Стивенсон. Словарь римских монет

CON­COR­DIA. — Боги­ня Согла­сия была объ­ек­том рели­ги­оз­ной веры и покло­не­ния рим­лян, пото­му что бла­го­да­ря ее вла­сти и вли­я­нию «малые вещи ста­но­ви­лись вели­ки­ми». Как выра­зил­ся Сал­лю­стий, «согла­си­ем малые государ­ства укреп­ля­ют­ся, от раз­но­гла­сия вели­чай­шие рас­па­да­ют­ся».

В ее честь в Риме был воз­двиг­нут вели­ко­леп­ный храм; после уни­что­жив­ше­го его пожа­ра он был вновь отстро­ен сена­том и наро­дом. Тибе­рий доба­вил это­му зда­нию несколь­ко пре­крас­ных укра­ше­ний и посвя­тил его Боже­ст­вен­но­му Авгу­сту. Суще­ст­во­ва­ли так­же хра­мы Согла­сия в дру­гих квар­та­лах горо­да. Празд­ник этой боги­ни отме­чал­ся 16 янва­ря, в день посвя­ще­ния ее глав­но­го хра­ма.

Согла­сию покло­ня­лись в обра­зе аиста, — либо пото­му, что эта пти­ца счи­та­лась посвя­щен­ной Согла­сию, либо пото­му, что она все­гда про­яв­ля­ет согла­сие со сво­и­ми роди­те­ля­ми и при­вя­зан­ность к ним. На дру­гих моне­тах Согла­сие сим­во­ли­зи­ру­ет фигу­ра голу­бя. См. CON­COR­DIA Фау­сти­ны Млад­шей. На сереб­ря­ной моне­те Юлии, доче­ри Тита, «Согла­сие импе­ра­три­цы» сопро­вож­да­ет пав­лин.

Более рас­про­стра­не­ны типы Согла­сия (осо­бен­но CON­COR­DIA AVGVSTI или AVGVSTORVM), на кото­рых боги­ня пред­став­ле­на в обра­зе жен­щи­ны, сидя­щей или сто­я­щей в оди­но­че­стве, дер­жа­щей в одной руке пате­ру или ветвь, а в дру­гой — копье (has­ta) или рог изоби­лия. Часто встре­чаю­щий­ся сим­вол Согла­сия — две соеди­нен­ные пра­вые руки. Ино­гда они дер­жат каду­цей, к кото­ро­му изред­ка при­со­еди­не­ны два рога изоби­лия. Две соеди­нен­ные пра­вые руки, дер­жа­щие кры­ла­тый каду­цей, мож­но увидеть на моне­тах Анто­ни­ев и дру­гих семей: они либо ука­зы­ва­ют на согла­сие и мир меж­ду три­ум­ви­ра­ми для вос­ста­нов­ле­ния рес­пуб­ли­ки (Tri­um­vi­ri Rei­pub­li­cae Con­sti­tuen­dae), либо озна­ча­ют согла­сие и гар­мо­нию Цеза­ря и сена­та.

с.242 Согла­сие дер­жит перед собой пате­ру над алта­рем, чтобы его уси­ли­ли и под­твер­ди­ли рели­ги­оз­ные обряды. В этих слу­ча­ях боги­ня изо­бра­же­на с двой­ным рогом изоби­лия и ино­гда рядом с ней поме­ще­на звезда.

© 1964 г. Текст: Seth William Stevenson. A DICTIONARY OF ROMAN COINS, REPUBLICAN AND IMPERIAL, London, B. A. Seaby LTD, 1964, с. 241—242.
© 2007 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
См. также:
CONCORDIA (Джонс. Словарь античных римских монет)
КОНКОРДИЯ (Словарь античности)
КОНКОРДИЯ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ВЕЧНОСТЬ, ЭТЕРНИТАС • OPS • G. P. R. • PATIENTIA •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 16 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг в форме портика с арками (деталь фронтальной панели).
Мрамор. Рим. Ок. 270—280 гг. н. э.
Инв. № С 14 est.
Пиза, Кампосанто.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг из Портоначчо.
Рельеф фриза крышки.
Мрамор. 180—200 гг. н. э.
Инв. № 112327.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с изображением сцен из жизни военачальника. Сцена concordia.
Мрамор. II в. н. э.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Конкордии (Согласия).
367 г. до н. э.
Рим, Римский Форум.
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Конкордии (Согласия).

Рим, Римский Форум.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Конкордии (Согласия).

Рим, Римский Форум.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Конкордии (Согласия).
(Арка Септимия Севера).
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Конкордии (Согласия).

Рим, Римский Форум.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Конкордии (Согласия).

Рим, Римский Форум.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Конкордии (Согласия).
(Храм Веспасиана и Тита, Табулярий).
Рим, Римский Форум.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 19 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Антониниан, медь
Аврелиан
Сисция, VI мастерская, 270—275 гг.
АВЕРС: IMP. C. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучевой короне и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: CONCORDIA MILITVM — император стоит вправо, обменивается рукопожатием с Конкордией, стоящей влево.
В обрезе: XXIVI
2. Сестерций, бронза
Гордиан III
240 г.
АВЕРС: IMP. GORDIANVS PIVS FEL. AVG. — драпированный бюст Гордина III, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: CONCORDIA MILIT. — богиня Конкордия (Согласие) сидит на троне влево и держит в правой руке патеру и двойной рог изобилия — в левой.
В обрезе: S. C.
3. Аурей, золото
Адриан
Рим, 137 г.
АВЕРС: L. AELIVS CAESAR — обнаженная голова Элия Цезаря вправо.
РЕВЕРС: TRIB. POT. COS. II — Конкордия (Согласие), в драпировке, сидит на троне влево, держит патеру в протянутой правой руке и облокачивается левой рукой на рог изобилия, находящийся на боковой стороне трона.
В обрезе: CONCORD.
4. Денарий, серебро
Вителлий
Рим, 69 г.
АВЕРС: A. VITELLIVS GERM. IMP. AVG. TR. P. — голова Вителлия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: CONCORDIA P. R. — Конкордия (Согласие) сидит влево, держит патеру и двойной рог изобилия.
5. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 35—36 гг.
АВЕРС: Фронтальный вид храма, изображенного шестиколонным, на подиуме из пяти ступеней, с боковыми стенами справа и слева. В центре храма статуя Конкордии (Согласия), держащей патеру в правой руке и рог изобилия — в левой, сидит влево на троне, поставленном на круглый постамент; на боковых стенах лестницы стоят во фронт две фигуры: справа — Геркулес, держащий дубину вверх в левой руке и поднявший правую руку за голову; слева — Меркурий, держащий кадуцей в правой руке и непонятный предмет (кошелек?) — в левой. Фронтон чистый; наверху стоят: Юпитер — в центре, во фронт, с Юноной с правой стороны от него и Минервой — c левой; справа от этой группы стоит Церера, держащая рог изобилия в левой руке и длинный скипетр в правой, и Виктория, держащая венок над головой обеими руками; слева стоит Диана, держащая копье в левой руке и опершаяся правой рукой в бок, на ее спине колчан, и далее Виктория — так же, как описано выше. Справа и слева от целлы два крыла храма; в середине каждого квадратная панель и сверху каждого стоит Виктория, в той же позе, что и наверху.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXXVII
В центре, большими буквами: S. C.
6. Аурей, золото
Луций Вер
Рим, 166—169 гг.
АВЕРС: LVCILLA AVGVSTA — драпированный бюст Луциллы вправо, голова обнажена; волнистые волосы закреплены внизу на затылке в шиньон.
РЕВЕРС: CONCORDIA — Конкордия (Согласие), в драпировке, сидит на невысоком сиденье влево, держит патеру в протянутой правой руке, облокотившись левой рукой на статуэтку Спесы (Надежды); внизу сиденья — рог изобилия.
7. Денарий, серебро
Гражданская война
Южная Галлия, 68—69 гг.
АВЕРС: FIDES / EXERCITVVM — рукопожатие.
РЕВЕРС: CONCORDIA PRAETORIANORVM — Конкордия (Согласие), в драпировке, стоит влево, держит ветвь в правой руке и рог изобилия — в левой.
8. Антониниан, медь
Аврелиан
Сисция, 270—275 гг.
АВЕРС: IMP. C. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучевой короне и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: CONCORDIA MILITVM — Аврелиан и Конкордия обмениваются рукопожатием.
В обрезе: VII
9. Денарий, серебро
Антонин Пий
Рим, 145 г.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. — голова Антонина Пия, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: COS. IIII — Конкордия (Согласие), в драпировке, стоит влево, держит патеру в протянутой правой руке и скипетр, вертикально — в левой.
10. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 34—35 гг.
АВЕРС: Фронтальный вид храма, изображенного шестиколонным, на подиуме из пяти ступеней, с боковыми стенами справа и слева. В центре храма статуя Конкордии (Согласия), держащей патеру в правой руке и рог изобилия — в левой, сидит влево на троне, поставленном на круглый постамент; на боковых стенах лестницы стоят во фронт две фигуры: справа — Геркулес, держащий дубину вверх в левой руке и поднявший правую руку за голову; слева — Меркурий, держащий кадуцей в правой руке и непонятный предмет (кошелек?) — в левой. Фронтон чистый [на этой монете — нет]; наверху стоят: Юпитер — в центре, во фронт, с Юноной с правой стороны от него и Минервой — c левой; справа от этой группы стоит Церера, держащая рог изобилия в левой руке и длинный скипетр в правой, и Виктория, держащая венок над головой обеими руками; слева стоит Диана, держащая копье в левой руке и опершаяся правой рукой в бок, на ее спине колчан, и далее Виктория — так же, как описано выше. Справа и слева от целлы два крыла храма; в середине каждого квадратная панель и сверху каждого стоит Виктория, в той же позе, что и наверху.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXXVI
В центре, большими буквами: S. C.
Контрмарка NCAPR (Nero Caesar Augustus Probavit).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА