Джонс. Словарь античных римских монет

CON­COR­DIA. Пер­со­ни­фи­ка­ция согла­сия или гар­мо­нии, кото­рой рим­ляне покло­ня­лись как богине (ее пер­вый храм был постро­ен в Риме в 367 г. до н. э.). В искус­стве она пред­став­ле­на в виде жен­ской фигу­ры со мно­же­ст­вом раз­лич­ных атри­бу­тов, вклю­чая рог изоби­лия, пате­ру, ски­петр, олив­ко­вую ветвь, цве­ток и коло­сья. Ино­гда она дер­жит ста­ту­эт­ку Надеж­ды или воен­ный штан­дарт. Сим­во­ли­ка этих атри­бу­тов гово­рит о бла­гах, при­но­си­мых Согла­си­ем, а так­же ука­зы­ва­ет на вза­и­мо­связь меж­ду Согла­си­ем (Con­cor­dia), Миром (Pax) и Вер­но­стью (Fi­des). Ино­гда пока­за­на толь­ко с.66 голо­ва Согла­сия. Пара соеди­нен­ных рук тоже может сим­во­ли­зи­ро­вать как Вер­ность, так и Согла­сие.

Согла­сие встре­ча­ет­ся на некото­рых рес­пуб­ли­кан­ских моне­тах меж­ду 62 и 52 гг. до н. э., в то вре­мя, когда ора­тор Цице­рон и его сто­рон­ни­ки пыта­лись уме­рить поли­ти­че­скую борь­бу, пред­ла­гая con­cor­dia or­di­num, гар­мо­ни­за­цию трех сосло­вий граж­дан; воз­мож­но, этим инспи­ри­ро­ва­ны дан­ные моне­ты. В годы, пред­ше­ст­ву­ю­щие убий­ству Юлия Цеза­ря и последу­ю­щие за ним, было несколь­ко выпус­ков подоб­ных монет с изо­бра­же­ни­я­ми Согла­сия, а Окта­виан таким обра­зом про­па­ган­ди­ро­вал свое согла­ше­ние с Анто­ни­ем в 42 г. до н. э. В нача­ле Рим­ской Импе­рии Согла­сие не встре­ча­ет­ся на моне­тах (хотя суще­ст­ву­ет одно исклю­че­ние: в 37 г. н. э. Кали­гу­ла изо­бра­зил на сестер­ции свою сест­ру Дру­зил­лу с атри­бу­та­ми боги­ни). Одна­ко со вре­мен Неро­на и далее Согла­сие по раз­лич­ным при­чи­нам было популяр­ным. Вител­лий исполь­зо­вал вари­ант темы Согла­сия, выпу­стив моне­ты, про­воз­гла­шав­шие CON­SENSVS EXER­CITVVM (Согла­сие войск). Повто­ре­ние этой идеи на некото­рых моне­тах Вес­па­си­а­на, веро­ят­но, не явля­ет­ся сов­па­де­ни­ем.

Фигу­ра само­го Согла­сия — не един­ст­вен­ный тип, сопро­вож­даю­щий эту леген­ду на моне­тах. Встре­ча­ет­ся так­же мно­же­ство раз­но­об­раз­ных импе­ра­тор­ских или воен­ных фигур с таки­ми леген­да­ми, как CON­COR­DIA AVGVSTORVM (Согла­сие авгу­стов), MI­LITVM, EXER­CITVVM (войск), LEG(ionum) (леги­о­нов), PRAE­TO­RIA­NORVM (пре­то­ри­ан­цев) или PRO­VIN­CIARVM (про­вин­ций). Послед­ний раз леген­да Согла­сия встре­ча­ет­ся на рим­ских моне­тах в нача­ле V в. н. э., когда моне­та Фео­до­сия II про­воз­гла­ша­ет CON­COR­DIA AVGGG (Согла­сие трех авгу­стов).


Аурей Неро­на, 64—68 гг., с типом ревер­са Con­cor­dia Augus­ta (Hun­ter).

Аурей Мар­ка Авре­лия 161 г. н. э. (с отвер­сти­ем). На ревер­се идея Согла­сия импе­ра­то­ров выра­же­на посред­ст­вом фигур Мар­ка Авре­лия и Луция Вера, пожи­маю­щих руки (Hun­ter).

© 1990 г. John Melville Jones. A DICTIONARY OF ANCIENT ROMAN COINS, London, SPINK, 2004, с. 65—66.
© 2007 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
См. также:
CONCORDIA (Стивенсон. Словарь римских монет)
КОНКОРДИЯ (Словарь античности)
КОНКОРДИЯ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ВЕЧНОСТЬ, ЭТЕРНИТАС • OPS • G. P. R. • PATIENTIA •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 16 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг в форме портика с арками (деталь фронтальной панели).
Мрамор. Рим. Ок. 270—280 гг. н. э.
Инв. № С 14 est.
Пиза, Кампосанто.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг из Портоначчо.
Рельеф фриза крышки.
Мрамор. 180—200 гг. н. э.
Инв. № 112327.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с изображением сцен из жизни военачальника. Сцена concordia.
Мрамор. II в. н. э.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Конкордии (Согласия).
367 г. до н. э.
Рим, Римский Форум.
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Конкордии (Согласия).

Рим, Римский Форум.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Конкордии (Согласия).

Рим, Римский Форум.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Конкордии (Согласия).
(Арка Септимия Севера).
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Конкордии (Согласия).

Рим, Римский Форум.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Конкордии (Согласия).

Рим, Римский Форум.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Конкордии (Согласия).
(Храм Веспасиана и Тита, Табулярий).
Рим, Римский Форум.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 19 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Антониниан, медь
Аврелиан
Сисция, VI мастерская, 270—275 гг.
АВЕРС: IMP. C. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучевой короне и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: CONCORDIA MILITVM — император стоит вправо, обменивается рукопожатием с Конкордией, стоящей влево.
В обрезе: XXIVI
2. Сестерций, бронза
Гордиан III
240 г.
АВЕРС: IMP. GORDIANVS PIVS FEL. AVG. — драпированный бюст Гордиана III, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: CONCORDIA MILIT. — богиня Конкордия (Согласие) сидит на троне влево и держит в правой руке патеру и двойной рог изобилия — в левой.
В обрезе: S. C.
3. Денарий, серебро
Вителлий
Рим, 69 г.
АВЕРС: A. VITELLIVS GERM. IMP. AVG. TR. P. — голова Вителлия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: CONCORDIA P. R. — Конкордия (Согласие) сидит влево, держит патеру и двойной рог изобилия.
4. Аурей, золото
Адриан
Рим, 137 г.
АВЕРС: L. AELIVS CAESAR — обнаженная голова Элия Цезаря вправо.
РЕВЕРС: TRIB. POT. COS. II — Конкордия (Согласие), в драпировке, сидит на троне влево, держит патеру в протянутой правой руке и облокачивается левой рукой на рог изобилия, находящийся на боковой стороне трона.
В обрезе: CONCORD.
5. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 35—36 гг.
АВЕРС: Фронтальный вид храма, изображенного шестиколонным, на подиуме из пяти ступеней, с боковыми стенами справа и слева. В центре храма статуя Конкордии (Согласия), держащей патеру в правой руке и рог изобилия — в левой, сидит влево на троне, поставленном на круглый постамент; на боковых стенах лестницы стоят во фронт две фигуры: справа — Геркулес, держащий дубину вверх в левой руке и поднявший правую руку за голову; слева — Меркурий, держащий кадуцей в правой руке и непонятный предмет (кошелек?) — в левой. Фронтон чистый; наверху стоят: Юпитер — в центре, во фронт, с Юноной с правой стороны от него и Минервой — c левой; справа от этой группы стоит Церера, держащая рог изобилия в левой руке и длинный скипетр в правой, и Виктория, держащая венок над головой обеими руками; слева стоит Диана, держащая копье в левой руке и опершаяся правой рукой в бок, на ее спине колчан, и далее Виктория — так же, как описано выше. Справа и слева от целлы два крыла храма; в середине каждого квадратная панель и сверху каждого стоит Виктория, в той же позе, что и наверху.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXXVII
В центре, большими буквами: S. C.
6. Аурей, золото
Луций Вер
Рим, 166—169 гг.
АВЕРС: LVCILLA AVGVSTA — драпированный бюст Луциллы вправо, голова обнажена; волнистые волосы закреплены внизу на затылке в шиньон.
РЕВЕРС: CONCORDIA — Конкордия (Согласие), в драпировке, сидит на невысоком сиденье влево, держит патеру в протянутой правой руке, облокотившись левой рукой на статуэтку Спесы (Надежды); внизу сиденья — рог изобилия.
7. Денарий, серебро
Гражданская война
Южная Галлия, 68—69 гг.
АВЕРС: FIDES / EXERCITVVM — рукопожатие.
РЕВЕРС: CONCORDIA PRAETORIANORVM — Конкордия (Согласие), в драпировке, стоит влево, держит ветвь в правой руке и рог изобилия — в левой.
8. Денарий, серебро
Антонин Пий
Рим, 145 г.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. — голова Антонина Пия, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: COS. IIII — Конкордия (Согласие), в драпировке, стоит влево, держит патеру в протянутой правой руке и скипетр, вертикально — в левой.
9. Антониниан, медь
Аврелиан
Сисция, 270—275 гг.
АВЕРС: IMP. C. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучевой короне и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: CONCORDIA MILITVM — Аврелиан и Конкордия обмениваются рукопожатием.
В обрезе: VII
10. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 34—35 гг.
АВЕРС: Фронтальный вид храма, изображенного шестиколонным, на подиуме из пяти ступеней, с боковыми стенами справа и слева. В центре храма статуя Конкордии (Согласия), держащей патеру в правой руке и рог изобилия — в левой, сидит влево на троне, поставленном на круглый постамент; на боковых стенах лестницы стоят во фронт две фигуры: справа — Геркулес, держащий дубину вверх в левой руке и поднявший правую руку за голову; слева — Меркурий, держащий кадуцей в правой руке и непонятный предмет (кошелек?) — в левой. Фронтон чистый [на этой монете — нет]; наверху стоят: Юпитер — в центре, во фронт, с Юноной с правой стороны от него и Минервой — c левой; справа от этой группы стоит Церера, держащая рог изобилия в левой руке и длинный скипетр в правой, и Виктория, держащая венок над головой обеими руками; слева стоит Диана, держащая копье в левой руке и опершаяся правой рукой в бок, на ее спине колчан, и далее Виктория — так же, как описано выше. Справа и слева от целлы два крыла храма; в середине каждого квадратная панель и сверху каждого стоит Виктория, в той же позе, что и наверху.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXXVI
В центре, большими буквами: S. C.
Контрмарка NCAPR (Nero Caesar Augustus Probavit).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА