Августа в лавром венке и Ливии, в драпировке, вправо.
РЕВЕРС: ΛΕΟΝΤΙΣΚΟΣ ΙΠΠΟΜΕΔΟΝΤΟΣ — Афродита Стратоника стоит во фронт, держит скипетр в правой руке и Нику — в левой; справа — голубь.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА