Стивенсон. Словарь римских монет

FOR­TU­NA. — Судь­ба; боги­ня, куль­ту кото­рой рим­ляне были искренне пре­да­ны. Про­стой народ счи­тал ее боже­ст­вом, рас­пре­де­ля­ю­щим сре­ди людей доб­ро и зло по сво­ей при­хо­ти и без вся­кой свя­зи с их заслу­га­ми. Одна­ко более здра­во­мыс­ля­щая часть древ­них либо отри­ца­ла суще­ст­во­ва­ние это­го боже­ства, либо пони­ма­ла под Фор­ту­ной не что иное, как боже­ст­вен­ное про­виде­ние, реше­ния кото­ро­го неиз­вест­ны смерт­ным, а пото­му собы­тия, про­ис­хо­дя­щие с людь­ми, кажут­ся слу­чай­ны­ми. Рим­ляне, кото­рые в ран­ний пери­од сво­ей исто­рии доволь­ст­во­ва­лись обра­ще­ни­я­ми к ора­ку­лу и Фор­туне в Анции, впо­след­ст­вии при­ня­ли эту боги­ню в чис­ло сво­их покро­ви­те­лей и посвя­ти­ли ей око­ло 30 хра­мов в раз­лич­ных рай­о­нах горо­да. Сер­вий Тул­лий пер­вым подал при­мер, ему после­до­вал Анк Мар­ций, а во вре­ме­на рес­пуб­ли­ки он был широ­ко рас­про­стра­нен. Импе­ра­тор Нерон постро­ил храм Фор­ту­ны из про­зрач­ных кам­ней. Рим­ляне при­тя­за­ли на то, что Фор­ту­на, поки­нув пер­сов и асси­рий­цев, лег­ко про­ле­тев над Македо­ни­ей и увидев гибель Алек­сандра, про­сле­до­ва­ла в Еги­пет и Сирию и, при­быв нако­нец на холм Пала­тин, отбро­си­ла свои кры­лья и коле­со и всту­пи­ла в Рим, где наве­ки обре­ла жили­ще. Фор­ту­на была люби­мым боже­ст­вом Сул­лы: ей, а не себе и не сво­ей муд­ро­сти, он обыч­но при­пи­сы­вал всю сла­ву мно­гих сво­их успеш­ных свер­ше­ний, и, в знак это­го, при­нял имя Fe­lix (Счаст­ли­вый). Этой непо­сто­ян­ной богине рим­ляне дава­ли мно­го раз­лич­ных имен. На моне­тах появ­ля­ют­ся сле­дую­щие: An­tia­ti­na (Анций­ская), Bo­na (Доб­рая), Fe­lix (Счаст­ли­вая), Fors (Могу­чая), Ma­la (Злая), Mu­lieb­ris (Жен­ская), Ma­nens (Посто­ян­ная), Ob­se­quens (Мило­сти­вая), Pri­mi­ge­nia (Пер­во­род­ная), Re­dux (Воз­вра­щаю­ща­я­ся); нако­нец, For­tu­na Augus­ta (Фор­ту­на Авгу­ста) или Augus­ti (Авгу­сто­ва) и For­tu­na Po­pu­li Ro­ma­ni (Фор­ту­на рим­ско­го наро­да) (см. име­на suis lo­cis).

Фор­ту­на появ­ля­ет­ся на мно­же­стве импе­ра­тор­ских монет всех метал­лов и раз­ме­ров, от Авгу­ста до Дио­кле­ти­а­на, с леген­дой FORTVNA, но чаще — FORTVNA AVG. и AVGVSTI, под фигу­рой моло­дой жен­щи­ны, обла­чен­ной в сто­лу, сто­я­щей (как на сестер­ции Адри­а­на на ниже­при­веден­ной гра­вю­ре) или сидя­щей, дер­жа­щей в пра­вой руке кора­бель­ный руль, опи­раю­щий­ся на нос кораб­ля, а в левой руке — рог изоби­лия. На неко­то­рых монет­ных типах у ее ног или под ее креслом появ­ля­ет­ся коле­со — как у Аль­би­на, Гор­ди­а­на III и др. На дру­гих экзем­пля­рах мы видим ее с рулем, уста­нов­лен­ным на зем­ном шаре, как у Вера, Ком­мо­да и др., но рог изоби­лия — ее неиз­мен­ный атри­бут.

Фор­ту­на сидит с малень­ким маль­чи­ком перед собой на моне­те Юлии Дом­ны; сто­ит с каду­це­ем на моне­те Л. Элия; опи­ра­ет­ся рукой на колон­ну на моне­те Адри­а­на; нахо­дит­ся в шести­ко­лон­ном хра­ме на моне­те Тре­бо­ни­а­на Гал­ла.

Так­же Фор­ту­на вме­сте с Надеж­дой появ­ля­ет­ся на сестер­ци­ях Адри­а­на и Элия Цеза­ря. Она изо­бра­же­на в крес­ле напро­тив импе­ра­то­ра, совер­шаю­ще­го жерт­во­при­но­ше­ние, как на моне­тах Сеп­ти­мия Севе­ра. [Сооб­ща­ет­ся, что сидя­щая боги­ня обо­зна­ча­ла проч­ность и посто­ян­ство судь­бы импе­ра­то­ра. Ино­гда Фор­ту­на Сидя­щая дер­жит в пра­вой руке корот­кий жезл, или рум­пель в верх­ней части руля, как на моне­тах Анто­ни­на Пия, Аль­би­на и др. А на хоро­шо извест­ной моне­те Ком­мо­да (см. далее) она сидит, дер­жа лошадь за уздеч­ку. На моне­те Геты она лежит на зем­ле, а коле­со и рог изоби­лия — сбо­ку от нее].

Злой Фор­туне (For­tu­na Ma­la) и Доб­рой Фор­туне (For­tu­na Bo­na) покло­ня­лись в Риме в соот­вет­ст­ву­ю­щих им хра­мах. Вальян (Vail­lant) счи­та­ет, что два бюста на моне­те Русти­ев (Фор­ту­на Анций­ская) долж­ны были пер­со­ни­фи­ци­ро­вать Доб­рую и Злую Фор­ту­ну. — См. GE­NIUS.


© 1964 г. Текст: Seth William Stevenson. A DICTIONARY OF ROMAN COINS, REPUBLICAN AND IMPERIAL, London, B. A. Seaby LTD, 1964, p. 394.
© 2007 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
См. по теме: ВЕЧНОСТЬ, ЭТЕРНИТАС • OPS • G. P. R. • PATIENTIA •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Тихе-Фортуны с неизвестной женской головой флавиевского периода.
Мрамор.
Конец I в. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
2. ГЛИПТИКА. Рим.
Константин Великий и Тихе Константинополя.
Сардоникс.
Рим. IV в.
Переработана в XIX в. мастером Бенедетто Пиструччи (1784—1855).
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Исида-Фортуна-Деметра.
Фреска из Помпей (IX. 7. 21).
45—79 гг.
CIL IV 3832.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXV.
4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Фортуны Сегодняшнего дня.
100—87 гг. до н. э.
Рим, Марсово поле, Священная площадь (Area Sacra).
5. ТОРЕВТИКА. Причерноморье.
Фиал с изображением богини (Фортуны или Амалтеи) с рогом изобилия.
Серебро, позолота. II в. н. э.
Предположительно, изготовлен в Иберии.
Тбилиси, Национальный музей Грузии.
6. ТОРЕВТИКА. Причерноморье.
Фиал с изображением богини (Фортуны или Амалтеи) с рогом изобилия.
Серебро, позолота. II в. н. э.
Предположительно, изготовлен в Иберии.
Тбилиси, Национальный музей Грузии.
7. ТОРЕВТИКА. Причерноморье.
Фиал с изображением богини (Фортуны или Амалтеи) с рогом изобилия (деталь).
Серебро, позолота. II в. н. э.
Предположительно, изготовлен в Иберии.
Тбилиси, Национальный музей Грузии.
8. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Свод арки из дворца Галерия в Фессалониках (т. н. «Малая арка Галерия»)
Мрамор, монолит. Начало IV в. н. э.
Салоники, Археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фаустина Младшая в образе Тихе.
Мелкозернистый мрамор. 165—180 гг.
Милан, Городской археологический музей.
10. ГЛИПТИКА. Рим.
Константин Великий и Тихэ Константинополя.
Сардоникс.
30-е гг. IV в.
Переработана в начале XIX в. мастером Бенедетто Пиструччи.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Гальба
Рим, 68—69 гг.
АВЕРС: IMP. SER. GALBA CAESAR AVG. — голова Гальбы, в лавровом венке, влево.
РЕВЕРС: SALVS GEN. HVMANI — женская фигура (Фортуна?), в драпировке, стоит влево, поставив правую ногу на шар, совершает над горящим алтарем жертвоприношение из патеры в правой руке, держа поднятый корабельный руль в левой руке.
2. Сестерций, медь
Траян
103—111 гг.
АВЕРС: IMP. CAES. NERVAE TRAIANO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. V P. P. — бюст Траяна в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: S. P. Q. R. OPTIMO PRINCIPI — Фортуна стоит влево, держит корабельный руль на корабельном носу и рог изобилия.
В поле, слева и справа: S. C.
3. Аурей, золото
Веспасиан
Рим, 75—79 гг.
АВЕРС: T. CAESAR IMP. VESPASIAN. — бородатая голова Тита, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: PONTIF. TR. POT. — Фортуна (Судьба), в драпировке, стоит влево на невысоком, украшенном венком, алтаре, декорированном бараньими головами, держит корабельный руль в правой руке и рог изобилия — в левой.
4. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 147—161 гг.
АВЕРС: DIVA FAVSTINA — драпированный бюст Фаустины Старшей вправо; волосы тщательно завиты и заплетены в косички, которые уложены поперек головы и свернуты кольцом на макушке.
РЕВЕРС: AETERNITAS — Фортуна (Судьба), с покрытой головой, в драпировке, стоит влево, держит патеру в вытянутой правой руке и корабельный руль на земном шаре — вертикально, в левой.
5. Аурей, золото
Веспасиан
Рим, 74 г.
АВЕРС: IMP. CAESAR VESPASIANVS AVG. — голова Веспасиана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: FORTVNA AVGVST. — Фортуна, в драпировке, стоит влево на небольшом, украшенном венками пьедестале с бараньими головами, держит корабельный руль в правой руке и рог изобилия — в левой.
6. Аурей, золото
Марк Аврелий
Рим, 167—168 гг.
АВЕРС: M. ANTONINVS AVG. ARM. PARTH. MAX. — голова Марка Аврелия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: FORT. RED. TR. P. XXII IMP. V — Фортуна, в драпировке, сидит влево на невысоком сиденье, держит корабельный руль на земле в правой руке и рог изобилия — в левой.
В обрезе: COS. III
7. Денарий, серебро
Август
Рим, 19 г. до н.э.
АВЕРС: Q. RVSTIVS FORTVNAE ANTIAT. (Quintus Rustius. Fortunae Antiates) — обращенные вправо парные драпированные бюсты Фортуны Победительницы, в шлеме и держащей патеру, и Фортуны Счастливой, в стефане; бюсты помещены на таран, на обоих концах которого по бараньей голове.
РЕВЕРС: CAESARI AVGVSTO — в центре украшенный алтарь, на нем надпись: FOR. RE. (Fortunae reduci).
В обрезе: EX S. C. (ex senatus consulto).
8. Сестерций, медь
Адриан
Рим, 128—132 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVGVSTVS P. P. — драпированный бюст Адриана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: COS. III — Фортуна, в драпировке, сидит влево на троне, держит корабельный руль на земном шаре в правой руке и рог изобилия — в левой.
В поле, слева и справа: S. C.
В обрезе: FORT. RED.
9. Денарий, серебро
Антонин Пий
Рим, 149—150 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XIII — голова Антонина Пия, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: COS. IIII — Фортуна (Судьба), в драпировке, стоит влево, держит корабельный руль на земле в правой руке и рог изобилия — в левой.
10. Денарий, серебро
Антонин Пий
Рим, 148—149 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XII — голова Антонина Пия, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: COS. IIII — Фортуна (Судьба), в драпировке, стоит влево, держит корабельный руль на земном шаре в правой руке и рог изобилия — в левой.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА