Джонс. Словарь античных римских монет

SPES (Надеж­да). «Надеж­да» (гре­че­ская El­pis), пер­со­ни­фи­ка­ция или идея, пред­став­лен­ная или выра­жен­ная на рим­ских моне­тах от Клав­дия до Гоно­рия. В Риме ей покло­ня­лись как богине уже в III в. до н. э. В искус­стве она изо­бра­жа­лась как задра­пи­ро­ван­ная жен­ская фигу­ра с цвет­ком. На моне­тах в этом обра­зе пред­став­ле­ны неко­то­рые импе­ра­три­цы. Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ное зна­че­ние Надеж­ды — дина­сти­че­ское: этот тип или идея ука­зы­ва­ют на млад­ших чле­нов импе­ра­тор­ской семьи. Суще­ст­ву­ет неко­то­рое раз­но­об­ра­зие легенд. Spes Augus­ta — это надеж­да, кото­рую при­но­сит импе­ра­тор; более рас­про­стра­нен­ная фор­ма Augus­ti, напро­тив, пред­по­ла­га­ет, что Надеж­да — это доб­ро­де­тель, при­су­щая импе­ра­то­ру. Spes Pub­li­ca или Rei­pub­li­cae — еще один тип, оче­вид­но свя­зан­ный с наслед­ни­ком; мы видим так­же, что Пес­цен­ний Нигер и Сеп­ти­мий Север выпус­ка­ли моне­ты, посвя­щен­ные «Доб­рой Надеж­де» с леген­дой BO­NAE SPEI.

На моне­тах Кон­стан­ти­на Вели­ко­го вновь появ­ля­ет­ся леген­да SPES PVBLIC(a), но язы­че­ская боги­ня исче­за­ет, заме­нен­ная хри­сти­ан­ским типом лаба­ру­ма, прон­заю­ще­го змею.


Анто­ни­ни­ан Кара 282—283 гг. н. э. Тип ревер­са — фигу­ра Надеж­ды, дер­жа­щая цве­ток и шагаю­щая впе­ред, в той позе, в кото­рой она изо­бра­жа­ет­ся тра­ди­ци­он­но. И поза, и рас­пус­каю­щий­ся цве­ток сим­во­ли­зи­ру­ют надеж­ду на буду­щее.

См. также:
SPES (Стивенсон. Словарь римских монет)
© 1990 г. John Melville Jones. A DICTIONARY OF ANCIENT ROMAN COINS, London, SPINK, 2004, p. 294.
© 2007 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
См. по теме: ВЕЧНОСТЬ, ЭТЕРНИТАС • OPS • G. P. R. • PATIENTIA •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ГЛИПТИКА. Рим.
Камея Медичи. Император приносит жертву Надежде.
Сардоникс, позолота.
I—II вв. н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей, Коридор Марии Магдалины деи Медичи.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Адриан
Рим, 118 г.
АВЕРС: IMP. CAESAR TRAIAN. HADRIANVS AVG. — драпированный бюст Адриана в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. COS. II — Конкордия (Согласие), в драпировке, сидит на троне влево, держит патеру в протянутой правой руке и облокачивается левой рукой на статую Спесы, стоящей на невысокой колонне; ниже трона рог изобилия.
В обрезе: CONCORD.
2. Антониниан, посеребренная медь
Клавдий II Готский
Сисция, 268—270 гг.
АВЕРС: IMP. CLAVDIVS AVG. — драпированный бюст императора в лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: SPES AVG. — Спеса идет влево, правая рука с цветком поднята, левой рукой держит подол одежды.
В левом поле: II
3. Антониниан, медь
Кар
Тицин, II мастерская, 282—283 гг.
АВЕРС: IMP. CARVS P. F. AVG. — бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: SPES PVBLICA — Спеса идет влево, в правой руке держит цветок, левой рукой приподнимает одежду.
В обрезе: SXXI
4. Сестерций, медь
Веспасиан
Рим, 76 г.
АВЕРС: T. CAES. VESPASIAN. IMP. PON. TR. POT. COS. V — голова Тита в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Спеса (Надежда) идет влево, держит цветок и приподнимает одеяние.
В поле, слева и справа: S. C.
5. Сестерций, медь
Клавдий
Рим, 41—42 гг.
АВЕРС: TI. CLAVDIVS CAESAR AVG. P. M. TR. P. IMP. — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: SPES AVGVSTA — Спеса (Надежда), в драпировке, идет влево, держит цветок в правой руке и приподнимает подол левой рукой.
В обрезе: S. C.
6. Сестерций, медь
Домициан
Рим, 80—81 гг.
АВЕРС: IMP. CAES. DIVI AVG. VESP. F. DOMITIAN. COS. VII — голова Домициана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Смешанное из Виктории и Спесы (Надежды) божество идет влево, держит цветок в протянутой правой руке и пальмовую ветвь на плече — в левой.
В поле, слева и справа: S. C.
7. Аурей, золото
Луций Вер
Рим, 166—169 гг.
АВЕРС: LVCILLA AVGVSTA — драпированный бюст Луциллы вправо, голова обнажена; волнистые волосы закреплены внизу на затылке в шиньон.
РЕВЕРС: CONCORDIA — Конкордия (Согласие), в драпировке, сидит на невысоком сиденье влево, держит патеру в протянутой правой руке, облокотившись левой рукой на статуэтку Спесы (Надежды); внизу сиденья — рог изобилия.
8. Сестерций, медь
Траян
Рим, 107 г.
АВЕРС: IMP. CAES. NERVAE TRAIANO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. V P. P. — бюст Траяна в лавровом венке, с драпировкой на левом плече, вправо.
РЕВЕРС: S. P. Q. R. OPTIMO PRINCIPI — Спеса (Надежда) идет влево, держит цветок и приподнимает одеяние.
В поле, слева и справа: S. C.
9. Сестерций, медь
Клавдий
Рим, 42 г.
АВЕРС: TI. CLAVDIVS CAESAR AVG. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: SPES AVGVSTA — Спеса (Надежда), в драпировке, идет влево, держит цветок в правой руке и приподнимает подол левой рукой.
В обрезе: S. C.
10. Денарий, серебро
Адриан
Рим, 126 г.
АВЕРС: HADRIANVS AVGVSTVS — бюст Адриана, в лавровом венке, с драпировкой на левом плече, вправо.
РЕВЕРС: COS. III — Конкордия (Согласие), в драпировке, сидит влево на троне, держит патеру в протянутой правой руке, облокотившись левой рукой на статуэтку Спесы (Надежды), стоящую на колонне возле трона.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА