Джонс. Словарь античных римских монет

CON­COR­DIA. Пер­со­ни­фи­ка­ция согла­сия или гар­мо­нии, кото­рой рим­ляне покло­ня­лись как богине (ее пер­вый храм был постро­ен в Риме в 367 г. до н. э.). В искус­стве она пред­став­ле­на в виде жен­ской фигу­ры со мно­же­ст­вом раз­лич­ных атри­бу­тов, вклю­чая рог изоби­лия, пате­ру, ски­петр, олив­ко­вую ветвь, цве­ток и коло­сья. Ино­гда она дер­жит ста­ту­эт­ку Надеж­ды или воен­ный штан­дарт. Сим­во­ли­ка этих атри­бу­тов гово­рит о бла­гах, при­но­си­мых Согла­си­ем, а так­же ука­зы­ва­ет на вза­и­мо­связь меж­ду Согла­си­ем (Con­cor­dia), Миром (Pax) и Вер­но­стью (Fi­des). Ино­гда пока­за­на толь­ко с.66 голо­ва Согла­сия. Пара соеди­нен­ных рук тоже может сим­во­ли­зи­ро­вать как Вер­ность, так и Согла­сие.

Согла­сие встре­ча­ет­ся на неко­то­рых рес­пуб­ли­кан­ских моне­тах меж­ду 62 и 52 гг. до н. э., в то вре­мя, когда ора­тор Цице­рон и его сто­рон­ни­ки пыта­лись уме­рить поли­ти­че­скую борь­бу, пред­ла­гая con­cor­dia or­di­num, гар­мо­ни­за­цию трех сосло­вий граж­дан; воз­мож­но, этим инспи­ри­ро­ва­ны дан­ные моне­ты. В годы, пред­ше­ст­ву­ю­щие убий­ству Юлия Цеза­ря и после­дую­щие за ним, было несколь­ко выпус­ков подоб­ных монет с изо­бра­же­ни­я­ми Согла­сия, а Окта­виан таким обра­зом про­па­ган­ди­ро­вал свое согла­ше­ние с Анто­ни­ем в 42 г. до н. э. В нача­ле Рим­ской Импе­рии Согла­сие не встре­ча­ет­ся на моне­тах (хотя суще­ст­ву­ет одно исклю­че­ние: в 37 г. н. э. Кали­гу­ла изо­бра­зил на сестер­ции свою сест­ру Дру­зил­лу с атри­бу­та­ми боги­ни). Одна­ко со вре­мен Неро­на и далее Согла­сие по раз­лич­ным при­чи­нам было популяр­ным. Вител­лий исполь­зо­вал вари­ант темы Согла­сия, выпу­стив моне­ты, про­воз­гла­шав­шие CON­SENSVS EXER­CITVVM (Согла­сие войск). Повто­ре­ние этой идеи на неко­то­рых моне­тах Вес­па­си­а­на, веро­ят­но, не явля­ет­ся сов­па­де­ни­ем.

Фигу­ра само­го Согла­сия — не един­ст­вен­ный тип, сопро­вож­даю­щий эту леген­ду на моне­тах. Встре­ча­ет­ся так­же мно­же­ство раз­но­об­раз­ных импе­ра­тор­ских или воен­ных фигур с таки­ми леген­да­ми, как CON­COR­DIA AVGVSTORVM (Согла­сие авгу­стов), MI­LITVM, EXER­CITVVM (войск), LEG(ionum) (леги­о­нов), PRAE­TO­RIA­NORVM (пре­то­ри­ан­цев) или PRO­VIN­CIARVM (про­вин­ций). Послед­ний раз леген­да Согла­сия встре­ча­ет­ся на рим­ских моне­тах в нача­ле V в. н. э., когда моне­та Фео­до­сия II про­воз­гла­ша­ет CON­COR­DIA AVGGG (Согла­сие трех авгу­стов).


Аурей Неро­на, 64—68 гг., с типом ревер­са Con­cor­dia Augus­ta (Hun­ter).

Аурей Мар­ка Авре­лия 161 г. н. э. (с отвер­сти­ем). На ревер­се идея Согла­сия импе­ра­то­ров выра­же­на посред­ст­вом фигур Мар­ка Авре­лия и Луция Вера, пожи­маю­щих руки (Hun­ter).

См. также:
CONCORDIA (Стивенсон. Словарь римских монет)
КОНКОРДИЯ (Словарь античности)
КОНКОРДИЯ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
© 1990 г. John Melville Jones. A DICTIONARY OF ANCIENT ROMAN COINS, London, SPINK, 2004, с. 65—66.
© 2007 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
См. по теме: ВЕЧНОСТЬ, ЭТЕРНИТАС • OPS • G. P. R. • PATIENTIA •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Конкордии (Согласия).

Рим, Римский Форум.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг супружеской пары, окруженной персонификациями Порта, Продовольствия, Согласия, Гения Сената, Изобилия и Африки.
Фронтальная панель.
Мрамор. 270—280 гг. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг в форме портика с арками (деталь фронтальной панели).
Мрамор.
Рим. Ок. 270—280 гг. н. э.
Пиза, Кампосанто.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами бракосочетания (фронтальный рельеф).
Мрамор.
III в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Вид Форума после раскопок. (Базилика Юлия, храм Сатурна, храм Веспасиана и Тита, храм Конкордии, Портик Божественного Согласия, Табулярий).
Художник Фердинан Дютер.
Тушь, акварель. 1874 г.
Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Проект реконструкции Форума по результатам раскопок и письменным источникам. (Базилика Юлия, храм Сатурна, храм Веспасиана и Тита, храм Конкордии, Табулярий).
Художник Фердинан Дютер.
Тушь, акварель. 1874 г.
Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Реконструкция Табулария и памятников, расположенных у подножия Капитолия. Деталь.
(Новые Ростры, Золотой мильный столб, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий).
Художник Констан Муайо. 1866 г.
Тушь, акварель.
Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг супружеской пары в окружении Диоскуров.
Фронтальная панель.
Мрамор. 240—260 гг. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Конкордии (Согласия).

Рим, Римский Форум.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Конкордии (Согласия).

Рим, Римский Форум.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Адриан
Рим, 118 г.
АВЕРС: IMP. CAESAR TRAIAN. HADRIANVS AVG. — драпированный бюст Адриана в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. COS. II — Конкордия (Согласие), в драпировке, сидит на троне влево, держит патеру в протянутой правой руке и облокачивается левой рукой на статую Спесы, стоящей на невысокой колонне; ниже трона рог изобилия.
В обрезе: CONCORD.
2. Аурей, золото
Каракалла
Рим, 202 г.
АВЕРС: ANTON. P. AVG. PON. TR. P. V COS. — драпированный бюст Каракаллы, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: CONCORDIAE AETERNAE — парный профильный портрет Септимия Севера и Юлии Домны вправо на полумесяце; бюст Септимия Севера в лучистом венце, доспехах, драпировке; бюст Юлии Домны в стефане и драпировке.
3. Антониниан, медь
Аврелиан
Сисция, VI мастерская, 270—275 гг.
АВЕРС: IMP. C. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: CONCORDIA MILITVM — император стоит вправо, обменивается рукопожатием с Конкордией, стоящей влево.
В обрезе: XXIVI
4. Денарий, серебро
Вителлий
Рим, 69 г.
АВЕРС: A. VITELLIVS GERM. IMP. AVG. TR. P. — голова Вителлия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: CONCORDIA P. R. — Конкордия (Согласие) сидит влево, держит патеру и двойной рог изобилия.
5. Аурей, золото
Адриан
Рим, 137 г.
АВЕРС: L. AELIVS CAESAR — обнаженная голова Элия Цезаря вправо.
РЕВЕРС: TRIB. POT. COS. II — Конкордия (Согласие), в драпировке, сидит на троне влево, держит патеру в протянутой правой руке и облокачивается левой рукой на рог изобилия, находящийся на боковой стороне трона.
В обрезе: CONCORD.
6. Сестерций, бронза
Гордиан III
240 г.
АВЕРС: IMP. GORDIANVS PIVS FEL. AVG. — драпированный бюст Гордиана III, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: CONCORDIA MILIT. — богиня Конкордия (Согласие) сидит на троне влево и держит в правой руке патеру и двойной рог изобилия — в левой.
В обрезе: S. C.
7. Денарий, серебро
Гражданская война 68—69 гг.
Южная Галлия, 68—69 гг.
АВЕРС: FIDES / EXERCITVVM — рукопожатие.
РЕВЕРС: CONCORDIA PRAETORIANORVM — Конкордия (Согласие), в драпировке, стоит влево, держит ветвь в правой руке и рог изобилия — в левой.
8. Денарий, серебро
Антонин Пий
Рим, 145 г.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. — голова Антонина Пия, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: COS. IIII — Конкордия (Согласие), в драпировке, стоит влево, держит патеру в протянутой правой руке и скипетр, вертикально — в левой.
9. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 35—36 гг.
АВЕРС: Фронтальный вид храма, изображенного шестиколонным, на подиуме из пяти ступеней, с боковыми стенами справа и слева. В центре храма статуя Конкордии (Согласия), держащей патеру в правой руке и рог изобилия — в левой, сидит влево на троне, поставленном на круглый постамент; на боковых стенах лестницы стоят во фронт две фигуры: справа — Геркулес, держащий дубину вверх в левой руке и поднявший правую руку за голову; слева — Меркурий, держащий кадуцей в правой руке и непонятный предмет (кошелек?) — в левой. Фронтон чистый; наверху стоят: Юпитер — в центре, во фронт, с Юноной с правой стороны от него и Минервой — c левой; справа от этой группы стоит Церера, держащая рог изобилия в левой руке и длинный скипетр в правой, и Виктория, держащая венок над головой обеими руками; слева стоит Диана, держащая копье в левой руке и опершаяся правой рукой в бок, на ее спине колчан, и далее Виктория — так же, как описано выше. Справа и слева от целлы два крыла храма; в середине каждого квадратная панель и сверху каждого стоит Виктория, в той же позе, что и наверху.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXXVII
В центре, большими буквами: S. C.
10. Аурей, золото
Луций Вер
Рим, 166—169 гг.
АВЕРС: LVCILLA AVGVSTA — драпированный бюст Луциллы вправо, голова обнажена; волнистые волосы закреплены внизу на затылке в шиньон.
РЕВЕРС: CONCORDIA — Конкордия (Согласие), в драпировке, сидит на невысоком сиденье влево, держит патеру в протянутой правой руке, облокотившись левой рукой на статуэтку Спесы (Надежды); внизу сиденья — рог изобилия.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА