Словарь античности

ГОЛУБЬ (греч. pe­ris­te­ra, лат. co­lum­ba). Домаш­ний голубь попал в Древ­нюю Гре­цию в нача­ле 5 в. до н. э. из Сирии и раз­во­дил­ся даже бед­ня­ка­ми. У Гоме­ра голубь — сим­вол бег­ства и тру­со­сти. В Додон­ском ора­ку­ле голубь наде­лен даром про­ро­че­ства. Рим­ляне впер­вые позна­ко­ми­лись с этой пти­цей на Сици­лии, куда он был заве­зен гре­ка­ми, и тоже ста­ли его раз­во­дить; с этой целью стро­и­лись голу­бят­ни. Из Ита­лии голубь попал в Евро­пу и стал уже сим­во­лом созида­ния и мира.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ВИССОН • ВИШНЯ • ГОРНОЕ ДЕЛО •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 7)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Надгробная стела маленькой девочки.
Мрамор. Ок. 450—440 гг. до н. э.
Инв. № 27.45.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
2. МОЗАИКА. Рим.
Мозаичный декор свода круговой галереи.
Середина IV в. н. э.
Рим, Мавзолей Константины Августы (церковь Св. Констанции).
3. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Надгробная стела с изображением девушки с голубем.
Мрамор. Ок. 440 гг. до н. э.
Салоники, Археологический музей.
4. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Зеркало с изображением суда Париса.
Бронза. 2-я половина IV в. до н. э.
Инв. № RC 2479.
Тарквиния, Национальный археологический музей.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Венера уговаривает Елену любить Париса. Фрагмент.
Анжелика Кауфман (1741—1807).
Холст, масло. 102 × 127,5 см.
В центре, на плинтусе колонны, подпись и дата — Angelica Kauffmann pinx. 1790.
Инв. № ГЭ 5350.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
6. МОЗАИКА. Рим.
Голуби.
Римская копия времени Адриана с работы пергамского мастера Соса II в. до н. э.
Инв. № MC402.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Венера уговаривает Елену любить Париса.
Анжелика Кауфман (1741—1807).
Холст, масло. 102 × 127,5 см.
В центре, на плинтусе колонны, подпись и дата — Angelica Kauffmann pinx. 1790
Инв. № ГЭ 5350.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 5)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Тетрадрахма, серебро
Антиох VIII Эпифан (Грип)
Аскалон, 109—108 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VIII в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ANTIOΧOΥ — орёл стоит на пучке молний влево, сзади него — пальмовая ветвь; слева — ΑΣ над ΙΕΡ, под которыми находится ΑΣΥ, ещё ниже — изображение голубя над афластоном (изогнутая корма корабля); справа — обозначение даты (ΔΣ); между лапами орла — монограмма.
2. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 145—161 гг.
АВЕРС: FAVSTINAE AVG. PII AVG. FIL. — бюст Фаустины II, драпированный, вправо; волосы искусно уложены горизонтальными волнами, большими локонами спускаются спереди; вокруг головы — лента с жемчугом, на затылке волосы уложены кольцами в шиньон с жемчугом.
РЕВЕРС: VENVS — Венера, в драпировке, стоит влево, держит яблоко в правой руке и корабельный руль на голубе — в левой.
3. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 152—156 гг.
АВЕРС: FAVSTINA AVG. PII AVG. FIL. — бюст Фаустины II, драпированный, вправо; волосы искусно уложены горизонтальными волнами, большими локонами спускаются спереди; на затылке волосы уложены кольцами в шиньон с жемчугом.
РЕВЕРС: CONCORDIA — голубь стоит вправо.
4. Аурей, золото
Коммод
Рим, 180—182 гг.
АВЕРС: CRISPINA AVGVSTA — драпированный бюст Криспины вправо, вьющиеся волосы заплетены и собраны невысоко на затылке в шиньон.
РЕВЕРС: VENVS FELIX — Венера, в драпировке, сидит влево на невысоком сиденье, на вытянутой правой руке стоит Виктория, которая держит обеими руками развязанный венок; в левой руке, вертикально — скипетр; внизу, у сиденья, голубь.
5. AE 20, медь
Август
Иония, Смирна, 10 г. до н.э.
АВЕРС: ΣΕΒΑΣΤΩΙ ΖΜΥΡΝΑΙΟΙ — парные бюсты Августа в лавром венке и Ливии, в драпировке, вправо.
РЕВЕРС: ΛΕΟΝΤΙΣΚΟΣ ΙΠΠΟΜΕΔΟΝΤΟΣ — Афродита Стратоника стоит во фронт, держит скипетр в правой руке и Нику — в левой; справа — голубь.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА