Стивенсон. Словарь римских монет

SPES (Надеж­да). — Древ­ние покло­ня­лись Надеж­де как боже­ству. У нее были хра­мы и алта­ри, но древ­ние авто­ры ниче­го не сооб­ща­ют о том, какие жерт­вы ей при­но­си­ли. Ливий упо­ми­на­ет овощ­ной рынок (fo­rum oli­to­rium) в Риме как одно из мест, где нахо­дил­ся храм этой боги­ни, а так­же назы­ва­ет тот храм, кото­рый Пуб­лий Вик­тор постро­ил в седь­мом рай­оне горо­да. Цен­зор М. Фул­лий так­же посвя­тил храм в ее честь воз­ле Тиб­ра [В дей­ст­ви­тель­но­сти, цен­зор Марк Фуль­вий Флакк (179 г. до н. э.) постро­ил пор­тик поза­ди хра­ма Надеж­ды близ Тиб­ра, т. е. на Овощ­ном рын­ке (Liv. XL 51, 6). — О. Люби­мо­ва.] Надеж­да пер­со­ни­фи­ци­ро­ва­на в неко­то­рых антич­ных скульп­ту­рах, но гораздо чаще встре­ча­ет­ся ее изо­бра­же­ние на меда­льо­нах импе­ра­тор­ских серий, отче­ка­нен­ных в нача­ле прав­ле­ния вла­сти­те­ля; это изо­бра­же­ние ука­зы­ва­ло либо на бла­го­при­ят­ные пред­чув­ст­вия, кото­рые народ испы­ты­вал в отно­ше­нии импе­ра­то­ра, либо на ожида­ния, кото­рые импе­ра­тор хотел про­будить в отно­ше­нии само­го себя. Надеж­да часто пред­став­ле­на на меда­льо­нах цеза­рей, то есть усы­нов­лен­ных наслед­ни­ков импе­ра­тор­ско­го тро­на, ибо она име­ла наи­боль­шее вли­я­ние на юные умы. Обыч­но Надеж­да изо­бра­жа­лась в виде моло­дой жен­щи­ны, сто­я­щей или иду­щей, с цвет­ком в протя­ну­той пра­вой руке, — ибо там, где воз­ни­ка­ет цве­ток, появ­ля­ет­ся надеж­да на плод. Левой рукой она обыч­но при­под­ни­ма­ет подол сво­его полу­про­зрач­но­го оде­я­ния. Ино­гда она дер­жит в левой руке рог изоби­лия с дру­ги­ми сим­во­ла­ми, ука­зы­ваю­щи­ми на ожидае­мые от нее бла­га. На мед­ной моне­те Дру­за Стар­ше­го сто­ит одно сло­во SPES; лишь с Клав­дия вошло в обы­чай добав­лять сло­ва AVG., AVGG., AVGVSTA, P. R., PVB., PVBLIC., PVBLI­CA и т. п., слу­жив­шие соот­вет­ст­вен­но для обо­зна­че­ния тех обсто­я­тельств, для кото­рых Надеж­ду сочли под­хо­дя­щим типом. Вальян (Vail­lant) при­во­дит сереб­ря­ную моне­ту Пес­цен­ния Ниге­ра, на ревер­се кото­рой отче­ка­не­на леген­да BO­NAE SPEI с изо­бра­же­ни­ем иду­щей боги­ни. Цице­рон про­ти­во­по­став­ля­ет чув­ство доб­рой надеж­ды (bo­na spes) отча­я­нию во всех чело­ве­че­ских делах. А Плу­тарх вспо­ми­на­ет алтарь в Риме с над­пи­сью For­tu­nae Bo­nae Spei. Гру­тер (Gru­ter) при­во­дит над­пись на мра­мо­ре BO­NAE SPEI AVG. При­ме­ча­тель­но, что на моне­тах Восточ­ной Рим­ской импе­рии преж­ний образ Надеж­ды боль­ше не появ­ля­ет­ся. Леген­ду Spes Rei­pub­li­cae импе­ра­три­цы Фау­сты сопро­вож­да­ет изо­бра­же­ние жен­щи­ны, кор­мя­щей гру­дью двух мла­ден­цев, а леген­ду Spes Ro­ma­no­rum Маг­на Мак­си­ма — ворота пре­то­ри­ан­ско­го лаге­ря.

В такой фор­ме и с таки­ми атри­бу­та­ми, как опи­са­но выше, Надеж­да встре­ча­ет­ся на моне­тах Клав­дия, Вес­па­си­а­на, Адри­а­на, Мар­ка Авре­лия, Ком­мо­да, Пес­цен­ния Ниге­ра, Аль­би­на, Сеп­ти­мия Севе­ра, Кара­кал­лы, Геты, Диа­ду­ме­ни­а­на, Эла­га­ба­ла, Алек­сандра Севе­ра, Филип­пов Стар­ше­го и Млад­ше­го, Герен­ния, Гости­ли­а­на, Эми­ли­а­на, Гал­ли­е­на, Посту­ма, Тет­ри­ка Стар­ше­го, Кви­е­та, Клав­дия Гот­ско­го, Таци­та, Про­ба, Кара­у­зия, Аллек­та, Юли­а­на II, Вален­та и др.

См. также:
SPES (Джонс. Словарь античных римских монет)
© 1964 г. Seth William Stevenson. A DICTIONARY OF ROMAN COINS, REPUBLICAN AND IMPERIAL, London, B. A. Seaby LTD, 1964, p. 756.
© 2007 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
См. по теме: ВЕЧНОСТЬ, ЭТЕРНИТАС • OPS • G. P. R. • PATIENTIA •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ГЛИПТИКА. Рим.
Камея Медичи. Император приносит жертву Надежде.
Сардоникс, позолота.
I—II вв. н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей, Коридор Марии Магдалины деи Медичи.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Адриан
Рим, 118 г.
АВЕРС: IMP. CAESAR TRAIAN. HADRIANVS AVG. — драпированный бюст Адриана в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. COS. II — Конкордия (Согласие), в драпировке, сидит на троне влево, держит патеру в протянутой правой руке и облокачивается левой рукой на статую Спесы, стоящей на невысокой колонне; ниже трона рог изобилия.
В обрезе: CONCORD.
2. Антониниан, медь
Кар
Тицин, II мастерская, 282—283 гг.
АВЕРС: IMP. CARVS P. F. AVG. — бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: SPES PVBLICA — Спеса идет влево, в правой руке держит цветок, левой рукой приподнимает одежду.
В обрезе: SXXI
3. Антониниан, посеребренная медь
Клавдий II Готский
Сисция, 268—270 гг.
АВЕРС: IMP. CLAVDIVS AVG. — драпированный бюст императора в лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: SPES AVG. — Спеса идет влево, правая рука с цветком поднята, левой рукой держит подол одежды.
В левом поле: II
4. Сестерций, медь
Веспасиан
Рим, 76 г.
АВЕРС: T. CAES. VESPASIAN. IMP. PON. TR. POT. COS. V — голова Тита в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Спеса (Надежда) идет влево, держит цветок и приподнимает одеяние.
В поле, слева и справа: S. C.
5. Сестерций, медь
Клавдий
Рим, 41—42 гг.
АВЕРС: TI. CLAVDIVS CAESAR AVG. P. M. TR. P. IMP. — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: SPES AVGVSTA — Спеса (Надежда), в драпировке, идет влево, держит цветок в правой руке и приподнимает подол левой рукой.
В обрезе: S. C.
6. Сестерций, медь
Домициан
Рим, 80—81 гг.
АВЕРС: IMP. CAES. DIVI AVG. VESP. F. DOMITIAN. COS. VII — голова Домициана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Смешанное из Виктории и Спесы (Надежды) божество идет влево, держит цветок в протянутой правой руке и пальмовую ветвь на плече — в левой.
В поле, слева и справа: S. C.
7. Аурей, золото
Луций Вер
Рим, 166—169 гг.
АВЕРС: LVCILLA AVGVSTA — драпированный бюст Луциллы вправо, голова обнажена; волнистые волосы закреплены внизу на затылке в шиньон.
РЕВЕРС: CONCORDIA — Конкордия (Согласие), в драпировке, сидит на невысоком сиденье влево, держит патеру в протянутой правой руке, облокотившись левой рукой на статуэтку Спесы (Надежды); внизу сиденья — рог изобилия.
8. Сестерций, медь
Траян
Рим, 107 г.
АВЕРС: IMP. CAES. NERVAE TRAIANO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. V P. P. — бюст Траяна в лавровом венке, с драпировкой на левом плече, вправо.
РЕВЕРС: S. P. Q. R. OPTIMO PRINCIPI — Спеса (Надежда) идет влево, держит цветок и приподнимает одеяние.
В поле, слева и справа: S. C.
9. Сестерций, медь
Клавдий
Рим, 42 г.
АВЕРС: TI. CLAVDIVS CAESAR AVG. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: SPES AVGVSTA — Спеса (Надежда), в драпировке, идет влево, держит цветок в правой руке и приподнимает подол левой рукой.
В обрезе: S. C.
10. Денарий, серебро
Адриан
Рим, 126 г.
АВЕРС: HADRIANVS AVGVSTVS — бюст Адриана, в лавровом венке, с драпировкой на левом плече, вправо.
РЕВЕРС: COS. III — Конкордия (Согласие), в драпировке, сидит влево на троне, держит патеру в протянутой правой руке, облокотившись левой рукой на статуэтку Спесы (Надежды), стоящую на колонне возле трона.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА