Стивенсон. Словарь римских монет

SPES (Надеж­да). — Древ­ние покло­ня­лись Надеж­де как боже­ст­ву. У нее были хра­мы и алта­ри, но древ­ние авто­ры ниче­го не сооб­ща­ют о том, какие жерт­вы ей при­но­си­ли. Ливий упо­ми­на­ет овощ­ной рынок (forum olitorium) в Риме как одно из мест, где нахо­дил­ся храм этой боги­ни, а так­же назы­ва­ет тот храм, кото­рый Пуб­лий Вик­тор постро­ил в седь­мом рай­оне горо­да. Цен­зор М. Фул­лий так­же посвя­тил храм в ее честь воз­ле Тиб­ра [В дей­ст­ви­тель­но­сти, цен­зор Марк Фуль­вий Флакк (179 г. до н. э.) постро­ил пор­тик поза­ди хра­ма Надеж­ды близ Тиб­ра, т. е. на Овощ­ном рын­ке (Liv. XL 51, 6). — О. Люби­мо­ва.] Надеж­да пер­со­ни­фи­ци­ро­ва­на в некото­рых антич­ных скульп­ту­рах, но гораздо чаще встре­ча­ет­ся ее изо­бра­же­ние на меда­льо­нах импе­ра­тор­ских серий, отче­ка­нен­ных в нача­ле прав­ле­ния вла­сти­те­ля; это изо­бра­же­ние ука­зы­ва­ло либо на бла­го­при­ят­ные пред­чув­ст­вия, кото­рые народ испы­ты­вал в отно­ше­нии импе­ра­то­ра, либо на ожида­ния, кото­рые импе­ра­тор хотел про­будить в отно­ше­нии само­го себя. Надеж­да часто пред­став­ле­на на меда­льо­нах цеза­рей, то есть усы­нов­лен­ных наслед­ни­ков импе­ра­тор­ско­го тро­на, ибо она име­ла наи­боль­шее вли­я­ние на юные умы. Обыч­но Надеж­да изо­бра­жа­лась в виде моло­дой жен­щи­ны, сто­я­щей или иду­щей, с цвет­ком в протя­ну­той пра­вой руке, — ибо там, где воз­ни­ка­ет цве­ток, появ­ля­ет­ся надеж­да на плод. Левой рукой она обыч­но при­под­ни­ма­ет подол сво­е­го полу­про­зрач­но­го оде­я­ния. Ино­гда она дер­жит в левой руке рог изоби­лия с дру­ги­ми сим­во­ла­ми, ука­зы­ваю­щи­ми на ожида­е­мые от нее бла­га. На мед­ной моне­те Дру­за Стар­ше­го сто­ит одно сло­во SPES; лишь с Клав­дия вошло в обы­чай добав­лять сло­ва AVG., AVGG., AVGVSTA, P. R., PVB., PVBLIC., PVBLICA и т. п., слу­жив­шие соот­вет­ст­вен­но для обо­зна­че­ния тех обсто­я­тельств, для кото­рых Надеж­ду сочли под­хо­дя­щим типом. Вальян (Vaillant) при­во­дит сереб­ря­ную моне­ту Пес­цен­ния Ниге­ра, на ревер­се кото­рой отче­ка­не­на леген­да BONAE SPEI с изо­бра­же­ни­ем иду­щей боги­ни. Цице­рон про­ти­во­по­став­ля­ет чув­ст­во доб­рой надеж­ды (bona spes) отча­я­нию во всех чело­ве­че­ских делах. А Плу­тарх вспо­ми­на­ет алтарь в Риме с над­пи­сью Fortunae Bonae Spei. Гру­тер (Gruter) при­во­дит над­пись на мра­мо­ре BONAE SPEI AVG. При­ме­ча­тель­но, что на моне­тах Восточ­ной Рим­ской импе­рии преж­ний образ Надеж­ды боль­ше не появ­ля­ет­ся. Леген­ду Spes Reipublicae импе­ра­три­цы Фау­сты сопро­вож­да­ет изо­бра­же­ние жен­щи­ны, кор­мя­щей гру­дью двух мла­ден­цев, а леген­ду Spes Romanorum Маг­на Мак­си­ма — ворота пре­то­ри­ан­ско­го лаге­ря.

В такой фор­ме и с таки­ми атри­бу­та­ми, как опи­са­но выше, Надеж­да встре­ча­ет­ся на моне­тах Клав­дия, Вес­па­си­а­на, Адри­а­на, Мар­ка Авре­лия, Ком­мо­да, Пес­цен­ния Ниге­ра, Аль­би­на, Сеп­ти­мия Севе­ра, Кара­кал­лы, Геты, Диа­ду­ме­ни­а­на, Эла­га­ба­ла, Алек­сандра Севе­ра, Филип­пов Стар­ше­го и Млад­ше­го, Герен­ния, Гости­ли­а­на, Эми­ли­а­на, Гал­ли­е­на, Посту­ма, Тет­ри­ка Стар­ше­го, Кви­е­та, Клав­дия Гот­ско­го, Таци­та, Про­ба, Кара­у­зия, Аллек­та, Юли­а­на II, Вален­та и др.

© 1964 г. Seth William Stevenson. A DICTIONARY OF ROMAN COINS, REPUBLICAN AND IMPERIAL, London, B. A. Seaby LTD, 1964, p. 756.
© 2007 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
См. также:
SPES (Джонс. Словарь античных римских монет)

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ВЕЧНОСТЬ, ЭТЕРНИТАС • OPS • G. P. R. • PATIENTIA •
МОНЕТЫ (Всего найдено: 15 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Антониниан, посеребренная медь
Клавдий II Готский
Сисция, 268—270 гг.
АВЕРС: IMP. CLAVDIVS AVG. — драпированный бюст императора в лучевой короне вправо.
РЕВЕРС: SPES AVG. — Спеса идет влево, правая рука с цветком поднята, левой рукой держит подол одежды.
В левом поле: II
2. Антониниан, медь
Кар
Тицин, II мастерская, 282—283 гг.
АВЕРС: IMP. CARVS P. F. AVG. — бюст императора в лучевой короне и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: SPES PVBLICA — Спеса идет влево, в правой руке держит цветок, левой рукой приподнимает одежду.
В обрезе: SXXI
3. Сестерций, медь
Веспасиан
Рим, 76 г.
АВЕРС: T. CAES. VESPASIAN. IMP. PON. TR. POT. COS. V — голова Тита в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Спеса (Надежда) идет влево, держит цветок и приподнимает одеяние.
В поле, слева и справа: S. C.
4. Сестерций, медь
Клавдий
Рим, 41—42 гг.
АВЕРС: TI. CLAVDIVS CAESAR AVG. P. M. TR. P. IMP. — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: SPES AVGVSTA — Спеса (Надежда), в драпировке, идет влево, держит цветок в правой руке и приподнимает подол левой рукой.
В обрезе: S. C.
5. Сестерций, медь
Домициан
Рим, 80—81 гг.
АВЕРС: IMP. CAES. DIVI AVG. VESP. F. DOMITIAN. COS. VII — голова Домициана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Смешанное из Виктории и Спесы (Надежды) божество идет влево, держит цветок в протянутой правой руке и пальмовую ветвь на плече — в левой.
В поле, слева и справа: S. C.
6. Аурей, золото
Луций Вер
Рим, 166—169 гг.
АВЕРС: LVCILLA AVGVSTA — драпированный бюст Луциллы вправо, голова обнажена; волнистые волосы закреплены внизу на затылке в шиньон.
РЕВЕРС: CONCORDIA — Конкордия (Согласие), в драпировке, сидит на невысоком сиденье влево, держит патеру в протянутой правой руке, облокотившись левой рукой на статуэтку Спесы (Надежды); внизу сиденья — рог изобилия.
7. Сестерций, медь
Клавдий
Рим, 42 г.
АВЕРС: TI. CLAVDIVS CAESAR AVG. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: SPES AVGVSTA — Спеса (Надежда), в драпировке, идет влево, держит цветок в правой руке и приподнимает подол левой рукой.
В обрезе: S. C.
8. Сестерций, медь
Траян
Рим, 107 г.
АВЕРС: IMP. CAES. NERVAE TRAIANO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. V P. P. — бюст Траяна в лавровом венке, с драпировкой на левом плече, вправо.
РЕВЕРС: S. P. Q. R. OPTIMO PRINCIPI — Спеса (Надежда) идет влево, держит цветок и приподнимает одеяние.
В поле, слева и справа: S. C.
9. Денарий, серебро
Адриан
Рим, 129 г.
АВЕРС: SABINA AVGVSTA HADRIANI AVG. P. P. — драпированный бюст Сабины вправо, волнообразные волосы собраны гребнем над диадемой и, заплетенные в косу, спадают ниже шеи.
РЕВЕРС: CONCORDIA AVG. — Конкордия (Согласие), в драпировке, сидит на троне влево, держит патеру в вытянутой правой руке, облокотившись левой рукой на статуэтку Спесы (Надежды), стоящую на невысокой подставке; внизу — рог изобилия.
10. Денарий, серебро
Траян
Рим, 103—111 гг.
АВЕРС: IMP. TRAIANO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. — бюст Траяна в лавровом венке с драпировкой на плече вправо.
РЕВЕРС: COS. V P. P. S. P. Q. R. OPTIMO PRINC. — Спеса (Надежда) идет влево, держит цветок и приподнимает одеяние.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА