Джонс. Словарь античных римских монет

SPES (Надеж­да). «Надеж­да» (гре­че­ская Elpis), пер­со­ни­фи­ка­ция или идея, пред­став­лен­ная или выра­жен­ная на рим­ских моне­тах от Клав­дия до Гоно­рия. В Риме ей покло­ня­лись как богине уже в III в. до н. э. В искус­ст­ве она изо­бра­жа­лась как задра­пи­ро­ван­ная жен­ская фигу­ра с цвет­ком. На моне­тах в этом обра­зе пред­став­ле­ны некото­рые импе­ра­три­цы. Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ное зна­че­ние Надеж­ды — дина­сти­че­ское: этот тип или идея ука­зы­ва­ют на млад­ших чле­нов импе­ра­тор­ской семьи. Суще­ст­ву­ет некото­рое раз­но­об­ра­зие легенд. Spes Augusta — это надеж­да, кото­рую при­но­сит импе­ра­тор; более рас­про­стра­нен­ная фор­ма Augusti, напро­тив, пред­по­ла­га­ет, что Надеж­да — это доб­ро­де­тель, при­су­щая импе­ра­то­ру. Spes Publica или Reipublicae — еще один тип, оче­вид­но свя­зан­ный с наслед­ни­ком; мы видим так­же, что Пес­цен­ний Нигер и Сеп­ти­мий Север выпус­ка­ли моне­ты, посвя­щен­ные «Доб­рой Надеж­де» с леген­дой BONAE SPEI.

На моне­тах Кон­стан­ти­на Вели­ко­го вновь появ­ля­ет­ся леген­да SPES PVBLIC(a), но язы­че­ская боги­ня исче­за­ет, заме­нен­ная хри­сти­ан­ским типом лаба­ру­ма, прон­заю­ще­го змею.


Анто­ни­ни­ан Кара 282—283 гг. н. э. Тип ревер­са — фигу­ра Надеж­ды, дер­жа­щая цве­ток и шагаю­щая впе­ред, в той позе, в кото­рой она изо­бра­жа­ет­ся тра­ди­ци­он­но. И поза, и рас­пус­каю­щий­ся цве­ток сим­во­ли­зи­ру­ют надеж­ду на буду­щее.

© 2007 Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой

© 1990 Текст, фото: John Melville Jones. A DICTIONARY OF ANCIENT ROMAN COINS, London, SPINK, 2004, p. 294.

См. так­же:

SPES (Сти­вен­сон)

Моне­ты: SPES

См. также:
SPES (Стивенсон. Словарь римских монет)

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ВЕЧНОСТЬ, ЭТЕРНИТАС • OPS • G. P. R. • PATIENTIA •
МОНЕТЫ (Всего найдено: 15 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Антониниан, посеребренная медь
Клавдий II Готский
Сисция, 268—270 гг.
АВЕРС: IMP. CLAVDIVS AVG. — драпированный бюст императора в лучевой короне вправо.
РЕВЕРС: SPES AVG. — Спеса идет влево, правая рука с цветком поднята, левой рукой держит подол одежды.
В левом поле: II
2. Антониниан, медь
Кар
Тицин, II мастерская, 282—283 гг.
АВЕРС: IMP. CARVS P. F. AVG. — бюст императора в лучевой короне и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: SPES PVBLICA — Спеса идет влево, в правой руке держит цветок, левой рукой приподнимает одежду.
В обрезе: SXXI
3. Сестерций, медь
Веспасиан
Рим, 76 г.
АВЕРС: T. CAES. VESPASIAN. IMP. PON. TR. POT. COS. V — голова Тита в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Спеса (Надежда) идет влево, держит цветок и приподнимает одеяние.
В поле, слева и справа: S. C.
4. Сестерций, медь
Клавдий
Рим, 41—42 гг.
АВЕРС: TI. CLAVDIVS CAESAR AVG. P. M. TR. P. IMP. — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: SPES AVGVSTA — Спеса (Надежда), в драпировке, идет влево, держит цветок в правой руке и приподнимает подол левой рукой.
В обрезе: S. C.
5. Сестерций, медь
Домициан
Рим, 80—81 гг.
АВЕРС: IMP. CAES. DIVI AVG. VESP. F. DOMITIAN. COS. VII — голова Домициана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Смешанное из Виктории и Спесы (Надежды) божество идет влево, держит цветок в протянутой правой руке и пальмовую ветвь на плече — в левой.
В поле, слева и справа: S. C.
6. Аурей, золото
Луций Вер
Рим, 166—169 гг.
АВЕРС: LVCILLA AVGVSTA — драпированный бюст Луциллы вправо, голова обнажена; волнистые волосы закреплены внизу на затылке в шиньон.
РЕВЕРС: CONCORDIA — Конкордия (Согласие), в драпировке, сидит на невысоком сиденье влево, держит патеру в протянутой правой руке, облокотившись левой рукой на статуэтку Спесы (Надежды); внизу сиденья — рог изобилия.
7. Сестерций, медь
Клавдий
Рим, 42 г.
АВЕРС: TI. CLAVDIVS CAESAR AVG. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: SPES AVGVSTA — Спеса (Надежда), в драпировке, идет влево, держит цветок в правой руке и приподнимает подол левой рукой.
В обрезе: S. C.
8. Сестерций, медь
Траян
Рим, 107 г.
АВЕРС: IMP. CAES. NERVAE TRAIANO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. V P. P. — бюст Траяна в лавровом венке, с драпировкой на левом плече, вправо.
РЕВЕРС: S. P. Q. R. OPTIMO PRINCIPI — Спеса (Надежда) идет влево, держит цветок и приподнимает одеяние.
В поле, слева и справа: S. C.
9. Денарий, серебро
Адриан
Рим, 129 г.
АВЕРС: SABINA AVGVSTA HADRIANI AVG. P. P. — драпированный бюст Сабины вправо, волнообразные волосы собраны гребнем над диадемой и, заплетенные в косу, спадают ниже шеи.
РЕВЕРС: CONCORDIA AVG. — Конкордия (Согласие), в драпировке, сидит на троне влево, держит патеру в вытянутой правой руке, облокотившись левой рукой на статуэтку Спесы (Надежды), стоящую на невысокой подставке; внизу — рог изобилия.
10. Денарий, серебро
Траян
Рим, 103—111 гг.
АВЕРС: IMP. TRAIANO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. — бюст Траяна в лавровом венке с драпировкой на плече вправо.
РЕВЕРС: COS. V P. P. S. P. Q. R. OPTIMO PRINC. — Спеса (Надежда) идет влево, держит цветок и приподнимает одеяние.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА