Джонс. Словарь античных римских монет

CON­COR­DIA. Пер­со­ни­фи­ка­ция согла­сия или гар­мо­нии, кото­рой рим­ляне покло­ня­лись как богине (ее пер­вый храм был постро­ен в Риме в 367 г. до н. э.). В искус­стве она пред­став­ле­на в виде жен­ской фигу­ры со мно­же­ст­вом раз­лич­ных атри­бу­тов, вклю­чая рог изоби­лия, пате­ру, ски­петр, олив­ко­вую ветвь, цве­ток и коло­сья. Ино­гда она дер­жит ста­ту­эт­ку Надеж­ды или воен­ный штан­дарт. Сим­во­ли­ка этих атри­бу­тов гово­рит о бла­гах, при­но­си­мых Согла­си­ем, а так­же ука­зы­ва­ет на вза­и­мо­связь меж­ду Согла­си­ем (Con­cor­dia), Миром (Pax) и Вер­но­стью (Fi­des). Ино­гда пока­за­на толь­ко с.66 голо­ва Согла­сия. Пара соеди­нен­ных рук тоже может сим­во­ли­зи­ро­вать как Вер­ность, так и Согла­сие.

Согла­сие встре­ча­ет­ся на неко­то­рых рес­пуб­ли­кан­ских моне­тах меж­ду 62 и 52 гг. до н. э., в то вре­мя, когда ора­тор Цице­рон и его сто­рон­ни­ки пыта­лись уме­рить поли­ти­че­скую борь­бу, пред­ла­гая con­cor­dia or­di­num, гар­мо­ни­за­цию трех сосло­вий граж­дан; воз­мож­но, этим инспи­ри­ро­ва­ны дан­ные моне­ты. В годы, пред­ше­ст­ву­ю­щие убий­ству Юлия Цеза­ря и после­дую­щие за ним, было несколь­ко выпус­ков подоб­ных монет с изо­бра­же­ни­я­ми Согла­сия, а Окта­виан таким обра­зом про­па­ган­ди­ро­вал свое согла­ше­ние с Анто­ни­ем в 42 г. до н. э. В нача­ле Рим­ской Импе­рии Согла­сие не встре­ча­ет­ся на моне­тах (хотя суще­ст­ву­ет одно исклю­че­ние: в 37 г. н. э. Кали­гу­ла изо­бра­зил на сестер­ции свою сест­ру Дру­зил­лу с атри­бу­та­ми боги­ни). Одна­ко со вре­мен Неро­на и далее Согла­сие по раз­лич­ным при­чи­нам было популяр­ным. Вител­лий исполь­зо­вал вари­ант темы Согла­сия, выпу­стив моне­ты, про­воз­гла­шав­шие CON­SENSVS EXER­CITVVM (Согла­сие войск). Повто­ре­ние этой идеи на неко­то­рых моне­тах Вес­па­си­а­на, веро­ят­но, не явля­ет­ся сов­па­де­ни­ем.

Фигу­ра само­го Согла­сия — не един­ст­вен­ный тип, сопро­вож­даю­щий эту леген­ду на моне­тах. Встре­ча­ет­ся так­же мно­же­ство раз­но­об­раз­ных импе­ра­тор­ских или воен­ных фигур с таки­ми леген­да­ми, как CON­COR­DIA AVGVSTORVM (Согла­сие авгу­стов), MI­LITVM, EXER­CITVVM (войск), LEG(ionum) (леги­о­нов), PRAE­TO­RIA­NORVM (пре­то­ри­ан­цев) или PRO­VIN­CIARVM (про­вин­ций). Послед­ний раз леген­да Согла­сия встре­ча­ет­ся на рим­ских моне­тах в нача­ле V в. н. э., когда моне­та Фео­до­сия II про­воз­гла­ша­ет CON­COR­DIA AVGGG (Согла­сие трех авгу­стов).


Аурей Неро­на, 64—68 гг., с типом ревер­са Con­cor­dia Augus­ta (Hun­ter).

Аурей Мар­ка Авре­лия 161 г. н. э. (с отвер­сти­ем). На ревер­се идея Согла­сия импе­ра­то­ров выра­же­на посред­ст­вом фигур Мар­ка Авре­лия и Луция Вера, пожи­маю­щих руки (Hun­ter).

См. также:
CONCORDIA (Стивенсон. Словарь римских монет)
КОНКОРДИЯ (Словарь античности)
КОНКОРДИЯ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
© 1990 г. John Melville Jones. A DICTIONARY OF ANCIENT ROMAN COINS, London, SPINK, 2004, с. 65—66.
© 2007 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
См. по теме: ВЕЧНОСТЬ, ЭТЕРНИТАС • OPS • G. P. R. • PATIENTIA •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Римский Форум. Реконструкция XIX в.
(Новые Ростры, Золотой мильный столб, Базилика Юлия, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Священная дорога, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий, Храм Юпитера).
Художник Бекетти. 1893 г.
2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Реконструкция части Римского Форума.
(Табулярий, храм Конкордии (Согласия), храм Сатурна, базилика Юлия, Новые ростры, курия Юлия, базилика Эмилия, храм Кастора (Диоскуров), храм Божественного Юлия, арка Августа, храм Весты)
Рим, Римский Форум.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг супругов (фронтальная панель).
Мрамор. Эпоха Антонинов, ок. 180 г. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Западный портик, 18.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Вид Форума после раскопок. (Базилика Юлия, храм Сатурна, храм Веспасиана и Тита, храм Конкордии, Портик Божественного Согласия, Табулярий).
Художник Фердинан Дютер.
Тушь, акварель. 1874 г.
Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Проект реконструкции Форума по результатам раскопок и письменным источникам. (Базилика Юлия, храм Сатурна, храм Веспасиана и Тита, храм Конкордии, Табулярий).
Художник Фердинан Дютер.
Тушь, акварель. 1874 г.
Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Реконструкция Табулария и памятников, расположенных у подножия Капитолия. Деталь.
(Новые Ростры, Золотой мильный столб, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий).
Художник Констан Муайо. 1866 г.
Тушь, акварель.
Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг супружеской пары в окружении Диоскуров.
Фронтальная панель.
Мрамор. 240—260 гг. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Конкордии (Согласия).

Рим, Римский Форум.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Конкордии (Согласия).

Рим, Римский Форум.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Конкордии (Согласия).

Рим, Римский Форум.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Адриан
Рим, 118 г.
АВЕРС: IMP. CAESAR TRAIAN. HADRIANVS AVG. — драпированный бюст Адриана в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. COS. II — Конкордия (Согласие), в драпировке, сидит на троне влево, держит патеру в протянутой правой руке и облокачивается левой рукой на статую Спесы, стоящей на невысокой колонне; ниже трона рог изобилия.
В обрезе: CONCORD.
2. Аурей, золото
Каракалла
Рим, 202 г.
АВЕРС: ANTON. P. AVG. PON. TR. P. V COS. — драпированный бюст Каракаллы, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: CONCORDIAE AETERNAE — парный профильный портрет Септимия Севера и Юлии Домны вправо на полумесяце; бюст Септимия Севера в лучистом венце, доспехах, драпировке; бюст Юлии Домны в стефане и драпировке.
3. Антониниан, медь
Аврелиан
Сисция, VI мастерская, 270—275 гг.
АВЕРС: IMP. C. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: CONCORDIA MILITVM — император стоит вправо, обменивается рукопожатием с Конкордией, стоящей влево.
В обрезе: XXIVI
4. Денарий, серебро
Вителлий
Рим, 69 г.
АВЕРС: A. VITELLIVS GERM. IMP. AVG. TR. P. — голова Вителлия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: CONCORDIA P. R. — Конкордия (Согласие) сидит влево, держит патеру и двойной рог изобилия.
5. Аурей, золото
Адриан
Рим, 137 г.
АВЕРС: L. AELIVS CAESAR — обнаженная голова Элия Цезаря вправо.
РЕВЕРС: TRIB. POT. COS. II — Конкордия (Согласие), в драпировке, сидит на троне влево, держит патеру в протянутой правой руке и облокачивается левой рукой на рог изобилия, находящийся на боковой стороне трона.
В обрезе: CONCORD.
6. Сестерций, бронза
Гордиан III
240 г.
АВЕРС: IMP. GORDIANVS PIVS FEL. AVG. — драпированный бюст Гордиана III, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: CONCORDIA MILIT. — богиня Конкордия (Согласие) сидит на троне влево и держит в правой руке патеру и двойной рог изобилия — в левой.
В обрезе: S. C.
7. Денарий, серебро
Гражданская война 68—69 гг.
Южная Галлия, 68—69 гг.
АВЕРС: FIDES / EXERCITVVM — рукопожатие.
РЕВЕРС: CONCORDIA PRAETORIANORVM — Конкордия (Согласие), в драпировке, стоит влево, держит ветвь в правой руке и рог изобилия — в левой.
8. Денарий, серебро
Антонин Пий
Рим, 145 г.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. — голова Антонина Пия, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: COS. IIII — Конкордия (Согласие), в драпировке, стоит влево, держит патеру в протянутой правой руке и скипетр, вертикально — в левой.
9. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 35—36 гг.
АВЕРС: Фронтальный вид храма, изображенного шестиколонным, на подиуме из пяти ступеней, с боковыми стенами справа и слева. В центре храма статуя Конкордии (Согласия), держащей патеру в правой руке и рог изобилия — в левой, сидит влево на троне, поставленном на круглый постамент; на боковых стенах лестницы стоят во фронт две фигуры: справа — Геркулес, держащий дубину вверх в левой руке и поднявший правую руку за голову; слева — Меркурий, держащий кадуцей в правой руке и непонятный предмет (кошелек?) — в левой. Фронтон чистый; наверху стоят: Юпитер — в центре, во фронт, с Юноной с правой стороны от него и Минервой — c левой; справа от этой группы стоит Церера, держащая рог изобилия в левой руке и длинный скипетр в правой, и Виктория, держащая венок над головой обеими руками; слева стоит Диана, держащая копье в левой руке и опершаяся правой рукой в бок, на ее спине колчан, и далее Виктория — так же, как описано выше. Справа и слева от целлы два крыла храма; в середине каждого квадратная панель и сверху каждого стоит Виктория, в той же позе, что и наверху.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXXVII
В центре, большими буквами: S. C.
10. Антониниан, медь
Аврелиан
Сисция, 270—275 гг.
АВЕРС: IMP. C. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: CONCORDIA MILITVM — Аврелиан и Конкордия обмениваются рукопожатием.
В обрезе: VII
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА