Стивенсон. Словарь римских монет

VIC­TO­RIA (Победа). Пер­со­ни­фи­ка­ция Победы у рим­лян, подоб­ная Νί­κη у гре­ков. Изо­бра­же­ние Победы часто встре­ча­ет­ся на моне­тах; его мож­но най­ти на ран­них экзем­пля­рах из Кам­па­нии, на вик­то­ри­а­тах, на рес­пуб­ли­кан­ских моне­тах, а так­же на импе­ра­тор­ских и визан­тий­ских сери­ях. В чис­ле наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ных типов с леген­да­ми VIC­TO­RIA AVG. (Augus­ti), AVGG. или AVGGG. (Augus­to­rum) мож­но назвать сле­дую­щие: сидя­щая Победа; Победа, насту­паю­щая на шлем, опи­раю­ща­я­ся на колон­ну или щит, сто­я­щая на зем­ном шаре, воз­дви­гаю­щая тро­фей; Победа на колес­ни­це с пар­ной запряж­кой или квад­ри­ге; летя­щая Победа; Победа, делаю­щая над­пись на щите; иду­щая Победа с вен­ком и паль­мо­вой вет­вью или тро­фе­ем (очень часто встре­чаю­щий­ся тип); Победа, коро­ну­ю­щая импе­ра­то­ра, тро­фей, ворота лаге­ря; сто­я­щий импе­ра­тор с воен­ным зна­ме­нем или лаба­ру­мом и зем­ным шаром, коро­ну­е­мый Победой; сто­я­щая Победа с кре­стом и т. д.

См. также:
VICTORIA (Джонс. Словарь античных римских монет)
ВИКТОРИЯ (Словарь античности)
© 1964 г. Текст: Seth William Stevenson. A DICTIONARY OF ROMAN COINS, REPUBLICAN AND IMPERIAL, London, B. A. Seaby LTD, 1964, с. 865.
© 2007 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой.
См. по теме: ВЕЧНОСТЬ, ЭТЕРНИТАС • OPS • G. P. R. • PATIENTIA •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Ника Самофракийская.
Мрамор. Ок. 190 г. до н. э.
Париж, Лувр.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Ника Самофракийская.
Мрамор. Ок. 190 г. до н. э.
Париж, Лувр.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Ники.
Мрамор. Римская работа 2-й половины II в. по греческому оригиналу 430-х гг. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Ника Самофракийская.
Мрамор. Ок. 190 г. до н. э.
Париж, Лувр.
5. НАДПИСИ. Рим.
Плита с посвящением алтаря за благополучие Августа, поставленного Луцием Лукрецием Зетом.
CIL VI 30975 = ILS 3090.
Мрамор.
1 г. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
6. ТОРЕВТИКА. Рим.
Скифос из Боскореальского клада. Сторона A: Триумфальная процессия Тиберия (Pompa Triumphalis).
Серебро.
Кон. I в. до н. э. — 1-я пол. I в. н. э.
Париж, Лувр.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Юпитера.
Мрамор. Кон. I в. н. э.
Драпировка, жезл, фигуры орла и Виктории — тонированный гипс. XIX в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Септимия Севера.
Левая панель со стороны Капитолия.
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
9. СКУЛЬПТУРА.
Виктория.
Христиан Раух (1777—1857).
Мрамор.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Триумфальное шествие Тита. Деталь: Тит и Виктория.
Рельеф на северной стене арки Тита.
81—96 гг.
Рим, Римский Форум, Арка Тита.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Квинарий, золото
Тиберий
Лугдун, 29—30 гг.
АВЕРС: TI. DIVI F. AVGVSTVS — голова Тиберия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: TR. POT. XXXI — Виктория, в драпировке, сидит вправо на шаре, держит венок обеими руками, левое крыло виднеется за правым.
2. Квинарий, золото
Тиберий
Лугдун, 24—25 гг.
АВЕРС: TI. DIVI F. AVGVSTVS — голова Тиберия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: TR. POT. XXVI — Виктория, в драпировке, сидит вправо на шаре, держит венок обеими руками, левое крыло виднеется за правым.
3. Квинарий, золото
Тиберий
Лугдун, 26—27 гг.
АВЕРС: TI. DIVI F. AVGVSTVS — голова Тиберия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: TR. POT. XXVIII — Виктория, в драпировке, сидит вправо на шаре, держит венок обеими руками, левое крыло виднеется за правым.
4. Сестерций, медь
Нерон
Рим, 66 г.
АВЕРС: IMP. NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. P. P. — голова Нерона в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ROMA — Рома, в шлеме и в военной одежде, сидит влево на доспехах, поставив правую ногу на шлем, держит Викторию на вытянутой правой руке, положив левую руку на паразоний на боку; возле нее один круглый щит и один продолговатый.
В поле, слева и справа: S. C.
5. Сестерций, орихалк
Нерон
Лугдун, 67 г.
АВЕРС: IMP. NERO CAESAR AVG. P. MAX. TR. POT. P. P. — голова Нерона в лавровом венке влево, с шаром в точке опоры бюста.
РЕВЕРС: ROMA — Рома, в шлеме и в военной одежде, сидит влево на доспехах, поставив левую ногу на шлем, держит Викторию на вытянутой правой руке, положив левую руку на паразоний на боку; возле нее три круглых щита.
В поле, слева и справа: S. C.
6. Квинарий, золото
Тиберий
Лугдун, 33—34 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVSTVS — голова Тиберия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: TR. POT. XXXV — Виктория, в драпировке, сидит вправо на шаре, держит венок обеими руками, левое крыло виднеется за правым.
7. Квинарий, золото
Тиберий
Лугдун, 34—35 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVSTVS — голова Тиберия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: TR. POT. XXXVI — Виктория, в драпировке, сидит вправо на шаре, держит венок обеими руками, левое крыло виднеется за правым.
8. Сестерций, орихалк
Нерон
Рим, 65 г.
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Нерона в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ROMA — Рома, в шлеме и в военной одежде, сидит влево на доспехах, поставив правую ногу на шлем, держит Викторию на вытянутой правой руке, положив левую руку на паразоний на боку; возле нее три круглых щита и поножи.
В поле, слева и справа: S. C.
9. Сестерций, орихалк
Нерон
Рим, 65 г.
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Нерона в лавровом венке влево.
РЕВЕРС: ROMA — Рома, в шлеме и в военной одежде, сидит влево на доспехах, поставив правую ногу на шлем, держит Викторию на вытянутой правой руке, облокотившись левой рукой на щит; возле нее два круглых щита, один продолговатый и шлем.
В поле, слева и справа: S. C.
10. Сестерций, орихалк
Нерон
Лугдун, 65 г.
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Нерона в лавровом венке вправо, с шаром в точке опоры бюста.
NERO CLAVD CAESAR AVG GER P M TR P IMP P P, laureate head of Nero to right with globe at point of bust / Roma seated to left on a cuirass, holding Victory in her right hand and a parazonium with her left; three shields and a helmet behind her; S-C across fields, ROMA in exergue.
РЕВЕРС: ROMA — Рома, в шлеме и в военной одежде, сидит влево на доспехах, поставив правую ногу на шлем, держит Викторию на вытянутой правой руке, положив левую руку на паразоний на боку; возле нее два (три?) круглых щита и шлем.
В поле, слева и справа: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА