Стивенсон. Словарь римских монет

AETER­NI­TAS. Веч­ность, кото­рой рим­ляне возда­ва­ли боже­ст­вен­ные поче­сти, хотя нико­гда и не посвя­ща­ли ей хра­мов или алта­рей, пред­став­ле­на на моне­тах импер­ских серий в обра­зе почтен­ной жен­щи­ны, оде­той в сто­лу, ино­гда под покры­ва­лом, ино­гда без него; ино­гда сидя­щей, ино­гда сто­я­щей; в раз­лич­ных позах и с раз­лич­ны­ми сим­во­ла­ми и атри­бу­та­ми. Впер­вые она появ­ля­ет­ся на моне­тах в прав­ле­ние Вес­па­си­а­на. На сереб­ря­ных и золотых моне­тах это­го импе­ра­то­ра она сто­ит у алта­ря, в одной вытя­ну­той руке дер­жа голо­ву Солн­ца, окру­жен­ную луча­ми, а в дру­гой — голо­ву Луны в фор­ме полу­ме­ся­ца. В сле­дую­щий раз она встре­ча­ет­ся на одной из пер­вых мед­ных монет, отче­ка­нен­ных в 141 и сле­дую­щем году по поста­нов­ле­нию сена­та в память о Фау­стине Стар­шей, пред­по­ла­га­е­мое бес­смер­тие кото­рой «без меры и бла­го­ра­зумья» любя­щий супруг, достой­ный Анто­нин, поз­во­лил себе почтить титу­лом DI­VA и сим­во­ла­ми AETER­NI­TAS. Монет­ный тип в дан­ном слу­чае — сидя­щая жен­щи­на со ски­пет­ром или has­ta pu­ra в левой руке и зем­ным шаром, увен­чан­ным Феник­сом, — в пра­вой.

Сре­ди атри­бу­тов (как пишет Эккель (Eck­hel), VIII. p. 457), заим­ст­во­ван­ных импе­ра­то­ра­ми у божеств их мифо­ло­гии, атри­бу­ты Веч­но­сти, по-види­мо­му, при­тя­за­ют на одно из пер­вых мест. Рим­ляне назы­ва­ли «веч­ным» то, что не име­ло кон­ца; то, что пред­став­ля­ло про­ти­во­по­лож­ность обсто­я­тель­ствам и огра­ни­че­ни­ям, неот­де­ли­мым от смерт­но­сти, пото­му что было сво­бод­но от них; — сло­вом, нечто боже­ст­вен­ное. Но назва­ние «веч­ный» при­ме­ня­лось так­же к тому, что по сво­ей при­ро­де мог­ло быть с этим срав­ни­мо, ибо счи­та­лось спо­соб­ным к дли­тель­но­му суще­ст­во­ва­нию. По этой при­чине феникс (сам по себе мифи­че­ская пти­ца) был при­знан­ным сим­во­лом веч­но­сти, ибо, соглас­но рас­про­стра­нен­но­му мне­нию, его жизнь исчис­ля­лась не года­ми, а целы­ми сто­ле­ти­я­ми, и поэто­му Клав­ди­ан назы­ва­ет его aeter­na avis; так­же и слон, из-за его пред­по­ла­га­е­мо­го дол­го­ле­тия, изо­бра­жал­ся как сим­вол веч­но­сти. Суще­ст­во­ва­ли и дру­гие вещи, кото­рые закон счи­тал веч­ны­ми, — напри­мер, огонь Весты, уга­са­ние кото­ро­го тре­бо­ва­ло вели­ко­го искуп­ле­ния и счи­та­лось ужас­ным зна­ме­ни­ем.

Неко­то­рые выво­ди­ли про­ис­хож­де­ние это­го атри­бу­та из обще­ст­вен­но­го мне­ния, как в слу­чае RO­MA AETER­NA, обыч­ной леген­ды на моне­тах; дру­гие — из обе­та, хотя и бес­по­лез­но­го, как в слу­чае AETER­NI­TAS IM­PE­RII, на моне­те Кара­кал­лы и AETER­NI­TA­TIBVS на моне­те Алек­сандра Севе­ра. Веч­ность при­пи­сы­ва­лась не толь­ко умер­шим и обо­жест­влен­ным импе­ра­то­рам, но так­же и живу­щим, и не толь­ко на моне­тах и в мра­мо­ре, но и в текстах антич­ных авто­ров. Из этих послед­них источ­ни­ков доста­точ­но будет при­ве­сти один при­мер, а имен­но — Пли­ния Млад­ше­го, кото­рый в сво­их пись­мах часто обра­ща­ет­ся к Тра­я­ну «aeter­ni­tas tua». Но такое обра­ще­ние к здрав­ст­ву­ю­щим пра­ви­те­лям мог­ло доз­во­лять­ся, пото­му что вряд ли суще­ст­во­ва­ло какое-то иное обра­ще­ние, кото­рое мож­но было исполь­зо­вать по отно­ше­нию к ним, за исклю­че­ни­ем vo­tum diu­ter­ni im­pe­rii; по край­ней мере, толь­ко так мож­но понять и объ­яс­нить сле­дую­щий намек Гора­ция на Авгу­ста:


Se­rus in coe­lum re­deas, diu­que
Lae­tus in­ter­sis po­pu­lo Qui­ri­ni.


Позд­но воз­вра­тись на небо, и дол­го
Радуй­ся, что жил сре­ди рим­ско­го наро­да.

(Пере­вод М. Лущен­ко)

См. также:
AETERNITAS (Джонс. Словарь античных римских монет)
ВЕЧНОСТЬ, ЭТЕРНИТАС (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
© 1964 г. Текст, рису­нок: Seth William Stevenson. A DICTIONARY OF ROMAN COINS, REPUBLICAN AND IMPERIAL, London, B. A. Seaby LTD, 1964, с. 22.
© 2007 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой
См. по теме: ВЕЧНОСТЬ, ЭТЕРНИТАС • OPS • G. P. R. • PATIENTIA •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Антонин Пий и Фаустина на крыльях Гения смерти. Фрагмент рельефа на лицевой стороне постамента колонны Антонина Пия.
Белый италийский мрамор.
161 г.
Рим, Ватиканские музеи, Двор доспехов.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Веспасиан
Рим, 75—79 гг.
АВЕРС: IMP. CAESAR VESPASIANVS AVG. — голова Веспасиана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: AETERNITAS — Этернитас (Вечность) стоит влево, держит головы Солнца и Луны; у ее ног небольшой алтарь с огнем.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА